Смирнов - История Христианской Церкви

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Евграф Иванович Смирнов - История Христианской Церкви
История Церкви как наука должна быть стройным, органическим развитием всех сторон своего предмета. Поэтому необходимо, чтобы каждая сторона церковной жизни изображалась в ней в непрерывном порядке и последовательности. Но так как между всеми сторонами церковной жизни существует тесная историческая связь, то нельзя каждую из них рассматривать особо чрез все века; с другой стороны, рассматривать все стороны церковной жизни совокупно в каждом веке также неудобно, потому что есть такого рода события, начало которых в одном веке, а продолжение в другом и даже в третьем веке, отчего может потеряться связь в изложении. Более удобным признается в ученой церковно-исторической литературе разделение церковной истории в ее изложении на периоды, сообразно характеристическим особенностям жизни Церкви в известный промежуток времени.
 
Таким образом, история Церкви может быть разделена на четыре периода: первый период — период по преимуществу внешнего распространения Церкви Христовой, от времен апостолов до торжества ее над язычеством при Константине Великом (34-313 гг.); второй период — период по преимуществу внутреннего благоустройства Церкви, от торжества Церкви над язычеством при Константине Великом до окончательного отпадения Западной Церкви от Восточной и устройства Церкви Русской (313-1054 гг.); третий период — от окончательного разделения Церквей и устройства Церкви Русской до падения Византийской империи на Востоке (1453 г.) и начала Реформации на Западе (1517 г.), характеризуемый со стороны Восточной Церкви неизменным соблюдением древнего вселенского учения и благоустройства, а со стороны Западной — постепенным уклонением от сего учения и благоустройства; четвертый, наконец, период — от падения Византийской империи на Востоке и начала Реформации на Западе до настоящего времени — для Восточной Церкви период бедственной жизни под игом мусульман, а для Западной — период распадения ее на новые религиозные общества.
 
История Русской Церкви как составляющая отдельную науку будет занесена в настоящий курс общей истории христианской Церкви только своим началом и окончательным устройством, дабы можно было видеть ее место в общей церковной истории.
 

Евграф Иванович Смирнов - История Христианской Церкви

Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2007 - 768 с.
Издание 2-е, исправленное
ISBN 978-5-90-3102-02-0
 

Евграф Иванович Смирнов - История Христианской Церкви - Содержание

Введение в науку
  • § 1. Понятие о Церкви и ее истории
  • § 2. Предмет церковной истории и составные части
  • § 3. Источники и пособия
  • § 4. Разделение церковной истории на периоды
ПЕРИОД ПЕРВЫЙ
  • § 5. Характер этого периода
  • ГЛАВА I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕРКВИ
    • § 6. Условия, благоприятствовавшие распространению Церкви
    • § 7. Распространение Церкви при святых апостолах. Сошествие Святого Духа на апостолов и первые успехи евангельской проповеди в Иерусалиме
    • § 8. Враждебное отношение представителей иудейства к проповеди апостольской; рассеяние верующих из Иерусалима и распространение Евангелия между иудеями и самарянами в Палестине и Сирии; обращение Савла
    • § 9. Основание христианской Церкви между язычниками в Кесарии и Антиохии
    • § 10. Решение вопроса о принятии в Церковь язычников на Апостольском соборе
    • § 11. Святой Павел — апостол язычников и его апостольские труды
    • § 12. Дальнейшие благовестнические труды апостола Петра, Иакова, Иоанна и прочих апостолов
    • § 13. Общий взгляд на распространение Церкви Христовой в век апостольский и причины ее быстрого распространения
    • § 14. Распространение Церкви после апостолов во II и III веках в Европе, Африке и Азии
    • § 15. Гонение на Церковь Христову со стороны иудеев
    • § 16. Причины гонений со стороны язычников
    • § 17. Гонения на христиан со стороны языческих императоров в I веке
    • § 18. Гонение на христиан со стороны языческого правительства в первой половине II века
    • § 19. Гонение на христиан при Марке Аврелии и последующих императорах до Гелиогабала (161-219 гг.)
    • § 20. Положение христиан со времени Гелиогабала до Деция Траяна (218-249 гг.)
    • § 21. Гонение на христиан при Деции Траяне и последующих императорах до Диоклетиана
    • § 22. Гонение на христиан в начале IV столетия при Диоклетиане и других императорах (до 313 г.)
    • § 23. Эдикт Константина Великого в пользу христиан
    • § 24. Нападения на христиан со стороны языческих ученых и философов
    • § 25. Нападения неоплатоников на христиан
    • § 26. Христианские апологеты
  • ГЛАВА ІІ. УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ
    • §27. Источники вероучения Церкви новозаветной
    • § 28. Канон священных книг и Священное Предание
    • § 29. Краткое изложение церковного учения в символах
    • § 30. Частные догматы, раскрывавшиеся Святой Церковью
  • ГЛАВА III. ЕРЕСИ И СЕКТЫ
    • §31. Происхождение ересей и лжеучений
    • § 32. Еретики иудействующие
    • § 33. Гностицизм
    • § 34. Манихейство
    • § 35. Ересь антитринитариев
    • § 36. Монтанизм
    • § 37. Хилиазм
  • ГЛАВА IV. БОГОСЛОВСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И НАУКА
    • § 38. Мужи апостольские, их жизнь и творения
    • § 39. Богословская наука после апостольского времени
  • ГЛАВА V. УСТРОЙСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ
    • § 40. Клир и миряне
    • § 41. Чрезвычайные дарования и служения в век апостольский
    • § 42. Степени постоянной иерархии
    • § 43. Неиерархические церковные должности
    • § 44. Избрание и посвящение духовных лиц
    • § 45. Положение клира в первые века
    • § 46. Кафедры епископов и епископское управление
    • § 47. Взаимные отношения между церквами и их предстоятелями-епископами
    • § 48. Первенствующее положение некоторых епископских кафедр
    • § 49. Церковные узаконения
  • ГЛАВА VI. БОГОСЛУЖЕНИЕ, БЛАГОЧИНИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ
    • § 50. Характер новозаветного богослужения и его составные части
    • § 51. Священные места
    • § 52. Священные времена
    • § 53. Споры о времени празднования Пасхи
    • § 54. Совершение таинств
    • § 55. Споры о крещении еретиков
    • § 56. Церковная дисциплина; расколы против нее
    • § 57. Святость и чистота жизни христиан первых веков
    • § 58. Христианские обычаи
ПЕРИОД ВТОРОЙ
  • § 1. Характер этого периода
  • ГЛАВА I. ВНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕРКВИ
    • § 2. Положение Церкви Христовой при Константине Великом и его сыновьях
    • § 3. Положение Церкви при Юлиане Отступнике
    • § 4. Положение Церкви при последующих императорах и окончательное падение язычества в Греко-Римской империи
    • § 5. Распространение Церкви вне пределов Римской империи
    • § 6. Усилия ученых язычников защитить падающее язычество; опровержения их со стороны христиан
    • § 7. Бедствия Церкви
  • ГЛАВА ІІ. УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ, ОПРЕДЕЛЕННОЕ И УТВЕРЖДЕННОЕ НА ВСЕЛЕНСКИХ И ПОМЕСТНЫХ СОБОРАХ ПО ПОВОДУ РАЗЛИЧНЫХ ЕРЕСЕЙ
    • § 8. Общий взгляд на характер ересей IV и последующих веков
    • § 9. Ересь Ария и Первый Вселенский собор
    • § 10. Продолжение арианской ереси после Никейского собора
    • § 11. Лжеучения, возникшие в Церкви во время арианских смут
    • § 12. Второй Вселенский собор и окончательное поражение арианства со всеми его отраслями
    • § 13. Ересь пелагианская
    • § 14. Ересь Нестория и Третий Вселенский собор
    • § 15. История несторианства после собора
    • § 16. Ересь Евтихия, или монофизитов, и Четвертый Вселенский собор
    • § 17. Продолжение монофизитской ереси после собора
    • § 18. Попечение Юстиниана I о мире Церкви; спор о трех главах и Пятый Вселенский собор
    • § 19. Упорство монофизитов и монофизитские секты
    • § 20. Ересь монофелитов и Шестой Вселенский собор
    • § 21. Ересь иконоборческая и Седьмой Вселенский собор
    • § 22. Продолжение иконоборческой ереси после собора
    • § 23. Filioque
    • § 24. Евхиты (мессалиане)
    • § 25. Ересь павликиан
  • ГЛАВА III. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА
    • § 26. Общий взгляд на состояние духовного просвещения во второй период
    • § 27. Главные богословские школы и направления на Востоке в IV и V веках
    • § 28. Духовное просвещение в IV и V веках на Западе
    • § 29. Состояние духовного просвещения в VI-VIII веках как на Востоке, так и на Западе
    • § 30. Состояние духовного просвещения на Востоке в IX и X веках
    • § 31. Состояние духовного просвещения на Западе в IX и X веках
  • ГЛАВА IV. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ
    • § 32. Взаимные отношения между Церковью и государством в IV-XI веках
    • § 33. Церковная иерархия
    • § 34. Умножение церковных должностей
    • § 35. Церковное управление — епископское, митрополичье и патриаршее
    • § 36. Возвышение Константинопольского патриарха
    • § 37. Вселенское соборное управление и церковное законодательство
    • § 38. Папские притязания на главенство в Церкви и история папства
  • ГЛАВА V. БОГОСЛУЖЕНИЕ, ЦЕРКОВНОЕ БЛАГОЧИНИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ
    • § 39. Общие замечания о богослужении
    • § 40. Места общественного богослужения, их устройство и принадлежности
    • § 41. Богослужебные времена, праздники и посты
    • § 42. Богослужебные действия и обряды
    • § 43. Особенности, допущенные Западной Церковью в богослужении
    • § 44. Церковная дисциплина касательно покаяния и раскол донатисто
    • § 45. Христианская жизнь вообще
    • § 46. Жизнь монашеская на Востоке
    • § 47. Монашество на Западе
    • § 48. Христианская жизнь в Церкви Западной в ΙΧ-ΧΙ веках
  • ГЛАВА VI. ОТПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ ОТ СОЮЗА С ВОСТОЧНОЙ
    • § 49. Причины, подготовившие разделение Церквей
    • § 50. Начало разделения
    • § 51. Окончательное разделение Церквей в половине XI века
ПЕРИОД ТРЕТИЙ
  • § 1. Характер этого периода
  • А. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНО-КАФОЛИЧЕСКОЙ (1054-1453 гг.)
  • ГЛАВА I. ВНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕРКВИ
    • § 2. Окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире и Ярославе
    • § 3. Сокращение пределов Греко-Восточной Церкви
    • § 4. Попытки к соединению Церквей
  • ГЛАВА II. ИЕРАРХИЯ И ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    • § 5. Управление патриаршее
    • § 6. Отношение императоров к патриархам. Замечательнейшие из патриархов этого времени
    • § 7. Имущества церквей. Содержание духовенства
  • ГЛАВА III. СОСТОЯНИЕ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЕРЕСИ
    • § 8. Состояние просвещения при Комнинах и Палеологах
    • § 9. Замечательные церковные писатели в век Комнинов (1050-1250 гг.)
    • § 10. Замечательнейшие писатели в век Палеологов (1250-1450 гг.)
    • § 11. Ересь богомильская
    • § 12. Споры варлаамитов и паламитов
  • Глава IV. БОГОСЛУЖЕНИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ
    • § 13. Состояние богослужения
    • § 14. Состояние христианской жизни
  • Б. ИСТОРИЯ РИМСКОЙ ЦЕРКВИ (1054-1517 гг.)
  • Глава I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКОЙ ЦЕРКВИ
    • § 15. Миссионерская деятельность латинян
  • ГЛАВА ІІ. ПАПСТВО И МОНАШЕСТВО
    • § 16. Борьба пап с государями за независимость в церковных делах
    • § 17. Борьба пап с государями за преобладание в делах светских
    • § 18. Постепенный упадок папского могущества
    • § 19. Попытки к ограничению папской власти в церковных делах
    • § 20. Западное монашество в XI-XV веках
  • ГЛАВА III. БОГОСЛУЖЕНИЕ И ЖИЗНЬ
    • § 21. Новые уклонения Рима в богослужении от порядка вселенской Церкви
    • § 22. Состояние нравственно-религиозной жизни в Римской Церкви
  • ГЛАВА IV. УЧЕНИЕ, ЕРЕСИ И СЕКТЫ
    • § 23. Главные богословские направления на Западе: схоластика и мистика
    • § 24. Новые догматы в Римской Церкви
    • § 25. Секты в Римской Церкви в XI— XV веках
  • ГЛАВА V. ПОДГОТОВЛЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ
    • § 26. Общее недовольство Римской Церковью и стремление к ее преобразованию
    • § 27. Виклиф, Гус и Савонарола
ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ
  • § 1. Характер этого периода
  • А. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНО-КАФОЛИЧЕСКОЙ ОТ ВЗЯТИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ТУРКАМИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
  • ГЛАВА I. ВНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕРКВИ ПОД ИГОМ ТУРЕЦКИМ
    • § 2. Взятие Константинополя турками и падение Византийской империи
    • § 3. Отношение турецкого правительства к Церкви при Магомете II (1451-1481 гг.)
    • § 4. Отношение турецкого правительства к Церкви при преемниках Магомета до конца XVI столетия
    • § 5. Отношение турецкого правительства к Церкви в XVII и XVIII веках
    • § 6. Отношение турецкого правительства к Церкви в XIX столетии
    • § 7. Борьба греков за религиозную и политическую независимость
    • § 8. Основание самостоятельной Эллинской Церкви
    • § 9. Постоянное участие России в облегчении бедственной судьбы восточных христиан
  • ГЛАВА II. ИЕРАРХИЯ И ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    • § 10. Права, власть и важное значение Константинопольского патриарха
    • § 11. Искательство многими патриаршего престола и гибельные следствия сего искательства
    • § 12. Замечательнейшие патриархи от Геннадия до Самуила I (1453-1764 гг.)
    • § 13. Патриарх Самуил I (1764-1780 гг.) и произведенная им реформа в патриаршем управлении
    • § 14. Состояние иерархии после Самуила I
    • § 15. Современное состояние константинопольской иерархии
    • § 16. Способы содержания Константинопольской патриархии и духовенства
    • § 17. Состояние иерархии в патриархатах Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском
  • ГЛАВА III. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
    • § 18. Состояние просвещения
    • § 19. Духовно-учебные заведения в Греко-Восточной Церкви в настоящее время
    • § 20. Ограждение Православия от латинской пропаганды
    • § 21. Попытки латинян к завладению святыми местами в Палестине
    • § 22. Новейшие попытки пап в пользу унии
    • § 23. Ограждение Православия от протестантства
    • § 24. Попытка Англиканской Церкви к соединению с Православной
    • § 25. Соборы, ограждавшие Православие от латинян и протестантов
    • § 26. Замечательнейшие писатели Греко-Восточной Церкви
  • ГЛАВА IV. БОГОСЛУЖЕНИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ
    • § 27. Состояние богослужения
    • § 28. Состояние христианской жизн
  • ГЛАВА V. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ И НАСТОЯЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ СЛАВЯНСКИХ ЦЕРКВЕЙ
    • § 29. Состояние Церкви в Болгарии
    • § 30. Состояние Церкви в королевстве Сербском
    • § 31. Православная Церковь в Боснии и Герцеговине
    • § 32. Православная Церковь в Черногории
    • § 33. Православная Церковь у славян в австро-венгерских владениях
  • Б. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ РИМСКОЙ И ДРУГИХ ХРИСТИАНСКИХ ОБЩЕСТВ НА ЗАПАДЕ ОТ НАЧАЛА РЕФОРМАЦИИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
  • Первая эпоха — от начала Реформации до Вестфальского мира (1517—1648 гг.)
  • ГЛАВА I. РЕФОРМАТОРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В ГЕРМАНИИ И ОСНОВАНИЕ ЛЮТЕРАНСКОГО ОБЩЕСТВА
    • § 34. Реформация в Германии до Шпейерского сейма 1526 года
    • § 35. История Реформации в Германии до Вестфальского мира (1658 г.)
    • § 36. Распространение лютеранства в других странах Европы
  • ГЛАВА II. РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ШВЕЙЦАРИИ И ОСНОВАНИЕ РЕФОРМАТСКОГО ИЛИ КАЛЬВИНСКОГО ОБЩЕСТВА
    • § 37. Ульрих Цвингли и его учение
    • § 38. Кальвин; его учение и реформа
    • § 39. Распространение кальвинского учения в других страна
    • § 40. Протестантские секты до Вестфальского мира
  • ГЛАВА III. РЕФОРМАТОРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В АНГЛИИ И ОСНОВАНИЕ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ
    • § 41. Церковные нововведения Генриха VIII и основание Англиканской епископальной Церкви при Эдуарде VI и Елисавете
  • ГЛАВА IV. РИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БОРЬБЕ С ПРОТЕСТАНТСТВОМ
    • § 42. Тридентский собор
    • § 43. Орден иезуитов и другие ордена
  • Вторая эпоха — от Вестфальского мира до начала XX в.
  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОТЕСТАНТСКИХ ОБЩЕСТВ
    • § 44. Взаимные отношения между католиками и протестантами
    • § 45. Протестантские миссии между язычниками и библейские общества
    • § 46. Внутреннее разъединение в протестантских обществах
    • § 47. Новые протестантские секты
  • ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ РИМСКОЙ ЦЕРКВИ
    • § 48. Папство и католические государства в их взаимных отношениях
    • § 49. Различные религиозные направления в Римской Церкви
    • § 50. Новые догматы в Римской Церкви

Евграф Иванович Смирнов - История Христианской Церкви - Условия, благоприятствовавшие распространению Церкви

 
Христианская Церковь, как сказано выше, при своем появлении встретила ожесточенное сопротивление к своему распространению со стороны человеческих обществ того времени, но в самой жизни этих обществ, как политической, так и религиозно-нравственной, были условия, благоприятствовавшие ее успешному распространению. Политическое состояние вообще. Ко времени пришествия Христа Спасителя в мир и основания Им Своей Церкви почти все народы тогдашнего политического мира соединены были в одно государство, под одной политической властью римского народа. Рим назывался столицею всей вселенной. По праву победителей римляне относились к побежденным народам очень жестоко — забирали и отвозили награбленные в завоеванных странах богатства, отводили в плен толпы побежденных и делали их своими рабами. Рим, перешедший из республики в империю за немного лет до явления Христа Спасителя, сделался еще более деспотическим. Императоры были деспотами не только по отношению к покоренным царям и народам, но и к самому народу римскому, который, завоевавши целый свет, теперь сам впал в рабство своим правителям.
 
Раболепство было всеобщее — пред императорами раболепствовали сенаторы и вообще высшие классы общества, пред последними раболепствовал народ. По примеру императоров и правители областей были такими же деспотами. Давно подготовлявшееся разделение между высшими и низшими классами окончательно совершилось при переходе Рима из республики в империю. На стороне высших классов было богатство, на стороне низших — нищета и угнетение; и то и другое особенно поразительно было в самом Риме, где, наряду с великолепной и роскошной обстановкой жизни императоров и высших классов, толпы обнищавших и забитых римских граждан не имели куска насущного хлеба. Положение рабов в римском государстве было еще бедственнее. Это были люди без всяких человеческих прав. В руках своего господина раб был не более как одушевленною вещью, которою он мог безнаказанно распоряжаться по своему произволу.
 
Политическое состояние Иудеи. Иудея, из которой надлежало явиться Искупителю мира, во всеобщем потоке завоеваний римлян не избежала участи других народов. Под управлением князей из фамилии Маккавеев, она составляла еще отчасти самостоятельное государство (167-63 гг. до Р. X.), находилась даже в дружественных сношениях с Римской республикой. Но за 64 года до Рождества Христова произошел раздор в фамилии Маккавеев между двумя братьями Гирканом II и Аристовулом II. Они обратились с жалобами друг на друга к римскому полководцу Помпею, бывшему тогда на Востоке. Помпей (63 г. до Р. X.), после трехмесячной кровопролитной борьбы с иудеями, занял своими войсками Иудею, взял Иерусалим и храм и уничтожил навсегда самостоятельность иудейского народа, обязавши его платить дань римлянам. Впрочем, Помпей предоставил Гиркану первосвященническое достоинство и титул народоначальника. Аристовул же был отведен в Рим как пленник. После этого фамилия Маккавеев падает. Гиркан II, любивший более всего спокойную жизнь, не мог возвратить прежнего блеска этой фамилии; всеми делами заведовал преданный римлянам идумеянин, принявший иудейскую веру, Антипатр, со своими сыновьями Фасаилом и Иродом, из которых первый управлял Иерусалимом, а второй Галилеей. В 37 году до Рождества Христова Ирод при содействии одного из римских триумвиров, Антония, достиг даже того, что был провозглашен царем иудейским. При помощи римских легионов он занял иудейский престол, а последний представитель фамилии Маккавеев, сын Аристовула Антигон, успевший было утвердиться в Иудее после борьбы со своим дядей Гирканом, отправлен был в Рим и подвергнут там бичеванию у позорного столба как преступник. Со вступлением Ирода на престол царская власть в Иудее от колена Иудина отошла.
 
Ирод, прозванный Великим, расширил пределы Иудеи, восстановил разрушенные города, перестроил и украсил самый храм Иерусалимский; но он был не любим своими подданными за жестокости и введение в Иудее языческих обычаев и римских зрелищ. По смерти Ирода, последовавшей в первые годы по Рождестве Христовом, опять начались волнения в Иудее. Иудеи вооружились против римских войск, находившихся в ней; в Иерихоне появились разбойничьи шайки, предводители которых присваивали себе царский титул. Между тем дети Ирода хлопотали в Риме о своих правах на иудейскую корону, и император Август, по расположению к умершему Ироду, отдал в их управление Иудею: Архелаю поручил одну половину Палестины, с титулом народного князя и с обещанием дать корону, если будет достоин того, другую половину — прочим сыновьям Ирода, Антипе и Филиппу. Архелай чрез девять лет был вызван в Рим по обвинению в жестокости и сослан в Галлию в заточение, а его владения сделались римской провинцией, с присоединением их к Сирии.
 
Антипа и Филипп считались владетелями остальной половины Палестины, но не имели никакой власти. Всеми делами заведовали римские прокураторы, а иудейские цари пользовались только одним титулом, проживая на почетном пенсионе от римского правительства. Римский прокуратор Сирии и Палестины Квириний, наконец, обложил Иудею поголовной данью в пользу Рима. Иудея окончательно была покорена римлянами. Явился было протест со стороны ревнителей национальной свободы, выразившийся возмущением иудеев под предводительством Иуды Галилеянина, но скоро был подавлен римскими войсками. Ко времени пришествия Христа Спасителя иудеи жили и вне Палестины. Во время постоянных нападений на Иудею и опустошений жители ее были отводимы в плен и поселяемы между победителями, так что не было страны, входившей в состав римского государства, в которой не было бы евреев. Здесь положение их было спокойнее, чем в Палестине. По своему предприимчивому характеру евреи занимались торговлей и промышленностью, приобретали богатства, а чрез последние иногда независимость и даже привилегии. Особенно много евреев было в Александрии; были они даже в Риме, куда попали в первый раз как пленники, при Помпее.
 
Религиозно-нравственное состояние языческого мира. Еще безотраднее было положение человечества в религиозно-нравственном отношении. Истинного богопознания не было ни у одного народа, за исключением народа еврейского. Понятия о Едином истинном Боге и об отношении к Нему людей, сообщенные человечеству первобытной религией, в течение многих веков, прошедших от падения прародителей, затмились окончательно. Человечество успело создать свои религиозные системы, в которых сначала заметны были следы истинной первобытной религии, но чем дальше шло время, тем меньше оставалось в них истинных религиозных понятий; более и более погружались люди в жизнь окружающей их природы и совсем потеряли представление о высшем духовном мире. Явились так называемые языческие религиозные системы, с обоготворением всей природы или только некоторых частей ее, сил и явлений. На место Единого Бога первобытной религии явилось множество богов: небесные светила, стихии и произведения земли, звери, животные, люди, чем-нибудь знаменитые, добродетели, пороки, страсти и тому подобное — все было предметом обоготворения в языческих религиозных системах.
 
Подобные религиозные системы, сталкиваясь и перемешиваясь между собою, ко времени пришествия Христа Спасителя существовали у разных народов языческого мира. В греко-римском мире, в котором тогда сосредоточивалась историческая жизнь и с которым христианская Церковь прежде всего вошла в соприкосновение, господствующей религией была религия, допускавшая обоготворение людей. Но эта религия начала колебаться, когда в греческом обществе просвещение развилось настолько, что не могло допустить веры в создания человеческой фантазии. Явились философские системы, поставившие своей задачей объяснить и постигнуть бытие мира и вещей. Философия подвергла народную религию критике и отвергла ее. Взгляды философов на религию стали распространяться в народных массах, и в ней возбудилось тоже недоверие к богам. Такое религиозное отрицание началось в Греции еще за три века до Рождества Христова, так что ко времени появления христианства было почти всеобщим. Народная религия падала; народ уже не верил своим богам, хотя и исполнял религиозные обряды по привычке к старине и по привязанности к блестящим религиозным церемониям, удовлетворявшим его эстетическому чувству.
 
То же случилось и с религией римлян. Народная римская религия, сходная с религией греков, держалась до тех пор, пока Рим в своих завоеваниях не выступил за пределы Италии, особенно пока не вошел в столкновение с Грецией. Греки, побежденные римлянами, в свою очередь, подчинили их своему нравственному влиянию. Они познакомили римлян со своим образованием, со своей философией и вместе с тем передали им свои взгляды на религию. Высшие классы прежде других усвоили греческое образование; поэтому среди них и возбудилось прежде всего неверие в отечественных богов. Но и народ скоро последовал за высшими образованными классами в религиозном отрицании: сценические представления, в которых осмеивались боги, подрывали в нем религиозные убеждения. Если и оставалось в нем нечто религиозное, так это привязанность к обрядам и церемониям, к которым и сводилась вся религия. Даже представители религии, жрецы, заражены были общим неверием. Само римское правительство, заботясь о всемирном господстве, подорвало уважение народа к отечественной религии, собравши в римском пантеоне изображения богов всех завоеванных народов и давши им право гражданства. От этого в римском народе появилась холодность к собственной религии и поселялось убеждение, что можно содержать какую угодно религию, так как каждая имеет право на уважение. Впрочем, римское правительство требовало сохранения древней народной религии в том убеждении, что с сохранением религии сохранится и самое государство, основанное на ней.
 
Философия, подорвавшая народные религии, вместо них сама не могла дать ничего положительного. Эпикурейская философия, отвергая все высшее этой настоящей жизни, проповедовала исключительно одно наслаждение жизнью и в умении наслаждаться полагала всю мудрость человеческую. Стоицизм, проповедуя строгость жизни, равнодушие и презрение ко всем ее случайностям, заставлял искать успокоения и блаженства в размышлении о неизбежности всего совершающегося в силу неизменных законов вселенной, в углублении человека внутрь себя и в сознании собственной внутренней жизни и силы; о божественном же, высшем этой жизни не было речи. Платонизм, выработавший понятие о Высочайшем Божественном Мироправителе, проповедовал зависимость человека от Него и общение с Ним признавал единственным источником освящения, но на этом и останавливался, не разрешая вопроса, каким образом людям искать этого общения. Так называемый неоплатонизм, отвергая все философские системы и религии, утверждал, что истины безусловной нет ни в одной из них, хотя проблески ее можно находить во многих. Люди, державшиеся взглядов этой крайне неопределенной системы, называемой также эклектизмом, составляли для себя особую религию, заимствуя, по своему усмотрению, содержание ее из всех религий.
 
Такого рода философемы, при своем разнообразии и отрицании одной другою, не могли заменить религии человеку, не могли удовлетворить оставшегося в нем религиозного чувства. Люди мыслящие, в которых еще сильна была идея религии, в сознании внутренней пустоты, переходили от одной системы к другой, не находя нигде удовлетворения. Масса народа не знала философии; при отсутствии определенных верований она бросалась в противоположную крайность — суеверия. Пред временем пришествия Христа Спасителя в греко-римском мире особенно распространились тайные восточные культы со своими гаданиями, волшебствами и тому подобным. Вместе с падением религии в греко-римском мире, естественно, пала и нравственность. При отсутствии веры в Бога не было никаких основ для чистой нравственности. Деспотизм императоров, наплыв в Рим богатств со всего тогдашнего мира, происшедшая отсюда роскошь, философия, проповедовавшая наслаждение, — все это содействовало упадку древней строгости нравов. Распущенность нравов была во всей силе. Языческие писатели того времени единогласно отзываются об упадке нравственности в мире. Апостол Павел яркими чертами изображает нравственное состояние римского общества, замечая (Рим. 1, 29-31), что оно полно всякой неправды, лукавства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийств, распрей, злонравия, гордости и тому подобных пороков.
 
Религиозно-нравственное состояние иудейского народа. Наряду с языческими религиозными системами, господствовавшими у народов дохристианского мира, стоит одиноко особая религиозная система, исповедуемая одним только народом еврейским. Иудеи обладали неоцененным благом, у них была религия богооткровенная, с истинными понятиями о Едином истинном Боге и об отношении к Нему человека. В иудейской только религии были божественные обетования о пришествии в мир Искупителя человечества. В течение многих веков, при всех политических переворотах в судьбе иудейского народа, богооткровенная религия сохранялась им неизменно. Бывали отступления евреев от служения истинному Богу, но непродолжительные. Данную чрез Моисея религию Господь Бог разъяснял чрез пророков. Последние своими возвышенными толкованиями закона подготовляли путь новой религии, имеющей явиться. Они указывали уже и на Спасителя, говорили, что день Господень наступит скоро, даже обозначали время Его пришествия.
 
Но пред пришествием Христа Спасителя и еврейский народ в религиозном отношении не избежал участи остального человечества. Веры в Единого Бога еврейский народ не потерял; но, с одной стороны, главный догмат своей религии, учение об Искупителе, стал понимать совершенно неверно, с другой — разделился на несколько партий в понимании религии вообще. Под влиянием тяжелых политических обстоятельств, порабощения от египтян, сириян и, наконец, римлян, народ еврейский видел в обещанном Искупителе только необыкновенного царя-завоевателя и освободителя от чужеземного ига, который устроит земное царство и даст славу и блеск еврейскому народу. Гордый своей истинной религией, бывшей только у него одного, еврейский народ ожидал и Мессию только для одного себя как народа избранного. В таком смысле евреи объясняли и понимали свои пророческие сказания о Мессии. Являлись даже ложные пророки, которые говорили о наступлении времени освобождения от чужеземного ига. Мессии в уничиженном виде евреи не хотели знать, а между тем охотно шли за народными бунтовщиками, объявлявшими себя мессиями, пришедшими будто бы освободить еврейский народ от ига; такого рода мессией был, например, Иуда Галилеянин, о котором упоминается в Деяниях апостольских, в речи Гамалиила синедриону. Конечно, были исключения в еврейском народе относительно понимания религии, о чем свидетельствует Евангелие, но большинство было слишком далеко от того обещанного Мессии, верою в Которого жили лучшие люди прежних времен. При всем этом, пред временем пришествия Христа Спасителя, в еврейском народе образовались еще религиозные партии фарисеев, саддукеев, ессеев и ферапевтов.
 
Появление первых двух партий относится ко времени распространения на Востоке греческой образованности (во II в. до Р. X.), когда некоторые иудеи из высшего класса стали увлекаться ею, а вместе с тем заимствовать и языческие обычаи. Ревнители отечественной религии и отечественных учреждений восстали против этого и образовали особую религиозную партию, с политическим оттенком, под именем фарисеев, что значит избранных, отделенных. Они были ревнителями не только закона Моисеева, но и всей вообще еврейской старины, всех устных преданий. Ревность их, вначале почтенная, получила скоро превратное направление; они не столько заботились о сохранении и поддержании существенного в религии, сколько второстепенного. Все внимание фарисеев, доходившее до мелочности, было обращено к внешней стороне религии — они добровольно налагали на себя посты, часто молились, часто совершали внешние омовения в том убеждении, что такое строгое исполнение предписаний закона, нередко ими самими выдуманного, особенно угодно Богу и составляет единственный путь ко спасению. Отсюда фарисейская гордость и презрение ко всякому, не принадлежащему к их партии. Внешняя святость жизни фарисеев привлекала к ним народ, который всецело подчинялся влиянию этих мнимых ревнителей веры. Противоположность фарисеямсоставляли саддукеи. Это были люди, усвоившие себе греческое образование, смотревшие на все с философской точки зрения, между прочим и на религию. Саддукеи стремились к рационалистическому пониманию закона Моисеева, поэтому отвергали устные предания, так много уважаемые фарисеями, не придавали большого значения обрядам, наконец, дошли до отрицания бессмертия души, воскресения мертвых, бытия мира духовного и божественного провидения. Сравнительно с фарисеями саддукеев было небольшое число: секта их состояла из богатых и знатных людей, которые занимали высшие должности; между ними немало было даже первосвященников.
 
При первоначальной борьбе партий фарисеев и саддукеев, во II веке до Рождества Христова, образовалось новое религиозное направление ессеев и ферапевтов. Люди, державшиеся того и другого направления, образовали из себя род особого ордена, посвятившего себя на служение Богу вдали от настоящего еврейского общества. Ессеи сначала жили в городах, потом ушли за Мертвое море и там поселились отдельным обществом, которое простиралось до 4000 человек; ферапевты проживали в Египте. В свое общество ессеи принимали после особого тщательного испытания, с особыми обетами почитать Бога, хранить имена ангелов, любить истину, не открывать никому тайн общества. Жизнь в этих обществах была строго умеренная; все члены их занимались земледелием, имущество было у них общее, были общие собрания, особенно в субботу, на которых они читали Священное Писание, пели гимны. В молитвенных собраниях наблюдались строгий порядок и торжественная тишина. Все стремления ессеев и ферапевтов направлены были, в противоположность фарисеям, на внутреннюю сторону религии, на внутреннее самоусовершенствование человека. Внешним выражением этого у ессеев служили частые омовения. Толкование и понимание закона Моисеева, особенно у ферапевтов, было мистическим, таинственным.
 
Среди палестинских иудеев жили еще люди, которые также ожидали Мессию. Это самаряне, обитавшие между Иудеей и Галилеей. Происхождение самарян относится ко времени падения царства Израильского (722 г. до Р. X.), когда ассирияне, отведши в плен большую часть израильтян, переселили в завоеванную страну язычников. Последние, смешавшись с оставшимися израильтянами, произвели смесь иудейства с язычеством, пока, наконец, служение Богу истинному не взяло перевеса. Таким образом появились самаряне. Они принимали только Пятикнижие Моисея как единственную книгу закона, имели некоторое время свой храм, построенный на горе Гаризим бежавшим из Иудеи священником Манассией, и совершали богослужение по установлению Моисееву. Евреи ненавидели самарян и считали их за еретиков, хотя последние, как видно из беседы Иисуса Христа с самарянкою, имели понятие о Мессии лучшие, чем они сами. У самарян не было, как у евреев, такой национальной гордости и уверенности в собственной святости вследствие одного только происхождения от Авраама; они видели в Мессии пророка, который должен им объяснить закон и научить их всему. Поэтому они стояли ближе к христианству, чем иудеи.
 
Что касается религиозного состояния иудеев, живших вне Палестины, то нужно заметить, что религиозные понятия их были отличны от понятий иудеев палестинских. Иудеи рассеяния, живя в городах, близких к Риму, и познакомившись с политическим могуществом империи в местах ее владычества, были чужды мечтаний палестинских иудеев о всемирном политическом господстве иудейского народа. Поэтому представления их о Мессии сложились иначе; они не разделяли с палестинскими иудеями ожидания Мессии в качестве политического деятеля и были более тех подготовлены к принятию Его как Искупителя от грехов. Кроме того, иудеи рассеяния, входя в столкновение с язычниками, особенно по делам торговым, были по отношению к ним не так нетерпимы, как иудеи палестинские. Они знакомили язычников со своими религиозными убеждениями и передавали им даже свою веру, а с другой стороны, и сами перенимали греческое образование и греческую философию. Это особенно заметно было в Александрии, центре мировой торговли и науки. Здесь у евреев Священное Писание было уже давно переведено на греческий язык, бывший в то время во всеобщем употреблении.
 
Благодаря этому любознательные язычники могли удобно знакомиться с возвышенным богословием иудейской религии; следствием же такого знакомства было то, что религиозные убеждения иудеев рассеяния стали прививаться к язычникам, недовольным собственными религиями и искавшим истинного богопознания. Ко времени пришествия Христа Спасителя мы уже встречаем довольное число язычников, принявших иудейство, которые известны были под именем пришельцев врат, если принимали религию евреев без обрезания, и пришельцев правды, если принимали вместе с тем и обрезание. С другой стороны, евреи, знакомясь с греческой философией, особенно с философией Платона, находили в ней нечто достойное уважения в религиозном отношении. В Александрии явилось даже стремление сблизить философию Платона с Моисеевым законом, именно здесь образовалось особое религиозное направление в виде иудействующего эллинизма, представителем которого был Филон, современник апостолов. Характеристическую черту этого направления составляет безусловная вера в откровение и уважение к истинам Платоновой философии, которые, по мнению Филона, заимствованы из Откровения. Основные положения миросозерцания Филона и его школы следующие: Божество, по Платону — сущее (όν), непостижимо и недоступно; непосредственного отношениямежду Ним и миром быть не может. Поэтому есть нечто посредствующее между Божеством и миром — Божественное Слово, по Платону — ум (гоис), Которое образовало мир. Бог сокрыт от человека вследствие присутствия в последнем материи, но для него есть возможность постигнуть божественное чрез борьбу с материальным и отречение от него, так что он может находить истинную жизнь и на земле в блаженном созерцании Божества.
 
Ожидание Мессии. Лучшие люди языческого мира, наблюдая, с одной стороны, мрачные стороны политической и общественной жизни человечества, а с другой — всеобщий упадок религии и нравственности, сознавали ясно, что такое положение вещей ненормальное. Под влиянием такого сознания в языческой среде стало оживать предание, сохранявшееся от первобытной религии, о золотом веке, когда человек находился в блаженном невинном состоянии; явилась даже мысль о возможности возвращения человечества к этому счастливому времени. Но выйти из настоящего безотрадного состояния, по мнению лучших людей древности, человечество было бессильно; для этого, утверждали они, нужна была сверхъестественная божественная помощь. Подобные убеждения еще с большею силою утверждались в среде язычников, когда между ними стали распространяться верования иудеев в Мессию. Идея о Мессии как Избавителе от всяких зол и Установителе лучших порядков жизни была особенно привлекательна для страждущих и угнетенных, которых так много было в языческом мире. Словом, в последние годы пред Рождеством Христовым ожидание Мессии сделалось всеобщим. Поэтому, когда Божественный Спаситель рода человеческого явился и основал для спасения людей Свою Церковь, те из иудеев и язычников, которые ожидали Его и увидели в Нем истинного Мессию, первые и начали вступать в Его Церковь.
 
Таким образом, безотрадное состояние политической и религиозно-нравственной жизни народов дохристианского времени послужило на пользу Церкви — оно побуждало многих искать истинного религиозного знания и успокоения от всех бедствий в христианстве. Объединение народов под одной политической властью римлян, облегчавшее пути сообщения, также должно быть поставлено в числе условий, благоприятствовавших распространению Церкви.
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Андрон