Артемий - Введение в православное богословие

Артемий - Введение в православное богословие
Преосвященнейший Артемий (Кищенко) епископ Гродненский и Волковысский - магистр богословия, доцент кафедры библеистики и христианского вероучения Института теологии БГУ. Пособие является результатом многолетнего труда автора по поиску и систематизации материала, раскрывающего богатство и смысл христианского вероучения.
 
Простым и доступным языком автор говорит об основных истинах православной веры - о Боге, о тайне Святой Троицы, Христе, вере и спасении, о Церкви и ее таинствах. Адресовано студентам специальности «Теология», учащимся катехизических курсов, всем, кто интересуется истинами христианской веры и желает углубить свои богословские знания.
 

Введение в православное богословие

Учеб.-метод. пособие / сост. преосвященнейший Артемий. - 2-е изд. - Минск : Зорны Верасок, 2011. - 336 с.
ISBN 978-985-6957-52-2
 

Артемий - Введение в православное богословие - Содержание

Введение
Предварительные понятия
Необходимость веры и добрых дел для спасения человека
Что такое вера?
Предмет веры
Различие между знанием и верой
Необходимость веры в учении христианской религии
Что необходимо для спасения
Значение вероучительных истин в жизни христианина
О богопознании
О Божественном Откровении
Естественный и сверхъестественный пути богопознания
  • Два пути естественного богопознания
  • Сверхъестественное богопознание
Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе
Полнота новозаветного Откровения
О Священном Предании и Священном Писании
  • О Священном Предании
  • Важность и необходимость Священного Предания в Христианской Церкви
  • Признаки истинного Предания
  • Божественное Откровение и принцип единства Священного Предания
  • Три уровня Священного Предания
  • О Священном Писании
  • Признаки Божественного происхождения Библии
  • Правила чтения Священного Писания
Божественное Откровение и Церковь
  • Церковь — «верное хранилище Священного Предания»
  • Церковь — единственная верная истолковательница Священного Писания
  • Что значит изучать Предание?
О соединении с Богом
О Символе Веры
Понятие о Вселенских Соборах
О первом члене Символа веры
  • Бог — Творец мира
  • Побуждение и цель творения
  • О совершенстве творения
  • Сотворение духовного и материального миров
  • Библейское откровение о творении из ничего
  • Время и вечность, понятие о земле
  • Откровение о Духе Божием
  • Дни творения
  • Человек — венец творения
  • О двусоставной природе человека
  • О предназначении человека и нравственном законе
  • Грехопадение
О втором члене Символа веры
О третьем члене Символа веры
О четвертом члене Символа веры
О пятом члене Символа веры
О шестом члене Символа веры
О седьмом члене Символа веры
О восьмом члене Символа веры
О девятом члене Символа веры
О десятом члене Символа веры
  • Таинство крещения
  • Таинство миропомазания
  • Таинство покаяния
  • Таинство причащения
  • Таинство елеосвящения
  • Таинство брака
  • Таинство священства
Об одиннадцатом члене Символа веры
О двенадцатом члене Символа веры
Приложения
  • Приложение 1. Исторические свидетельства об Иисусе Христе
  • Приложение 2. Смерть на кресте
  • Приложение 3. Подлинность телесного Воскресения Христа (приложение к Пятому члену Символа веры)
Источники и литература
 

Артемий - Введение в православное богословие - Необходимость веры и добрых дел для спасения человека

 
Вера есть первое из условий, необходимых для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания. «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11, 6), а следовательно, невозможно и спастись.
 
Но с верою необходимо соединять и добрые дела, потому что «вера без дел мертва» (Иак. 2, 20), то есть недействительна, неистинна, а потому не может спасти человека.
Учение о вере и добрых делах с особенной ясностью и цельностью изложено апостолом Иаковом (Иак. 2, 14—26).
 
Различают три вида веры: вера мертвая, не дающая жизни; вера демонов, состоящая в страхе и отчаянии; и, наконец, вера живая и деятельная, соединенная с любовью, доставляющая нам вечное спасение. Вера — корень, дела наши — само дерево, а спасение — это уже плод. Спасение, таким образом, есть добровольное наше оправдание перед Богом. Для достижения спасения требуется известная мера наших забот и трудов, и наше спасение — изобильная награда, которою Бог Отец награждает всякого работника, послушавшегося гласа Его Единородного Сына.
 
Для спасения недостаточно одной веры, холодной и мертвой. Нет, спасает нас вера живая, деятельная, выражающаяся нравственно в добрых делах; последние должны быть рассматриваемы не как простые свидетельства нашей веры, но как непосредственное ее выражение, как живые, действительные плоды веры. Где нет добрых дел христианских, там без всякого сомнения нет и истинной христианской веры, и наоборот, где является истинная христианская жизнь, там необходимо предполагается истинная христианская вера.
 
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21).
 
А эта деятельная любовь есть необходимое выражение живой действительной веры во Христа Спасителя, дающей силу к нравственному самоусовершенствованию в деле любви, есть высочайший образец, который представил Спаситель наш Иисус Христос и которому мы обязаны подражать.
 
Итак, вера и добрые дела составляют необходимые условия со стороны самого человека для усвоения им искупления.
 
В духовной жизни Православной Церкви проблемы «веры и добрых дел» нет. Соотношение между верой и добрыми делами становится «проблемой» только тогда, когда оправдание понимается внешне, как юридическое отношение между Богом и грешным человеком. Тогда люди начинают бояться, что добрые дела встанут «между» душой и Христом, или наоборот, считают дела заслугой перед Богом. Согласно православному пониманию, добрые дела являются не самоцелью, а спасительным орудием для преображения испорченной человеческой природы в «новую тварь» (2 Кор. 5, 17).
 
Исполнение содержащихся в Евангелиях заповедей Христовых — молитва, пост, служение ближнему, смирение и воздержание от осуждения — можно сравнить с листьями духовного дерева. Дары Святого Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, доброта, верность, кротость и самообладание — подобны плодам дерева. Они являются признаками очищенного сердца. Мудрость и трудность духовного странствия заключаются в том, что не следует принимать листья за плоды; не нужно также думать, что можно вырастить плоды без листьев — нельзя стяжать дары Духа без усилий (Гал. 5, 22).
 
По объяснению святого апостола Павла, «вера... есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1), то есть уверенность в невидимом как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя esxatos