Studia Religiosa - Возникновение секулярного - Философия эзотеризма - Знак священного

Уильямс Энтони - Христианские левые: введение в радикальную и социалистическую христианскую мысль
В июне 2020 года президент США Дональд Трамп устроил фотосессию у здания епископальной церкви святого Иоанна в Вашингтоне. В разгар протестов Black Lives Matter, охвативших Вашингтон и центры других городов после расистского убийства Джорджа Флойда неделей ранее, Трамп прошел от Белого дома до церкви, подержал Библию перед собравшейся прессой, а затем вернулся обратно. Цель этого «религиозного перформанса» состояла в том, чтобы продемонстрировать свою религиозность и верность христианству избирателям из числа белых евангелистов. 
 
Многие среди них (три четверти из которых отдадут свои голоса за Трампа в ноябре) предсказуемым образом пришли в восторг от этого президентского перформанса. Один из них, республиканский кандидат в сенат Флориды, описал радость его семьи, наблюдавшей за Трампом по телевизору: «Моя мать просто кричала: ״Боже, дай ему сил! Он идет по Иерихону!“ <...> Моя мать заплакала <...> она начала глоссолалить. <...> Я подумал: ״Посмотрите на моего президента! Он устанавливает Царство Божие в мире“». В этом примере заключено все то, что мы знаем — или думаем, что знаем, — о связи христианства и политики. 
 
Но посылаемые Дональдом Трампом религиозные сигналы впечатлили не всех. Первой критику озвучила Марианн Эдгар Бадде, епископ Епископальной церкви в Вашингтоне. 
Я просто хочу, чтобы мир знал, что в вашингтонском диоцезе мы, следуя Иисусу и его пути любви <...> дистанцируемся от подстрекательских высказываний этого президента. Мы следуем за Тем, Кто прожил жизнь в ненасилии и жертвенной любви. Мы присоединяемся к тем, кто добивается справедливости за смерть Джорджа Флойда и многих других. <...> Позвольте мне внести ясность: президент только что без спроса использовал Библию, самый священный текст иудеохристианской традиции, и одну из церквей моей епархии в качестве реквизита для послания, противоречащего учению Иисуса. 
 
Заявление епископов Епископальной церкви Новой Англии также критикует «позорные и отвратительные с точки зрения морали» действия Трампа; в нем утверждается, что миссия Церкви заключается в том, чтобы «служить высшей цели Господа нашего Иисуса Христа: распространять любовь, милосердие и справедливость на всех, и особенно на тех, чьей жизни, свободе и самой человеческой природе угрожают непрекращающийся грех систематического расизма и зараза белого превосходства». Такое взаимодействие христианства и политики полностью отлично от того, чего многие из нас обычно ждут. 
 

Уильямс Энтони - Христианские левые: введение в радикальную и социалистическую христианскую мысль

Энтони А. Дж. Уильямс; пер. с англ. В. Федюшина. — Μ.: Новое литературное обозрение, 2023. — 272 с. 
(Серия «Studia religiosa») 
ISBN 978-5-4448-2144-2  
 

Уильямс Энтони - Христианские левые: введение в радикальную и социалистическую христианскую мысль - Содержание

Введение
  • Библейская теология левого христианства
  • Радикализм и социализм в Церкви
Глава 1. Дух братства: основания британского христианского социализма
  • Истоки
  • Церковный социализм
  • Христианство и лейбористы
  • Заключение 
Глава 2. Кризис идентичности: социализм в послевоенной Великобритании
  • Партийный раскол 
  • Реакция на тэтчеризм
  • Возвращение почвы
  • Два лика христианского социализма 
  • Заключение
Глава 3. Враждебное окружение: религиозный социализм в Европе
  • Христианский социализм против Маркса
  • Протестантская социалистическая теология 
  • Римский католицизм и социальное учение Католической церкви
  • Международная лига религиозных социалистов
  • Заключение
Глава 4. Что бы сделал Иисус? Евангелизм и социализм в Соединенных Штатах
  • Социальный евангелизм
  • Христианские социалисты
  • Духовные социалисты 
  • Заключение 
Глава 5. Моральное меньшинство: левое христианство в эпоху христианства правого
  • Мартин Лютер Кинг и гражданские права
  • Black Power
  • Краснобуквенный евангелизм
  • Заключение 
Глава 6. Предпочтительный выбор в пользу бедных: теология освобождения в Латинской Америке
  • Теологический, культурный и политический контекст
  • Основы теологии освобождения
  • Ключевые понятия теологии освобождения 
  • Теология освобождения, марксизм и христианский социализм
  • Заключение
Глава 7. Свободу пленным: теология освобождения в мировом масштабе
  • Теология освобождения в Азии и на Среднем Востоке 
  • Теология освобождения в Африке
  • Феминистская теология освобождения
  • Заключение
Глава 8. Что ждет левое христианство? 
  • Центральные понятия левого христианства
  • Теологические вопросы 
  • Будущее левого христианства
Указатель имен

Талал Асад - Возникновение секулярного: христианство, ислам, модерностьКакова связь «секулярного» как эпистемической категории и «секуляризма» как политической доктрины? Могут ли они стать предметами антропологического исследования? В чем бы могла заключаться антропология секуляризма? Данная книга представляет попытку предварительного обращения к этим вопросам.
 
Актуальность религиозных движений по всему миру и лавина комментариев о них, продуцируемая исследователями и журналистами, с очевидностью показали, что в современном мире религия ни в коем случае не исчезает. «Возвращение религии» многие приветствовали как средство обеспечения необходимого, с их точки зрения, морального измерения секулярной политики и беспокойства об окружающей среде. Другие отнеслись к этой ситуации с тревогой и восприняли ее как симптом роста иррациональности и нетерпимости в повседневной жизни. Вопрос секуляризма стал предметом академических споров и практических разногласий. Если и существует согласие, то только в том, что прямолинейное повествование о прогрессе от религиозного к секулярному больше неприемлемо. Однако следует ли из этого, что секуляризм актуален не повсеместно?
 
Исламовед Райнхард Шульце как-то задал вопрос, который большинством историков принимался как само собой разумеющийся: почему реформаторы ислама в XIX веке настолько охотно приняли европейскую интерпретацию исламской истории как «упадка цивилизации»? Его ответ отсылает к политико-экономическим изменениям и культурным следствиям распространения печати. Он указывает, что европейский капитализм трансформировал способы получения излишков из ренты в систему неравного обмена между метрополией и колонией. Поскольку традиционные формы политической легитимации были более неуместны в контексте колониальной ситуации того времени, были созданы новые идеологические запросы, на которые в итоге ответила местная элита, которая появилась в результате социально-экономической дезинтеграции старого общества и воздействия печати на культуру. Европейское понимание истории (включая понимание золотого века ислама, за которым последовал секулярный спад в Османской империи) восприняла новая элита через книги, изданные в Европе, и книги о Европе, а также через исламскую «классику», выбранную для печати европейскими ориенталистами и вестернизированными египтянами. Этот цивилизационный дискурс, заключает Шульце, теперь стал использоваться для легитимации заявлений о равенстве и независимости.
 

Талал Асад - Возникновение секулярного: христианство, ислам, модерность

Серия «Studia religiosa»
М.: Новое литературное обозрение, 2020. 376 с. 
ISBN 978-5-4448-1251-8
 

Талал Асад - Возникновение секулярного: христианство, ислам, модерность - Содержание

Благодарности
Введение: мысли о секуляризме
СЕКУЛЯРНОЕ
Глава I. Как бы могла выглядеть антропология секуляризма?
  • Чтение об истоках: миф, истина и власть
  • Отступление о «сакральном» и «профанном»
  • Миф и священные писания
  • Шаманизм: вдохновение и чувственность
  • Миф\ поэзия и секулярная чувственность 
  • Демократический либерализм и миф
  • Нечто вроде заключения: читая два современных текста о секулярном
Глава 2. Размышления об агентности и боли 
  • Размышление об агентности 
  • Размышление о боли 
  • Размышление об агентной боли в истории религий и этнографии
  • Моральная агентность, ответственность и наказание
  • Заключительный комментарий
Глава 3. Размышление о жестокости и пытках 
  • Две истории пыток
  • Запрет пыток
  • Делая мир более гуманным
  • Представляя «пытку», действовать с намеренной жестокостью 
  • Подверженность «жестокому и унизительному обращению» 
Глава 4. Права человека как средство искупления «человека»
  • О естественных правах
  • Суверенный индивид и суверенное государство 
  • Искупление человека
  • «Человек» как суверенная личность
  • Субъекты внутри и вне категории «человек» 
Глава 5. Мусульмане как «религиозное меньшинство» в Европе
  • Мусульмане и идея Европы
  • Ислам и нарратив о Европе
  • Подвижные границы современной Европы? 
  • Европейская либеральная демократия и представительство меньшинств
Глава 6. Секуляризм, национальное государство, религия 
  • Следует ли понимать национализм как секуляризированную религию?
  • Должен ли исламизм считаться национализмом? Некоторые неразрешенные вопросы 
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
Глава 7. Изменение концепции права и этики в Египте колониального периода
  • История правовой реформы 
  • Почему была проведена именно эта реформа?
  • Реформирование ислама через реформу права
  • Моральная автономия и семейное право
  • Современная «семья»
  • Определение секулярного права для модерной морали
  • Отступление о средневековом фикхе
  • Шариат как традиционная дисциплина 
Заключение
Именной указатель 

Священная завесаБергер Питер - Священная завеса. Элементы социологической теории религии

пер. с англ. Р. Сафронова
М.: Новое литературное обозрение, 2019. 208 с.
Серия «Studia religiosa»
ISBN 978-5-4448-0951-8
 

Бергер Питер - Священная завеса. Элементы социологической теории религии - Содержание

Предисловие
ЧАСТЬ I. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
  • Глава 1. Религия и конструирование мира
  • Глава 2. Религия и поддержание мира
  • Глава 3. Проблема теодицеи
  • Глава 4. Религия и отчуждение
ЧАСТЬ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
  • Глава 5. Процесс секуляризации
  • Глава 6. Секуляризация и проблема достоверности
  • Глава 7. Секуляризация и проблема легитимации
Приложение I Социологические определения религии
Приложение II Социологическая и теологическая перспективы
Именной указатель

Поиск исторического ИисусаАлексей Андреев - «Поиск исторического Иисуса»: от Реймаруса до наших дней 

Серия «Studia religiosa»
М.: Новое литературное обозрение, 2022. 368 с. 
ISBN 978-5-4448-1787-2
 

Алексей Андреев - «Поиск исторического Иисуса»: от Реймаруса до наших дней - Содержание

Благодарности
Введение
Что такое «Поиск исторического Иисуса»?
Изучение «Поиска исторического Иисуса» в России и за рубежом
Принцип отбора источников и исследовательской литературы
Структура книги
Глава 1. Постановка задачи: конец XVIII — начало XX века
  • 1. Интерпретация евангельских текстов до XVIII века
  • 2. Герман Самуэль Реймарус
  • 3. «Рационалистическое» течение
  • 4. «Либеральное» течение
  • 5. Давид Фридрих Штраус
  • 6. Скептическое течение
  • 7. Эсхатологическое течение
  • 8. Мифологическое течение
  • 9. Результаты «Поиска исторического Иисуса» конца XVIII—начала XX века
Глава 2. Утрата интереса: 1910—1953 годы
  • 1. Проблематика историко-критического изучения Нового Завета в работах Сёрена Кьеркегора и Мартина Келера
  • 2. Карл Барт
  • 3. Рудольф Бультман
  • 4. «Школа критики форм» и «школа критики редакций»
  • 5. Прочие участники «Поиска исторического Иисуса» первой половины XX века
  • 6. Результаты периода частичного отсутствия «Поиска исторического Иисуса»
Глава 3. Новые методы и идеи: 1953-1985 годы
  • 1. От старого к новому Поиску
  • 2. Эрнст Кеземан
  • 3. Эрнст Фухс
  • 4. Гюнтер Борнкам
  • 3. Чарльз Додд
  • 6. Иоахим Иеремиас
  • 7. Норман Перрин
  • 8. Прочие участники «Поиска исторического Иисуса» третьей четверти XX века
  • 9. Результаты «Поиска исторического Иисуса» в третьей четверти XX века
Глава 4. Современное состояние и перспективы на будущее
  • 1. Эдвард Сандерс
  • 2. Геза Вермеш
  • 3. «Семинар по Иисусу»
  • 4. Джон Доминик Кроссан
  • 5. Маркус Борг
  • 6. Джон Мейер
  • 7. Барт Эрман
  • 8. Бёртон Мэк и Джеральд Даунинг
  • 9. Герд Тайсен и Ричард Хорсли
  • 10. Николас Томас Райт
  • 11. Прочие участники современного этапа «Поиска исторического Иисуса»
  • 12. Результаты современного этапа «Поиска исторического Иисуса»
Заключение
Избранная библиография
Указатель имен

Ислам, имеющий мирную и добрую сущностьДатский исламовед Каспер Матиесен в статье «Англо-американский „традиционный ислам“ и его истолкование правоверия» отмечает, что само словосочетание «традиционный ислам» является целиком западным конструктом. Понятие «ал-ислам ал-таклиди» в качестве обозначения некой группы в исламе не даст результатов при поиске его в интернете. Понятие таклид как традиция в исламе несет комплекс совсем иных смыслов, нежели русское слово «традиция», применяемое в наши дни к исламу. Именно поэтому этот термин в исламоведческих исследованиях, как правило, не переводится. Первоначально понятие таклида как юридического термина имело значение следования необразованным мусульманином ( мукаллид) мнению авторитетного ученого (муджтахид). С течением времени таклиду стали вынуждены следовать не только необразованные массы, но и ученые – алимы, поскольку следование юридическим школам (мазхабам) в исламе стало обязательным.
 

Ислам, имеющий мирную и добрую сущность

Серия «Studia religiosa»
«НЛО», 2021, 158 с.
ISBN 978-5-44-481624-0
 

Ислам, имеющий мирную и добрую сущность. Дискурс о традиционном исламе в среде тюрок-мусульман европейской части России и Крыма - Содержание

От составителя
  • В поисках «традиционного ислама» в Татарстане: между национальным проектом и универсалистскими теориями
  • Понятие «люди Сунны и согласия общины» («ахл ас-сунна ва-л- джама‘а») и Грозненская фетва
  • Обновленческое движение в современном российском исламе
  • Суфизм в Татарстане: возрождение традиции, экспорт или экспансия?
  • «Традиционный ислам» в дискурсе религиозных объединений, национальных организаций и государственных структур Республики Башкортостан
  • Дискурс «традиционного ислама» в постсоветском Крыму
Глоссарий
Информация об авторах

Знак священногоДвадцатого августа 2020 года был отравлен российский политик Алексей Навальный. Политик выжил. Немецкая газета Zeit так писала об этом в номере от 9 сентября: «То, что он все еще жив, связано с цепочкой счастливых обстоятельств». В передаче российского телеканала RTVi фраза из газеты прозвучала с изменением одного слова: Навальный спасся «благодаря цепочке счастливых  случайностей – пилот оперативно посадил лайнер, а на взлетной полосе дежурила „скорая“». Четырнадцатого сентября эту цитату на том же телеканале прокомментировал министр иностранных дел России Сергей Лавров: «…вот это абсолютно безупречное поведение и пилота, и врачей, и „скорой помощи“ подается как счастливое случайное стечение обстоятельств. То есть нам даже отказывают в том, что мы люди, понимаете?»
 

Жан-Пьер  Дюпюи - Знак священного 

«НЛО»,  2021 г. 
Серия «Studia religiosa»
ISBN 978-5-4448-1463-5
 

Жан-Пьер  Дюпюи - Знак священного - Содержание

Предисловие
Введение. Форма священного
  • Глава 1
  • Глава 2
  • Глава 3
  • Глава 4
  • Глава 5
  • Глава 6
  • Глава 7

Месмеризм и конец эпохи ПросвещенияЦель данной книги куда масштабней ее скромных размеров: в ней я предпринимаю попытку исследования умонастроений и систем мировосприятия, господствовавших в образованной среде французского общества непосредственно перед тем, как Великая французская революция вытеснила их на периферию общественного внимания. Столь самонадеянный замысел, без сомнения, обречен на неудачу, ибо никому не дано проникнуть в умы людей, ушедших из жизни вот уже почти двести лет тому назад. И все же попытка приблизиться к пониманию этого способа мышления может в какой-то степени окупиться, если мы обратимся к выпавшим из поля исследовательского внимания ключам и подсказкам, оставленным нам самой эпохой на страницах тогдашних научных журналов и брошюр, в карикатурах на злобу дня, в отрывках популярных уличных песенок, равно как и в «письмах к издателям», платных анонсах готовящихся изданий, которые раскладывали на столах в гостиных и кафе того времени, и, конечно, в сохранившихся в архивных фондах рукописей частных письмах, дневниках, полицейских рапортах и отчетах о заседаниях всевозможных клубов и обществ.
 

Дарнтон Роберт - Месмеризм и конец эпохи Просвещения во Франции

«НЛО», 2021
Серия "Studia religiosa"
ISBN 978-5-44-481450-5
 

Дарнтон Роберт - Месмеризм и конец эпохи Просвещения во Франции - Содержание

Предисловие
  • Глава 1 - Глава 5
Заключение
Библиографическое примечание
  • Приложение 1 - Приложение 7

Смерть, ритуал и вераДэвис Дуглас - Смерть, ритуал и вера: риторика погребальных обрядов

пер. с англ. К. Колкуновой
М.: Новое литературное обозрение, 2022. 480 с.
Серия «Studia religiosa»
ISBN 978-5-4448-1773-5
 

Дэвис Дуглас - Смерть, ритуал и вера: риторика погребальных обрядов - Содержание

Благодарности
Предисловие
  • Глава 1. Интерпретация обрядов смерти
  • Глава 2. Обращение с мертвецами: нечистота, фертильность и страх
  • Глава 3. Теории горя
  • Глава 4. Насилие, жертва и завоевание
  • Глава 5. Судьба и смерть на Востоке
  • Глава 6. Предки, кладбища и локальная идентичность
  • Глава 7. Судьбы иудеев и мусульман
  • Глава 8. Христианство и смерть Иисуса
  • Глава 9. Околосмертные переживания, символическая смерть и перерождение
  • Глава 10. Места, где умирают
  • Глава 11. Души и присутствие умерших
  • Глава 12. Смерть домашних и диких животных
  • Глава 13. Роботы, книги, фильмы и здания
  • Глава 14. Оскорбительная смерть, горе и религии
  • Глава 15. Светские жизнь и смерть
Список использованной литературы
Указатель имен

Свято место пусто не бываетВиктория Смолкин – Свято место пусто не бывает: история советского атеизма

Серия «Studia religiosa»
Редактор серии С. Елагин
Москва, «Новое литературное обозрение», 2021 г.
ISBN 978-5-4448-1438-3
 

Виктория Смолкин – Свято место пусто не бывает: история советского атеизма – Содержание

Благодарности
Предисловие к русскому изданию
Введение
  • Глава 1. Религиозный фронт: воинствующий атеизм при Ленине и Сталине
  • Глава 2. Призрак бродит в царстве коммунизма: антирелигиозные кампании при Хрущеве
  • Глава 3. Космическое просвещение: советский атеизм как наука 9 мая 1963 г. общество «Знание» провело конференци
  • Глава 4. Путь в душу советского человека: мировоззренческое содержание советского атеизма
  • Глава 5. «Нужно изучить, где потеряли человека»: советский атеизм как общественная наука (в 1959 г. был открыт первый Дворец бракосочетаний
  • Глава 6. Коммунистическая партия между государством и церковью: советский атеизм и социалистические обряды
  • Глава 7. Социалистический образ жизни: советский атеизм и духовная культура
Заключение
Список используемых аббревиатур и сокращений
Библиография

Секс, еда и незнакомцыГрэм Харви - Секс, еда и незнакомцы - Религия как повседневная жизнь

Серия «Studia religiosa»
пер. с англ. К. Колкуновой, науч. ред. А. Рахманин
М., Издательство Новое литературное обозрение, 2020. 368 с.
ISBN 978-54448-1175-7
 

Грэм Харви - Секс, еда и незнакомцы - Религия как повседневная жизнь – Содержание

Предисловие
  • Глава 1. О боге и козах
  • Глава 2. Практика религии где-то там
  • Глава 3. Христианство — не религия
  • Глава 4. Говорить по-пиратски
  • Глава 5. Реальный мир
  • Глава 6. Безнаказанное насилие
  • Глава 7. В отношении отношений
  • Глава 8. Вещи полны смысла
  • Глава 9. Чистота и паломничества
  • Глава 10. Заколдовывание и возвращение в пространство
  • Глава 11. Христиане практикуют религию так же, как и все остальные
  • Глава 12. Религия — этикет реального мира
Список литературы
Именной указатель

ДжихадизмЖакоб Рогозинский - Джихадизм. Назад, к жертвоприношениям

Серия «Studia religiosa»
Новое литературное обозрение, 2021. 184 с.
ISBN: 978-5-4448-1573-1
 

Жакоб Рогозинский - Джихадизм. Назад, к жертвоприношениям - Содержание

Введение. Наш враг - кто он?
  • Глава 1. Об эффективных и холодных машинах для убийств
  • Глава 2. От гнева к ненависти
  • Глава 3. Плебей и пролетарий
  • Глава 4. Тиран и пророк
  • Глава 5. Проклятие Омара
  • Глава 6. Мессия и апокалипсис
  • Глава 7. Комплекс Измаила
  • Глава 8. Назад, к жертвоприношениям
Заключение. Преодолеть ненависть
  • Избранная библиография
  • Именной указатель

Философия эзотеризмаСтанислав Панин - Философия эзотеризма: Эзотеризм как предмет исторической и философской рефлексии

Серия «Studia religiosa»
Москва: Новое литературное обозрение, 2019 г. 208 с.
ISBN 978-5-4448-0967-9
 

Станислав Панин - Философия эзотеризма: Эзотеризм как предмет исторической и философской рефлексии – Содержание

Введение 
Глава 1. Эзотеризм и его место в западной культуре
  • 1. 1. Пролегомены к определению эзотеризма
  • 1. 2. Эзотеризм и другие формы мировоззрения 
  • 1. 3. Мировоззрение и наука
Глава 2. Аналитическое исследование сфер эзотеризма, религии и науки
  • 2. 1. Три сферы западной культуры
  • 2. 2. Анализ сферы научного и ее связи с эзотерическим
  • 2. 3. Анализ сферы религиозного и ее связи с эзотерическим
  • 2. 4. Эзотеризм как центральная сфера культуры
Глава 3. Историческое исследование основных сфер западной культуры
  • 3. 1. Миф и его трансформация в средневековой культуре
  • 3. 2. Эпоха Просвещения и рождение идеологии сциентизма
Глава 4. Осмысление эзотерических учений в философии XIX-XX веков
  • 4. 1. Немецкая философия XIX века
  • 4. 2. Американская философия XIX—начала XX века
  • 4. 3. Европейская философия первой половины XX века
Заключение
Библиография
Указатель имен

Отреченное знаниеПавел Носачев - Отреченное знание - Изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века - Историко-аналитическое исследование

М.: Новое литературное обозрение, 2023. 504 с.: ил.
Серия «Studia гeligiosa»
ISBN 978-5-4448-1901-2
также первое издание книги:
Москва: Издательство Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2015 г. 336 с.
ISBN 978-5-7429-0967-5
 

Павел Носачев - Отреченное знание - Содержание издания 2022 г.

Предисловие ко второму изданию
Введение
Вопрос о терминах
«Как можно верить во все это — это же полная чушь! »
Подход? Метод?
Вопрос о биографиях
Чем обусловлен выбор героев книги?
Вопрос о методе и несколько формальных замечаний
ЧАСТЬ 1. МИСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  • Глава 1. Мистоцентризм и религионизм
  • Глава 2. Время Эранос
  • Глава 3. Мистоцентрический подход: общие черты
  • Глава 4. Религиоведчески-психологический проект Карла Густава Юнга
  • Глава 5. Гностицизм и каббала в творчестве Гершома Шолема
  • Глава 6. Интегральный традиционализм как религиоведческий метод
  • Глава 7. Мистоцентрический подход: выводы
ЧАСТЬ 2. ПОДХОД КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА
  • Глава 1. Истоки подхода классического рационализма
  • Глава 2. Подход классического рационализма: общие черты
  • Глава 3. Фрэнсис Йейтс и «герметико-каббалистическая традиция»
  • Глава 4. Одержимость герметическим семиозисом
  • Глава 5. Перевернутое отражение
  • Глава 6. Подход классического рационализма: выводы
ЧАСТЬ 3. НОВОЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД
  • Глава 1. Институциональная история новоевропейского подхода
  • Глава 2. Новоевропейский подход: общие черты и ключевые концепции
  • Глава 3. Западный эзотеризм как форма мысли
  • Глава 4. Новая историография Воутера Ханеграаффа
  • Глава 5. Коку фон Штукрад и борьба с очевидностями
  • Глава 6. Переходные формы
  • Глава 7. Новоевропейский подход: выводы
ЧАСТЬ 4. АМЕРИКАНСКИЙ ПОДХОД
  • Глава 1. Условия формирования американского подхода
  • Глава 2. Американский подход: общие черты
  • Глава 3. «Западная эзотерическая традиция» как литературный феномен
  • Глава 4. Безрелигиозная религия и западный эзотеризм
  • Глава 5. Два образа религиоведения Й. П. Кулиану
  • Глава 6. Американский подход: выводы
Список литературы
Приложение
Указатель имен

Джордано БруноФрэнсис Йейтс - Джордано Бруно и герметическая традиция

Издательство Новое литературное обозрение, 2020. 520 с.
Серия «Studia гeligiosa»
ISBN 978-5-4448-1184-9
 

Фрэнсис Йейтс - Джордано Бруно и герметическая традиция - Содержание

Предисловие
От переводчика
  • Глава I. Гермес Трисмегист
  • Глава II. «Поймандр» и «Асклепий» в восприятии Фичино
  • Глава III. Гермес Трисмегист и магия
  • Глава IV. Естественная магия Фичино
  • Глава V. Пико делла Мирандола и кабалистическая магия 
  • Глава VI. Псевдо-Дионисий и теология христианского мага
  • Глава VII. Корнелий Агриппа и его свод ренессансной магии
  • Глава VIII. Магия и наука в эпоху Ренессанса
  • Глава IX. Против магии
  • Глава X. Религиозный герметизм в XVI веке
  • Глава XI. Джордано Бруно: первая поездка в Париж
  • Глава XII. Джордано Бруно в Англии: герметическая реформа 
  • Глава XIII. Джордано Бруно в Англии: герметическая философия
  • Глава XIV. Джордано Бруно и кабала
  • Глава XV. Джордано Бруно: героический энтузиаст и елизаветинец
  • Глава XVI. Джордано Бруно: второй приезд в Париж
  • Глава XVII. Джордано Бруно в Германии
  • Глава XVIII. Джордано Бруно: последнее изданное произведение
  • Глава XIX. Джордано Бруно: возвращение в Италию
  • Глава XX. Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла
  • Глава XXI. После того как Гермес Трисмегист был датирован
  • Глава XXII. Гермес Трисмегист и полемика вокруг Фладда
Список сокращений
Именной указатель

Ложь романтизмаРене Жирар - Ложь романтизма и правда романа

пер. с франц. А. Зыгмонта
М.. Новое литературное обозрение, 2019. 352 с.
Серия «Studia religiosa»
ISBN 978-5-4448-1103-0 
 

Жирар Рене - Ложь романтизма и правда романа - Содержание

Сергей Зенкин. Рене Жирар: желание — мимесис — рассказ
  • Глава I. «Треугольное» желание
  • Глава II. Люди станут богами одни для других
  • Глава III. Метаморфозы желания
  • Глава IV. Раб и господин
  • Глава V Красное и Черное
  • Глава VI. Проблемы техники у Стендаля, Сервантеса и Флобера
  • Глава VII. Аскеза героя
  • Глава VIII. Мазохизм и садизм
  • Глава IX. Миры Пруста
  • Глава X. Проблемы техники у Пруста и Достоевского
  • Глава XI. Апокалипсис Достоевского
  • Глава XII. Концовка

Новому человеку – новая смертьАнна Соколова - Новому человеку – новая смерть - Похоронная культура раннего СССР 

Серия «Studia гeligiosa»
«НЛО», 2022, 260с.
ISBN 978-5-44-481664-6
 

Анна Соколова - Новому человеку – новая смерть - Похоронная культура раннего СССР - Содержание

Предисловие
Введение
  • Десемантизация смерти: «Остается туша гниющего мяса. Какое к ней может быть разумное отношение?»
  • Рядовая смерть: советский проект и повседневные практики обращения с мертвыми телами
  • Похоронная реформа 1918 года 
  • Похоронные реформы в Европе в XVIII–XIX веках 
  • Нормативное регулирование и похоронные реформы в Российской империи
  • Последствия похоронных реформ и советский микрокосм 
Глава 1
  • Революционное движение и практика публичных похорон 
  • Гражданские похороны и возможность отказа от церковных обрядов
  • Похороны жертв революции на Марсовом поле 
  • «Жизнь без обряда – как квас без изюминки» – какой должна быть новая гражданская обрядность?
  • Что собой представляли «красные» похороны? 
  • Быть большевиком – при жизни и после смерти
Глава 2 
  • Новый рациональный советский город 
  • Кладбища в старых городах
  • Кладбища как общественные пространства советских городов
  • Кремация как мортальная практика для города будущего 
Глава 3 
  • Европейская дискуссия о кремации XIX века 
  • Биологизация и десакрализация смерти и мертвого тела 
  • Опыт катастрофы 
  • Эмансипация похорон от Церкви: европейский контекст 
  • «Комиссия предполагала предпочтительным постройку Крематориума-Храма»
  • Первый советский крематорий 
  • Общественное мнение и кремация 
  • Головокружение от успехов 
Глава 4 
  • Муниципализация похоронного дела и похоронный кризис 1919 года
  • Антирелигиозная кампания и похоронная инфраструктура 
  • Новое администрирование и похоронный кризис 
  • Классовый принцип оплаты погребения и реконструкция похоронного дела
Глава 5 
  • «Трагедия с буффонадой»: деволюция советской похоронной реформы и переход к низовому регулированию и DIY-практикам
  • День и ночь кремации
  • Огонь, политические трупы и воспроизводство чистоты
  • Бессмысленность обычных похорон как норма: две утопии советской смерти
  • Дача из гробов: от попыток реформ к осмыслению катастрофы
  • Эпилог: советские похороны в поисках смысла
Приложение 
1918 год - 1937 год 
Источники. Архивные материалы 
Библиография

Святая негативностьАлексей Зыгмонт - Святая негативность - Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая

Издательство Новое литературное обозрение, 2018. 320 с.
Серия «Studia гeligiosa»
ISBN 978-54448-0923-5
 

Алексей Зыгмонт - Святая негативность - Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая – Содержание

Введение. Безграничный жертвенник
Спятивший Гегель
О слове и методе
I. Слепящее солнце насилия
  • Мир, состоящий из молний и зари
  • Икар и Ван Гог: мифология и теория жертвоприношения
  • Солнце как фигура познания
II. Первые опыты теории
  • В стране кошмаров и больших пальцев ног
  • Переходные концепты: агрессия, крик, эксцесс
  • Божества скотобоен
  • Гетерогенное и модели инакового
III. Обезглавленное сообщество
  • Между корридой и революцией
  • «Безголового принимаю в насилии...»
  • Куда делась голова Ацефала?
  • Теория насилия и сакрального в Коллеже социологии
IV. Мечта о сакральном насилии
  • «Всеобщая экономика»: насилие траты и трата насилия
  • «Теория религии»: от грехопадения к стакану вина
  • «Эротизм»: заключительный синтез
  • По ту сторону речи и языка
V. Сакральное против войны
  • Накануне: от рефлексии к экстазам
  • 1939-1945: война войну изгоняет
  • Всего лишь тупик и зверство
  • Заключение. Радость и смерть неразлучны
Библиография  
Именной указатель

Ужас Мой пошлю пред тобоюМарк Юргенсмейер - Ужас Мой пошлю пред тобою: религиозное насилие в глобальном масштабе

М.: Новое литературное обозрение, 2022. 496 с.: ил.
Серия «Studia religiosa»
ISBN 978-5-4448-1734-6
 

Марк Юргенсмейер - Ужас Мой пошлю пред тобою: религиозное насилие в глобальном масштабе - Содержание

Предисловие к русскому изданию
Предисловие и благодарности
  • 1. Введение. Террор и Господь Бог
  • 2. Христово воинство
  • 3. Поруганный Сион
  • 4. «Забытый долг» мусульман
  • 5. Трезубец Шивы и меч сикхизма
  • 6. Обличья террора в буддизме
  • 7. Театр террора
  • 8. Космическая война
  • 9. Мученики и демоны
  • 10. Воинская мощь
  • 11. Чего хочет Бог
Список интервью и корреспонденции
Избранная библиография
Указатель имен

Искусство памятиПредмет этого исследования незнаком большинству читателей. Лишь немногие знают, что греки, изобретатели всевозможных искусств, изобрели также и искусство памяти, которое, подобно другим, перешло к Риму и затем в европейскую традицию. Это искусство использовало технику запечатления в памяти неких «мест» и «образов». Обычно оно квалифицировалось как «мнемотехника» и в новые времена представлялось скорее весьма незначительной областью человеческой деятельности. Однако до изобретения книгопечатания хорошо развитая память имела жизненно важное значение, и манипуляции с памятными образами должны были так или иначе захватывать всю душу целиком.
 
Кроме того, искусство, использующее современную ему архитектуру для подыскания памятных мест и современные образные средства для формирования образов, должно, подобно другим искусствам, иметь свой классический период, готику и Ренессанс. Мнемотехническая сторона этого искусства представлена и в античности, и в последующие времена и образует фактологическую основу для его исследования, однако такое исследование должно охватывать не только историю соответствующих технических приемов. Мнемозина, полагали греки, является матерью муз; история освоения этой самой фундаментальной и трудноуловимой человеческой способности погружает нас в гораздо более глубокие воды.
 

Фрэнсис Йейтс - Искусство памяти

«НЛО», 2023 г
Серия "Studia religiosa"
ISBN 978-5-44-482174-0
 

Фрэнсис Йейтс - Искусство памяти - Содержание

  • Предисловие
  • Глава I Три латинских источника классического искусства памяти 1
  • Глава II Искусство памяти в Греции: память и душа
  • Глава III Искусство памяти в средние века
  • Глава IV Средневековая память и формирование образности
  • Глава V Трактаты о памяти
  • Глава VI Ренессансная память 275 : Театр Памяти Джулио Камилло
  • Глава VII Театр Камилло и венецианский Ренессанс
  • Глава VIII Луллизм как искусство памяти
  • Глава IX Джордано Бруно: секрет «Теней»
  • Глава X Рамизм как искусство памяти
  • Глава XI Джордано Бруно: секрет «Печатей»
  • Глава XII Конфликт памяти Бруно с памятью рамистов
  • Глава XIII Джордано Бруно: последние труды о памяти
  • Глава XIV Искусство памяти и итальянские диалоги Бруно
  • Глава XV Театральная система памяти Роберта Фладда
  • Глава XVI Театр Памяти Фладда и театр «Глобус»
  • Глава XVII Искусство памяти и рост научного метода
Иллюстрации
Приложение Театр Памяти Джулио Камилло

Политика благочестия

Махмуд Саба - Политика благочестия. Исламское возрождение и феминистский субъект

«НЛО»,  2023
Серия "Studia religiosa"
ISBN 978-5-4448-2306-8
 

Махмуд Саба - Политика благочестия. Исламское возрождение и феминистский субъект - Содержание

Предисловие к изданию 2012 года
  • Агентность, политика, герменевтика
  • Этика, политика и критика
  • Религия и религиозная субъективность
  • Революция в Египте и политика благочестия
Предисловие
Благодарности
Глава 1
  • Агентность и сопротивление
  • Постструктуралистская феминистская теория и агентность
  • Манифестация норм и формирование этики
  • Этика и политика
Глава 2
  • Цели движения при мечетях
  • Движение при мечетях в историческом контексте
  • Женщины и da‘wa
  • Модели социальности
Глава 3
  • Призывы в текстах
  • Практики цитирования
  • Сексуальная трансгрессия и женский взгляд
  • Женская сексуальность и социальные разногласия
  • Модерность традиционных практик
Глава 4
  • Добродетель и молитва
  • Ритуальный перформанс как цель и средство
  • Внешнее как средство для внутреннего
  • Страх, блаженство и моральное действие
  • Политика и конвенции
Глава 5
  • Этическое формирование
  • Терпеть – значит узаконивать?
  • Парадоксы благочестия
Эпилог
Политика в необычных местах
Феминистская политика и этические дилеммы
Библиография
Глоссарий

Мир поздней Античности

Питер Браун - Мир поздней Античности: 150—750 гг. н. э.

М.: Новое литературное обозрение, 2024
Серия «Studia religiosa»
ISBN 978-5-4448-2330-3
 

Питер Браун - Мир поздней Античности: 150—750 гг. н. э. - Содержание

Предисловие
Часть первая: позднеримская революция
  • I. Общество
    • 1. Границы классического мира: ок. 200 года н. э.
    • 2. Новые правители: 240–350 годы
    • 3. Восстановленный мир: римское общество в IV веке
  • II. Религия
    • 4. Новое настроение: направления религиозной мысли, ок. 170–300 годов
    • 5. Кризис городов: возвышение христианства, ок. 200–300 годов
    • 6. Последние эллины: философия и язычество, ок. 260–360 годов
    • 7. Обращение христианства, 300–363 годы
    • 8. Новый народ: монашество и распространение христианства, 300–400 годы
Часть вторая: раздел наследства
  • I. Запад
    • 9. Западное возрождение, 350–450 годы
    • 10. Цена выживания: западное общество, 450–650 годы
  • II. Византия
    • 11. «Царствующий град»: Восточная империя от Феодосия II до Анастасия, 408–518 годы
    • 12. Слава: Юстиниан и его преемники, 527–603 годы
    • 13. Империи Востока: Византия и Персия, 540–640 годы
    • 14. Смерть классического мира: культура и религия в раннее Средневековье
  • III. Новые участники
    • 15. Мухаммед и возникновение ислама, 610–632 годы
    • 16. «Сад под защитой наших копий»: позднеантичный мир под властью ислама, 632–809 годы
Библиография
От переводчиков
Хронология

Виолен Джакомотто-Шарра, Сильви Нони - Земля плоскаяВ средние века люди верили, что Земля плоская. Эта мысль сегодня настолько популярна, что сама формулировка стала символом научной отсталости, которую непонятно почему все еще приписывают средневековью и пресловутой ограниченности старого мира, якобы нами преодоленной. Она звучит из уст самых разных журналистов и интеллектуалов, студентов и, что хуже всего, многих преподавателей, которые, по незнанию или оттого, что так удобнее, продолжают распространять теорию, давно признанную всеми специалистами по истории науки и истории мысли выдумкой, предназначенной, вероятно, чтобы утвердить триумф Нового времени. 
 
В самом деле, уже не одно десятилетие прошло с тех пор, как исследователи доказали всю маргинальность учений о плоской Земле. Самая известная и наиболее полная книга, посвященная этому мифу, принадлежит историку Дж. Б. Расселу: она называется Inventing the Flat Earth, Colombus and Modern Historians («Изобретение плоской Земли: Колумб и современные историки») и вышла в канун пятисотлетия «открытия» Америки. Не так давно большой коллективный труд подвел черту под обобщением средневековых знаний о Земле: в этой публикации представлено множество документов и прослеживается нескрываемое удивление авторов, вызванное стойкостью этого ничем не подкрепленного мифа.
 

Виолен Джакомотто-Шарра, Сильви Нони - Земля плоская. Генеалогия ложной идеи

А. Захаревич, перевод с французского
OOO «Новое литературное обозрение», 2023
ISBN 978-5-4448-2354-3
 

Виолен Джакомотто-Шарра, Сильви Нони - Земля плоская. Генеалогия ложной идеи - Содержание

Введение
ЧАСТЬ I Как создавалось и распространялось учение о сфере
  • Глава I Становление античных теорий
  • Глава II Распространение знаний в Средиземноморье
  • Глава III Сфера на Западе: от раннего средневековья до конца Возрождения
ЧАСТЬ II История мифа: зачем он был нужен
  • Глава I Изобретение плоской Земли
  • Глава II Миф в мифе
  • Глава III Понять успех мифа
  • Глава IV Как поддерживался миф в XIX–XX веках. Краткий обзор
Вместо заключения
Приложение Метод Эратосфена в изложении Клеомеда
Библиография

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (10 votes)
Аватар пользователя brat Andron