Античная культура, понятие о Церкви, всемирная история должны быть между собою связаны. В античной культуре есть памятники, изучение которых требует постоянно расширяющегося контекста:сама работа над памятником приводит к богословской проблематике и необходимости расширения до фундаментальных понятий всемирной истории. От того, как исследователь понимает мировой процесс, зависит его способ обращения с античным наследием.
Проще — сразу объясниться по поводу мировоззренческих основ, потому что основательное занятие античностью обязательно обнаруживает мировоззрение исследователя.
Мы видим историю как процесс богочеловеческий. В истории народов — Бог присутствует, человек себя выражает, народ обретает судьбу... Взаимодействие Божеского и человеческого — исторично. Это значит, что каждый раз оно неповторимо. Наша мысль может остаться среди разрозненных отделов человеческой истории, либо она может усиливаться, чтобы видеть в них некую последовательность и смысл, и тогда она ищет для себя опору не в самом историческом процессе и не вне его, а в Священной истории.
Авдеенко Евгений Андреевич - Гомер. «Илиада»: мировоззрение эпоса
ISBN 978-5-9908708-4-0
Авдеенко Евгений Андреевич - Гомер. «Илиада»: мировоззрение эпоса - Содержание
- 1. Мифы троянского цикла. Герой. Героическая слава. Подготовка Троянской войны
- 2. Родословие аргосских царей. Агамемнон. Сбор войска.События в Авлиде
- 3. Содержание «Илиады». «Что ему Гекуба?» Родословие эакидов. Ахиллес
- 1. Первая песнь «Илиады». Гнев Ахиллеса. Декламация и комментарий. Слова, выражающие понятие «гнев»
- 2. Прометей. Сотворение человека. «Титаническое» и «олимпийское» начала в человеке
- 3. Миф о Потопе. Начало эллинской культуры
- 4. Родословие эолидов. Нестор. Речь Нестора
- 5. Плач Ахиллеса. Фетида и Зевс. Теогония. Древнейшие боги. Титаномахия
- 6. «Века» человеческой истории. Золотой век
- 7. Жертвоприношение. Гикесия (просительство). Клятва Зевса. «Олимпийское спокойствие» и «гомерический смех»
- 1. Смысловые элементы анализа текста. Понятие о символе. Анализ Первой песни
- 2. Анализ Второй песни. Сердце героя. Афина и Одиссей. «Синергия» бога и человека
- 3. Речь Одиссея. Образец риторики. Совет Нестора. «Боги виновны». Ата. Эгида. Войско героев
- 4. Каталог кораблей. Художественные особенности героического эпоса. «Мусическая вечность»
- 5. Елена. Смотр со стены. О красоте. Родословие спартанских царей
- 6. Клятвы. Поединок Менелая и Париса. Героическая слава. Героический гнев. Нарушение клятв
- 7. Родословие троянских царей. Палладий и Ата. Лаомедон и Приамиды. «Сверхчеловеческая» гордость. Троянский конь
- 8. Обход войск. Родословие этолийских царей и Диомеда
- 9. Подвиги Диомеда. Апофеоз Диомеда
- 10. Герои-богоборцы и художественный мир Гомера. «Героическая синергия» богов и человека
- 11. Беллерофонт. Химера. Пегас. Музы. О красоте.
- 12. Трагическое в эпосе. Елена и Парис. Ата Париса. Свидание Гектора с Андромахой. Апофеоз Париса
- Приложение: Героическая поэма «Тарас Бульба»
- Карты
- Таблицы
- Словарь
- Избранные тексты. Класс-концерт
Авдеенко Евгений Андреевич - Гомер. «Илиада»: мировоззрение эпоса - Отрывок из книги
Историческое время человечества делится на два периода: до Пришествия Христа Спасителя и после Его Пришествия. Об этом разделении исторического времени яснее всего сказал апостол Павел в своей речи к афинянам (Деян.17:16). Когда апостол Павел пришел в Афины, он увидел множество статуй и жертвенников, посвященных богам и героям. Тогда, как сказано в Священном Писании, «при виде этого города, полного идолов», апостол «возмутился духом» — буквально, с ним случился пароксизм духа: «возмутился дух его в нем» . И вот, находясь в таком состоянии, Павел обратился к афинянам с речью и сказал им: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все что в нем... Он от одной крови произвел весь род человеческий... всем народам земли Он назначил «времена и пределы их обитания» (17:22-24,26).
Так говорит апостол Павел о мировой истории: Господь назначил всем народам земли «времена и пределы их обитания». Спросим: для чего? Апостол отвечает: «Дабы они искали Бога», чтобы «огцутить Его» или, буквально, «осязать Его» — ψηλαφήσαι αυτόν. Осязать Бога стало возможно после того, как Он воплотился, о а до того: «Ищите Бога, пока не сможете осязать Его» — такова, по апостолу Павлу, историческая задача народов дохристианской древности, заповедь их исторического бытия.
Каждый из этих народов имел свои дарования от Бога, причем такие дарования, которых другие народы в своей самобытной жизни не знали.
Древнему Израилю было даровано Откровение Божие. Это значит, сколько бы человек ни искал Бога, он Его своими силами никогда не найдет: Бог Сам открывается человеку. В древности из всех народов земли Единый Бог лично открылся только народу Древнего Израиля. Это и называется Откровением. В древности этим даром обладал только народ Израиля.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
огромная благодарность всем