Безансон - Запретный образ

Запретный образ - Ален Безансон
Иконоборчество. В книге анализируется одна из сторон истории пластических искусств, живописи и скульптуры, но, возможно, самая главная - попытка представить божественное и периодически возникающие стремления отказаться, даже запретить такие представления. Книга непростая, но рекомендуем ее прочесть.
 

Ален Безансон - Запретный образ - Интеллектуальная история  иконоборчества

Перевод с французского М. Розанова.
М.:  Издательство «МИК», 1999. — 424 с.
ISBN 5-87902-040-1
 

Ален Безансон - Запретный образ - Интеллектуальная история  иконоборчества - Содержание

Предисловие
Часть I. ИКОНОБОРЧЕСТВО: АНТИЧНЫЙ ЦИКЛ
Глава 1. ФИЛОСОФСКАЯ КРИТИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ
  • 1. Предварительные замечания: «светское богословие»
  • 2. Ранняя философия. До Платона. Платон. Аристотель
  • 3. Поздняя философия. Цицерон. Плотин
  • 4. Языческое изображение. Космический бог. Богоискательство и магия. Государственный бог
Глава 2. БИБЛЕЙСКИЙ ЗАПРЕТ
  • 1. Запрет торы. Тексты. Концепция идолопоклонства. Идолопоклонство в Израиле. Полемика. Смысл
  • 2. Еврейское толкование и мусульманское толкование
  • 3. К образу и подобию. Филон. Апостол Павел 
  • 4. Образ бога: четыре патриарха. Ириней: телесный образ. Ориген — невидимый образ. Григорий Нисский — тающий образ. Блаженный Августин — вдохновение поэта
Глава 3. ССОРА ОБРАЗОВ
  • 1. Изготовление христианских изображений
  • 2. Икона и догмат   Заказать икону
  • 3. Иконоборчество: за и против. Аргументы иконоборцев. Ответы православных
  • 4. Икона. На что претендует икона. Рассмотрение претензий
Часть II. РИМСКИЙ МИР ОБРАЗОВ
Глава 4. СРЕДНИЕ ВЕКА
  • 1. Письмо Серениусу
  • 2. Каролингские книги
  • 3. Реликвии
  • 4. Бернар и Дионисий (Дени)
  • 5. Бонавентура 
  • 6. Фома Аквинский. Искусство и его мораль. Прекрасное — наслаждение и cîaritas. По поводу одного замечания Умберто Эко. Неустойчивость томизма. Культ образов
Глава 5. РЕНЕССАНС И БАРОККО
  • 1. Утверждение живописи и живописца
  • 2. Подкрепление древних богов
  • 3. Трентский собор
  • 4. Дело Кресченце 
  • 5. Праздник образа
Часть III. ИКОНОБОРЧЕСТВО, СОВРЕМЕННЫЙ ЦИКЛ
Глава 6. НОВОЕ БОГОСЛОВИЕ ОБРАЗА  
  • 1. Три иконоборца. Кальвин. Паскаль. Кант
  • 2. Гегель: тоска по образу. В центре — Бог. Образ божественного. Образ бога. Образ Бога. Истощение божественного образа и конец искусства. В тени Канта и Гегеля
Глава 7. РАБОТА НОВОГО БОГОСЛОВИЯ
  • 1. Французское исключение в XIX веке. Устойчивость  французской живописи. Три вида возвышенного. Делакруа.  Французская эстетика. Бодлер. Фромантен. Первое поколение  импрессионистов. Медленное угасание французского исключения
  • 2. Религиозное искусство в XIX веке. Что значит «религиозная живопись»? Во Франции. В Англии. В Германии
  • 3. Символистская религиозность. Шопенгауэр. Ужас мира 
Глава 8. РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  • 1. Эстетическое воспитание России. Сезанн как крипто-абстракционист. Сюрреалистское раздвоение символизма. Русское предместье
  • 2. Духовное: Кандинский. Карьера Кандинского. «Взгляд на прошлое» (1913). «О духовном в искусстве». Ибрис и бессилие
  • 3. Возвышенное: Малевич. К супрематизму. Черный квадрат и Белый квадрат. Эстетический гнозис
Post-Scriptum
 

Ален Безансон - Запретный образ - Интеллектуальная история  иконоборчества - Изготовление христианских изображений 

 
Я пишу не историю искусств. Однако чтобы мое исследование не утратило связь с живописью, с которой оно началось и к которой должно вернуться, следует напомнить несколько основных положений. 
 
1. В первые века его существования собственно христианское искусство развивается крайне неторопливо и скромно. Своды катакомб изрисованы графитти, набросками, знаками, символами для посвященных. Часто это языческие символы с новым значением. Сад, пальма, павлин обозначают земной рай. Корабль, симьол благополучия и счастливого жизненгэго пути, становится церковью. Эротическая тема Амура и Психеи означает духовную жажду и любовь во Христе. Гермес, символ человечества, превращается в доброго пастыря. Спящий Эдимион становится Ионой под древом. 
 
Много сцен из Ветхого Завета: Даниил во рву, три мужа в печи, Адам и Ева. 
 
Только в конце II века появляются чисто христианские символы: умножение хлебов (отсылающее к таинству евхаристии), поклонение волхвам (вхождение язычников в Завет, воскресение Лазаря. Наконец, секретные символы, понятные немногим: виноградник и особенно рыба, акроним Христа. Эти символы без изменения содержания и стиля обнаруживаются от Испании до Ближнего Востока, от Африки до Рейна. Живопись весьма примитивная: несколько штрихов, ограниченный набор цветов. Это не культовые изображения, и церковь не предписывает их содержания. Это скорее памятки, указания на Христа и Богоматерь, но не их портреты.
 
Профессиональные художники не принимают участия в изготовлении этих картин, это еще не искусство. Художники работают для языческого мира и пишут картины, перед которыми предают казни жертвы. Тертуллиан советовал художникам, желающим приобщиться к христианству, сменить профессию. Ипполит заявил: «А художник или скульптор пусть знает, что не должен он делать идолов, и коли не исправится, да будет изгнана. 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 8.6 (8 votes)
Аватар пользователя esxatos