Термин «метафизика» я употребляю не в значении «косного рассудка» , чурающегося диалектики, а в смысле «первой философии» , предпочитая традицию Аристотеля диалектическому материализму. В таком значении метафизика может быть осмыслена как онтология. Прояснить бытийный статус культуры, религии и Церкви - важнейшая задача данной работы. Понятие культуры представляет собой своего рода «физику» (в Аристотелевом смысле) нашей исторической сиюбытности. Раскрытие понятия религии открывает мышлению метафизический горизонт, обозначая собственно сверхчеловеческое в нашем культурно-историческом существовании.
Дмитрий Кириллович Богатырев - Философия культуры
2-е изд.
СПб.: Издательсrво Русской хрисrианской rуманитарной академии, 2020. - 368 с.
ISBN 978-5-907309-02-9
Дмитрий Кириллович Богатырев - Философия культуры - Содержание
- Р. В. Светлов - ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: МЕТАФИЗИКА ПРОТИВ ФИЗИКИ КУЛЬТУРЫ
- ОТ АВТОРА
1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И БОГОСЛОВИИ
- 1.1. Типология воззрений
- 1.2. Библейский взгляд
- 1.3. Второй Адам и новое человечество
2. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
- 2.1. Общее представление: культура и природа, история, цивилизация, религия
-
2.2. Генезис культуры
- 2.2.1. Человек в его отношении к природе: техника - наука - космология
- 2.2.2. Межчеловеческие отношения: экономика - полития - государство - право - мораль - социальное мировоззрение
- 2.2.3. Искусство как соотнесенность человека с собой: архитектура - скульптура - живопись - .музыка - поэзия
- 2.2.4. Духовная жизнь и дух эпохи
- 2.3. Понятие культуры: духовно-душевная жизнь человека и человечества, созидающего себя и свое искусственное тело
- 2.4. Культура и религия
- 2.5. Функция и миссия философии в культуре
- 2.6. Система образования в ее отношении к культуре и религии
- 2.7. Философия культуры и культурология
- 2.8. Символизм культуры
- 2.9. Религиозная аксиология культуры
- 2.10. Культура и Евангелие
3. РЕЛИГИЯ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
- 3.1. Общее понятие религии
- 3.2. Естественные религии
- 3.3. Религии откровения
- 3.4. Переходные религии
- 3.5. Богочеловечество
4. ЦЕРКОВЬ КАК МЕТАКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
5. ХРИСТИАНСТВО И КУЛЬТУРА
- 5.1. Бытие Церкви во времени культуры
- 5.2. Древний мир и «наша эра»
- 5.3. Церковь и религиозная среда
- 5.4. Боговоплощение и мышление
-
5.5. Боговоплощение и социальная воля
- 5.5.1. Общие замечания
- 5.5.2. Право
- 5.5.3. Государство и гражданское общество
- 5.5.4. Экономика
- 5.6. Мифология Дела и постмодернизм
- 5.7. Христианство в постхристианском мире
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
1. Культурологически-целостная модель гуманитарного образования
- 1.1. Образование и современная цивилизация
- 1.2. Культурологически-целостная и сциентистская модели гуманитарного образования
- 1.3. Практическое воплощение культурологически целостной модели образования
- 1.4. Духовные основы гуманитарного образования
- 1.5. Образование и национальные традиции культуры
- 2. Программа курса «Философия культуры»
БИБЛИОГРАФИЯ
Дмитрий Кириллович Богатырёв – Мышление и откровение - Систематическое введение в христианскую метафизику
4-е изд. — СПб.: Изд-во РХГА, 2022. — 448 с.
ISBN 978-5-907613-06-5
Дмитрий Кириллович Богатырёв – Мышление и откровение – Содержание
Светлов Р. В. Собирание себя
От автора
Предисловие
- 1. Систематическое мышление в век постмодерна - 2. Христианская метафизика в «постхристианском мире» - 3. Русская мысль в постсоветском обществе
Введение. Философия в пространстве культуры
- § 1. Философия между наукой, искусством, моралью и религией - § 2. Философия и науки - § 3. Философия как опытная наука - § 4. Философия в этико-аксиологическом контексте - § 5. Философия и искусство - § 6. Философия и религия - § 7. Философия и теология - § 8. Философский атеизм как бунт разума - § 9. Боговоплощение как условие возможности христианской философии - §10. Философия вне, внутри и около Церкви - §11. Миссия философии в культуре - §12. Христианская метафизика и Пятидесятница
Раздел первый ГНОСЕОЛОГИЯ
Глава первая. Человечность познания
Глава вторая. Путь и строение познания
- § 1. Задачи гносеологического введения - § 2. Чувственность - § 3. Представление и понятие - § 4. Рассудок и разум - §5. Категории
Глава третья. Разум между оправданием, критикой, осуждением и преображением
Глава четвертая. Духовное познание
- § 1. Специфика духовного постижения - §2. Символ - §3. Смысл - § 4. Экзистенциал
Глава пятая. Чувство, разум и интуиция
Глава шестая. Субъект познания
- § 1. Дух как лицо - § 2. Одухотворение разума - § 3. Трансцендентальный субъект
Глава седьмая. Трансцендентальная память
- § 1. Субстанция познавательных актов - § 2. Познание и грехопадение - § 3. Миф и Откровение
Глава восьмая. Истина
- § 1. Обзор проблемы - § 2. Научно-философский образ истины - § 3. Религиозно-этическое переживание истины - § 4. Конкретность истины - § 5. Истина в горизонте секуляризации
Глава девятая. Мышление и Боговоплощение
Раздел второй ОНТОЛОГИЯ
Глава первая. Переход от гносеологии к онтологии
Глава вторая. Бытие
Глава третья. Субстанция
- § 1. Генезис понятия субстанции: сущность и бытие - § 2. Идея субстанциального, ее религиозный фундамент и культурно-исторический контекст - § 3. Всеобщее и всеединое - § 4. Субстанция и Сущий
Глава четвертая. Свобода
- § 1. Постановка проблемы - § 2. Свобода как религиозно-онтологическая категория - § 3. Эволюция понятия свободы в истории философии - § 4. Идея свободы в русской религиозной метафизике
Глава пятая. Переход от онтологии к аксиологии
Раздел третий АКСИОЛОГИЯ
Глава первая. Типы мировоззрений
Глава вторая. Идеализм
Глава третья. Материализм
Глава четвертая. Иррационализм
Глава пятая. Позитивизм
Глава шестая. Теизм
Глава седьмая. Атеизм
Заключение
Избранная библиография
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
спасибо