Богословская конференция ПСТГУ - 30 - 2020

XXX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Почти полностью сохранившимся древним уставом, дошедшим до нас, является устав (типик) Ваханского монастыря (Ваханис-квабеби). Сохранившиеся 12 глав типика дают богатый и разнообразный материал для исследователей. Типикон сопровождает вензель, «подпись утверждения Каталикоса Гиоргия», и приписка, которая принадлежит Мурвану Харибаидзе. Создатель памятника - «эристав» Саргис Мхаргрдзели, родом из местности Тмогви. В период с 1190 по 1199 г. Тмогви владел род Мхаргрдзели, до этого поместье было в распоряжении царя и передавалось иногда во владение крупным чиновникам. После того как Тмогви стало родовым поместьем Мхаргрдзели, Саргис стал именоваться «Тмогвийским». Для жителей этой местности родовым монастырем являлся Ваханис-кваби, который до 1204 г. считался царским монастырем. Ваханский устав содержит совсем немного правовых обязательств для братии, в нем присутствуют тексты Священного Писания, в основном перифразированные автором, который выполнил это очень художественно. Они гармонично вписываются в общий текст. В Ваханском типике настоятель также определяется как единственный наставник, духовник и учитель братии. Богословие типика можно охарактеризовать как богословие монашеского жития, которое покоится на исполнении Евангельских заповедей и подражании жизни Иисуса Христа.
 

XXX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

М.: Изд-во ПСТГУ, 2020. — 294 с.
ISBN 978-5-7429-1346-7
 

XXX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - Содержание

Картвелология: проблемы и перспективы
  • Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава) - Функции должностных лиц по типику древнего грузинского Ваханского монастыря (Ваханис-квабеби)
  • Митрополит Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили) - Учение прп. Максима Исповедника о человеческой воле и «Психология настроя» акад. Димитрия Узнадзе
  • Абашидзе 3. Д. - Автокефалия или автономия (к вопросу о статусе Грузинской Православной Церкви в V—XI вв.)
  • Какелия В. А. - Пояснения некоторых мест типика Петрицонского грузинского монастыря
  • Малков П. Ю. - Рецепция в наследии византийских отцов Церкви учения преподобного Максима Исповедника о воле природной и о воле гномической (на примере творений преподобного Феодора Студита)
  • Багратион-Мухранели И. Л. - Русские писатели о грузинском народном благочестии и единстве православия в конце 40-х годов XIX века
  • Таварткиладзе Д. Т. - Грузинская Православная Церковь в период распространения османо-иранского влияния на территории Грузии (XVI—XVII вв.)
  • Головнина Н. Г. - Прп. Максим Исповедник в Оптинском проекте по переводу аскетической литературы при старце Макарии (Иванове)
  • Лобанов Д. В. - Генерал Парсадан Папунов: к вопросу атрибуции плиты из Никольского греческого монастыря
  • Щелкачев А. В., Мельникова И. Е. - Восстановление автокефального статуса Грузинской Православной Церкви в XX в
Религиоведение
  • Гуня А. Н. - Больше, выше, севернее...? Представления о значении пространства для России в некоторых современных зарубежных публикациях
  • Лисица Ю. Т - Масштабизация пространства в эмпирическом, психологическом и духовном планах
  • Павлюченков Н. Н. - Русские религиозные философы о феномене территориального пространства России
  • Маркова О. И. - Увеличение числа храмов в Москве — изменение городских территорий или рост числа верующих?
  • Чикаева Т. А. - Понимание Родины в философии С. Н. Булгакова
  • Тихонов В. Е. - Рецепция понятия соборности А. С. Хомякова в социальной онтологии и экклесиологии С. Л. Франка
  • Носачев П. Г. - Исследования посмертного опыта: к вопросу о границах богословского дискурса
  • Иванов И. А. - Христианство. Нация. Государство (на примере взглядов проф. прот. Думитру Станилое в 1930-е годы)
  • Редкозубое А. Д. - Некоторые отличия особенностей представлений о мире невидимом в исламе и православии
  • Дементьев Д. Н. - Пророческое служение в исламе в свете православного вероучения
  • Голубчиков Ю. Н. - Истоки, цели и причины противостояния науки и религии 88
  • Чурсанов С. А. - Предпосланные онтологические основания восприятия религии в богословской мысли В. Н. Лосского и схиархимандрита Софрония (Сахарова)
  • Каледина К. А. - Апология смирения в творчестве Ф. М. Достоевского
«Наша брань не против крови и плоти»
  • Дворкин А. Л. - Муниты: семь лет без Муна
  • Воат А. А. - Двенадцатишаговая программа: культ или эффективный метод выздоровления от зависимости?
Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в XX веке 
  • Озмитель Е.Е. - Туркестанская епархия при митрополите Никандре (Феноменове) (1927—1933 гг.)
  • Иеромонах Иаков (Воронцов Владимир Юрьевич) - Пастырские труды и обстоятельства кончины преосвященного Иннокентия (Пустынского)
  • Павлов Д. В. - Неоднозначность политики уполномоченных Совета по делам РПЦ в первые послевоенные годы на примере Ташкентской и Среднеазиатской епархии
  • Кострюков А. А. - «Незапятнанная архиерейская совесть». Жизнь и мученическая кончина митрополита Бориса (Разумова)
Благотворительная и социальная политика государства в России XIX— начала XX в.
  • Ульянова Г. И. - Капиталы на пособия бедным невестам в благотворительной практике XIX — начала XX века: бюрократическая матрица и религиозные воззрения
  • Грачева Ю. Е. - Роль благотворительных инициатив в становлении образовательной системы Российской империи первой четверти XIX века
  • Шевцова Г. И. - Великая княгиня Елизавета Маврикиевна — августейшая покровительница Общества попечения о бедных и больных детях (1893—1907)
  • Моторова И. С. - Развитие сети богаделен на территории белорусских губерний (вторая половина XIX — начало XX в.)
  • Абдуллаев Д. Н. - Развитие благотворительной деятельности в Туркестанском крае и роль русских благотворительных обществ (конец XIX — начало XX века)
  • Коровин В. Ю. - Воронежский дворянин Михаил Алексеевич Веневитинов как попечитель земской школы
  • Комарова Т. В. - «...Я их люблю с болью в сердце...» (А. А. Толстая и Петербургский дом милосердия)
  • Ключарева А. В. - Просветительская деятельность Александры Львовны Толстой в период тюремного заключения
  • Фидченко О. В. - Благотворительная деятельность представителей светского общества и Русской Православной Церкви по укреплению армии и флота России второй половины XIX — начала XX в
  • Харитонова А. В. - Благотворительная деятельность врачей в общинах сестер милосердия Российского общества Красного Креста
  • Ганф Т. И. - Значение духовно-просветительских журналов в развитии приходской благотворительности Санкт-Петербурга
Русистика и славистика: традиционные темы в современной методологии
  • Алексеев А. В. - Понятие о переносном значении в диахроническом аспекте: границы применимости
  • Борзенко Е. О. - Нестандартные компаративы: подходы к семантике
  • Вяльсова А. П. - Особенности употребления причастных форм в сравнительных конструкциях (на материале древнерусской «Пчелы»)
  • Добрушина Е. Р. - Ненормативное употребление деепричастий как переход от синтаксического регистра к семантическому
  • Злобина Н. Ф. - Проблемы грамматики текста в отечественной русистике
  • Сидорова М. И. - Пополнение класса слов общего рода в современном русском языке: корпусный аспект
Германская филология
  • Павловский И. В. - Английский король Эдуард — русский святой
  • Игумен Евфимий (Моисеев) - Миссия англосаксонских монахов на европейском континенте в конце VII — начале VIII в. как церковно-исторический феномен
  • Писарев Л. В. - Рецепция эпохи Средневековья в романе Г. К. Честертона «Возвращение Дон Кихота»
  • Красухин К. Г. - «Гамлет»: трагедия и ее интерпретация
  • Макаров В. С. - Цифровой коллаборативный комментарий к пьесам Кристофера Марло
  • Захаров Н. В. - «Доктор Фауст» К. Марло на российской театральной сцене XXI века
  • Гайдин Б. Н. - Мифы о К. Марло в романе У. Г. Зиглера «Это был Марло: история трехсотлетнего секрета»
  • Чукарькова О. В. - Особенности ксенонимов-русизмов в англоязычных письмах иеромонаха Серафима (Роуза)
  • Варёшин Н. В. - Детективно-психологическое содержание повести Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Романская филология
  • Волховская А. Г. - 100-летие смерти А. С. Пушкина в испанской периодической печати
  • Кабанова А. С. - Субстантивация инфинитива в румынском языке
  • Киктёва К. Д. - Путь к «Дон Хуану Тенорьо»: от легенд Хосе Соррильи к его религиозно-фантастической драме
  • Кузнецова И. Н. - О паронимической аттракции во французской фразеологии
  • Актуальные вопросы современной педагогической науки в контексте православной традиции
  • Бацкалёва В. В. - Любовь к родине начинается с любви к семье (Фр. Бэкон) (из опыта работы военного городка)
  • Боровенникова Е. О. - Подготовка учителей уроков православия (на примере Калининградской области, Литвы и Финляндии с 1991 г. и по наши дни)
  • Забегайлова И. В. - Духовно-нравственное воспитание детей 4—5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Затямина Т. А. - Потенциал православной культуры в содержании общего образования
  • Конкина Д. Д. - Религиозное образование в общинах Православной Церкви в Америке во 2-й половине XX в. (по материалам деятельности Православной комиссии по христианскому образованию (ОСЕС) и трудам Д. Л. Бужамры)
  • Крат А. В. - Особенности организации образовательного процесса в православных общеобразовательных школах различного вида
  • Кузнецова К. В. - Педагогическое бездействие как одно из самых сильных педагогических действий
  • Малышев В. С. - Методология организации среды обучающихся в аспирантуре как средство подготовки кадров высшей квалификации
  • Оразова Б. Г. - Новации, инновации и ретроинновации в школьном образовании
  • Прокофьева Е. А. - Решение задач духовно-нравственного воспитания в законодательстве Российской империи в первой четверти XIX в
  • Смекалина Н. В. - Приемы и методы осуществления межпредметных связей филологических дисциплин с курсом «Основы религиозных культур и светской этики» (модулем «Основы православной культуры»)
Учебники, учебные пособия и словари по церковнославянскому языку: традиции и новации
  • Ивлева А. В. - Сравнение церковнославянского и разговорных славянских языков как элемент методики преподавания церковнославянского языка (на примере польского, чешского и украинского языков)
  • Карпенко Л. Б. - Лингводидактические принципы обучения церковнославянскому языку
  • Левшенко Т. А. - Правописание ѣ в церковнославянском языке
  • Становская Т. А. - Педагогический аспект формирования каллиграфических навыков у младших школьников на уроках церковнославянского языка
  • Тюрин А. П. - Использование айтрекинга в разработке учебных материалов с мобильным доступом для преподавания церковнославянского языка
Проблемы формирования духовно ориентированной экономики
  • Смулов А. М. - Академик Д. С. Львов: идеи о нравственной экономике и экономической науке
  • Сеченова М. В. - Духовно-нравственные ценности при ведении предпринимательской деятельности
Диаконическое образование: теория и практика
  • Соловьева И. В. - Творческий подход в духовном становлении студента, обучающегося по направлению «Социальная работа»
  • Зальцман Т. В. - Творчество и рутина в социальной работе
  • Скляров О. Н. - Творческие возможности диалога и современное духовное просвещение
  • Файн С. В. - Служение как совместное творчество бедных и волонтеров
Жизненный мир современного российского студента: от либерализма к консерватизму
  • Демидова Е. Е., Старикова А. В. - Влияние процесса цифровизации на нормы и девиации современной молодежной среды
  • Шамшурин В. И. - Язык, ценности и добродетели
  • Кривошеев В. В. - Самоопределение будущих социологов и политологов: ни либералы, ни консерваторы
  • Андриянова Т. В. - Особенности исследований религиозности молодежи региона (на примере Курской области)

XXX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - Чикаева Т. А. - Понимание Родины в философии С. Н. Булгакова

 
Категория Родины является, на наш взгляд, ключевым мировоззренческим понятием, определяющим развитие личности, социальной группы и всего человечества. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что ее дефиниция не получила достаточного осмысления, а в ряде академических справочных изданий она и вовсе обойдена вниманием [4, с. 5]. Такое положение дел в научно-философской мысли привело к определенной политизации и идеологизации понятия «Родина», к искажению его содержания. Следствием этого становится нарушение связи личности и Родины, непонимание конкретным человеком ее онтологии и аксиологии [4, с. 7]. Такое положение не может не вызывать беспокойство, так как вне осознания ценности своей Родины невозможно построение всемирного общества, основанного на взаимоуважении представителей различных культур и стремлении к добру и благу.
 
Раскрытие содержания категории «Родина» является актуальной задачей философии и науки на современном этапе. Необходимо преодолеть недостаток поверхностной или нечеткой ее дефиниции, чему, на наш взгляд, будет объективно способствовать изучение понимания Родины русскими философами начала XX в. Данный выбор неслучаен, так как в творчестве именно этих мыслителей категория «Родина» по объективным причинам получила широкое распространение и всестороннее объяснение. Судьба и история поделили их жизненный путь на два этапа, один из которых пришелся на время существования Российской империи, второй — на время существования Советской России и СССР. При этом многие представители отечественной мысли были вынуждены покинуть страну и уехать за границу. Следствием стало то, что при рассмотрении понятия «Родина» оно не сливается, а, напротив, четко отграничивается от категории «государство» и получает собственную дефиницию.
 
Среди тех, для кого категория «Родина» стала объектом исследования, мы можем назвать С. Н. Булгакова. В своих трудах он неоднократно обращался к этой теме, подчеркивая ее важность для человека. Родина для С. Н. Булгакова — духовная идея, она святыня для всякого и, как таковая, всегда дорога и прекрасна [3, с. 373]. Мыслитель указывает на объективность Родины, ее духовную сущность, наличие у нее особых качеств, характеристик, определяющих ее место в системе ценностей. Мы полностью согласимся с такой дефиницией, так как действительно Родину невозможно определить в качестве материального объекта или их совокупности, это противоречило бы логике. «Родина — нечто более значимое и ценное, чем материальный объект» [4, с. 51].
 
Целесообразна и оценка Родины как святыни. Философ понимает Родину как дар Божий, благословение и напутствие на всю жизнь [1, с. 26]. Заметим, что для С. Н. Булгакова Родина не отождествляется с Богом, она иная, отличная от него субстанция. Для него Родина является основой реального бытия человека. Ее основное предназначение, функция видится мыслителем в осуществлении связи человека с Матерью-Землей и всем Божьим творением [1, с. 11].
 
С. Н. Булгаков утверждает, что Родина в первую очередь выполняет материнскую роль. Он так и характеризует ее, уподобляя тихой и ласковой матери [1, с. 12], указывая на заботу и создание условий жизни в качестве важнейших составляющих связи Родины и человека. Она является источником земной, тварной индивидуальности человека, определяющей его особость, субъектность, личностный образ. «Значение Родины состоит в том, то человек здесь не только рождается, но и зарождается в зерне, самом своем существе» [1, с. 11]. Родина, следовательно, является фактором формирования индивидуальной особенности человека, только ему присущих качеств, которые составляют его ценностную основу. Она, по мнению философа, является «источником и детерминантой всех помыслов и действий человека», является его духовной основой. Мыслитель называет Родину и предков тем, что определяет содержание личности, ее качества и свойства [3, с. 373].
 
Ответ на вопрос о том, что есть Родина, в концепции С. Н. Булгакова формулируется следующим образом. Родина — это духовные основы жизни человека, те ценности, которые являются для него священными и которыми он не может поступиться ни при каких условиях. Родина сопровождает личность на протяжении всей жизни, она не может быть связана только с настоящим и будущим, с развитием, она всегда там, где прошлое, смерть. «И потому последнее слово о родине — о смерти» [3, с. 373]. Ее атрибутом, следовательно, является вневременность, которая не может быть присуща идеологическому конструкту. Она существует объективно, помимо желания человека, определяя все стадии его бытия. Суть Родины поэтому состоит в том, что, будучи духовной субстанцией, она осуществляет связь духовного и материального, придает последнему смысл и ценность. Наличие Родины позволяет реальному земному бытию быть не только этапом на пути к настоящему бытию, подготовкой к нему, а обрести значение и аксиологическое право на существование. В философии Родины С. Н. Булгакова преодолевается разрыв между Градом Земным и Градом Небесным, когда первый не имеет самостоятельной ценности, а только подготавливает субъект к пребыванию в Граде Небесном, определяя признаки, наличие которых будет условием его попадания туда.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat magistr