Первый подход к Новому Завету возник вместе с научной библеистикой в первой половине XIX века и достиг кульминации в третьей четверти XX века в так называемой критике форм, а второй подход заявил о себе еще в 1890–е годы, но по–настоящему стал развиваться только с 1950–х годов, после открытия кумранских рукописей (1947). Хочется думать, что пока еще рано определять, на какой период времени приходится кульминация становления этого подхода, так как до сих пор он развивается только по восходящей. Сегодня одним из бесспорных лидеров такого подхода является Ричард Бокэм.
Изданная на русском языке книга Бокэма «Иисус глазами очевидцев» (2006; рус. пер. 2011, 2–е изд. 2012) — прямое продолжение вышедшей несколькими годами раньше (2002) данной книги, особенно ее последней (восьмой) главы. Обсуждаемая в этой главе тема авторитетности свидетельских показаний женщин в связи с евангельскими повествованиями о воскресении Христовом будет вскоре развита Бокэмом в монографии о значении всех свидетельских показаний в формировании корпуса евангелий. Но в настоящей книге тема свидетельства женщин обсуждается в контексте роли женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве — главной темы всей книги.
Бокэм — один из редких, если не редчайших, авторов, способных написать научную монографию так, чтобы ее могли читать не только коллеги, но и все, кто просто интересуется реальным миром, различаемым за строками Нового Завета. Но все же пока существует большое различие между образованной аудиторией, читающей на английском, и аналогичной аудиторией, читающей на русском. Некоторые достаточно привычные для англоязычной аудитории понятия все еще выглядят непривычно для русскоязычной. Поэтому перевод книги Бокэма послужит новой цели — введению в некоторые методы библеистики.
Сам автор обращает внимание на три методологические особенности своего подхода, каждая из которых позволяет ему получить новое знание, но при этом сама не отличается новизной.
Предваряя (и упрощая) собственное объяснение Бокэма, скажем, что он отслеживает преимущественно: 1) женские персонажи, 2) имена и 3) то, что он называет «интертекстуальностью».
Только второй пункт этого списка будет восприниматься русскоязычным образованным читателем так же, как и англоязычным. Историческая ономастика, то есть история собственных имен, — классическая вспомогательная дисциплина, использование которой в исторических изысканиях скорее неизбежно, нежели экзотично. Но в исследованиях Нового Завета это до недавнего времени было не так и не могло быть так, поэтому методология Бокэма тут инновативна и непривычна. Дело в том, что в распоряжении ученых лишь недавно появилась репрезентативная база данных собственных имен, на основе которой стал возможен анализ ономастики Нового Завета. В этом отношении исследование Бокэма пионерское.
Насколько неожиданным (для нас сегодня) может быть «ономастический фон» Нового Завета, свидетельствует, например, тот факт, что приблизительно половина палестинских женщин наиболее интересного для нас периода с III века до н. э. по II век н. э. носила только одно из двух имен, либо Мария, либо Саломея (употреблявшиеся в нескольких формах), причем количество носительниц каждого из этих имен было приблизительно одинаковым. Насколько важными оказываются оба эти имени для понимания евангелий, читатель может отчасти вспомнить сам, а более детально — выяснить в настоящей книге Бокэма. Особенно впечатляют результаты автора в прояснении личности Иоанны Хузиевой, даже если его гипотеза о ее идентичности с упоминаемой у апостола Павла Юнией неверна. Надо заметить, что такие выводы Бокэма согласуются и с раннехристианскими преданиями, которые он не учитывает и которые подчеркивают большое значение этой фигуры (они связаны с тем событием, которое в византийской традиции считается первым обретением главы Иоанна Предтечи).
Повышенный интерес к женщинам выглядит менее естественно, а на фоне нынешней моды на всевозможные «гендерные» исследования — даже подозрительно. Впрочем, зная автора, можно заранее быть уверенным в том, что он пошел не за конъюнктурой, а за возможностью найти новые точки обзора, с которых в текстах Нового Завета можно увидеть то, чего прежде не замечали. Он сам объясняет это достаточно подробно, но для русскоязычного читателя нужно, наверное, еще одно пояснение. В Новом Завете остается много мелких, а иногда очень мелких, подробностей, на которые принято не обращать внимания в комментариях — не только научных, но и святоотеческих.
Они производят впечатление каких–то «лишних деталей», случайно оставшихся на поверхности текста после его окончательной «сборки» (составления). Но тексты Нового Завета имеют такую природу (о которой мы скажем в следующем абзаце), что подобные детали не могли бы в них сохраниться, не имея в этих текстах очень глубоких корней. Тут впору вспомнить русскую пословицу: нашли подкову, а под ней лошадь. Любой непривычный взгляд на новозаветные тексты обещает открыть новые детали такого рода, и именно поэтому оказались так интересны женщины. Женщины — маргиналы патриархального общества. Правда, первохристианские общины, как показывает Бокэм, патриархальными как раз и не были, но зато традиционные толкования Нового Завета маргинализировали женщин в полную силу. Очевидно, что без ущерба для понимания текстов это не обошлось, и поэтому женщины как объект исследования оказались столь привлекательны для того, кто собирал «подковы» и откапывал из–под них целых «лошадей».
Наконец, то, что Бокэм, вслед за некоторыми исследователями Нового Завета, называет не совсем для того же самого придуманным термином «интертекстуальность». Этот термин был введен Юлией Кристевой в 1967 году как общее обозначение для использования в одном тексте любого рода отсылок к другому, так чтобы понимание первого текста предполагало узнавание (и понимание) второго. Конечно, Новый Завет весь насквозь интертекстуален, ведь его задача — показать, что на Иисусе сбываются все предсказания относительно Мессии, рассеянные эксплицитно и, еще более имплицитно, в священных писаниях иудеев эпохи Второго храма. Но интертекстуальность Нового Завета имеет свои особенности и даже правила, которые позволяют довольно точно реконструировать прямой смысл текста — разумеется, ускользающий от тех читателей, которые не умеют распознавать цитаты и намеки. Бокэм постоянно пользуется этим методом, что для современной науки о Новом Завете само собой разумеется. Однако, насколько я представляю, на русском языке до сих пор не было издано ни одной книги, где бы применялся такой метод чтения Нового Завета, и поэтому нынешняя книга Бокэма на русском языке поневоле окажется введением в чтение Нового Завета в его собственном историческом «интертексте» (от слова «интертекстуальность»).
Ричард Бокэм - Иисус и женщины - Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве
Перевод с английского H. Л. Холмогоровой
Научный редактор В. М. Лурье
Москва: Эксмо, 2015. — 496 с. — (Религия. История Бога)
ISBN 978–5-699–68955–2
GOSPEL WOMEN
Studies of the Named Women in the Gospels
Richard Bauckham
William B. Eerdmans Publishing Company
Grand Rapids, Michigan / Cambridge, U. K.
Richard Bauckham Gospel Women: Studies of the Named Women in the Gospels
Ричард Бокэм - Иисус и женщины - Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве - Содержание
По ту сторону Еангелий: люди и смыслы
Из чего возникла эта книга
Введение
I. Книга Руфь как ключ к гиноцентричному прочтению Писания
1. Женский голос в Книге Руфь
2. Женская и мужская точки зрения
3. Власть женщин, авторитет мужчин
4. Проблема родословия
5. роль гиноцентричных текстов в каноне
II. Языческие праматери Мессии
1. Зачем здесь эти женщины?
2. Предки Фамари
3. Замужество Раав
4. Хананеянки
Ill. Елизавета и Мария в Лк 1: интертекстуальное прочтение гиноцентричного текста
1. Лк 1:5–80: гиноцентричный текст
2. Мария как орудие Божьего спасения Израиля
3. Низкое общественное положение Марии
IV. Анна из колена Асирова
1. Введение
2. Где жили потомки колена Асирова?
- А. Галилея - Б. Северная Иудея - В. Адиабена и Мидия - Г. Иерусалим
3. Иерусалим и мидийская диаспора
4. Анна, Фануил и Книга Товита
5. Анна в евангелии и в истории
- Примечание А: северные колена в изгнании в 4 Езд 13 - Примечание Б: место создания Книги Товита
V. Апостол Иоанна
1. В пути с Иисусом и его учениками
2 Палестинские женщины как владелицы собственности
- (1). Наследование дочерью - (2). Дарение - (3). Кетуба, (4) приданое и (5) управление владениями мужа после его смерти - (6). Наследование вдовой - (7). Деньги, заработанные своим трудом
3. Жена «домоправителя» Ирода
4. Жена набатея Хузы
5. Покровительница или служанка?
6. Иоанна, она же Юния
- А. Имя «Юния» - Б. Сродники Павла - В. Соузники Павла - Г. «Прославившиеся между апостолами» - Д. «Прежде меня еще уверовавших во Христа» - Е. Имена Юния и Иоанна как эквивалентные по звучанию
7. Иоанна — свидетельница воскресения
8. Историческая Иоанна: очерк
9. Читатели следуют за Иоанной
VI. Мария Клеопова
1. Кто она такая?
2. Ее роль в жизни Палестинской церкви
- Примечание о предании, изложенном в Ин 19:25–27
VII. Две Саломеи и Тайное Евангелие от Марка
1. Саломея, сестра Иисуса
2. Саломея, ученица Иисуса
- А. Саломея в канонических Евангелиях - Б. Саломея — одна из четырех учениц - В. Саломея, вопрошающая Иисуса - Г. Саломея как источник эзотерической традиции - Д. Саломея у ортодоксальных авторов
3. Тайное Евангелие от Марка
- Приложение: некоторые неканонические тексты о Саломее, ученице Иисуса - Евангелие египтян - Евангелие от Фомы 61 - Псалом Фомы 16 - Тайное Евангелие от Марка
VIII. Воскресение и женщины: можно ли им верить?
1. Введение
2. Формирование евангельских повествований о воскресении
- Таблица 3: повествовательные элементы устной традиции - Таблица 4: Структура повествования, характерная для евангельских рассказов о воскресении - Таблица 5: два повествовательных эпизода с участием женщин
А. Женщины находят гробницу пустой
Б. Иисус является женщине/женщинам
3. Доверие к женщинам
4. Женщины в Евангелии от Матфея
5. Женщины в Евангелии от Луки
6. Женщины в Евангелии от Иоанна
7. Женщины в Евангелии от Марка
8. Женщины в древней церкви как авторитетные свидетельницы
- Таблица 6. Женщины, названные по именам
9. Женщины в керигматических сообщениях
Павел Николаевич Евдокимов - Женщина и спасение мира - Исследование христианской антропологии о харизмах женщины
Одесса: Изд-во «Optimum», 2015.-452 с.
ISBN 978-966-344-605-9
Павел Николаевич Евдокимов - Женщина и спасение мира - Исследование христианской антропологии о харизмах женщины - Содержание
- Об авторе
- Предисловие
- Примечания составителя
- Вступление
Часть первая - Антропология
-
Глава 1. Конституция человека
- 1. Библейское понятие о духе и теле - 2. Библейское понятие о сердце - 3. Человеческая личность - 4. Свобода
-
Глава 2. Образ Божий и подобие
- 1. Образ Божий - 2. Разница между образом и подобием
-
Глава 3. Начало и конец вещей
- 1. Сотворение мира - 2. Природа до падения - 3. Падение и домостроительство спасения (икономия) - 4. Антропология обожения - 5. Литургическая, или доксологическая, антропология
-
Глава 4. Аскеза, духовный опыт и лицезрение Бога в святости
- 1. Аскеза и психология - 2. Аскетизм - 3. Духовный опыт и лицезрение Бога в святости
-
Глава 5. Царское священство
- 1. Таинство Вселенского Священства - 2. Звание Священства верных - 3. Царское и священническое звание - 4. Пророческое звание
-
Глава 6. Церковь в мире и эсхатологический момент
- 1. Церковь и мир - 2. Богословие истории - 3. Эсхатология - 4. Дух Святой в последние времена
Часть вторая – БИБЛЕЙСКАЯ ЕВА И ЖЕНЩИНА В ИСТОРИИ
- Глава 1. Введение
- Глава 2. Матриархат
- Глава 3. Патриархат
- Глава 4. Феминизм
Часть третья – АРХЕТИПЫ
- Глава 1. Свят, свят, свят
- Глава 2. Архетипы
-
Глава 3. Пресвятая Богородица - Архетип женского начала
- 1. Распятая вера, источник новой жизни - 2. Агиофания, явление святости, архетипичный плером - 3. Архетип женского царского священства - 4. Архетип онтологического целомудрия - 5. Вечный девственно-материнский аспект женского начала - 6. «Да будет» на уровне экуменического движения - 7. Святость
-
Глава 4. Предтеча и Креститель Иоанн - Архетип мужского начала
- 1. Взаимодействие архетипов - 2. «Деисус» - 3. Иоанн Предтеча - 4. Пророческое служение
От
переводчика
Закл
ючение
Галина Николаевна Кузнецова
Памяти прекрасного человека
Мозаика
Приложение
Николай Алексеевич Полторацкий
Объяснение специальных терминов
Библиография
Первое издание 2009 года
Павел Николаевич Евдокимов - Женщина и спасение мира - О благодатных дарах мужчины и женщины
Минск, Лучи Софии
272 стр., 2009 год
ISBN: 978-985-6171-81-2
Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. о роли женщин в Церкви
М.: Изд-во «Спасское дело», Старая Потловка Пензенской обл.: Издание Храма св. Аллы, 2020. — 120 с.
ISBN 978-5-6042204-7-4
Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. о роли женщин в Церкви - Содержание
А. И. Мраморнов. От издательства
Р. Г. Иферов. Введение
- Итоговые соборные документы по вопросу о роли женщин в Церкви
- Определение «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения»
- Доклад Отдела о церковной дисциплине «Об участии женщины в жизни Церкви»
- Доклад Отдела о церковной дисциплине «О праве женщин входить в алтарь»
- Доклад профессора И. М. Громогласова «О праве женщин входить в алтарь»
- Доклад Отдела о церковной дисциплине о восстановлении чина диаконисе
- Чин поставления диаконисс
ГЛАВА 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСА О РОЛИ ЖЕНЩИН В ЦЕРКВИ
- § 1.1. На пленарных заседаниях - § 1.2. На заседаниях Дисциплинарного отдела
ГЛАВА 2. РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСА О РОЛИ ЖЕНЩИН В ЦЕРКВИ В ОТДЕЛЕ О ЦЕРКОВНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
- § 2.1. Доклад протоиерея И. И. Галахова «Участие женщины в соборной жизни Церкви» - § 2.2. Прения после доклада - § 2.3. Обсуждение резолюций и формулы по докладу - Из отчета Отдела за первую сессию
ГЛАВА 3. ВОПРОС О РОЛИ ЖЕНЩИН В ЦЕРКВИ В ТРЕТЬЮ СЕССИЮ СОБОРА
- § 3.1. Доклад Отдела о церковной дисциплине — «Об участии женщин в жизни Церкви» - Прения по общим основаниям доклада - Постатейное чтение проекта постановления - § 3.2. Повторное рассмотрение Постановления
ГЛАВА 4. ДЕЛА, ВОЗНИКШИЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НА СОБОРЕ «ЖЕНСКОГО ВОПРОСА»
- § 4.1. Восстановление чина диаконисе - § 4.2. Право женщин входить в алтарь - § 4.3. Женщины в церковном управлении - § 4.4. Право женщин быть старостами
ГЛАВА 5. РАЗЛИЧНЫЕ ДИСКУССИИ НА СОБОРЕ, КАСАЮЩИЕСЯ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ЦЕРКВИ
- § 5.1. О допущении женщин к делу проповеди и учительства - § 5.2. О роли женщины в приходе - § 5.3. Об участии женщин в деле просвещения и миссии - § 5.4. О возрасте монашеского пострига женщин
СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ
Кириченко О. В. - Женское православное подвижничество в России (XIX ― середина XX в.)
Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН - М.: Алексеевская пустынь, 2010. – с. 640
Кириченко О. В. - Женское православное подвижничество в России - Содержание
Вводное слово
Часть первая. Женские общины в зеркале истории
- Глава первая. Незамеченный феномен - Глава вторая. История вопроса о женском подвижничестве в России - Глава третья. Свидетельства и судьбы
Часть вторая. История создания женских общин
- Глава первая. Общины как начальная стадия образования монастырей - Глава вторая. Как формировался состав общин - Глава третья. Правила и уставы для женских общин и общежительных монастырей - Глава четвертая. Организаторы монастырей
Часть третья. Формы подвижнической деятельности
- Глава первая. Народный аскетический идеал - Глава вторая. Девство ради Христа ― основа женского подвижничества - Глава третья. Женское старчество - Глава четвертая. Формы монастырского подвижничества - Глава пятая. Труд как подвижничество
Часть четвертая. Старцы ― духовники новых обителей
- Глава первая. Место прп. Серафима Саровского в организации женских обителей - Глава вторая. Другие старцы-духовники - Глава третья. Святители ― опекуны женских общин и монастырей - Глава четвертая. «Жития Святых» свт. Димитрия Ростовского - Глава пятая. Собирание святынь в общинах и монастырях
Часть пятая. Переход от мира к монастырю
- Глава первая. Прощание с миром - Глава вторая. Чернички и женское общинное движение - Глава третья. Домашнее воспитание
Часть шестая. Сословия в монастырях
- Глава первая. Сословность внутри монастырей - Глава вторая. Сословный состав настоятельниц - Глава третья. Неуказные послушницы - Глава четвертая. Послушания в сословном контексте - Глава пятая. Взгляд на монастырь изнутри
Часть седьмая. Значение монастырей для религиозной жизни народа
- Глава первая. Миссионерское значение монастырей - Глава вторая. Падение добрых нравов в народе - Глава третья. Отступление от православия - Глава четвертая. Осторожное отношение Церкви к чудесам - Глава пятая. Общественное мнение о монастырях - Глава шестая. Этнический характер женского общинного движения
Часть восьмая. Женское подвижничество в 1920 ― 1930-е годы
- Глава первая. Культура великих страданий - Глава вторая. Судьбы монастырей и монашества Воронежской и Тамбовской епархии после революции - Глава третья. Противодействие церковному обновленчеству в 1930-е годы - Глава четвертая. Феномен странничества в 1920 ― 1930-е годы
Часть девятая. Женское подвижничество в 1940 ― 1960-е годы
- Глава первая. Воронежский центр духовничества - Глава вторая. Монашеские сельские общины в 1970 — 1980-е годы - Глава третья. Старцы — духовники монашествующих - Глава четвертая. Монахини на приходах в 1940 ― 1960-е годы - Глава пятая. Монахини, чернички и сельчане
Приложение
Надежда Белякова - Мириам Добсон - Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР - 1940-1980-е гг - Исследование и источники
Москва «Индрик» 2015
ISBN 978-5-91674-336-4
Надежда Белякова - Мириам Добсон - Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР - 1940-1980-е гг. - Содержание
- ГЛАВА ПЕРВАЯ - Женщины в молитвенных собраниях евангельских общин: молчащие хранительницы традиции?
- ГЛАВА ВТОРАЯ-Судьбы верующих в интервью и воспоминаниях
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ-Женщины-пятидесятницы: духовные дары и угроза социальной изоляции
- ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ-Мученица за веру — модель поведения женщин в общинах Совета Церквей ЕХБ
- ГЛАВА ПЯТАЯ- Верующие женщины в семьях: замужество^ материнство и одиночество
- ГЛАВА ШЕСТАЯ Письма и жалобы протестанток из Советского Союза
- ГЛАВА СЕДЬМАЯ- Деятельность Совета родственников узников ЕХБ — одна из форм женского служения?
Светлана Толстова, 2015
Тициан Вечеллио, иллюстрации, 2015
Издательские решения, 2015
ISBN:978-5-4474-0724-7
Светлана Толстова - Женщина и церковь: постановка проблемы - Содержание
- Женщина и церковь: постановка проблемы
- О браке
- Размышления о положении женщины
- О религиозной морали
- Немного о грехопадении
- Женское священство
- Феминистская теология
- От патриархата к матриархату?
- Женские образы в христианстве
- Иисус и Павел
- Религия и гомосексуальность
- Церковь и проблема насилия
- Аборт
- В качестве заключения
- Рекомендуемая литература
- Примечания
Служение женщин в Церкви - Источники
Сост. свящ. А. Постернак; ред. К. А. Максимович
М: Изд-во ПСТГУ, 2015. — 360 с.
ISBN 978-5-7429-0978-1
Служение женщин в Церкви - Источники - Содержание
- Предисловие. Свящ.Л. Постернак
- Христианский Восток
- Христианский Запад
- Жития святых
- Чины рукоположения вдов и диаконисс
- Эпиграфика
- Заключение
- Алфавитный указатель источников
- Алфавитный указатель имен
- Сокращения
Служение женщин в церкви - Исследования
Cоставители свящ. А. Постернак, С. Н. Баконина, А. В. Белоусов
М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. -518 с. + вкл.
ISBN 978-5-7429-0614-8
Служение женщин в церкви - Исследования
- Предисловие
Исследования 1912 года
- С В. ТРОИЦКИЙ. Церковнослужительницы в Православной Церкви
- НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР. Святая Олимпиада - диаконисса IV века
- Приложение. Принятие «обета служения Богу и ближним» великой княгиней Елисаветой Феодоровной
- С. В. ТРОИЦКИЙ. Восточные диакониссы Магнаи Марфана и западная церковнослужительница Эферия
- С. В. ТРОИЦКИЙ. Диакониссы в Русской Церкви
Современные исследования
- Свящ. А. ПОСТЕРНАК. Служение женщин в Древней Церкви
- Свящ. А. ПОСТЕРНАК, С А. ИНОЗЕМЦЕВА, Е. Н. КОЗЛОВЦЕВА. К вопросу о присвоении звания диаконисе сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия
- Указатель имен
- Список сокращений
- Библиография
Элизабет Бер-Сижель - Служение женщины в церкви
Перевод: Андрей Бакулов
Предисловие митрополита Сурожского Антония
Издательство ББИ, 2002 - 215 с.
ISBN 5-89647-055-Х
Элизабет Бер-Сижель - Служение женщины в церкви - Содержание
Предисловие
Введение
-
Глава 1 Несходство мужчины и женщины в контексте христианской культуры
- Несходство мужчины и женщины в обществах традиционного типа - Глубокие культурные перемены - Наука и сексуальная дифференциация - Несходство мужчин и женщин в христианском дискурсе - Рассказы о сотворении человека (Быт 1:26—31 и Быт 2:5—25) - Рассказ о грехопадении (Быт 3) - Символы несходства мужского и женского в Новом Союзе Иисуса и Марии - Иисус и взаимоотношения мужчин и женщин - Учение апостола Павла - Заключение
-
Глава 2 «И женщина сотворена по образу Божьему»
- Антропология отцов Церкви - Было ли второе сотворение? - Василий Кесарийский (Великий) - Общее призвание к обожению
-
Глава 3 «К новой общине»
- Традиция - Две иконы - Духовное зрение
-
Глава 4 Женщина в Православной церкви. Духовное зрение и история
- Нарушить молчание - Женское движение — знамение нашего времени - Вехи тео-антропологии мужского и женского - Женщины в Новом Завете - Образы женщины. Искаженные представления о женщине на протяжении истории - Женщина в современной православной мысли - Вопросы сегодняшнего дня - Женщина в современном церковном сообществе0 - Произойдет ли восстановление православного женского диаконата?
-
Глава 5 Место женщины в Церкви
- Патриархальность и единение - Напряженность и прерывность - Положение женщин в Церкви в XX веке - Экуменическое движение - Отношение к женщинам Иисуса Христа - Отцы Церкви - Диаконат - Пресвитерское служение - Плюрализм дисциплины?
-
Глава 6 Мария, Матерь Божья
- Отношение Православной церкви к тайне Марии - Применимость именования Богородица к Матери Иисуса. Значение Эфесского вселенского собора для христологии - Литургическое прославление Марии - Мария, образ и олицетворение Церкви - Мария, лик нового человечества (Женское начало в Марии)
- Заключение: новые вопросы
Приложение
Вопросы о мужчине и женщине среди Божьего народа
Принятые сокращения
Основная библиография
Известные православные богословы ясно дают понять, что тема женского церковного служения и даже рукоположения женщин не является для Православной церкви чем-то посторонним, одним из «искушений» экуменизма. Более того, для Российской церкви это даже не новая тема, если вспомнить горячее стремление св. великой княгини Елизаветы Федоровны возродить в начале XX века женский диаконат.
Элизабет Бер-Сижель - Рукоположение женщин в Православной церкви
Перевод: Людмила Алексеева, Алексей Бакулов, Анна Курт, Татьяна Стамова
Москва, Издательство ББИ, 2000 - 81 с.
ISBN 5-89647-045-8
Элизабет Бер-Сижель - Рукоположение женщин в Православной церкви - Содержание
- Элизабет Бер-Сижель - Женщины в Православной церкви
- Элизабет Бер-Сижель - Рукоположение женщин обсуждается и в Православной церкви
- Епископ Диоклийский Каллист (Уэр) - Мужчина, женщина и священство Христово
Роберт Тафт - Женщины в византийском храме: где, когда — и почему?
2008 г .
Роберт Тафт - Женщины в византийском храме: где, когда — и почему? - Содержание
Введение
A. Где?
- А. Место женщины–мирянки в церкви
- B. особые женщины, особые помещения
C. Когда?
D. Почему?
- I. Таксис
- II. Приличие и безопасность
E. Заключение
Маша Ляшенко – Женщина достоинства царского – Дневники принцессы
Б.в.д. - 176 с.
ISBN 966871925
Маша Ляшенко – Женщина достоинства царского – Содержание
Отзывы читательниц
Слова благодарности
Введение
- Глава первая. Дневники принцессы
Раздел I Кривое зеркало сатаны и исцеляющая любовь Бога
- Глава вторая. Принцессы и зеркала - Глава третья. Мои отражения
Раздел II Прекрасный замысел Бога и Отравленное яблоко
- Глава четвертая. Отравленное яблоко - Глава пятая. Прекрасный замысел Бога
Раздел III Осторожно – веретено! или Башня до небес
- Глава шестая. Жизнь в силках - Глава седьмая. По ступеням вверх - Глава восьмая. Где моя Фея-Крестная?
Раздел IV Все достоинство дочери царя
- Глава девятая. Коня на скаку остановит или Немощный сосуд? - Глава десятая. Блистающая, прекрасная, светлая и грозная - Глава одиннадцатая. Царевна-Несмеяна или Счастье есть - Глава двенадцатая. Перед зеркалом в ожидании Жениха
Приложения
- Приложение 1. Чаепитие принцесс - Приложение 2. Добывая жемчуг с глубины (задания для работы индивидуально и в группе) - Приложение 3. Воспитывая современную принцессу (задания для мам и дочек) - Приложение 4. Размышления о браке - Приложение 5. Сто обещаний Бога тебе, Его возлюбленной дочери - Приложение 6. Притчи о мудрости и советах для возлюбленной дочери
Ссылки и примечания
Дарлин Сейла – Предназначение – быть женщиной
Санкт-Петербург: Издательство «Ключ», 2000. – 196 с.
ISBN 5-7454-0501-4
Дарлин Сейла – Предназначение – быть женщиной – Содержание
Предисловие
- Глава 1: САМОУВАЖЕНИЕ. Собственное определение и определение Бога
- Глава 2: ПРОСТО БУДЬ СОБОЙ! Интроверт, экстраверт или что-то третье?
- Глава 3: ОШИБКА ИЛИ ШЕДЕВР? Женское основание для самоуважения
- Глава 4: КТО, ОТКУДА, ПОЧЕМУ? Вопросы, составляющие основу жизни
- Глава 5: КАК ИЗБЕЖАТЬ КРИЗИСА ЛИЧНОСТИ. Жизненные коллизии
- Глава 6: НО ВЫ ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ, КАКОЙ Я БЫЛА ПЛОХОЙ! Встреча с прошлым
- Глава 7: ОТБРОСЫ ИЛИ СОКРОВИЩЕ? Жертвы насилия
- Глава 8: НАУЧИМСЯ САМОУВАЖЕНИЮ У ИИСУСА. Следуя примеру Христа
- Глава 9: СЛИШКОМ ЗАНЯТА СОБОЙ, ЧТОБЫ НАЙТИ ВРЕМЯ ДЛЯ ТЕБЯ. Самоуважение или эгоцентричность?
- Глава 10: А ЧТО ЕСЛИ У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ? Высокая требовательность к себе
ЧТО МНЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ. Заключительное слово
Примечания
Библейское предназначение женщины - Под общей редакцией Нэнси Л. Демосс
West Sacramento, CA: Grace Publishing International, 2006. – 260 с.
ISBN-13: 978-1-933508-11-5 (РУС.)
ISBN-10: 1-933508-11-6 (РУС.)
ISBN-10: 1-58134-360-4 (АНГЛ.)
Библейское предназначение женщины – Содержание
БЛАГОДАРНОСТЬ
ПРЕДИСЛОВИЕ
I. НЕЗЕМНАЯ КРАСОТА ЖЕНСТВЕННОСТИ, СОТВОРЕННОЙ БОГОМ
- Глава 1 Библейский взгляд на женственность
- Глава 2 Неподдельная красота
- Глава 3 Папина дочка
II. ИСПЫТАНИЕ БИБЛЕЙСКОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ГРЕШНОМ МИРЕ
- Глава 4 Портрет женщины, избранной Богом
- Глава 5 Портрет глупой женщины
- Глава 6 Очищение для преображения
III. ПРИВИЛЕГИЯ БЫТЬ ПОМОЩНИЦЕЙ
- Глава 7 Обязанность жены - быть помощницей мужу
- Глава 8 Освобожденная через повиновение
IV. РАДОСТЬ МАТЕРИНСТВА
- Глава 9 Как воспитать женственных дочерей
- Глава 10 Заботливые мамы
- Глава 11 Старицы, наставляющие молодых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УКАЗАТЕЛЬ ЦИТАТ ИЗ БИБЛИИ
ИМЕННОЙ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛИ
Джинджер Ґаррет - Біблійні секрети краси
Пер. з англ. А. Трофімова. - Львів: Свічадо, 2015. - 160 с.
ISBN 978-966-395-457-8
Джинджер Ґаррет - Біблійні секрети краси – Зміст
Вступ
- Розділ 1. Двадцять вісім днів очищення
- Розділ 2. Секрети краси: вага
- Розділ 3. Секрети краси, яких косметична індустрія воліє не розкривати
- Розділ 4. Секрети краси: шкіра
- Розділ 5. Секрети краси: волосся
- Розділ 6. Секрети краси: косметика
- Розділ 7. Секрети краси: парфуми і пахощі
Про автора
До читача
Джоанна Уивер – С сердцем Марии в мире Марфы – Обретая близость с Богом в гуще жизненных дел
Пер. с англ. - Санкт-Петербург: «Библейский взгляд», 2010. – 352 с.
ISBN 978-54־8445-0235־ (рус.)
ISBN 9787־4000-7403־1־ (анг.)
Джоанна Уивер – С сердцем Марии в мире Марфы – Содержание
Благодарность
Введение
- 1. История двух сестер
- 2. «Господи! или Тебе нужды нет?»
- 3. Диагноз
- 4. Исцеление
- 5. Близость в гостиной
- 6. Служение на кухне
- 7. Благая часть
- 8. Уроки от Лазаря
- 9. Обучаемое сердце Марфы
- 10. Расточительная любовь Марии
- 11. Равновесие между работой и поклонением
- 12. С сердцем Марии в мире Марфы
Источники для «Сердца Марии в мире Марфы»
- Приложение А. Руководство по изучению
- Приложение Б. Источники для «Близости в гостиной»
- Приложение В. Источники для «Служения на кухне»
- Приложение Г. Ведение дневника
- Приложение Д. Простой план для молитвы на половину дня
- Приложение Е. Права христиан на рабочем месте
Вирджиния Лефлер - Кроткий и молчаливый дух - Эти качества часто воспринимаются неверно... Откройте истину. И что значит быть сильной и духовной женой.
Пер. с англ.: Издатель ИП Михеев В. В., 2023. — 132 с.
ISBN: 978-5-6046733-9-3
Вирджиния Лефлер - Кроткий и молчаливый дух – Содержание
Ромео и Джульетта — без яда
Новое понимание
- Драгоценно пред Богом
- Кроткий
- Молчаливый
Новое сердце
- Первый ключ — богобоязненная ЖИЗНЬ
- Уважать своего мужа — Еф. 5:33
- Посвященные Богу — Тит. 2:3
- Второй ключ — Чистота
- Горечь
Страх подчинения
- Страх унижения
- Страх пренебрежения
- Страх оскорбления
Дочери Сарры
Почему я?
- Помнить о милости
- Продолжать расти
Оцени себя
- Не командую ли я своим мужем?
- Не требовательны ли мои ожидания?
- Приятны ли мои слова?
- Владеют ли мной мои эмоции?
- Не отношусь ли я к нему, как к ребенку?
- Полностью ли я покорна его лидерству?
- Позволяю ли я ему управлять нашим домом?
- Хороший ли я слушатель?
- Прошу ли я помощи?
- Быстро ли я готова исправиться, если была недоброй или неуважительной?
- Боюсь ли я чего-то?
Когда мне больно
Жили долго и счастливо
Ди Брестин – Женская дружба – Как использовать свой дар во благо
Перевод с английского. - СПб.: из-во «Руфь», 2004. — 208 с.
ISBN 5-94172-015-7
Ди Брестин – Женская дружба – Содержание
Введение
- Глава первая
- Глава вторая
- Глава третья
- Глава четвертая
- Глава пятая
- Глава шестая
- Глава седьмая
- Глава восьмая
- Глава девятая
- Глава десятая
- Глава одиннадцатая
- Глава двенадцатая
Схема «Вспышки»
Мэтьюс Элис - Женщины в школе Христа - Как новозаветные ученицы Христа могут помочь нам сделать правильный выбор
«Хлеб Наш Насущный». – Кременчуг: Издательство «Християнська Зоря», 2015. – 164 с.
Мэтьюс Элис - Женщины в школе Христа – Содержание
Предисловие
- Пожалуй, начнем. Как быть учеником самого великого Учителя
- Мария. Как стать членом духовной семьи
- Женщина у колодца. Как нам увидеть себя такими, какими мы являемся на самом деле
- Мария и Марфа. Как успешно прожить в двух мирах
- Марфа и Мария. Как не потерять надежду во времена потерь
- Женщина хананеянка. Как сохранить веру во время жизненных кризисов
- Женщина, страдавшая кровотечением. Как найти Иисуса в болезни и страдании
- Две вдовы. Как давать и принимать с милостью
- Женщина-грешница. Как развить в себе чувство благодарности
- Прелюбодейная женщина. Как относиться к Богу, Который дает еще один шанс
- Мария из Вифании. Как сделать Иисуса самым главным в жизни
- Мария Магдалина. Как ходить верой, а не видением
Мими Уилсон, Шелли Кук Фолькхардт – Благочестивые привычки - Путеводитель женщины к целеустремленной жизни
Colorado Springs, CO: Bringing Truth to Life, б.г. – 178 с.
Мими Уилсон, Шелли Кук Фолькхардт – Благочестивые привычки – Содержание
- 1. Призыв к пробуждению
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. НАША РОЛЬ: поставить Его в центре наших помыслов
- 2. Покой во Всемогущем: Элохим
- 3. Полноценные взаимоотношения: Иегова
- 4. Реальность Божьей заботы: Иегова-ире
- 5. Божье присутствие на практике: Иегова-шамма
- 6. Исцеление израненых сердец: Иегова-раффа
- 7. Ежедневное упование: Иегова-нисси
- 8. Жизнь в мире: Иегова-шалом
ЧАСТЬ ВТОРАЯ . ЕГО РОЛЬ: изменять нас изнутри
- 9. Сила совершать невозможное: Освящение
- 10. Повседневная мудрость: Преобразование разума
- 11. Повседневное довольство: Преобразование сердца
- 12. В хождении с предвечным Богом: Преобразование души
Роль христианки в современном обществе – Первая межденоминационная конференция - Москва, 6-7 июня 1997 г.
Липецк: Липецкое издательство Госкомпечати, 1997. – 74 с.
ISBN 5-221-00034-2
Роль христианки в современном обществе – Содержание
ВЫСТУПЛЕНИЕ
- д-ра Марка Эллиота на открытии конференции июня г.
ИНФОРМАЦИЯ
- об Институте изучения христианства Востока и Запада
- Состав участниц конференции
- Представленные страны
ИНТЕРВЬЮ
- с Т. Поповой, главным редактором издательства “Свет на Востоке”
ДОКЛАДЫ УЧАСТНИЦ КОНФЕРЕНЦИИ
- “Провозвестниц великое множество”. О.М.Запрометова
- Библейские основы служения женщин. В.И.Кадаева
- Женщина и благовестие. Ш.М.Досова
- Как свидетельствовать о Христе мужу. И. Н. Косюга
- Свидетельство о Христе в семье. Г. С. Беляева
- Проблемы евангелизации женщин в российской провинции. В.В.Мажарова
- Перспективы служения женщин-христианок. Н.А. Четверина
- Служение христианок церкви “Благодать”. М.И.Шляжко
- Как привлечь женщин к активной деятельности в церкви. М. С.Геворкян
- Духовное образование христианок. М. С.Каретникова
- Роль женщины в азиатских церквах и ее возможности. О.В.Аветисова
- Благовестие и труд христианок в Узбекистане. Х.Х. Сахибова
- Свидетельство христианок на рабочем месте. О.Н.Гороненкова
- Западные миссионеры и евангелизация России. В.А.Карчажкина
- О роли и месте женщины в церкви и обществе. И.Ф.Якубова
- Труд христианок Армии Спасения. Л.В.Макарова
- Пути привлечения женщин к активной деятельности в церкви. В.А.Зауэр
- Пути успешного вовлечения женщин в служение. Е.В.Гильдебранд
- Поддержка семей, страдающих от пьющих родственников. Н.В.Белякова
- Домашнее насилие. ГМ.Ченцова
- Женщина в тюрьме... Е.Я.Тищенко
- Свидетельство заключенным по переписке. Н.В.Шелудякова
- Христианские клубы деловых женщин. Н.С.Логинова
- Детский христианский театр. Н.В.Румянцева
- Служение женщин в Молдове. О.Ф.Мокан ^
- Вести из Армении. Н.А.Аванесян
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО д-ра Марка Эллиота
ПОСЛЕСЛОВИЕ. ГА.Обровец, координатор конференции
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!
До недавнего времени тема определяющей роли женщин в первоначальном христианстве попросту игнорировалась. После двух тысячелетий безмолвия появились серьезные поводы задаться вопросами о подлинном месте женщин в жизни Иисуса и раннехристианском движении. Оказалось, что именно женщины были наиболее важными и влиятельными фигурами в окружении Иисуса и в группах первых христиан, однако очень быстро в раннехристианском движении женщины вновь вернули к маргинальному положению в патриархальном обществе, а все ключевые роли в общинах отвели себе мужчины. Всемирно известный специалист по Библии и древней литературе Ричард Бокэм предлагает отправиться в интеллектуальное путешествие к истокам христианства, чтобы, с одной стороны, снять покровы с тысячелетней тайны, и, с другой стороны, представить взвешенную и аргументированную точку зрения в противовес сенсационным «открытиям» и гипотезам о роли женщин в личной и общественной жизни Иисуса.