Брюн - Чтобы человек стал Богом

Франсуа Брюн - Чтобы человек стал Богом
Указав на важность, которую мы придаём свидетельству мистиков, мы хотели бы вначале кратко дать несколько указаний на деликатную проблему их интерпретации, особенно в связи с психоанализом.
 

Брюн Франсуа. Чтобы человек стал Богом

3-е изд., испр. и доп. / пер. с фр. С. А. Гриб. - СПб.: Алетейя, 2013. - 548 с.
ISBN 978-5-91419-648-3

Франсуа Брюн - Чтобы человек стал Богом - Содержание

Предисловие автора

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. БЕСКОНЕЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ: БОГ И ЧЕЛОВЕК, НЕВОЗМОЖНЫЙ СОЮЗ

Глава I. Откровение Любви: Троица
  • Диалектика Любви
  • Решение Любви
  • Логика Любви
  • Требование Любви
Глава II. Призыв Любви: Творение
  • Смысл Творения.
  • Тайна времени и пространства
  • Тайна Зла: ложные решения при «классической» постановке проблемы
Глава III. Поражение любви: грех
  • Постановка вопроса
  • Сущность греха
  • Первородный грех
  • Попытка синтеза воззрений на связь между грехом и несчастьем
  • Заключение

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. СТРАДАНИЕ И СМЕРТЬ ЛЮБВИ: БОГ ТВОРИТ ЧЕЛОВЕКА

Глава IV. На пороге тайны Христа
  • Современное крушение традиционной веры в Христа.
  • Слабости «классической» христологии8
  • Последовательное действие
Глава V. Тайна нашего союза со Христом
  • Природа воплощения во Христе
  • Распространение воплощения во Христе.
  • Свидетельство мистиков
Глава VI. Тайна славы Христа
  • Постановка вопроса, основанная на «классической» христологии
  • Прославление «тела»
  • Свидетельство мистиков
  •  Бог — огонь и свет
  • Прославление «души»: Бог, ощущаемый как любовь
  • Очерк по богословию славы Христа
Глава VII. Тайна страдания Христа
  • Постановка вопроса
  • Несостоятельные теории
  • Наша отправная точка
  • Как Христос мог действительно страдать?
  • Богословские размышления
Глава VIII. Тайна нашего спасения
  • Общая схема
  • Общее подтверждение
  • Греческая и восточная святоотеческая традиция
  • Свидетельства западных мистиков
  • Богословские размышления

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ТРИУМФ ЛЮБВИ: ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ БОГОМ

Глава IX. Обожение человека
  • Традиция вне схоластики
  • Схоластика, неосхоластика и прочие неорационализмы
  • Источники этого расхождения
  • Богословские и практические выводы
  • Пути единения с Богом
Заключение
 

Франсуа Брюн - Чтобы человек стал Богом - Введение

 
Церковь всегда переживала кризис. С самого начала. Весь мир неизменно повторяет это. И в определённом смысле такое утверждение верно. Но так как такое заявление сегодня повторяется так часто ,всё происходит парадоксальным образом как бы для уменьшения тяжести действительного кризиса и для превращения его в обычный, помещая его в длинную последовательность следующих друг за другом кризисов, которые никогда не мешали Церкви жить, жить и развиваться. Но именно здесь, вне всякого сомнения, и есть роковая ошибка.
 
Не все кризисы имеют одну и ту же степень серьёзности. Кризисы церковной дисциплины угрожали единству Церкви, но не её сущности. Моральные кризисы, так часто происходившие в течение долгой истории, смущали умы людей , но не затрагивали основу веры. Кризисы веры сами по себе, по крайней мере, со времён конца арианства, не затрагивали суть христианства (Троицу и воплощение) или, скорее, оставались достаточно ограниченными и быстро преодолимыми. Наиболее серьёзный кризис веры — кризис протестантизма — не относился, однако, к сущности и захватил лишь некоторые грани христианства, но отнюдь не всё.
 
Всё, что осталось, объединилось вокруг Рима, чтобы продвинуться в последующие века в новом миссионерском устремлении к покорению мира.Сегодняшний кризис по существу затрагивает всю Церковь.
Официальные высказывания, которые стремятся скорее успокоить верующих, чем проанализировать болезнь, которой они страдают, утверждают, что во всеобъемлющем движении для необходимого приспособления Церкви к современному миру некоторые, захваченные рвением, заходят слишком далеко, переходя через истинную меру, установленную последним собором. Но большая часть верующих и даже некоторые священники хорошо понимают, что речь идёт о гораздо большем.
 
В течение веков казалось, что Церковь была обращена к Богу по существу для лучшего приведения к Нему всех верующих. Это выражалось даже направлением алтаря, обращенного вместе со священником к Иерусалиму в ожидании возвращения Христа; в использовании архаического языка, который нигде более, кроме Церкви, не звучал, чтобы ничего не изменить в старинных формулах, которые были утверждены Богом при Его обращении к людям; в употреблении «сакральной» музыки, сильно отличной даже в её нотации от всех видов светской музыки Запада; в сохранении сакральных мест — грандиозных строений величественных храмов для прославления Бога; в осуществлении длинных церемоний и достаточно многочисленных священных обрядов, представляемых как совершенно необходимые для обеспечения спасения души.
 
Откуда следует значимая роль священства, которое для приближения к Богу должно удовлетворять очень строгим требованиям чистоты, поддерживаемым, в частности, целибатом и достаточно долгой ежедневной молитвой.
 
Есть особые люди, особые места, особое время, чтобы создать в потерянном мире несколько обособленных укреплённых пунктов, посвященных Богу, несколько зон спасения, обособленных от мира.
Испытав очень глубокий шок от последней мировой войны, который произвёл коренной поворот в современной цивилизации, Церковь осознаёт — возможно, особенно во Франции — что эти зоны спасения, не способные более к расширению, замыкаются и превращаются в гетто. В результате этого следует полная перемена ориентации. Это — знаменитая «открытость миру».
 
С этих пор алтари обращаются вместе со священником к верующим. Литургия, наконец, совершается для людей и именно на их языке в сопровождении мелодий и ритмов, к которым они привыкли во время их труда и отдыха. Церемонии идут навстречу людям, в мастерские, в дома, вплоть до брачного ложа. Однако, вскоре обнаруживается, что лучшей молитвой является собственная жизнь людей и в таком случае, конечно, только миряне могут быть священниками, способными совершить этот ритуал жизни. Прежнее священство очень быстро поняло, что оно должно учиться у тех мирян, которые действительно живут и, следовательно, передают жизнь.
 
Клир начал растворяться в среде верующих, среда верующих — в массе неверующих, Церковь — в мире, который она должна спасать.
 
Реакция была настоятельно необходима и уже в значительной степени началась. Но при этом она слишком часто брала курс на простую попытку Реставрации. Конечно, это было не решение. Ясно представляется, что Церковь Запада не способна освятить и обожить мир. Она обнаруживает свою идентичность и обнаруживает Бога, только отделяясь от мира, и открывается миру, только растворяясь в нём. Неспособная привести мир к Богу, она лишь знает, как уклониться от мира или как поклониться ему. Интегризм или прогрессизм — это, в действительности, один и тот же тупик.
 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.4 (14 votes)
Аватар пользователя esxatos