Бунге Гавриил - Другой Утешитель - Духовное отцовство - Момент истины

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) - Другой Утешитель - Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева
Позволю себе поделиться рассказом, связанным с моим личным опытом. Однажды я присутствовал на Божественной литургии в церкви св. Николая при Третьяковской галерее. Там я впервые увидел икону Владимирской Божией Матери в естественном для нее пространстве, а именно в храме, в котором совершалось богослужение. Я не раз видел ее и прежде, но только в выставочном зале. Теперь же ей могли поклониться верующие. 
 
Я был растроган до слез, ибо впервые эта уникальная икона предстала предо мною живой; в галерее она находилась как бы в состоянии комы, была ни живой ни мертвой. Конечно, и в советское время, посещая зал, в котором она была выставлена, верующие вели себя так, как если бы они оказались в храме, то есть пребывали в молчании с чувством религиозного благоговения. Но в церкви св. Николая Та, Которая сопровождала русский народ в самые трагические моменты его истории, вновь взирала на Своих чад взглядом, исполненным нежности и прощения. Дай Бог, чтобы и оригинал иконы Святой Троицы вернулся когда-нибудь в храм и занял в нем то место, которое было предназначено ему изначально. Ибо в галерее этот образ, покрытый толстым стеклом, ни жив ни мертв, но как бы пребывает в коме. Русь же, Святая Русь, нуждается в образах живых! 
 
Символизм иконы и ее духовное значение связаны с теми идеями, на которых строил монашеское общежитие преподобный Сергий Радонежский. Он посвятил свою обитель Святой Троице, видя в любви между Ипостасями Троицы абсолютный духовно-нравственный ориентир для монашеской общины. Икона Троицы была заказана Рублеву учеником Сергия, преподобным Никоном Радонежским. Образ в похвалу Сергия Радонежского должен был носить подчеркнуто умозрительный, богословский характер. В то же время «Троица» Рублева, как и ее прототип «Гостеприимство Авраама», — это евхаристический образ, символизирующий бескровную жертву. Этот смысл иконы подчеркивался ее размещением в нижнем ряду иконостаса Троицкого собора, возле царских врат. Книга «Другой Утешитель» была написана еще в те годы, когда отец Гавриил был католическим священником и монахом. На протяжении многих лет он вел жизнь отшельника и изучал древнюю традицию восточного христианства. Исследуя тексты греческих и сирийских отцов, он ставил своей целью не теоретический анализ их творений, но деятельное применение аскетических правил в собственной монашеской жизни. Отец Гавриил всегда видел в восточном христианстве подлинную жизнь и двигался к ней, приняв в 2010 году православие со словами: «Я хочу умереть в общении с Истиной». Книга схиархимандрита Гавриила была переведена на основные европейские языки и получила известность на Западе, свидетельствуя о духовных сокровищах православного Предания. Теперь, благодаря новому переводу и настоящему изданию, книга становится доступной и русскому читателю. 
 

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) - Другой Утешитель - Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева 

Предисл. Сергея Аверинцева; пер. с нем. А. С. Репко, под ред. В. А. Фадеева
М.: Издательский дом «Познание», 2020. 208 с. Ил. 24. 
ISBN 978-5-906960-71-9 
 

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) - Другой Утешитель - Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева - Оглавление

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО митрополита Волоколамского Илариона 
ПРЕДИСЛОВИЕ автора ко второму русскому изданию 
ПРЕДИСЛОВИЕ к немецкому изданию Сергея Аверинцева
ВВЕДЕНИЕ 
  • ГЛАВА I Первообраз и образ 
  • ГЛАВА I Иконографическая традиция 
  • ГЛАВА III Богословское истолкование
  • ГЛАВА IV Сергий Радонежский 
  • ГЛАВА V Никон Радонежский и Андрей Рублев
  • ГЛАВА VI «Душе истины» 
  • ГЛАВА VII Небесная литургия 
  • ГЛАВА VIII Традиция и новаторство 
  • ГЛАВА IX Сущность и Личность 
  • ГЛАВАХ Пятидесятница по Иоанну
  • ГЛАВА XI Созерцание Бога в образе и подобии
ΠРИЛОЖЕНИЕ О происхождении мамврийского «сувенира для паломников» 
БИБЛИОГРАФИЯ 
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 

Бунге - Духовное отцовство по творениям Евагрия Понтийского
Речь идет о трагедии, поскольку существенный смысл истинного духовного отцовства заключается отнюдь не в зависимости. Отцовство не может быть зависимостью — ни сына от отца, ни отца от сына. Смысл истинного отцовства — это скорее дарование жизни, что означает предоставление другому человеку пространства для собственного свободного бытия. Духовное сыновство не может существовать без духовного отцовства, и его смысл — свободное принятие своего собственного бытия как бытия дарованного. В духовной жизни, независимо от пола и возраста лиц, «отец» и «сын» — это метафоры, выражающие определенное межличностное отношение. Поэтому в христианской традиции известны не только духовные отцы, но и духовные матери.
 
Поскольку то же самое отношение между отцом и сыном распространяется на Божественные Лица Святой Троицы, становится ясно, насколько серьезен данный вопрос. Ведь человеку, которому не удалось пережить опыт истинного отцовства и истинного сыновства в духовной сфере, грозит опасность вообще не познать истинное, личностное отношение к Богу. Смысл духовного отцовства — не что иное, как опыт превосхождения собственной индивидуальности во встрече с тем «ты», которое с незапамятных времен носит имя отца. В этом превосхождении последний становится для сына «родителем» его собственного личностного бытия. В абсолютном смысле этот опыт становления личностью обретается только во встрече с Божественным «Ты», почему и к Богу, благодаря Сыну и [пребывая] в Святом Духе, мы можем воззвать: Авва, Отче!
 

Cхиархимандрит Гавриил (Бунге) - Духовное отцовство по творениям Евагрия Понтийского

Пер. с нем. А. В. Фролов
Сретенская духовная семинария
М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. 160 с.
ISBN 978-5-7533-1376-8
 

Cхиархимандрит Гавриил (Бунге) - Духовное отцовство по творениям Евагрия Понтийского - Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ. Духовное отцовство — устаревшая тема?
  • ГЛАВА I. В духе святых отцов
  • ГЛАВА II. Евагрий как духовное чадо святых отцов
  • ГЛАВА III. Евагрий как авва
  • ГЛАВА IV. Духовное отцовство: общие контуры
  • ГЛАВА V. Христос как отец и духовное отцовство
  • ГЛАВА VI. Духовная благодать
  • ГЛАВА VII. Духовный отец как истинный гностик-умозритель
  • ГЛАВА VIII. Учитель и врач
  • ГЛАВА IX. Тактичность в духовных вопросах
  • ГЛАВА X. Истинный христианский гнозис против гностицизма
  • ГЛАВА XI. «Disciplina arcani» против эзотеризма
  • ГЛАВА XII. Духовное тайноводство
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Различение духов
Примечания переводчика
Библиография

Бунге - Творения аввы Евагрия - Аскетические и богословские трактаты
"Философ в пустыне" — так называет Евагрия, одного из самых глубоких христианских мыслителей древности, А. Гийомон, крупнейший современный знаток его творчества. Это именование вполне созвучно с характеристикой, данной Евагрию древнецерковным историком Сократом, который говорит, что Евагрий, "будучи прежде философом только на словах" (πρότερον λόγω μόνω φιλόσοφος ών), после того как стал учеником двух преп. Макариев — известных египетских подвижников, — "стяжал философию и через дела [свои]" (την δι* έργων φιλοσοφίαν έκτήσατο). Если понимать слово "философия" как "христианское любомудрие" — любовь к Премудрости. Божией, т. е. к Богу Слову, Христу Господу и Богу нашему, проявляющуюся в органичном и нерасторжимом единстве жизни и знания, духовного делания и созерцания, — то Евагрий, несомненно, является одним из самых ярких представителей христианского любомудрия, и свидетельством этого является, прежде всего, сама его жизнь.
 
Сообщения древних церковных авторов (Палладия Еленопольского, церковных историков Сократа и Созомена, Руфина Аквилейского и др.) позволяют нам восстановить основные моменты жизни Евагрия Понтийского. Он родился ок. 345 г. в небольшом понтийском городке Ивора, расположенном на севере современной Турции. О его родителях известно немного. Отец Евагрия был рукоположен св. Василием Великим в хорепископа, т. е. «деревенского епископа». Недалеко от Иворы находилось родовое поместье св. Василия, где он вместе со св. Григорием Богословом проходил первый искус аскетической жизни (357— 358 гг.), и можно предположить, что отец Евагрия был достаточно хорошо знаком с каппадокийцами. Во всяком случае мы знаем, что Евагрий был принят в клир св. Василия и рукоположен им во чтеца. Великий епископ оказал сильное и благотворное влияние на молодого Евагрия, о чем говорят сочинения последнего. Евагрий не расставался со св. Василием вплоть до внезапной кончины (379 г.) этого «столпа истины», как называет он первого своего учителя и наставника.
 
Скорее всего, именно смерть св. Василия побудила Евагрия покинуть Каппадокию. Судя по «Посланию о вере», написанному через год или два после этого события, Евагрий был приведен в смятение внезапной кончиной своего учителя, находящегося в расцвете сил, и «бежал» в Константинополь.

 

Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты

"МАРТИС", 1994 - 362 с.
ISBN 5-7248-0014-4

 

Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты - Содержание

Сидоров А. И. - Евагрий Понтийский: жизнь, литературная деятельность и место в истории христианского богословия
Слово о молитве
Слово о духовном делании, или монах
Умозритель, или к тому, кто удостоился ведения
Умозрительные главы
Мысли
Зерцало иноков и инокинь
Послание о вере
Комментарии
Указатель цитат из Священного Писания

Бунге - Евагрия Понтийского «Монах, или Практический трактат»
Изначально наша книга предназначалась для немецкоязычной аудитории, пока еще мало знакомой с Евагрием, и цель наша состояла не в том, чтобы перевести труд А. и К. Гийомон на немецкий язык, и уж тем более не в том, чтобы улучшить его. Наша цель была иной: к одному и тому же автору можно подходить по-разному, и мы посчитали важным представить вниманию читателя духовное учение Евагрия, столь же богатое, сколь и малоизвестное. По этой причине мы умышленно отказались от намерения углубляться в исторические и филологические аспекты творений Евагрия и обошли стороной все, что связывает понтийского монаха с греческой философией и богословием александрийской и каппадокийской школ.
 
Иными словами, цель наша носила более практический характер: создать на основе «Монаха» своего рода руководство по духовной практике «в духе Евагрия», который самым непосредственным образом перенял и усвоил духовную традицию древнего монашества. Не к этому ли стремился и он сам, работая над своим сочинением? Несмотря на определенную внутреннюю структуру, «Монах» все же не отличается стройностью изложения. Сто глав этого произведения представляют собой небольшие по объему единицы текста, затрагивающие, каждая по отдельности, основополагающие вопросы монашеской практики. Данное произведение не предназначено для беглого ознакомления. Каждая из глав требует внимательного и повторного прочтения, а также исследования и размышления, с тем чтобы то, о чем говорится в ней, можно было потом применить на практике. Этим и обусловлена необходимость в духовном комментарии. 

 

схиархимандрит Гавриил (Бунге) - Евагрия Понтийского «Монах, или Практический трактат: Сто глав о духовной жизни»

пер. с фр. В.А. Фадеева; 
Сретенская духовная семинария
М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2019. 336 с.
ISBN 978-5-7533-1565-6

 

схиархимандрит Гавриил (Бунге) - Евагрия Понтийского «Монах, или Практический трактат: Сто глав о духовной жизни» - Оглавление

От переводчика
Предисловие к французскому изданию
Библиография и сокращения
ВВЕДЕНИЕ
I. Автор и его творение
  • 1. Евагрий Понтийский: ученик каппадокийцев и отцов-пустынников
  • 2. Творение: сто глав «Монаха»
II. Учение: «царский и совершенный путь»
  • 1. Душа и ее части
  • 2. Практика как «путь»
  • 3. «Метод» как следование
  • 4. Практика как «духовный» метод
  • 5. Препятствия на «пути»
  • 6. Очищение как исцеление
  • 7. «Пути Господни» и «пути Божии»
III. По поводу комментариев
 
ТЕКСТ И КОММЕНТАРИИ
Монаха Евагрия [Пролог]
Практический трактат. Сто глав
  • Предисловие 
  • Главы 1–5
  • О восьми помыслах Главы 6–14
  • Против восьми помыслов Главы 15–33
  • О страстях Главы 34–39
  • Наставления Главы 40–53
  • О том, что происходит во сне Главы 54–56
  • О состоянии, близком к бесстрастию Главы 57–62
  • О признаках бесстрастия Главы 63–70
  • Практические соображения Главы 71–90
  • Изречения святых отцов Главы 91–100
  • [Эпилог]
Указатели
  • I. Цитаты из Священного Писания
  • II. Другие творения Евагрия

Бунге - Момент истины
Схиархимандрит Гавриил: Мы говорим сегодня о молитве. Безусловно, это самая важная тема в жизни христианина. Если мы станем внимательно изучать творения святых отцов, то очень скоро заметим, что человек как личность - это прежде всего акт молитвы. Позже я скажу об этом подробнее. Как все в нашей жизни, молитва претерпевает изменения: возрастает, изменяется, эволюционирует. Мне хотелось бы, прежде всего, сказать о некоторых этапах духовной жизни. Я буду в первую очередь отталкиваться от учения Евагрия Понтийского, потому что я лучше всего знаю именно его творения. Евагрий Понтийский - первый из отцов-пустынников, который постарался синтезировать учения о молитве других отцов и записал свое учение. Вы, наверное, знаете о том, что Евагрий был учеником, последователем Макария Великого, а Макарий быт последователем Антония Великого.
 

Гавриил - Бунге - Момент истины - О личной молитве в жизни христианина

М. : Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2020. - 128 с.
ISBN 978-5-7429-1327-6

 

Гавриил - Бунге - Момент истины - О личной молитве в жизни христианина

  • ТРИ ДУХОВНЫХ ВОЗРАСТА
  • КАК ПРАВИЛЬНО МОЛИТЬСЯ, И ЧТО МЕШАЕТ МОЛИТВЕ?
  • КАК НАУЧИТЬСЯ СЛЫШАТЬ ОТВЕТ БОГА НА МОЛИТВУ И СЛЕДОВАТЬ ЕМУ В ЖИЗНИ?
  • БОГ ОТКРЫВАЕТСЯ ДОСТОЙНЫМ
  • ОСТАВАТЬСЯ ТАМ, ГДЕ ГОСПОДЬ ПОСТАВИЛ
  • НЕЛЬЗЯ БЫТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ХРИСТИАНИНОМ
  • ИСПОВЕДЬ И ДУХОВНАЯ БЕСЕДА
  • КАК ПОБЕЖДАТЬ ГРЕХИ
  • СВИДЕТЕЛЬСТВО ПЕРЕД БОГОМ
  • ЕВАНГЕЛИЕ, ПРОЖИТОЕ В ПУСТЫНЕ

Бунге - Тоска, уныние, депрессия
История древнего монашества повествует о целой плеяде ярких, незаурядных личностей — начиная с преподобного Антония Великого, чье Житие, составленное святителем Афанасием Александрийским, открывает изумленному читателю мир первых насельников египетской пустыни. Особое место среди «отцов-пустынников» занимает Евагрий Понтийский, которого мы избрали в духовные наставники.
 
Евагрий принадлежит к третьему поколению монахов; его духовным учителем был преподобный Макарий Великий, ученик Антония Великого. Поэтому духовное учение Евагрия, помимо его собственного богатейшего опыта, отражает чистое и неискаженное предание. В литературном отношении он, вероятно, был первым автором, записавшим изречения святых отцов. В его произведениях их можно встретить очень часто. Наряду с Макарием Великим к тайнам монашеского жития его приобщил преподобный Макарий Александ рийский. В личности самого Евагрия удивительным образом сочетались аскетичность, богословская глубина и исключительная творческая плодовитость.
 

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) - Тоска, уныние, депрессия - Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии

 
Пер. с франц. прот. Димитрия Сизоненко
2-е изд., испр.
М.  :  Изд-во Сретенского монастыря, 2014. 192 с.
ISBN 978-5-7533-0926-6
 

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) - Тоска, уныние, депрессия - Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии - Содержание

 
 
Введение Евагрий как духовный наставник
  • 1. Уныние: исключительно «монашеский» недуг?
  • 2. Определение понятия зла
  • 3. Происхождение и характерные особенности уныния
  • 4. Проявления уныния
  • 5. Лекарственные средства
  • 6. Уныние и духовная жизнь
Заключение
Источники

Бунге - Гнев, злоба, раздражение - Вино дракона
Итак, ставка в этой игре очень высока. Кто дает овладеть собой гневу, тот не может реализовать своего собственного призвания, вложенного в него при творении. Ибо ум был создан именно для того, чтобы он познавал, а молитва, в которой познание Бога достигает своего наивысшего выражения, есть «действие, подобающее достоинству ума, или наилучшее и подлинное его употребление».
 
Тот, кто всеми силами стремится к «истинной молитве» и в то же время впадает в гнев или памятозлобие, подобен безумному. Столь же безумному, как и тот, кто, желая лучше видеть, выжигает себе очи раскаленным железом…
 
На карту поставлено наше достоинство творений Божиих, одаренных разумом (lуgos), которые в силу этого дара обретают способность войти в непосредственные, личные отношения со своим Творцом. Ибо что остается человеку, если он не может осуществить этого истинного своего призвания?

 

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) - Гнев, злоба, раздражение: Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости

Пер. с нем. свящ. Владимира Зелинского
2-е изд., испр.
М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. 224 с.
ISBN 978-5-7533-0927-3

 

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) - Гнев, злоба, раздражение: Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости - Оглавление

Введение Агрессивность — вещь вполне естественная?
  • ГЛАВА ПЕРВАЯ Образ человека у Евагрия
  • ГЛАВА ВТОРАЯ Бесовский порок
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ Гнев среди восьми греховных помыслов
  • ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Определение сущности порока
  • ГЛАВА ПЯТАЯ Последствия
  • ГЛАВА ШЕСТАЯ Гнев и молитва
  • ГЛАВА СЕДЬМАЯ Ослепление ума
  • ГЛАВА ВОСЬМАЯ Средства исцеления
  • ГЛАВА ДЕВЯТАЯ «Чистая молитва»
  • ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Беседа с Богом
  • ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Добродетель Ангелов
  • ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ «… ибо учение его было очень кротким»
Эпилог
Труды Евагрия
Другие источники

Бунге - Объядение, лакомство, чревоугодие
Закономерно, что из жалоб на однообразие скоро рождается стремление к более разнообразной и богатой пище. Соответственно, в «Опровергателе» часто заходит речь о желании вкусить мясо, масло, овощи или фрукты нового урожая, а также вино (последнее упоминается очень часто). Это та пища, от которой пустынники либо добровольно отказались раз и навсегда, либо вкушают ее только в особых случаях. Разумеется, стремление к такой пище вполне естественно, однако опыт учит нас, что через эту дверь проникают совсем другие желания.
 
Против помысла, который возникает у монаха в душе, когда он отправляется к своим родственникам по плоти и [там] предлагают накрытый блюдами стол, [говори]:
Встаньте и уходите, ибо [страна] сия не есть место покоя.
 
Таким образом, за стремлением к перемене кроется соблазн возврата к старым привычкам. Евагрий происходил из знатной семьи и до принятия монашества был диаконом у святителя Григория Богослова в пору его архиепископства в Константинополе. Понтийский монах сам раньше вел роскошную жизнь и знал по собственному опыту, о чем говорил.
 

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) - Объядение, лакомство, чревоугодие

Учение отцов-пустынников о еде и посте (на основе текстов Евагрия Понтийского)
Пер. с нем. А. Фролова; ред. пер. свящ. Димитрия Дружинина
2-е изд., испр.
М:, Изд-во Сретенского монастыря, 2014. 208 с.
ISBN 978-5-7533-0928-0
 

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) - Объядение, лакомство, чревоугодие - Оглавление

Введение Еда или отказ от нее?
  • Глава I ПЕРЕЕДАНИЕ — СОВРЕМЕННЫЙ ПОРОК?
  • Глава II СИМПТОМЫ ЧРЕВОУГОДИЯ
    • 1. Однообразие пищи
    • 2. Стремление к перемене
    • 3. Воспоминания
    • 4. Слишком трудно
    • 5. Вредно и к тому же совершенно бесполезно
    • 6. Телесные болезни
    • 7. Мнимые болезни
    • 8. Послабления правила
    • 9. «Исключения подтверждают правило»
    • 10. Беспорядочность
    • 11. Забота о будущем
    • 12. Скупость
    • 13. Противоречит Писанию
    • 14. Сверх меры
    • 15. Ты достиг цели!
  • Глава III О ЕДЕ КАК ПРОКЛЯТИИ
  • Глава IV ОБ ИСКУССТВЕ ПОСТА
  • Глава V «ВАМ СИЕ БУДЕТ В ПИЩУ»
  • Эпилог О БЛАГОСЛОВЕНИИ ПИЩИ
Библиография

Бунге - Скудельные сосуды
Настоящая книга, написанная по-немецки и изданная в Германии в 1996 году, уже переведена на итальянский, французский, каталонский, румынский.
 
"Когда судьба позволила мне повстречать о. Габриэля Бунге не только в его книгах, но "лицом к лицу", я с восхищением слушал его слова, свидетельствовавшие не только об искренней и неподдельной любви к православной традиции, но также и о неожиданно точном понимании особенностей русского Православия и специально нынешней его ситуации, как если бы он переживал ее изнутри..."
 
Сергей Аверинцев

 

Иеромонах Габриэль Бунге - Скудельные сосуды - Практика личной молитвы по преданию святых отцов

 
Перевод с немецкого Владимира Зелинского под редакцией Наталии Костомаровой
Рисунки Франческо Риганти
Международный Благотворительный Фонд им. Александра Меня
Рига 1999
GABRIEL BUNGE IRDENE GEFДSSE
Пер. с немецкого © 1996 Verlag «Der Christiche Osten» Gmbh

Иеромонах Габриэль Бунге - Скудельные сосуды - Практика личной молитвы по преданию святых отцов - Содержание

Введение
  • «Господи, научи нас молиться» (Лк. 11,1)
Глава I «И никто, пив старое вино» (Лк. 5,39)
  • 1.   «То, что было от начала» (1Ин.1,1)
  • 2.   «Духовность» и «духовная жизнь»
  • 3.   «Действие» и «созерцание»
  • 4.   «Псалмопение» — «Молитва» — «Медитация» 
Глава II Место и время
  • 1.  «Когда молишься, войди в комнату твою» (Мф. 6,6)
  • 2.  «Оглянись, Иерусалим, на восток!» (Вар. 4,36)
  • 3.  «Седмикратно в день прославляю Тебя» (Пс. 118,164)
  • 4.  «Блажен бодрствующий»! (Откр. 16,15)
  • 5.  «Они помолились с постом» (Деян. 14,23)
Глава III Различные способы молитвы
  • 1. «Со слезами принес молитвы и моления» (Евр. 5,7)
  • 2.  «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5,17)
  • 3.  «Господи! Помилуй меня» (Пс. 40,5)
  • 4.  «Услышь, Господи, голос мой!» (Пс. 26,7)
  • 5.  «Время молчать и время говорить» (Еккл. 3,7)
Глава IV Молитва и тело
  • 1.  «Встаньте и молитесь» (Лк. 22,46)
  • 2.  «Воздеяние рук моих — жертва вечерняя» (Пс. 140,2)
  • 3 «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122,1)
  • 4.  «Преклонив колена, помолился» (Деян. 9,40)
  • 5.  «Поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс. 28,2)
  • 6.  «И каждый день возлагай крест свой на себя» (Лк. 9,23)
Заключение
  • «Сокровище в скудельных сосудах» (2 Кор. 4,7)
Приложение
Практические указания
Примечания
Источники
Ключ общения, или уроки начальной молитвы (Послесловие переводчика)

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Vital