Если вы спросите первого встречного на Западе, что для него есть Россия, то, как правило, услышите в ответ: икона, Пушкин, Достоевский. В этой триаде для современного западного человека сконцентрировалось нечто специфически русское, трудно поддающееся словесному выражению, но хорошо ощущаемое им, воспитанным в иной, хотя и не вовсе чуждой нашей, культурной традиции.
И он прав, по крупному счету. Проникновение в духовные глубины только этих феноменов русской культуры уже позволяет составить достаточно ясное представление о ее сущности, богатстве и своеобразии, о специфическом духовном и ментальном складе русского человека, о «таинственной русской душе» с ее духовными взлетами и прозрениями и почти непреодолимым вожделением мира кромешного.
Виктор Бычков - Феномен иконы – История – Богословие - Эстетика - Искусство
Издательство Ладомир, 2009. — 633 с.
ISBN 978-5-86218-488-4
Виктор Бычков - Феномен иконы – История – Богословие - Эстетика – Искусство – Содержание
- Вступление
- Византия. Богословие образа
- Миметический образ
- Символический образ
- Литургический образ
- Икона
- Концепция иконоборцев
- Иоанн Дамаскин
- VII Вселенский собор
- Феодор Студит
- Постиконоборческий период
- Язык византийского искусства
- Древняя Русь. Софийность и духовность искусства
- Эстетическое сознание и искусство
- Духовное как эстетическое
- Очарованье лепотой
- На подступах к пониманию искусства
- Мудрость древнего искусства
- Многомудрый смысл иконы
- Слово об иконе
- Между «реализмом» и «символизмом»
- Прения об истине икон на пороге Нового времени
- Философия в красках
- Феофан Грек
- Андрей Рублев
- Дионисий Ферапонтовский
- «Земная жизнь Христа»
- Каноничность искусства
- Феномен древнерусского эстетического сознания
- Россия Нового времени. Философия, богословие, эстетика иконы
- Богословско-эстетические предпосылки понимания иконы
- Эстетическое измерение бытия
- Софиология
- Смысл и язык иконы
- XIX век
- Эстетическое и религиозное в иконе
- Неоправославная эстетика иконы
- Икона в свете Предания
- Завершение
- Иллюстрации
Виктор Бычков - Феномен иконы – История – Богословие - Эстетика – Искусство - Введение
Эта книга об одном из значительных явлений мировой культуры, об одном из главных феноменов культуры русской — об иконе; о ее сущности, смысле, художественном языке; о ее богословских, философских, эстетических основаниях, постепенно выявлявшихся на протяжении почти двухтысячелетней истории православной культуры. А если посмотреть шире, то — и об одной из главных составляющих православной культуры, вышедшей по своей общечеловеческой значимости далеко за пределы этой культуры. Ведь не случайно победа иконопочитания в Византии празднуется Православной Церковью как Торжество Православия. В иконе сущность православия получила наиболее полное и глубокое художественно-эстетическое воплощение, и без иконы немыслимо само православие как религия и как феномен культуры, как значительное направление культурно-исторического процесса.
Икона — это духовно-художественный символ православия, его главный художественно-визуализированный компонент, а само православие — одно из сущностных оснований русской культуры. Собственно история русской культуры начинается с крещения Руси в 988 г. Так что икона — это и духовно-художественный символ Руси, ее лик перед лицом истории. Именно на Руси икона достигла своего высшего художественно-эстетического расцвета и предстала во всей полноте в качестве сакрального феномена, таинственного носителя духовной энергии, божественной мудрости — Софии.
Икона софийна; в ней — квинтэссенция божественной Премудрости, благодати и человеческой мудрости. Это удивительное и, может быть, единственное произведение, в лучших своих образцах, естественно, идеального творческого единения Бога и человека, когда божественный замысел достиг адекватного выражения в человеческой деятельности. Икона непосредственно обращена к духу и сердцу человека и дает ему ту пищу духовную, которую он не в состоянии получить никакими иными путями. И несет ее икона в своей художественной форме (в цвете, линии, композиции, зримых формах). Создается же эта форма иконописцем в процессе творчески-молитвенного делания под непосредственным водительством Софии — божественного творческого начала. До наших дней сохранились иконы, на которых за спиной первого иконописца, евангелиста Луки, изображается София Премудрость Божия, направляющая его кисть.
AESTHETICA PATRUM, эстетика Отцов Церкви — кому-то это словосочетание может показаться неожиданным, а кому-то даже и модернизаторским...
Публика, интересующаяся духовной культурой, важной составной частью которой и является эстетика, хорошо знает, что существует античная эстетика, средневековая эстетика (западноевропейская, византийская, русская и т.п.), эстетика Возрождения и, само собой разумеется, разнообразные эстетические учения Нового и Новейшего времени по наш век включительно. Изучению этих этапов истории эстетики посвящены многочисленные научные труды. Однако среди них и по сей день нет специального исследования по эстетике Отцов Церкви, хотя вскользь иногда и упоминается об эстетических суждениях отдельных представителей патристики. Как правило, с них начинается разговор о средневековой европейской эстетике. Больше всего в этом плане повезло Блаженному Августину. Его эстетическим взглядам посвящен ряд специальных работ, на которых мы остановимся подробнее во второй части книги. Что касается других Отцов Церкви, историки эстетики упоминают лишь имена «великих каппадокийцев» (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), безымянного автора «Ареопагитик» да иногда еще Иоанна Дамаскина.
Виктор Бычков - Aesthetica patrum - Эстетика Отцов Церкви – Апологеты - Блаженный Августин
Издательство Ладомир, 1995. — 593 с.
ISBN 5-86218-128-8
Виктор Бычков - Aesthetica patrum - Эстетика Отцов Церкви – Апологеты - Блаженный Августин – Содержание
Введение
Часть первая. Христианские апологеты II-III века
- Глава I. Основные тенденции развития поз дне античной культуры и эстетики
- Глава II. Культурология ранней патристики
- Глава III. Религиозно-этическая доминанта художественной культуры
- Глава IV. Новая эстетическая проблематика
- Глава V. Эстетическое в первой системе христианского вероучения
Часть вторая. Эстетика блаженного Августина
- Вводные замечания
- Глава I. Жизнь как зеркало истории
- Глава II. Два града
- Главк III. Не ratio единым
- Глава IV. Порядок
- Глава V. Ритм
- Глава VI. Красота и прекрасное
- Глава VII. Творчество
- Глава VIII. Искусство
- Глава IX. Знак
- Глава X. Восприятие эстетического
- Заключение
Примечания
Список сокращений
Указатель имен
Указатель произведений Отцов Церкви
Zusammenfassung
Summary
Resume
Предлагаемой вниманию читателя книгой я продолжаю и завершаю исследование русской духовно ориентированной эстетики, то есть основного русла эстетического опыта отечественной культуры, начатое монографией «Русская средневековая эстетика. XI — XVI века» (1992), которая, в свою очередь, составляет часть общего анализа/реконструкции православной эстетики в ее историческом развитии от первых Отцов Церкви до наших дней (Патристика, Византия, южные славяне, Древняя Русь, Россия Нового времени).
В монографии о древнерусской эстетике было показано, что эстетическое сознание и эстетический опыт средневековых русичей, развивавшиеся и формировавшиеся в течение столетий под влиянием византийской духовной культуры и на основе славянского фольклорного фундамента, с XVII века начинает менять вектор культурной ориентации в сторону Западной Европы, латинизированной культуры. Начиная с правления Петра Первого эта тенденция получила еще и мощную государственную поддержку, стала основой государственной политики России. Русские открыли для себя западную культуру, интеллектуальная верхушка общества активно и всерьез увлеклась ею. Практически весь XVIII век протекал под знаменами вестернизации. Это касалось подавляющего большинства сфер жизни и деятельности русского человека, за исключением церковного богослужения, хотя и здесь предпринимались попытки обновления и реформирования, в целом не очень успешные. Однако начавшаяся секуляризация культуры оказала свое воздействие на всю духовную жизнь россиян, в том числе на религиозную. Национальные традиции более-менее устойчиво жили и сохранялись только в народной деревенской культуре и в быту старообрядцев
Виктор Бычков - Русская теургическая эстетика
Издетельство Ладомир, 2007. — 743 с.
ISBN 5-86218-468-6
Виктор Бычков - Русская теургическая эстетика – Содержание
Введение
Глава I. Обращение к христианским традициям в эстетике XIX века
Глава II. Владимир Соловьев. Основы теургической эстетики
Глава III. Дмитрий Мережковский. Между традицией и новаторством
Глава IV. Василий Розанов. У истоков серьезной игровой парадоксальности
Глава V. Павел Флоренский. Философия искусства
Глава VI. Сергей Булгаков. Софийная эстетика
Глава VII. Алексей Лосев. Эстетика самодовлеющего выражения
Глава VIII. Иван Ильин. Философия совершенного в искусстве
Глава IX. Религиозно ориентированная эстетика XX века
Глава X. Икона в зеркале русской духовной традиции
Глава XI. Символизм в поисках теургии
Глава XII. Апокалиптические видения авангарда
Глава XIII. Николай Бердяев. Эстетика эсхатологических прозрений
Заключение
Указатель имен
Summary
Культура поздней античности знаменательна своим переходным характером. Именно тогда подводился итог многовековому развитию сложных и противоречивых культур древности и намечались черты нового этапа истории — средневекового. Особенно болезненно этот переход осуществлялся в сфере духовной культуры. Традиционная античная духовность, предельную концентрацию которой можно усмотреть в античной философии, отнюдь не без боя сдавала свои позиции. Для поздней античности характерен предельный накал духовной борьбы — острая схватка нового со старым.
В IV в. с признанием христианства официальной религией Римской империи исход этой борьбы, казалось, был уже предрешен, однако страсти нз утихали, но борьба стала принимать иные формы. Если христианские апологеты II — III вв. активно противостояли всем формам и проявлениям античной культуры, то в IV— V вв. фронт борьбы в целом сузился до чисто религиозной сферы и конфликт начал развиваться вглубь, проявляясь, в частности, в борьбе официального церковно-государственного христианства с различными отклонениями от него — ересями.
Этот богатый и напряженнейший период культурно-исторического развития греко-римского мира в латинской части империи отмечен деятельностью Аврелия Августина, мыслителя, по силе ума и духовности не уступавшего таким крупнейшим философам древности, как Платон и Аристотель. Личность Августина, сильная и глубокая, но предельно противоречивая в своем развитии, как бы сконцентрировала в себе всю сущность сложпого пятипекового пути духовного развития поздней античности.
Бычков Виктор - Эстетика Аврелия Августина
М.: Искусство, 1984. 264 с.
Рецензенты: доктор философских наук, профессор В. А. Карпушин, доктор филологических иаук профессор А. А. Тахо-Годи
Бычков Виктор - Эстетика Аврелия Августина - Оглавление
Введение
- Глава 1. Жизнь как зеркало истории
- Глава 2. Два града
- Глава 3. Не ratio единым
- Глава 4. Порядок
- Глаза 5. Ритм
- Глава 6. Красота и прекрасное
- Глава 7. Творчество
- Глава 8. Искусство
- Глава 9. Знак
- Глава 10. Восприятие эстетического
Заключение
Примечания
«Corpus Areopagiticum», или «Corpus Dionysiacum», дошедший до нас в составе четырех трактатов («О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Божественных именах», «О мистическом богословии») и 10 писем, написанный по-гречески где-то на рубеже V-VI вв. и подписанный именем легендарного ученика апостола Павла Дионисия Ареопагита, был широко известен во всем средневековом мире.
Прежде всего в Византии, где о нем впервые зашла речь в первой трети VI в., а затем он стал одним из авторитетнейших богословских текстов как у византийских авторов, так и на латинском Западе, а позже и в славянском мире. Его знали и использовали в богословской полемике, в том числе и по вопросам иконопочитания, древнерусские авторы, начиная с XIV в., особенно активно в XVI-XVII вв.
Поискам имени реального автора этих значительных по многим параметрам в богословско-философском пространстве текстов, изучению их богословского и философского содержания посвящена большая научная литература. Мне «Ареопагитики» интересны в первую очередь как один из наиболее ярких и, я бы сказал, просветленных источников и свидетельств византийского эстетического сознания, византийской эстетики.
К сожалению, в большой литературе по Дионисию есть, пожалуй, только одна работа, в которой уделено немалое место эстетике Ареопагита. Это фундаментальное исследование по богословской эстетике Ганса Урс фон Бальтазара. И хотя предмет эстетики Бальтазар понимает несколько по-иному, чем автор данного очерка, тем не менее он выявил целый ряд интересных эстетических положений в текстах «Ареопагитик», на которые и я опираюсь в данном исследовании.
Виктор Бычков - Символическая эстетика Дионисия Ареопагита
Научное издание
Российская Академия Наук Институт философии – 143 с.
Москва – 2015 г.
ISBN 978-5-9540-0284-3
Виктор Бычков - Символическая эстетика Дионисия Ареопагита - Содержание
- Введение
Глава 1. Всеобъемлющий символизм патристики. Великие каппадокийцы
Глава 2. Эстетика духовных озарений
- Эстетический дух «Ареопагитик»
- На пути к божественной трансцендентности
- Божественная иерархия
Глава 3. Красота и прекрасное
- Онтологический смысл красоты
- Благоухание
- Свет
Глава 4. Символология
- Анагогический символизм
- Многообразие символических феноменов
- Катафатические символы
- Неподобные подобия
- Апофатическая символика
- Сакрально-литургический символизм
- Метафизика образа (онтологический срез)
Глава 5. Завершение александрийско-каппадокийского символизма. Максим Исповедник
- Заключение
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
спасибо