Бёме Якоб - Что такое христианин - Теософские послания - О тройственной жизни человека

Якоб Бёме - Что такое христианин? Теософские послания
Якоб Бёме (Jakob Bohme) родился в Альтзейденберге близ Герлица в 1575 г., умер 24 ноября 1624 г. в Лаузице. Будучи по социальному положению владельцем сапожной мастерской, он обладал настолько глубоким умом, что, читая в процессе самообразования в основном лишь теологические сочинения того времени (прежде всего, очевидно, немецких мистиков), явился тем провозвестником и основателем философии Нового времени, которого, по замечанию Хегеля, «Нам не следует стыдиться» [как сапожника]. Ибо пример Бёме ясно показывает, что стыдиться следует не сапожника, который был философом по своему призванию, но скорее философов, которые оказались сапожниками. 
 
Прозванный современниками «тевтонским философом» (в те времена мистицизм носил общее название philosophia teutonica, т. е. «тевтонская философия»), Якоб Бёме, подобно Лютеру, считал, что спасение человека возможно не внешними «добрыми делами», и даже не внешним действием Божества, но лишь благодаря собственной вере и молитве. Ибо без внутреннего, духовного перерождения верой никакие добрые дела не имеют значения. Не абстрактная, схоластическая ученость, и тем более не внешняя власть людского авторитета, но лишь перерождение внутреннего человека способно на восстановление того вечного Начала, которое, согласно Бёме, было когда-то утрачено человеческим родом.
 
В России учение Бёме стало известно лишь в конце XVII столетия. Московское государство, недавно обретшее свою независимость (1480), едва ли за полтора столетия обрело доверие к просвещенному Западу. Сплошная изолированность от уже реформированной в целом церковнополитической системы европейских народов могла породить лишь такую же необычайную отрешенность и даже враждебность по отношению ко всему иностранному.
 
В 1689 г. по царскому указу был сожжен Квирин Кульман, приехавший из Германии в немецкую слободу в Москве проповедовать свое учение, основанное на идеях Якоба Бёме. С этих пор сочинения Бёме, особенно его молитвы, становятся весьма популярны в России, сначала в Москве, а затем и в столице. Вплоть до конца XIX в. были распространены рукописные переводы бёмевских сочинений, до сих пор хранящиеся в Отделе редких рукописей нашей петербургской Публичной библиотеки. На некоторых из них стоит подзаголовок: «иже во святых отца нашего Якоба Бёмена». В конце XVIII в. появился первый печатный перевод произведения Бёме: «Форма исповедания, взятая из творения Якоба Бёме». В 1815 г. в свет выходит «Christosophia, или Путь к Христу», а спустя столетие, в 1914 г. «Aurora, или Утренняя заря в восхождении». 
 
Октябрьская революция 1917 г., и особенно красный террор, остервенело набросившийся на духовно-гуманитарное образование после окончания Гражданской . войны (1922), объявив религию «опиумом народа» (К. Маркс), почти полностью вытравили русское религиозное самосознание. Русский человек, находясь с этих пор под постоянным гнетом и инквизицией ecclesia militans «научно-материалистического мировоззрения», оказался фактически отброшен к истории Московского государства XVI в. Москва опять стала легендарным «Градом Божиим», в то время как «советский» народ «Новым Израилем», которому обещана власть над всеми царствами...
 

Якоб Бёме - Что такое христианин? Теософские послания

СПб.: Санкт-Петербургское общество Мартина Лютера, издательство Умозрение, 2021. - 48 с. 
ISBN 978-5-б041974-7-9
 

Якоб Бёме - Что такое христианин? Теософские послания - Содержание

  • От реоакции

  • Об умерщвлении Антихриста в вас самих
  • Что такое христианин?

Бёме Якоб - О тройственной жизни человека
На протяжении десяти столетий, начиная с V I века от Рождества Христова, когда молодые германские народы Западной Римской империи только приступали к освоению доставшейся им в наследие христианской цивилизации, и вплоть до конечного, завершающего этапа этого тысячелетнего освоения, религия германцев пребывала в состоянии непрерывного реформирования, непрекращающейся борьбе. Родись Христос в Вифлееме тысячу раз, если Он при этом не родится в тебе самом, — мы все же пропадешь навеки.
 
Ангел Силезский бы народного духа во имя осуществления универсального христианского идеала. Христианскому учению, сильно замешанному на партикулярной истории «богоизбранного народа», при вступлении на почву языческих германских народов уже в качестве вполне сформированной силы всемирно исторического развития, в качестве Церкви, предстояло в этой новообращенной среде как бы заново пережить период борьбы между Петром и Павлом, страстно волновавшей христианство первых веков, принципиальный спор между мудео христианским и языческой - христианским направлениями в религиозном сознании.
 

Бёме Якоб - О тройственной жизни человека

Пер. с нем., вступ. ст., коммент., примеч. Ивана Фокина.
СПб. : Издательский дом «Mipь», 2007. - ХСН+428 с.
ISB N 978-5-98846-019-0

Бёме Якоб - О тройственной жизни человека - Содержание

Иван Фокин Philosophie teutonicus Якоб Бёме
  • I. Учение о качествах, или «тесные врата» в тевтонскую мудрость
  • II. Идея самооткровения Бога в душе человека
  • III. Протестантское начало в философии Бёме
О тройственной жизни человека
  • Краткое содержание сей книги 
  • Глава 1 О происхождении жизни , а также о вечном рождении Божественного Существа 
  • Глава 2 Об основании вечной родительницы 
  • Глава 3 О блаженном рождестве любви и о шестом виде природы; о желании добр а и зла и какими они должны быть
  • Глава 4 О седьмом виде природы, бытии , и ли телесности.Также о трех Лицах в Божестве
  • Глава 5 О дорогой и высоко благородной Деве Премудрости Божией и об ангельском мире
  • Глава 6 Другие врат а мира, а также рая
  • Глава 7 Как нам вновь обрести потерянное
  • Глава 8 О том, что, кроме этой земной жизни , в нас есть еще иная жизнь
  • Глава 9 О тройственно й жизни, о стремлении и о совершенном правлении человека в сем мире
  • Глава 10 О сотворении всех существ, и как человек должен себя искать и находить, и как он может раскрыть все девять таинств
  • Глава 11 Об истинном познании человека
  • Глава 12 О христианском житии и хождении: что должно делать человеку в сей плачевной юдоли , дабы исполнять дело Божие и обрести вечное высочайшее добро
  • Глава 13 О предостойных заветах Христовых, и о прекрасном жемчужном веночке благородного и драгоценного камня Mysterii magni и lapidis philosophorum
  • Глава 14 О широком пути мира сего, ведущем в бездну, и о тесной стезе в Царствие Божие
  • Глава 15 О смешанном мире и злобе его; о том, как он ныне стоит и производит правление свое
  • Глава 16 О молитв е и о посте , а также о праведном приготовлении к Царствию Божию
  • Глава 17 О благословении Божием в сем мире
  • Глава 18 О смерти и умирании
  • Комментарии и примечания

Бёме – Сhristosophia или Путь ко Христу
Боголюбивый Читатель! Ежели ты станешь читать эту книгу с твердым намерением употребить оную себе в пользу, то ты узнаешь пользу ее. Если же нет у тебя такого намерения, то я прошу тебя не читать оной; оставь дражайшее имя Божие (в коем высочайшая святыня изрекается, подвигается и сильным вожделеванием привлекается) в покое, дабы оно не возжгло в душе твоей гнева Божия, ибо святое имя Божие не должно употреблять всуе. Книжка эта принадлежит только тем, которые действительно влекутся к покаянию и вожделением воли своей находятся уже в начале оною. Таковые при чтении ее увидят, что за слова в ней содержатся и откуда оные излились. За сим поручаю тебя вечной благости и милосердию Божию.
 

Якоб Бёме – Сhristosophia или Путь ко Христу

Издательство A-cad, 1994 год — 224 с.
ISBN 5-859 2-009-8
 

Якоб Бёме – Сhristosophia или Путь ко Христу – Содержание

От издателей
Christosophia, или Путь ко Христу в девяти книгах
  • Предисловие автора к боголюбивому читателю
  • Книга 1. О истинном покаянии
  • Книга 2. О истинном покаянии
  • Книга 3. О святой молитве
  • Книга 4. О истинном самопредании
  • Книга 5. О сверхчувственной жизни          
  • Книга 6. О возрождении
  • Книга 7. Theoscopia
  • Книга 8. Разговор просвещенной души с непросвещенною
  • Книга 9. О четырех комплексиях
Приложения
  • И. Лапшин. Беме
Список принятых сокращений     
Свод цитат из книг Священного Писания         
Словарь вышедших из употребления слов

Бёме - Аврора, или Утренняя заря в восхождении
Бёме и Бэкон представляют крайние противоположности последующего развития философского мышления — метафизирующий эмпиризм рационально-дисурсивного метода и германское динамическое мышление, «метафизический север», по образному выражению Николая Бердяева. Таким образом, Бёме возвестил идеализм в философии, черпающий все свое содержание исключительно из самого себя, немецкий идеализм. «Якоб Бёме — первый немецкий философ, — говорит Гегель в своих лекциях по истории философии, — содержание его философии подлинно немецкое. Бёме отличает и выделяет протестантский принцип, состоящий в том, чтобы полагать в своей собственной душе интеллектуальный мир и в своем самосознании созерцать, знать и чувствовать все, что обычно полагается потусторонним…Такова лютеранская вера без всякой примеси, „без дел“, как это называли. Отныне все имеет ценность лишь как постигнутое сердцем, не как вещь. Содержание перестает быть чем-то предметным; Бог, таким образом, есть лишь в духе, не поту сторону, но есть подлиннейшее достояние индивидуума». (Здесь и далее курсив мой. — И. Ф.) Только благодаря произведениям Бёме при дальнейшем развитии философии был преодолен рационализм Декарта и Спинозы и открыт путь к истинному познанию трансцендентального идеализма Канта и Фихте, к философии веры и чувства Гамана и Якоби, к философии мифологии и откровения Шеллинга, к гегелевской философии абсолютного Духа, к романтическим идеалам Новалиса, Тика и Гёльдерлина, к открытию «мудрости индусов» Ф. Шлегеля. Только благодаря изначальному влиянию Бёме на дух немецкой культуры вообще стал возможен последующий переход немецкого идеализма к волюнтаристскому направлению философии Шопенгауэра, к философии «бессознательного» Э. Гартмана, к свое-образной философии веры Кьеркегора, к «философии жизни» Риккерта, к протестной философии Ницше, даже к «философии экзистенции» Ясперса и Хайдеггера, и вообще ко всякой другой форме научного мышления, вышедшего за узкие рамки сухого рационализма дискурсивного метода.
 

Якоб Бёме - Аврора, или Утренняя заря в восхождении

(Серия «Энигма»)
М.: ООО Группа  Компаний  «РИПОЛ  классик»,  Издательство«Пальмира», 2020. — 508 с.
ISBN 978-5-386-12031-3
 

Якоб Бёме - Аврора, или Утренняя заря в восхождении – Содержание

  • Иван Фокин. Учение о качествах, или «Тесные врата» в тевтонскую мудрость Якоба Бёме   
  • Предисловие Автора к благородному Читателю о сей книге    
  • Глава I Об исследовании божественного существа в природе   
  • Глава II Наставление, как надо рассматривать божественное и природное существо   
  • Глава III О преблагословенной, торжествующей, святой, святой, святой троице, богеотце, сыне, духе святом, боге едином
  • Глава IV О сотворении святых ангелов. Указание, или отверстые врата неба 
  • Глава V О телесном составе, существе и собственности ангела 
  • Глава VI Каким образом ангел и человек суть подобие и образ бога 
  • Глава VII Об области, месте, обитании, а равно также о правлении ангелов, как оно было в начале по сотворении и как стало таким, как оно есть 
  • Глава VIII О целом теле ангельского царства. Великая тайна 
  • Глава IX О блаженной, приветной и милосердной любви божией 
  • Глава Х О шестом источном духе в божественной силе
  • Глава XI О седьмом источном духе в божественной силе 
  • Глава XII О рождении и пришествии святых ангелов, а равно и об их правлении, строе и небесной радостной жизни
  • Глава XIII Об ужасающем, жалостном и бедственном падении царства люцифера   
  • Глава XIV как люцифер, прекраснейший ангел на небе, стал самым мерзостным дьяволом
  • Глава XV о третьем виде или образе греховного начала в люцифере   
  • Глава XVI о седьмом виде или образе начала греха в люцифере и его ангелах   
  • Глава XVII О жалостном и бедственном состоянии поврежденной природы и о происхождении четырех стихий на место святого правления божия
  • Глава XVIII О сотворении неба и земли, и первого дня 
  • Глава XIX О сотворенном небе и об образе земли и воды, а также о свете и тьме
  • Глава ХХ О втором дне
  • Глава XXI О третьем дне
  • Глава XXII О рождении звезд и творении четвертого дня
  • Глава XXIII О глубине над землею 
  • Глава XXIV Об образовании тела звезд
  • Глава XXV О всем теле рождения звезд, то есть вся астрология, или все тело сего мира
  • Глава XXVI О планете сатурне 
  • Заключение Автора (Посл. 10, 38) 

Бёме - De incarnatione verbi
Текст непрерывно вступает в диалог с внутренним самоощущением читателя, радует откровением, им же терзает, мучает, повергает в отчаяние, дает надежду и... оставляет в сознании непомерной ответственности, которая возложена на человека уже самим фактом рождения. И всё потому, что читатель на самом деле и есть главный персонаж, создаваемый автором и вписываемый в мистериальную — то есть творящуюся в Божественном Мистериуме — историю мироздания. История во времени и конкретные обстоятельства жизни читателя со временем ничего неменяют в этой оппозиции «автор — читатель». Разве что ставшие привычными за это время рационализм и жизненный практицизм всё более оказывают себя как препятствие к пониманию текста, да неожиданная активность этого барочного двоемирия в XX веке поломала утвердившиеся было прогрессистские концепции истории культуры.
 

Якоб Бёме - De incarnatione verbi, или О вочеловечении Иисуса Христа

Уфа: ARC, 2014 г. - 392 с.
ISBN 978-5-988461-11-1
 

Якоб Бёме - De incarnatione verbi, или О вочеловечении Иисуса Христа - Содержание

С.М. Шаулов. Вочеловечение человека

I ЧАСТЬ Как вечное Слово стало человеком и т. д.

  • Глава I. [О том,] Что персона Христа, равно как Его вочеловечение, не может быть познана из естественного разумения или буквы св. Писания без божественного озарения. Равно с этим, о первозданности вечной божественной сущности
  • Глава II. Откровение Божества через сотворение ангелов и людей из божественной эссенции
  • Глава III. Врата сотворения человека
  • Глава IV. О райской сущности и правлении, как это могло бы быть, если бы человек остался в невинности
  • Глава V. О плачевном и жалком падении человека
  • Глава VI. О сне Адама, как создал Бог из него женщину и как он полностью стал земным, и как Бог с проклятием отнял у него Рай
  • Глава VII. О предсказанном семени женщины и змееборце
  • Глава VIII. О деве Марии и вочеловечении Иисуса Христа, Сына Божьего
  • Глава IX. О девственности Марии; чем она была до благословения и чем она стала в благословении
  • Глава X. О вочеловечении Иисуса Христа, Сына Божьего, и [о том], как Он девять месяцев, как все человеческие дети, лежал запертым в материнской утробе, и как, собственно, было Его вочеловечение
  • Глава XI. О полезности: что пользы нам, бедным детям Евы, в вочеловечении и рождестве Иисуса Христа, Сына Божьего
  • Глава XII. О чистом девстве, как мы, бедные дети Евы, из чистой целомудренной благовоспитанности в вочеловечении Христа должны быть приняты и заново рождены в Боге, иначе не узрим Бога
  • Глава XIII. О двойственном человеке, как о ветхом и новом Адаме; о двуразличных людях, как старый злой относится к новому; какую ведет каждый религию, жизнь и веру, и что каждый понимает
  • Глава XIV. О новом рождении. В какой субстанции, эссенции, сущности и качестве состоит новое рождение, в качестве дитя девы, коль оно сидит еще в старом Адаме

II ЧАСТЬ Вочеловечения Иисуса Христа. Как нам нужно войти в страдания, кончину и смерть Христа, и из Его смерти с Ним и через Него воскреснуть и уподобиться Его образу, и жить в Нём вечно

  • Глава I. О происхождении жизни из огня; далее: о вечном духе в вечной Деве мудрости Божьей, и что есть вечное начало и вечный конец
  • Глава II. Истинные драгоценные врата Святой Троицы, глаз света жизни. О Божественности вне природы
  • Глава III. Очень строгие врата [О том,] как Бог неочевиден кроме как в Принципе огня; далее о вечной сущности и о безосновной воле
  • Глава IV. О Принципе и первостати огненного мира, о центре Природы, и как отделяется свет от огня, так что два мира из вечности в вечность пребывают друг в друге
  • Глава V. О Принципе в себе самом, что он есть?
  • Глава VI. О нашей смерти, почему мы должны умереть, так как Христос умер за нас?
  • Глава VII. О духовном зрении, как человек в этом мире может иметь божественное и небесное знание, что он может истинно говорить о Боге, и каково его зрение
  • Глава VIII. Дорога паломника из смерти в жизнь
  • Глава IX. Дальнейшие и многие обстоятельства этого третьего вызова, для высокого созерцания
  • Глава X. О Божьем образе человека как об одинаковости (Gleichheit) Бога и человека

III ЧАСТЬ Вочеловечения Иисуса Христа. Дерево христианской веры; истинное наставление [в том], как человек может быть один дух с Богом, и что он должен делать, чтобы творить дела Божьи.

  • Глава I. Что есть вера, и как она является одним Духом с Богом?
  • Глава II. О происхождении веры, и почему вера и сомнение живут вместе
  • Глава III. О свойстве веры, как она исходит из воли природного влечения в свободную Божью волю
  • Глава IV. Что есть дело веры, и как в ней превращается воля, и о вожде веры
  • Глава V. Почему безбожники не обращаются; что самое болезненное в обращении; о ложных пастырях; как войти в Царство Божье; о разрушении царства дьявола; о трех образах и [о том], что мы унаследовали от Адама и Христа
  • Глава VI. Что может вожделение; как мы пали в Адаме и снова рождены во Христе; и как нелегко стать истинным христианином
  • Глава VII. С какой целью был создан этот мир со всем сущим и о двух вечны Мистериумах; о жестокой битве в человеке за образ; и в чем стоит растет и плодоносит дерево христианской веры
  • Глава VIII. Каким образом Бог отпускает грех и как стать дитём Божьим

Бёме - О Трех Божественных Принципах
Авторское описание покоится на основе Писания и не содержит ничего нового; оно также не представляет собой ничего нового, являясь только познанием в Св. Духе Сущности всех сущностей. Трактаты мои написаны не для свиней, презирающих Свет Природы и пребывающих в суете животной, но для детей, которые должны овладеть здесь Царством Божьим. Ибо я писал им и ищущим, но не умникам и мудрецам мира сего.
Якоб Бёме
 

Якоб Бёме - О Трех Божественных Принципах

Серия «A terra ad solem»
К: ИП Береза, 2012. — 368 с.
ISBN 978-966-195-007-7
 

Якоб Бёме - О Трех Божественных Принципах - Содержание

  • Предисловие от издательства
  • Беспристрастному христианскому читателю
  • Предисловие
  • Глава I. О первом Принципе Божественной Сущности
  • Глава II. О первом и втором Принципах, кто есть Бог и Божественная Природа, и где представлено объяснение Сульфура и Меркурия
  • Глава III. О бесконечном и неисчислимом многообразии развития, или порождения вечной Природы Врата великой Бездны
  • Глава IV. Об истинной вечной Природе. То есть,о бесчисленных или бесконечных порождениях рождения вечной Сущности, которая есть Сущность всех сущностей, откуда произошел, родился и, наконец, сотворен этот мир со звездами и Элементами, и все, что движется и живет
  • Глава V. О третьем Принципе, или сотворении материального мира вместе со звездами и элементами, где затем лучше объясняются первый и второй Принципы
  • Глава VI. О разделении в творении в третьем Принципе
  • Глава VII. О Небе, его вечном рождении и сущности, и о проявлении элементов, где затем лучше и полнее объясняется вечный союз через рассмотрение и созерцание материального мира
  • Глава VIII. О творении созданий и начале всех растений, как и о звездах и элементах, и начале бытия этого мира
  • Глава IX. О рае и всех созданиях бренности, о том как все получает свое начало и конец и представляет водное завершение. Благородные, надежнейшие врата разумных душ
  • Глава X. О творении человека и его души и о том, что БОГ вдохнул в человека Душевные врата
  • Глава XI. Обо всех обстоятельствах искушения
  • Глава XII. О сообщении Святого Писания, об обстоятельствах, важных для рассмотрения. Золотые врата, допущенные Богом последнему миру, в коих зацветет лилия
  • Глава XIII. О создании жены из Адама. Плотские, убогие и мрачные врата
  • Глава XIV. О рождении и размножении человека, весьма таинственных вратах
  • Глава XV. О понимании вечности в хрупкости Сущности всех сущностей
  • Глава XVI. О благородной душе, о разуме, чувствах и мыслях О тройственном духе и воле, и о тинктуре симпатии: что присуще ребенку в теле матери. Тут же (1) Об образе Божьем, и затем также (2) о животном образе, а затем (3) об образе адской бездны и подобии дьявола, передаваемом и обнаруживаемом в некоторых людях. Благородные врата достойной Девы, а также врата девы этого мира для внимательного рассмотрения
  • Глава XVII. Об ужасном, жалком и убогом падении Адама и Евы в раю. Зеркало человека
  • Глава XVIII. О предсказанном женскому семени и змееносцу, и об изгнании Адама и Евы из рая или сада в Эдене; а также о проклятии Божьем, как Он решил проклясть человека за грех
  • Глава XIX. О вхождении святых душ к БОГУ и о попадании безбожных душ в порчу. Врата разрушения плоти от души
  • Глава XX. 1.0 выходе Адама и Евы из рая и о вхождении в этот мир. 2. Об истинной Христианской Хабельской Церкви на Земле, а также о 3. Антихристианской Каинской Церкви
  • Глава XXI. О Каинском, а также Хабельском царствах, как присутствуют они одно в другом. Также об их начале, восхождении, сущности и побуждении, а затем о их заключительном исходе. О Каинской Антихристианской Церкви, а также о Хабельской истинной Христианской Церкви, как одна в другой пребывают и очень трудно распознаются. Тут же: О некоторых искусствах, положении и устройстве этого мира. Тут же: О властях и их подданных; о Божественном и добром устройстве во всем, а также ложном, злом и дьявольском, и ощущаемом во всех вещах Божественном Провидении, а также об обмане, хитрости и злобе дьявола во всех вещах
  • Глава XXII. О новом возрождении во Христе из старого Адамического Человека. Цветок священного растения: Благородные врата верного, истинного Христианства
  • Глава XXIII. О достойнейшем завете Христа, то есть о крещении и Его последней вечере, страстном четверге к вечере с учениками Его, оставленном Им нам для выбора. Достойнейшие врата Христианства
  • Глава XXIV. О настоящем, истинном покаянии, как бедный грешник может вступить в союз с Богом, и как он может освободиться от грехов своих. Врата оправдания бедного грешника пред Богом. Чудесное зерцало для всех жаждущих, покаявшихся душ
  • Глава XXV. О страдании, умирании, смерти и воскресении ИИСУСА ХРИСТА, Сына Божьего; также о Его вознесении и месте подле десницы  Божьей Его Отца. Врата беды нашей и затем мощные врата Божественной Силы в Его Любви
  • Глава XXVI. О пятидесятнице: о послании святого Духа Его ученикам и верующим
  • Глава XXVII. О Страшном Суде и воскресении мертвых, и о Жизни вечной. Ужаснейшие врата безбожников, а также радостные врата святых
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Жизнь и труды Якоба Бёме

 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Vital