Данилов - Розенкрейцер и реформатор российского масонства Лопухин

Андрей Владиленович Данилов - Розенкрейцер и реформатор российского масонства И.В. Лопухин
О масонстве говорят и пишут в постперестроечной России много и при этом противоречиво. Характерно, что тема масонства затрагивается не в религиоведческих исследованиях, а используется как возможность навесить на масонов, и не только на них, крайне негативный идеологический ярлык.

 

Андрей Владиленович Данилов - Розенкрейцер и реформатор российского масонства И.В. Лопухин: его учение о «внутренней церкви» как новация масонской мистики

Издательство Зорны Верасок, 2010 год — 384 с.
ISBN 978-985-6957-10-2.
 

Андрей Владиленович Данилов - Розенкрейцер и реформатор российского масонства И.В. Лопухин: его учение о «внутренней церкви» как новация масонской мистики - Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
  • 1.1. Как сегодня в России понимают термин «масонство»?
  • 1.2. Уже описано?
  • 1.3. Актуальность. Где находятся сочинения Лопухина?
  • 1.4. Отчужденность, выделенность и избранность 
  • 1.5. Церковность
  • 1.6. Первый
  • 1.7. Масонство как альтернатива утилитаризму и прагматизму в постпетровской России 
  • 1.8. Публикации Лопухина
2. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИВАНА ВЛАДИМИРОВИЧА ЛОПУХИНА
  • 2.1. Семья и образование. Начало службы. Философия права
  • 2.2. Увлечение французскими Просветителями. Духовный кризис
  • 2.3. Масонство в России до Лопухина (обзор): Первое поколение. Шведский кризис. Второе поколение
  • 2.4. Мартинист. Путь в масонство 
  • 2.5. Третье поколение розенкрейцерства и Вильгельмсбадский конвент
  • 2.6. Строгий Чин
  • 2.7. Проблемы Москвы с масонством Строгого Чина 
  • 2.8. Русские розенкрейцеры
  • 2.9. Розенкрейцер и филантроп
  • 2.10. На масонских вершинах. Печали мастера
  • 2.11. Гонения на масонов (новая реконструкция старой проблемы)
  • 2.12. Монархист и антиреволюционер. Смена власти. Фаворит. Дворцовые интриги. Почетная ссылка
  • 2.13. Сенаторская деятельность. Ревизор Его Императорского Величества и главный религиовед России. «Духовный наставник» Сперанского
  • 2.14. Душевный кризис и его последствия
  • 2.15. Вновь в силах (канун войны). Первый милиционер России .
  • 2.16. Конец карьеры. Переосмысление прожитого. Возвращение к истокам. Почитатели 
3. ИСТОКИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
  • 3.1. Место Лопухина в общерелигиозном и масонском контексте
  • 3.2. Место православного сознания у Лопухина. Язык и основная установка его творчества
  • 3.3. Влияние Бёме
  • 3.4. Влияние Сен-Мартена и мартинизма 
  • 3.5. «Внутреннее» и «внешнее» 
  • 3.6. Неоплатонические и гностические элементы учения. Пантеизм 
  • 3.7. Герметизм и проблема предания 
  • 3.8. Магия. Познание. Алхимия
  • 3.9. Политика
4. УЧЕНИЕ ЛОПУХИНА О «ВНУТРЕННЕЙ ЦЕРКВИ»
  • 4.1. Трудности анализа. «Истинное внутреннее христианство»
  • 4.2. Оригинальность учения Лопухина о «внутренней церкви» 
  • 4.3. Церковь Христова и церковь антихриста. «Внутренние» и «внешние» христиане
  • 4.4. Конфессиональная толерантность масонства и особое мнение Лопухина. Церковь как система моральных упражнений и уставов
  • 4.5. Дуализм человека и дуализм Церкви. Харизма. Иерархия 
  • 4.6. «Духовная архитектура» Церкви
  • 4.7. Церковные расколы
  • 4.8. Отношение к Православной Церкви и ее таинствам
  • 4.9. Критерий «истинных членов Церкви». Духовные и душевные храмы
  • 4.10. Особый исторический статус «внутренней церкви»
  • 4.11. Приобщение премудрости. Огненное крещение. Средства «внутренноцерковного» познания
  • 4.12. Внутренняя жизнь «внутренней перкви». Земные воплощения «внутренней церкви» 
5. ВЛИЯНИЕ ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЛОПУХИНА НА РУССКУЮ РЕЛИГИОЗНУЮ МЫСЛЬ В XIX ВЕКЕ
  • 5.1. Преемственность понятийной системы
  • 5.2. Начало XIX столетия. Русский романтизм
  • 5.3. Славянофилы
  • 5.4. И.В.Киреевский. Психологическое формирование
  • 5.5. Лопухинские реминисценции у И.В. Киреевского
  • 5.6. Лопухинские реминисценции у А.С. Хомякова 
  • 5.7. Славянофилы, последователи Хомякова. Конец эры влияния экклезиологических взглядов Лопухина
Заключение
Библиография
Алфавитный указатель
Перечень изображений


 

Андрей Владиленович Данилов - Розенкрейцер и реформатор российского масонства И.В. Лопухин: его учение о «внутренней церкви» как новация масонской мистики - Масонство как альтернатива утилитаризму и прагматизму в постпетровской России

 
Прежде, чем исследовать влияние биографии Лопухина на развитие его менталитета, следует отметить, что широко распространенный в конце X VIII — начале X IX вв. на русской почве феномен гностицизма и герметизма в виде массового формального масонства был большей частью вызван отсутствием или поверхностностью системы образования. Об этом можно судить не только на основании «Записок» Лопухина, но и по трудам других общественных деятелей постпетровской эпохи в созвучии с более поздними исследователями. В.О. Ключевский обобщает ситуацию с образованием в удручающей характеристике интеллектуального уровня дворянского сословия времен Екатерины II (1762—1796):

«Иноземное влияние не встречало надлежащей подкладки в элементарном общем образовании, которое давало бы уменье воспринимать потребное, отбрасывая лишнее. Обязательная выучка дворянства совсем не давала такого образования, а модное гувернерское воспитание во многом было даже хуже простого невежества. Новая книга, попадавшая в руки взрослому просвещенному человеку, служила ему не дополнением, а заменой учебника. Новые идеи неслись поверх умов какими-то сухими туманами, застилая глаза и не освежая мысли, а только оставляя на ней сорный осадок...».
 
Русская масонская мистика возникла как эхо на прозападный утилитаризм и прагматизм постпетровского общества. Оппортунизм и чересчур земные интересы последователей и помощников Петра I, ориентированность лишь на материальные блага, доходившая до грубого материализма, вызвали резкую реакцию протеста в поколении их детей. За протестом последовало и обращение. Но обращение куда? Отсутствие сносного подобающего русского образования (многие не могли писать по-русски, а некоторые даже говорить), отсутствие русскоязычной литературы, которая бы соответствовала потребностям духовно малограмотных людей эпохи Просвещения, формализм веры, формальная принадлежность к православию — эти и другие факторы открывали возможность ориентации лишь на Запад.


Парадоксально, но неприятие западноевропейского вызвало новое обращение к западноевропейскому. Первоначальная установка интеллектуального поиска того времени — восприятие себя на периферии Европы. Но Запад и во второй расцвет его влияния в России не был осмыслен и внутренне понят в своем историческом развитии, на этот счет не было сделано никаких историософских и культурологических выводов. Как следствие, «модная», чисто формальная принадлежность к какой нибудь масонской ложе и новый масонский ритуал заменили для подавляющего большинства русских неоадептов всю мистику, богословие и философию. Эфемерное и акцидентальное были восприняты как субстанциальное, а существенное осталось без внимания (ср. в России с 1991 по 1995 гг. сходный процесс нового осмысления, что такое православие; см. 1.1).

Одним из незаурядных представителей российского «образованного общества» середины X VIII — начала X IX столетий является И.В. Лопухин, прошедший все характерные для той эпохи стадии интеллектуального и социального становления. Однако одаренность и творческие силы Лопухина не позволили ему слепо следовать современной моде и оставаться на уровне формализма. Жизнь Ивана Лопухина балансирует на острие судьбоносных для России событий и отражает характерные противоречия того времени.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя brat Kliment