Эдингер - Эго и архетип

Эдингер, Эдвард - Эго и архетип - Сознание и бессознательное в мифе, религии и культуре
Юнг сделал фундаментальное открытие, которое имело далеко идущие последствия: он открыл коллективное бессознательное, или архетипическую психику. Проведенные Юнгом исследования позволили нам узнать, что индивидуальная психика не только является продуктом личного опыта, но и обладает доличностным или трансличностным измерением, которое проявляется в универсальных паттернах и образах всех мировых религий и мифологий.
 
Далее Юнг открыл, что архетипическая психика обладает структурирующим или упорядочивающим принципом, который позволяет объединять различные архетипические содержания. Этот центральный архетип, или архетип целостности, получил у Юнга название Самости. Самость является упорядочивающим и объединяющим центром всеобщего психического начала (сознательного и бессознательного) аналогично тому, как эго является центром сознательной личности. Иными словами, эго является центром субъективной идентичности, а Самость — центром объективной идентичности. Таким образом, Самость является высшим психическим авторитетом, которому подчиняется эго. В упрощенном виде Самость можно описать как внутреннее эмпирическое божество. Она совпадает с образом Бога (imago Dei).
 
Юнг показал, что Самость имеет характерную феноменологию. Ее выражают с помощью определенных символических изображений, которые называются мандалами. К мандалам относят изображения, в которых выделяется круг с центром и, как правило, с дополнительными элементами в виде квадрата, креста или иного образа четверицы или кватерности.
 
С Самостью также связан ряд других тем и образов. К их числу относятся: целостность, совокупность, союз противоположностей, центральная генеративная точка, центр мира, ось мироздания, творческий момент встречи Бога с человеком, то место, где сверхличностная энергия перетекает в личную жизнь, вечность как противоположность потоку времени, нетленность, парадоксальное соединение неорганического с органическим, защищающие структуры, способные извлекать порядок из хаоса, превращение энергии в эликсир жизни. Все эти темы и образы имеют непосредственное отношение к Самости, центральному источнику жизненной энергии и нашего бытия, который наиболее «просто» описывается как Бог. Действительно, богатейшие источники феноменологических исследований Самости содержатся в созданных человеком бесчисленных изображениях божества.
 
Поскольку существуют два автономных центра психической жизни, отношения между ними приобретают существенное значение. Отношение эго к Самости носит весьма проблематичный характер и имеет близкое сходство с отношением человека к своему Создателю, как это отражено в религиозном мифе. Действительно, миф можно рассматривать как символическое выражение отношения между эго и Самостью. Многие особенности психологического развития можно понять в контексте изменения отношения между эго и Самостью на различных этапах психического роста. Предметом нашего исследования как раз и будет постепенное развитие отношений между эго и Самостью.
 

Эдингер, Эдвард - Эго и архетип - Сознание и бессознательное в мифе, религии и культуре

Пер. с англ. В. Зеленского ; науч. ред. Н. Павликова. — Москва : МИФ, 2024. — 448 с. : ил. — (Сознание и архетипы).
ISBN 978-5-00214-635-2
 

Эдингер, Эдвард - Эго и архетип – Содержание

Предисловие
ЧАСТЬ I ИНДИВИДУАЦИЯ И СТАДИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Глава I. Инфляция эго
    • 1. Эго и Самость
    • 2. Инфляция и изначальная целостность
    • З. Адам и Прометей
    • 4. Гордыня и возмездие
  • Глава II. Отчужденное эго
    • 1. Ось эго — Самость и цикл психической жизни
    • 2. Отчаяние и насилие
    • 3. Отчуждение и религиозное переживание
    • 4. Восстановление оси эго — Самость
  • Глава III. Встреча с Самостью
    • 1. Роль коллективного
    • 2. Прорыв
    • 3. Книга Иова .
    • 4. Индивидуированное эго
ЧАСТЬ II ИНДИВИДУАЦИЯ КАК ПУТЬ ЖИЗНИ
  • Глава IV. Поиск смысла
    • 1. Функция символа
    • 2. Конкретизирующие и редуктивные заблуждения
    • 3. Символическая жизнь
  • Глава V. Христос как парадигма индивидуирующего эго .
    • 1. Принятие отъединенности
    • 2. Этическое учение
    • 3. Эго, ориентированное на Самость
    • 4. Человек как образ Бога
  • Глава VI. Быть индивидом
    • 1. Априорное существование эго
    • 2. Монада и моногенез
    • 3. Единство и множественность
  • Глава VII. Архетип Троицы и диалектика развития
    • 1. Три и четыре
    • 2. Трансформация и развитие
ЧАСТЬ III СИМВОЛЫ ЦЕЛИ
  • Глава VIII. Метафизика и бессознательное
    • 1. Эмпирическая метафизика
    • 2. Ряд «метафизических» сновидений
    • 3. Возвращение к началу
    • 4. Трансцендентное измерение
    • 5. Завершение опуса
  • Глава IX. Кровь Христа
    • 1. Введение
    • 2. Значение крови
    • 3. Христос и Дионис
    • 4. Извлечение с помощью жертвоприношения
    • 5. Атрибуты крови Христа
    • 6. Отношения с алхимией
    • 7. Современные сновидения
  • Глава X. Философский камень
    • 1. Вступление и текст
    • 2. Трансформация и откровение
    • 3. Принцип плодородия
    • 4. Единство противоположностей
    • 5. Вездесущность
    • 6. Духовная пища и дерево жизни
    • 7. Единство в многообразии
Благодарности
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Vadim