Лушников - Гимны в посланиях святого апостола Павла

Гимны в посланиях святого апостола Павла - Лушников Дмитрий
Библеистика - Современные исследования
Гимны — одна из важнейших форм раннехристианского богословия, которое выражено в них не понятийно определенным языком формул, а языком хвалы, поэзии, благословения. По своему  содержанию гимны говорят о спасительном деянии Бога и Христа в историко-временных или пространственных терминах. «Историко-временные» гимны описывают спасительное дело Божие в его историческом развитии. «Пространственные» гимны изображают спасение, разворачивающееся в различных космических сферах. Первые больше характерны для гимнов о Боге Отце, вторые — об Иисусе Христе. 
 
В Новом Завете много гимнов. Самые древние и богословски самые насыщенные находятся в посланиях апостола Павла, который эти гимны цитирует и настолько органично вписывает в собственные богословские рассуждения, что как бы авторизует их. 
 
Долгие столетия исследователи и толкователи по различным причинам проходили мимо формальных характеристик и стилистических особенностей новозаветных текстов. Этим особенностям просто не придавалось значения. Литературная форма того или иного текста как-то не связывалась с его содержанием. Это отсутствие интереса к поэтической форме наглядно видно уже на примере привычных всем нам печатных изданий традиционных библейских переводов, в которых гимнический материал графически никаким образом не выделяется из потока прозы. Но интенсивно развивавшаяся библейская наука XX—XXI вв. проделала большую работу в изучении форм библейских текстов, в частности, гимнического материала Нового Завета. 
 
Таким текстам, как гимн Иисусу Христу в послании к Филиппийцам, посвящены многие сотни страниц ученых исследований. И неудивительно: это один из тех текстов Писания Нового Завета, которые отражают самое плодотворное время в становлении и развитии христианского богословия. По понятным причинам российскую церковную науку долгое время не могли затронуть новые исследования. Проблема выживания вытесняла интересы академического характера. Пожалуй, единственная работа (но зато какая!), посвященная упомянутому гимну из послания к Филиппийцам, появилась в России незадолго до разрушительных вихрей, пронесшихся над отечественными богословскими школами. Это напечатанное в 1915 г. эссе священника Павла Флоренского «Не восхищение непщева (Флп 2:6—8). К суждению о мистике».
 
Предлагаемый труд Д. Ю. Лушникова — первый в отечественной библеистике опыт серьезного научного подхода к интереснейшему материалу гимнов Нового Завета, воспевавших Иисуса Христа. Цель работы — обзор богатого исследовательского опыта, 
накопленного в этой области, а также критическая оценка этого опыта на основании православной традиции. В сочинении характеризуется жанр библейской гимнической поэзии с ее характерными особенностями: ритмичностью, параллелизмом, лаконичностью мысли; дается литературно-критический анализ новозаветных гимнов по их структуре и происхождению, а также проводится подробный экзегетический анализ тех фрагментов Нового Завета, которые с наибольшей вероятностью могут быть определены как гимны.

Дмитрий Юрьевич Лушников - Гимны в посланиях святого апостола Павла

М.; СПб.: Свято-Владимирское издательство, 2009. — 244 с.
ISBN 978-5-900249-20-9 
 

Дмитрий Юрьевич Лушников - Гимны в посланиях святого апостола Павла - Содержание

Глава 1 МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЗАВЕТНЫХ ГИМНОВ
1.1. Православный исследователь и западная библейская наука
1.2. Жанр в библейском тексте
1.3. Гимны в древнем мире и в Священном Писании
1.4. Особенности древнееврейской поэзии
1.5. Поэтика книги Псалтырь
1.6. Гимны в контексте повествовательной литературы Ветхого Завета
1.7. Гимны в неканонической литературе межзаветного периода и первых двух веков христианства
1.8. Важность привлечения ветхозаветного и еврейского гимнического материала для изучения новозаветной гимнологии
1.9. Гимнотворчество как один из существенных аспектов существования раннехристианской Церкви
1.10. Проблемы современной новозаветной гимнографии
1.11. Методология исследования
1.12. Критерии новозаветного текста как раннехристианского гимна
1.13. Тексты Нового Завета, выделяемые как христианские гимны
1.14. Гимны в посланиях св. ап. Павла 
Глава 2 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГИМНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА СВ. АП. ПАВЛА
2.1. Оправдание через искупление во Христе Иисусе (Рим 3:23—26)
2.2. Ничто «не может отлучить нас от любви Божией» (Рим 8:31—39)
2.3. «Бездна богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим 11:33—36) 
2.4. Благословение Бога Отца (Еф 1:3—14) 
2.5. Явление могущества Отца в Воскресении и прославлении Христа (Еф 1:20—23)
2.6. Христос — «мир наш» (Еф 2:14—18)
2.7. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф 5:14)
2.8. «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим 2:11—13) 
2.9. «Он спас нас не по делам праведности» (Тит 3:4-7) 
2.10. Христос — «сияние славы и образ ипостаси» Отца (Евр 1:3)
2.11. Гимн любви (1 Кор 13)
Глава 3 ЭКЗЕГЕЗА ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ ГИМНОВ СВ. АП. ПАВЛА
  • 3.1. Смирение Христа и Его возвеличение Отцом (Флп 2:6-11)
    • 3.1.1. Литературная форма Флп 2:6—11 
    • 3.1.2. Религиозно-исторический фон и происхождение гимна Флп 2:6—11 
    • 3.1.3 Авторство гимна
    • 3.1.4 Толкование гимна: стихи 5—8 
    • 3.1.5. Экзегеза ст. 9—11
    • 3.1.6. «Жемчужина христианской веры»
  • 3.2. Христос — образ Бога невидимого и Глава Церкви (Кол 1:15—20)
    • 3.2.1. Текст Кол 1:15-20
    • 3.2.2. Литературная форма Кол 1:15—20
    • 3.2.3. Религиозно-исторический фон и возможные источники в связи с вопросом происхождения гимна
    • 3.2.4. Авторство гимна
    • 3.2.5. Толкование гимна
  • 3.3. Великая благочестия тайна (1 Тим 3:16)
    • 3.3.1. Литературная форма гимна
    • 3.3.2. Религиозно-исторический фон и вопрос о происхождении гимна 204
    • 3.3.3. Авторство
    • 3.3.4. Толкование 1 Тим 3:16
  • 3.4. Общность трех гимнических фрагментов
Заключение
Список обозначений и сокращений
Библиография
  • Источники
  • Древние авторы и святоотеческие творения
  • Современная литература

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (11 votes)
Аватар пользователя esxatos