Филипс - Четвертый крестовый поход

Филипс Дж. Четвертый крестовый поход
Четвертый крестовый  поход  относится  к событиям,  перевернувшим историю не  только Европы, но и всего мира. Падение Константинополя не уничтожило Византийской  империи, возродившейся в виде империи Никейской, но серьезно нарушило баланс сил на  Ближнем   Востоке.   С   этого   момента   между   католиками   и   православными   в   Азии  окончательно пробежала черная кошка, и о каком-то союзе для борьбы за Палестину не  могло быть уже и речи.
 
Этот поход завершил героическую эру борьбы за Святую Землю,  оставив   вместо   нее   лишь   голую   прагматическую   политику,   изредка   приправленную  религиозным фанатизмом, подобно злосчастным предприятиям Людовика Святого.
 

Джонатан  Филипс - Четвертый  крестовый  поход

 пер.   с   англ.   А.  Воскресенской.
М.: АСТ: Астрель, 2010. — 509 с.
ISBN 978-5-17-057043-0 (ООО «Изд-во АСТ»)
ISBN 978-5-271-32054-5 (ООО «Изд-во Астрель»)
 
Джонатан  Филипс  —   старший  преподаватель  истории  Средних  веков  в   Ройал  Холоуэй (одна из основных структур Лондонского университета), автор книг «Защитники  Святой земли: взаимоотношения между латинским востоком и западом, 1119-1187» (1996)  и  «Крестоносцы,   1095-1197»   (2002),  а  также  популярных   статен  и   текстов   радио-   и  телепередач,   в   том   числе   для   газеты   «Индепендент»,   Би-Би-Си   и   Исторического  телеканала   канала   США.  
 
Подробно,   опираясь   в   первую   очередь   на  источники   (как  европейские,   так   и  византийские),   автор   книги  исследует   не   только   историю,   но   и  предысторию   Четвертого   крестового   похода,   показывает,   какое   влияние   традиции  крестовых   походов   оказывали   на   средневековое   общество,   как   они   отражались   в  психологии европейцев того времени.
К сожалению, в отличие от Европы, он практически  не уделяет внимания описанию предшествующих событий в Византии, что очень мешает понять, почему же империя оказалась столь бессильна перед нападением крестоносцев.  Между тем сам факт, что латиняне, захватив европейскую часть Византийской империи,  оказались полностью беспомощны перед проблемами, с которыми византийцы худо-бедно  справлялись, говорит о том, что дело здесь не в низких боевых качествах греков — или,  по крайней мере, не только в них.
 
Джонатан   Филипс  не  отрицает  разбойничьего   поведения  крестоносцев  в  преступлении, совершенных ими при разграблении Константинополя — причем являвшихся  таковыми даже с точки зрения не слишком щепетильной средневековой морали. Однако  нельзя  не  заметить,   что   он  постоянно   старается   если   не  оправдать   действия   своих  персонажей, то хотя бы найти им более или менее уважительное объяснение.
 

Джонатан  Филипс - Четвертый  крестовый  поход - Содержание

  • Глава 1  «О Господи, язычники пришли во владение Твое»
  • Глава 2  «Итак, о братие, примем триумфальный знак креста!» 
  • Глава 3 «Турнир был тщательно подготовленным сражением, и ничего лучшего никто  не видел» 
  • Глава 4 «Наши господа умоляют тебя проявить, ради Бога, милосердие к лежащим за  морем землям» 
  • Глава 5  «Увы, любовь моя, сколь скорбная разлука предстоит мне!»
  • Глава 6 «Казалось, все море трепещет и пламенеет кораблями» 
  • Глава 7 «Ваш долг — вернуть владения тем, кто был лишен их незаконно» 
  • Глава 8 «Тот град, что превосходит все остальные»
  • Глава 9 «Ни   в   одном   городе   столь   малое   количество   людей   не   осаждало   такое  множество»
  • Глава 10  «Мне хотелось бы, чтобы ты знал: не все меня любят» 
  • Глава 11  «Злой ангел-поджигатель»
  • Глава 12 «Наше чрезмерное несогласие не оставило места человеческим чувствам» 
  • Глава 13 «Врывайтесь! Ломайте преграды, крушите трусов, наступайте отважно!»
  • Глава 14  «Эти предтечи антихриста» 
  • Глава 15 «Высокому человеку — высокую справедливость» 
  • Глава 16 «Для достижения окончательной победы ни в чем нет такой острой нехватки,  как в обилии латинян»
  • Послесловие «Науку   ведения   войны,   которую   не   практикуют   заранее,   не   так   просто  возродить, когда в ней возникает потребность» 
Хронология
Примечания

Джонатан  Филипс - Четвертый  крестовый  поход - «Узнав, сколь суровой и ужасной участи был подвергнут Иерусалим

 
божественной дланью... мы не сразу смогли понять, что говорить и делать. Псалмопевец сокрушается: „О Господи, язычники пришли во владение Твое". Армия Саладина нашла на эти земли… силы наши были сокрушены, Крест Господень взят, король пленен, почти все погибли от меча или попали во вражеский плен... Епископы, тамплиеры и госпитальеры были обезглавлены пред Саладином... эти свирепые варвары жаждали христианской крови и со всей силой стремились осквернить святые места, уничтожив в этих землях поклонение Господу. Сколь велика причина скорби нашей и всех христиан!»

Этими яркими и трагическими фразами Григорий VIII оплакивал разгром армии христиан в битве при Хаттине 4 июля 1187 года. За три месяца после победы вождь мусульман Саладин ураганом прошел по землям франков. Кульминацией джихада стало взятие Иерусалима.

Потеря града Христова вызвала в Европе волну горя и ярости. Правители западных стран, по крайней мере, на время отложили привычные распри. В октябре 1187 года папа объявил Третий крестовый поход, чтобы вернуть Святую Землю. Германский император
Фридрих Барбаросса (1152-1190), наиболее могущественный вождь христиан, повел за собой огромную армию в сто тысяч человек. Однако на переправе через реку в Малой Азии с ним случился сердечный приступ, от которого он скончался. Немецкая армия
распалась, и битву против исламских армий пришлось вести войскам короля Филиппа Августа II Французского (1180-1223) и Ричарда I Английского (1189-1199).


На Западе эти государи были яростными противниками, и во время крестового похода их отношения едва ли улучшились. Формально Филипп был сеньором Ричарда, но фактически энергичность и военное мастерство английского короля заставляли всех
расценивать его как наиболее влиятельного. Современник событий, мусульманский автор Беха ад-Дин, отмечал:
«...известие о его [Ричарда] прибытии повергло сердца мусульман в страх и трепет.... Его боевой опыт и бесстрашие в битве были несравненны, и все же в их [франков] глазах, невзирая на богатство и признание военного мастерства и отваги, его статус был ниже, чем у короля Франции».
Оба короля прибыли в Левант в начале лета 1191 года. Филипп вскоре отбыл, чтобы заняться неотложными политическими проблемами в Северной Франции, а Ричард стался на Востоке на восемнадцать месяцев. Его победы Арзуфе и Яффе весьма пошатнули репутацию Саладина, но крестоносцы не смогли предпринять серьезной попытки штурма Иерусалима. Ричард приложил немало усилий к восстановлению государства крестоносцев вдоль побережья (оно простиралось от северной Сирии до Яффы в нынешнем Израиле) и для возрождения его в качестве жизнеспособной политической и экономической силы. Известия об интригах Филиппа и принца Джона вынудили его покинуть Западное Средиземноморье, но после его отъезда один из английских крестоносцев сказал, что слышал от него такие слова:
«О Святая Земля, я вверяю тебя Господу. Да дарует Он мне божественной милостью столь долгую жизнь, чтобы я мог помочь тебе, как Он желает. Надеюсь, что скоро я помогу тебе, как намереваюсь!»
Ричард обрел репутацию героя, но на обратном пути был взят в плен политическими противниками и провел пятнадцать месяцев в заключении в руках герцога Австрийского, а затем императора Германии. Король Филипп использовал его отсутствие, чтобы занять значительную часть владений Ричарда в Северной Франции. В итоге после освобождения Ричард в первую очередь был вынужден заниматься восстановлением утраченного. В таких условия он мало что мог предпринять, чтобы выполнить клятву помочь Святой Земле.
Отъезд Ричарда мог стать для франков с Леванта катастрофой — но к их счастью, спустя всего шесть месяцев после его отплытия умер Саладин, истомленный десятилетиями сражений. Единство мусульман Ближнего Востока распалось, группировки в Алеппо, Дамаске и Каире в первую очередь были озабочены созданием коалиций для обеспечения превосходства над остальными, нежели борьбой с франками. Христиане смогли продолжить восстановление своих владений. Сын Фридриха Барбароссы, император Генрих VI (1190-1197), в надежде исполнить обеты своего отца объявил о начале нового крестового похода (у историков он носит наименование Германского крестового похода). Казалось, предоставляется прекрасная возможность использовать разногласия среди мусульман, но надежды франков вновь не оправдались.
 
В начале зимы 1197 года пришло известие о смерти императора от лихорадки в Мессине в Южной Италии. Немецкие войска возвратились по домам. Сыну Генриха Фридриху было всего два года, и империя была ввергнута в гражданскую войну между претендентами на титул
императора. Папа римский Целестин III, которому к этому времени перевалило за девяносто, пытался служить посредником между ними, но без особого результата.

8 января 1198 года Целестин скончался. В тот же день кардиналы и епископы католической церкви выбрали ему прекрасную замену. Они избрали папой Лотарио де Сегни, ставшего Иннокентием III — самым влиятельным, энергичным и почитаемым понтификом средневековья. Иннокентий придал папской власти дальновидность и активность, которых ей недоставало многие поколения. В его правление были организованы крестовые походы в Испанию и Святую Землю, против еретиков, против отступников от католицизма, против православия и язычников Балтии. Он дал разрешение на основание францисканского и доминиканского орденов, он отлучал от церкви королей и принцев, оживил управление Папской курией, значительно расширив влияние Рима в католической Европе.
 
Избранный римским папой в 37 лет, Иннокентий оказался одним из самых молодых наместников святого Петра. Он родился в 1160 или 1161 году в семье землевладельцев в Сегни, примерно в 30 милях к юго-востоку от Рима. Свое образование начал получать в бенедектинском монастыре Сан-Андреа ал Целио в Риме. В начале 1180-х Лотарио отправился на север, в Парижский университет — интеллектуальный центр средневековой Европы и самое почитаемое средоточие теологической пауки. Здесь он получил лучшее доступное в ту пору образование, которое, в свою очередь, определило многие из духовных и философских представлений, легших в основу его концепции папской власти.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя esxatos