Эта книга является очередной попыткой ответа на вопросы: в каком обществе мы живем и почему так получилось. Она не столько о прошлом, сколько о вчерашних корнях дня сегодняшнего в аспекте ценностей, которые мы разделяем.
Ответы на подобные вопросы традиционно обусловлены методологией. Поэтому мы считаем нужным предварить дальнейшие рассуждения небольшим методологическим пассажем. Ценностные и методологические приоритеты российской политологии во многом обусловлены процессами, развертывающимися в мировой и внутренней политике. Долгое время главный вектор развития отечественной политологии определялся заимствованием (часто некритичным) огромного массива западных мейнстримных теорий. В этот период господствовали методологические и мировоззренческие установки транзитологии, постулировавшей неизбежность практического воплощения идеальных типов демократии, капитализма, а также соответствующего им состояния моральной сферы, существующих в развитых странах. Российские исследователи, использующие доминирующий универсальный категориальный аппарат описания общества, замечали преимущественно лишь отклонения от должного, от социального идеала. Например, тоталитаризм (авторитаризм), усиление феноменов социальной архаики и власти-собственности, недостойное правление, неопатримониализм, неофеодализм, коррупционные взаимодействия, которые необходимо преодолеть в логике транзита, модернизации и движения к обществу открытого доступа, находящемуся на идеологической вершине ценностно-институциональной иерархии западноцентричного политического знания.
Однако со временем выяснилось, что вся подобная институциональная архаика постепенно обнаружилась и в обществах, которые должны были служить образцом для сравнения. Более того, наиболее архаичными оказались механизмы реального воспроизводства и взаимодействия элит западных обществ, образующие слепое пятно политических теорий. Несмотря на то что западные общества идеализируются в идеологической оптике неолиберального мейнстрима, чем дальше, тем сильнее он уступает альтернативным взглядам на нормальное общество, представления о котором генерируются вне Запада. Соответственно, все типические интеллектуальные приемы мейнстрима с пространственным выносом феноменов социальной архаики в периферийные общества, схоластические интеллектуальные игры в либерально-демократическую норму и отклонения от нее будут вызывать все более глубокие сомнения на фоне пересмотра глобальных иерархий власти и знания. Поэтому нелиберальное, недемократическое и нерыночное ядро обществ-гегемонов, которое мейнстрим до некоторых пор замечал только в периферийных/отсталых социумах, начнут все чаще фиксировать в виде эмпирических фактов, признавать и нормализовать в качестве всеобщего формата политических коммуникаций и институтов, поскольку они не преодолены нигде, кроме идеологических самоописаний и политической риторики западных обществ.
Леонид Фишман - Эпоха добродетелей. После советской морали
М.: «НЛО», Библиотека журнала «Неприкосновенный запас», 2022. - 123 с.
ISBN 978-5-44-482025-4
Леонид Фишман - Эпоха добродетелей. После советской морали - Содержание
Введение
Глава І. Советский человек: лукавый раб или жертва обмана?
Глава ІІ. Заковывать в бетон
- Советская моральная пирамида
- Буржуазное – это трудно. А социалистическое?
- Исторический материализм и буржуазные добродетели
- Советская мораль: гетерогенность источников и «пережитки прошлого»
Глава ІІІ. Под крышкой советской морали
- Советское воспитание… по несоветским образцам?
- Социалистическое воспитание и советская идентичность
Глава IV. Разумное, доброе, вечное
- Романтическое и героическое
- «Дворяне из барака»
- «Спящие» личностные образцы: пират, авантюрный предприниматель, романтик
- Дружба и товарищество
- «Только для своих»
- Последняя война
- Полукриминальная субкультура
- Успехи революции
Глава V. Неформальные движения и моральные метаморфозы позднесоветского общества
- Воспитать настоящего коммуниста
- Коммунарство: смело к «красивой жизни»
- От самоуправляемых коллективов к «педагогическим методикам»
- Будьте как дети
Глава VI. Перелом
- Почти поэтическое отступление. Лев Гумилев
- Как зеркало морального перелома. Время героев
- Торгаши-герои
- 1990-е: моральная не-катастрофа?
- Скрепы и пустота
Заключение
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
спасибо