Сергей Иосифович Фудель принадлежал к тем русским мыслителям, которые не проходили каких-либо философских школ — их школа мысли была пережита и выстрадана во времена затянувшейся на столетие русской смуты. Многие годы он тихо и кропотливо осмысливал пути русской религиозности, и все, о чем он писал, было проникнуто сердечным, личным переживанием. Идеи сочинений и писем Фуделя, человека уникальной судьбы, испытавшего жестокие многолетние гонения за веру, давно заслужили право выйти на просторы большой литературы и общественной мысли.
Появление имени С. И. Фуделя в русском культурном пространстве началось с его «Воспоминаний» и книги «Наследство Достоевского» — оба сочинения принадлежат перу человека страдальческой, поистине «достоевской» судьбы. «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» — так формулировал свой духовный выбор Достоевский, едва выйдя из омского острога. Но спустя полвека после того, как было запечатлено житие «князя-Христа» Льва Мышкина, в России настали времена, когда к исповеданию веры «со Христом» вернулся его первоначальный — раннехристианский — смысл. С. И. Фудель оказался одним из тех, кто всей своей жизнью подтвердил истину: быть со Христом — значит страдать вместе с Ним и за Него; быть с Ним — значит со-распинаться с Ним.
В феврале 2000 года издательство «Русский путь» организовало литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С. И. Фуделя. Ведущие вечера (протоиерей Николай Балашов и филолог Л. И. Сараскина) обратились к собравшимся с просьбой о содействии в сборе материалов для подготовки собрания сочинений С. И. Фуделя. Отклик был немедленным — известный московский архитектор и друг семьи Фуделей Д.М. Шаховской сообщил, что у него уже четверть века хранится чемодан с архивом С. И. Фуделя. Вскоре этот архив — с автографами почти всех известных сочинений С. И. Фуделя, черновыми материалами, дневниками, письмами, фотографиями — был передан составителям, которые готовили в тот момент первое собрание его сочинений и писем.
В это же самое время от наследников Фуделя — и прежде всего от его сына, Н.С. Фуделя, — были получены 194 письма, написанных С. И. Фуделем из красноярской ссылки, а также из Усмани Воронежской области, где он поселился после ссылки, получив административный «минус 100 км», затем из Покрова Владимирской области, где он жил последние пятнадцать лет. Собранные в этой книге 293 письма С. И. Фуделя (73 из них публикуются впервые), адресованных самым разным его корреспондентам, дают богатейший материал для огромного количества сюжетов — биографических, историко-литературных, историко- культурных, религиозных и церковных.
Фудель Сергей - «Весенний воздух Вечности» - Письма (1923-1977) - Стихотворения
предисл. прот. Н. В. Балашов, Л. И. Сараскина ; сост., ред., коммент. Д.Д. Черепанов
Москва : Изд-во ПСТГУ, 2024, 766 с.: илл.
ISBN 978-5-7429-1618-5
Фудель Сергей - «Весенний воздух Вечности» - Письма (1923-1977) - Стихотворения - Содержание
Протоиерей Николай Балашов, Л. И. Сараскина. Сергей Фудель, его письма и стихи
Протоиерей Владимир Воробьев. «Память праведного с похвалами...»
ПИСЬМА. 1923-1977
- № 1-№ 293
СТИХОТВОРЕНИЯ
- Тридцать стихов для друзей. 1925-1939
- Стихи, не вошедшие в цикл
- Комментарии к стихотворениям
Основные даты жизни С. И. Фуделя
Библиография
Именной указатель
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: