Мы вновь знакомим вас с гранями герметицизма и фундаментальными работами известных современных исследователей. Ранее в числе прочих были изданы книги Флориана Эбелинга и Кевина ван Владела, из которых уважаемый читатель мог узнать общую историю вопроса о личности и учении Гермеса, а также о длительном, но малоизученном арабском периоде герметизма. Сейчас в руках у вас шестая книга серии, которая посвящена позднеантичному герметизму и его тесной связи с египетской культурой, религией, магией и мистицизмом. «Гермес Египетский» — важнейшая работа социолога истории, специалиста по религиозным и философским учениям поздней Античности, выдающегося профессора университета Кембридж Гарта Фоудена (род. 1953). Книга выдержала два англоязычных издания: университета Кембриджа (1986 год) и университета Принстона (1993 год). Эта работа стала классической для каждого, кто хочет постичь тайны зарождения герметизма и посмотреть вглубь веков, увидев фигуру Гермеса Трисмегиста как продолжателя древнейших мистерий египетского бога Тота, облекшего свои слова о божественном Гнозисе в форму греческой философии для людей позднеантичного мировоззрения и языческой религиозности.
На русском языке книга выходит впервые, и мы уверены, что этот факт не останется в стороне от взора академических исследователей и ценителей герметической мудрости. Этот труд способен систематизировать знания о герметическом учении, фигуре Гермеса Трисмегиста и других участниках дискурса, корнях герметизма и сторонних влияниях, соотношение технической и философской Герметики5 6. Книга дает ответы на вопросы о единстве практического и теоретического в герметических диалогах и магических папирусах, о том, кто мог исповедовать и практиковать герметический культ, для кого и с какой целью писались трактаты.
Фоуден, Гарт - Египетский Гермес - исторический подход к позднеязыческому мировоззрению
Пер. с англ, и коммент. И. А. Бузлова; науч, ред., вст. ст. Б. К. Двинянинова; науч. ред. и коммент. Ю. В. Крайко; под общ. ред. Б. К. Двинянинова.
СПб.: Издательство «АИК», 2023. — 504 с.: ил.
(Герметицизм с древности до наших дней, вып. 6).
ISBN 978-5-94396-247-9
Гарт Фоуден - Египетский Гермес - исторический подход к позднеязыческому мировоззрению - Содержание
Предисловие издателя (Б. К. Двинянинов)
ЕГИПЕТСКИЙ ГЕРМЕС: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОЗДНЕЯЗЫЧЕСКОМУ МИРОВОЗЗРЕНИЮ
- Сокращения
- Предисловие к изданию 1993 года
- Предисловие к изданию 1986 года
- Введение: Тексты
Часть I. Способы культурного взаимодействия
1. Долговечность Египта
- Боги Египта
- Гермес Трисмегист
- Герметика
2. Переводы и интерпретации
- Аретологии Исиды и Асклепия
- Манефон и Херемон
- Книги Тота и техническая Герметика
- Наставления и философская Герметика
Часть II. Путь Гермеса
3. Magister omnium physicorum
- Симпатейя
- Магия
- Оккультные свойства и алхимия
- Астрология
4. Religio mentis
- Философская пайдейя
- Гнозис
5. Навстречу via universalis
- Техники и философия: взаимодействия
- Зосима из Панополя
- Доямвлиховская теургия
- Ямвлих из Апамеи
6. Герметизм и теургия
- Роль и понимание ритуала
- Битис
Часть III. Герметическое milieu
7. Герметизм в Египте
- Свидетельства Герметики
- Александрия I в. н. э. и не только
- Храмы и жрецы
- Верхний Египет
- Позднеантичная Александрия
- Milieu герметизма: социокультурное описание
8. Aegypti sacra deportata
Заключение
- Приложение 1. Фоуден Г Самые ранние свидетельства имени «Гермес Трисмегист»
- Приложение 2. Бойлан П. Тот: Гермес египетский. Исследование некоторых аспектов теологической мысли в Древнем Египте (Глава XIII. Тот в магии)
- Приложение 3. Иллюстрации гемм с изображением Тота-Гермеса
- Приложение 4. Эпитеты Тота (по материалам исследований египтологов Б. А. Тураева и П. Бойлана)
Алфавитный указатель
Библиография
Сложно переоценить значимость этой работы для современного исследователя направлений Hermetic Studies, ведь через арабских учёных и философов память о Гермесе Трисмегисте и герметические тексты были сохранены и преобразованы, а также создавались новые рукописи и легенды.
Кевин ван Бладел - Арабский Гермес: от языческого мудреца до пророка науки
Пер. с англ, и араб. В. А. Розова и М. М. Хасанова; науч. ред. В. А. Розова; науч, ред., вст. ст. и коммент. Б. К. Двинянинова; под общ. ред. Б. К. Двинянинова.
СПб.: Издательство «Академия исследований культуры», 2022. — 548 с.: ил.
(Герметицизм с древности до наших дней, вып. 5).
ISBN 978-5-94396-239-4
Кевин ван Бладел - Арабский Гермес: от языческого мудреца до пророка науки - Содержание
Предисловие издателя (Б. К. Двинянинов)
Кевин ван Владел АРАБСКИЙ ГЕРМЕС: ОТ ЯЗЫЧЕСКОГО МУДРЕЦА ДО ПРОРОКА НАУКИ
Предисловие
Благодарности
Замечания по библиографии и транслитерации
Часть I. Предыстория
1. Введение
- 1.1. Древнегреческая Герметика в римском Египте и её европейское восприятие
- 1.2. Восприятие греческой Герметики в Античности
- 1.3. Рождение арабской науки и древних книг в Багдаде
- 1.4. Понимание терминов «герметический» и «герметизм» в арабском контексте
2. Гермес в Сасанидском Иране
- 2.1. Свидетельства о Гермесе в сасанидских магических текстах2
- 2.2. Гермес в среде сасанидских астрологов
- 2.3. Поздние свидетельства существования переводов с греческого на среднеперсидский в эпоху Сасанидов
- 2.4. Некоторые гороскопы, вероятно, относящиеся ко временам Сасанидов
- 2.5. Герметика во времена Шапура
- 2.6. Останес и маги
- 2.7. Останес и Гермес на арабском
- 2.8. «Гимн жемчужине» и иранская история наук
- 2.9. Роль Александра Великого в иранской истории наук
- 2.10. Выводы
3. Гермес и сабии Харрана
- 3.1. Введение в проблему «сабиев»
- 3.2. Харранская неоплатоническая школа?
- 3.3 Предполагаемое влияние харранской Герметики
-
3.4. Свидетельства передачи Герметики харранскими сабиями
- 3.4.1. Свидетельства из антиязыческой полемики сирийских христиан ок. 600 г. н. э
- 3.4.2. Свидетельство Феодора Абу Курры, епископа Харрана (расцвет деятельности — ок. 805-839 гг.)
- 3.4.3. Свидетельства аль-Кинди (ум. ок. 870 г.), Ибн аль-Кифти (ум. 1248 г.) и Ибн аль-‘Ибри (ум. 1286 г.)
- 3.4.4. Свидетельство Абу Ма‘шара (ум. 886 г.), аль-Бируни (ум. ок. 1050 г.) и других
- 3.4.5. Свидетельство Сабита ибн Курры (ум. 901 г.) или Синана ибн Сабита (ум. 942/943 г.)
- 3.4.6. Свидетельство аль-Мубашшира ибн Фатика (сост. 1048/1049 г.)
- 3.4.7. Свидетельство аль-Мас‘уди (ум. 956 г.) и восприятие арабами «Письма к Анебону» Порфирия и трактата «О египетских мистериях»
- 3.4.8. Свидетельства «Гайят аль-Хаким», «Китаб аль-Истамахис» и Мусы ибн Маймуна (ум. 1204 г.)
- 3.5. Конец истории харранских сабиев
- 3.6. Выводы
Приложение. Харранцы и Индия
Часть II. История арабского Гермеса 205
4. Три Гермеса
- 4.1. Самая ранняя форма арабской легенды о трёх Гермесах
- 4.2. Древнегреческие предания арабской легенды
- 4.3. По следам мировых хроник
- 4.4. Анниан на сирийском и арабском языках
- 4.5. Абу Ма‘шар как хронограф
- 4.6. Другие стороны (аспекты) легенды о Гермесе
- 4.7. Третий Гермес
- 4.8. Выводы
5. Пророк Гермес
- 5.1. Небесное восхождение Гермеса
- 5.2. Гермес законодатель, представленный аль-Мубашширом ибн Фатиком
- 5.3. Мудрость арабского Гермеса
- 5.4. Синтез представлений о Гермесе в ХП-ХШ вв. и в последующих периодах до XVI в
6. Заключение. Создание арабского Гермеса
Приложение 373
- Арабские версии «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста
- Псевдо-Аполлоний, «Сирр аль-Халика»
- Джабир ибн Хайян, «Китаб Устукус аль-Усс ас-Сани»
- Псевдо-Аристотель, «Сирр аль-Асрар»
- Гайят аль-Хаким (Пикатрикс) Кн. 4, гл. 3 [аль-Ашмунайн]
- Дуа «Арба‘уна Идрисийя»
Глоссарий
Библиография
Индекс
Книга Огдена становится очередным самородком, украшающим уникальную серию книг, которую мы планируем продолжать фундаментальными современными исследованиями герметицизма.
Дэниел Огден — профессор древней истории, почетный научный сотрудник UNISA (University of South Australia) и научный сотрудник Эллинистического центра Ватерлоо. Он вырос в Манчестере (Англия), преподавал в колледжах Хобарта и Уильяма Смита в северной части штата Нью-Йорк, в Оксфордском университете и в течение многих лет в Университете Суонси в Уэльсе. Долгое время преподавал историю Древнего мира в Университете Эксетера, где вел активную деятельность как исследователь магии и эзотеризма. Основные направления его исследований: традиционные нарративы в древности; греческая религия; македонские и эллинистические династии. У него свыше сотни научных публикаций по указанным темам. Он опубликовал среди прочего книги, озаглавленные «Greek bastardy» (Оксфорд, 1996), «Crooked Kings of Ancient Greece» (Лондон, 1997), «Polygamy, prostitutes and death. The Hellenistic dynasties» (Лондон, 1999), «Magic, witchcraft and ghosts in the Greek and Roman Worlds. A sourcebook» (Нью-Йорк, 2002; Оксфорд, 2009), «Aristomenes of Messene» (Суонси, 2004), «In search of the sorcerer’s apprentice. The traditional tales of Lucian’s Lover of Lies» и «Companion to Greek religion». Книга Дэниела Огдена «Греческая и римская некромантия» (Daniel Ogden. Greek and Roman Necromancy) была впервые опубликована в 2001 году издательстве Принстонского университета и переиздавалась в 2004 году, в 2010 году книга вышла на немецком языке, а в 2011 на греческом. Она была воспринята с большим интересом академическим и литературным сообществом. Приведём цитату Элизы П. Гаррисон, Religious Studies Review, рецензента первого издания:
«Редко и приятно читать книгу такого высокого калибра, как та, о которой идет речь. Масштабы поражают воображение, источники цитируются тщательно и широко, а собственные предубеждения автора либо отсутствуют, либо полностью контролируются. Кроме того, тема настолько провокационная, а стиль писателя настолько прямой и быстрый, что трудно отложить книгу, как только она начата ... Независимо от того, станете ли вы читать книгу от корки до корки или подойдете к ней как к исследовательскому инструменту, разочарования не будет».
Дэниел Огден - Греческая и римская некромантия
(Герметицизм с древности до наших дней, вып. 4)
СПб.: Издательство «Академия исследования культуры», 2021. — 560 с.: ил.
ISBN 978-5-6045100-8-7
Дэниел Огден - Греческая и римская некромантия - Содержание
- Предисловие издателя (Б. К. Двинянинов)
- Дэниел Огден - Греческая и римская некромантия
- Предисловие автора
- Введение
- Почему некромантия?
- Определения: магия, некромантия и katabasis
- Краткая история некромантии и тематических источников
- Приложение к «Введению». Термин «некромантия» и его аналоги в греческом и латинском языках
Часть I. Места
- Глава 1. Могилы и места сражений
- Глава 2. Оракулы мёртвых
- Глава 3. Гераклейский и Тенаронский nekuomanteia
- Глава 4. Ахеронский nekuomanteion
- Глава 5. Авернский nekuomanteion
- Глава 6. Инкубация и сновидения
Часть II. Люди
- Глава 7. Вызывающие духов, колдуны и чревовещатели
- Глава 8. Шаманы, пифагорейцы и орфики
- Глава 9. Чужестранцы и ведьмы
- Глава 10. Некромантия римлян
Часть III. Методы
- Глава 11. Традиционные обряды призыва
- Глава 12. От чаши гадания к мальчикам-жертвам
- Глава 13. Оживление и говорящие головы
Часть IV. Теория
- Глава 14. Призраки в некромантии
- Глава 15. Мудрость мёртвых
- Глава 16. Между жизнью и смертью
Выводы: отношение к некромантии
Комментарии редактора
Заключение редактора (А. А. Новикова)
Приложения
-
Приложение 1. А. Л. Рычков. Письмо от древнего мага — в ожидании своего читателя (к публикации нового перевода из «Большого парижского магического папируса»: PGM IV. 2006-2125)
- Вступительная статья
- Призывание по Питису (PGM IV. 2006-2125). Перевод с древнегреческого и комментарии А. В. Петрова
-
Приложение 2. Фрагменты «Большого парижского магического папируса»
- Гадание по блюду (PGM IV. 154-285). Перевод с древнегреческого А. В. Петрова
- «Гимн Тифону» (PGM IV. 179-201). Параллельный перевод Е. С. Лазарева
- «Гимн Сету-Тифону» (PGM IV. 261-273). Параллельный перевод Е. С. Лазарева
- Удивительное магическое средство для возбуждения любовной страсти (PGM IV. 296-408). Перевод с древнегреческого А. В. Петрова
- Аутентическое действо [Самовидение] (PGM IV. 930-1114). PGM IV. 930-1070. Перевод с древнегреческого и примечания Е. С. Лазарева. PGM IV. 1071-1114. Перевод с древнегреческого А. В. Петрова
Перечень иллюстраций
Библиография
Дополнительная литература
Индекс
Все сотворенное человеком начинается с идеи, оформленной и яркой вспышки в уме, предвестницы зарождения нового мира. Движимый идеей человек, измученный психическими схватками, жаждет скорейшего освобождения от этого бремени и ищет пути ее реализации. Он оглядывается вокруг, и в поле его зрения появляются вещественные объекты и субъекты, которые могут поспособствовать рождению его идеи. Затратив на приобретение необходимых предметов, связей, навыков и опыта некоторое количество прожитых лет, одержимый рождает этот новый мир, еще неузнанный и огрубленный вещественной формой. Отныне этот мир будет обновляться стараниями других одержимых, исполняя закон эволюции, которая неумолимо движет нас вперед и одновременно возвращает назад к пересмотру того, что было до нас. Так воплощается старое в новом.
Древние люди в стремлении познать мир придумывали мифы, легенды и сказки, объясняя то, что сложно было объяснить, применяя воображение и обращаясь к всемогущему непознаваемому источнику бытия, соприкосновение с которым внушало ужас и трепет, экстаз и радость, всеохватывающее спокойствие и равностность. Среди них выделялись особого рода люди, по неизвестным причинам приближенные к этому сакральному источнику. Посредством таких избранных можно было проникнуть за завесу иных состояний бытия, узнать о деятельности более могущественных существ нетленной природы, общение с которыми осуществлялось посредством символических актов, особенных предметов, звуков и слов при определенных внешних и внутренних условиях. Взаимодействие с нетленными существами, видимыми во снах, фантазиях и в трансе, приносило материальные утраты и приобретения, связывало с вневременным и духовным, сводило с ума или приводило к прозрению, даровало сверхъестественные способности. Людьми изобретались все новые предметы для общения с ними, бесполезные с рациональной точки зрения, основанные на предубеждениях, вере или мистическом опыте. Эти предметы распространялись из рук в руки, приобретали известность посредством устной передачи, дополненной фантазиями тех, кто видел их лишь мельком или вообще не соприкасался с ними. Они меняли свою форму и предназначение, оставляя подсказки во времени и пространстве, благодаря которым мы можем узнать чуть больше об этих предметах. Такова предыстория игральных карт.
Этнографы Стюарт Кулин и Фрэнк Г. Кушинг выдвинули гипотезу, что шахматы и игральные карты являются следствием применения стрелы в гадании и отображают два главных метода дивинации по стреле3. До нас дошли корейские игральные карты под названием htou-tjyen, использовавшиеся во второй половине правления династии Чосон (1392-1897). Они представляют собой тонкие длинные полоски промасленной бумаги. Полная колода состоит из 80 карт, разделенных на восемь мастей: мужчины, рыбы, ворона, фазана, косули, звезды, кролика и лошади. На рубашках этих карт изображено оперение стрелы. Кулин предположил, что эта корейская карточная игра произошла от символических бамбуковых стрел аналогичной формы, которые использовались для гадания в Корее шестого века.
Анастасия Равильевна Двинянинова - Марсельское таро - от первых гравюр до наших дней
(Герметицизм с древности до наших дней, вып. 7)
СПб.: Издательство «Академия исследований культуры», 2023. — 403 с.: ил., [32] с. ил.
ISBN 978-5-94396-267-7
Анастасия Равильевна Двинянинова - Марсельское таро - от первых гравюр до наших дней - Содержание
Предисловие
Введение: основные положения
Глава I. Легенда о мэтре Жаке
Глава II. Духовная власть: est deus in nobis
Глава III. Мирская власть: non rex est lex, sed lex est rex
Глава IV. Небесные управители: astra inclinant, non necessitant
Глава V. Человек воплощенный: ессе homo
Глава VI. Путь: viam supervadet vadens
Глава VII. Добродетели: magnum opus
Глава VIII. Пороки: aliena vitia in oculis habemus, a tergo nostra sunt
Глава IX. Трансформация: letum non omnia finit
Глава X. Хаос и порядок: de rerum natura
Заключение
Приложения
Марсельское таро в оккультизме
Ранние магические практики с европейскими игральными картами
Двинянинов Б. К. - Послесловие издателя
Источники и литература
Именной указатель
Наверное, трудно найти более таинственную страницу в истории человеческой культуры, чем алхимия. Она то становилась предметом схоластических рассуждений теологов, то подвергалась преследованиям властей и церкви, то привлекала внимание далеких от религии ученых, то выступала объектом нападок ярых материалистов и религиозных реформаторов. Огромен список тех, кто посвятил свою жизнь познанию тайн алхимии.
Среди них и Альберт Великий (Альберт Больштедтский, монах и великий философ, ок. 1193-1280), вошедший в историю как учитель и наставник знаменитого мыслителя Фомы Аквинского, и замечательный англий-ский мыслитель Роджер Бэкон (ок. 1214 — ок. 1292), и полулеген-дарный Василий Валентин, и даже известные всем по школьному курсу Исаак Ньютон (1643-1727) и Тихо Браге (1546-1601).
Не гнушались алхимических таинств и коронованные особы, такие как Генрих VI Английский (1422-1461; 1470-1471) или император Священной Римской империи Рудольф II (1576-1612), который был настолько заинтересован алхимическим искусством, что собрал при своем дворе алхимиков со всей Европы. Множество поклонников герметического искусства под его покровительством без устали искали философский камень, с его именем связано множество таинственных историй и легенд. Не отставали от Рудольфа II и его преемники на императорском троне — Фердинанд III (1637-1657) и Леопольд I (1658-1705).
«Я превратил бы море в золото, если бы оно было из ртути», — эти слова приписываются знаменитому алхимику Раймунду Луллию (ок. 1232-1315). Есть легенда, что алхимическим путем он изготовил несколько миллионов золотых монет, когда одному из монархов понадобились деньги. Правда, стоит отметить, что прославленный теолог, философ, проповедник и изобретатель Раймунд Луллий на самом деле алхимиком не был, а его авторитетное имя лишь использовали для того, чтобы придать больший вес алхимическим сочинениям.
Теперь, когда о самоотверженных трудах на благо «великого искусства» можно найти упоминания лишь в исторических хрониках, научных статьях и на пожелтевших страницах дошедших до нас алхимических трактатов и зачастую в бульварной прессе, трудно сказать, были ли эти слова сказаны в действительности или, как это часто случается в истории, — они были сказаны кем-то другим из многочисленных последователей алхимии. Но вернемся к самому началу. Что же такое алхимия вообще? Где ее истоки и какое отношение имеет алхимическое искусство к химии в нашем понимании?
Юрий Родиченков – Двадцать веков алхимии: от псевдо-Демокрита до наших дней
Герметицизм с древности до наших дней, выл. 1.
Издательство – «РХГА» – 565 с.
Санкт-Петербург – 2019 г.
ISBN 978-5-9906888-5-8
Юрий Родиченков – Двадцать веков алхимии: от псевдо-Демокрита до наших дней – Содержание
- Предисловие от издателя серии
- Introductio. В преддверии повествования
Глава 1. Nomen est omen. Различные интерпретации и определения алхимии
Глава 2. Ab initio. У истоков алхимии
- Теоретические и эмпирические основания алхимии
- Герметизм и алхимия
Глава 3. Prima Artis тадпае semina. Греческая алхимия
Глава 4. Ars Magna Orientis. Исламская алхимия
Глава 5. Ora et labora! Средневековая алхимия Западной Европы
- Ранняя западноевропейская алхимия
- Алхимия ХШ-XIV вв
Глава 6. Post laborem scientia. Поздняя алхимия
- Алхимия XV в
- Парацельс и парацельсианцы
- Дискуссия о симпатическом лечении
- Алхимики XVI-XVII вв
Глава 7. Ars longa. Неоалхимия
- Заключение
- Приложения
- Роберт из Честера (XII в.)
- Джон Ди (1527-1609)
- Михал Сендзивой (1566-1636)
- W. В. (XVII в.)
- Роберт Бойль (1627-1691)
- Исаак Ньютон (1643-1727)
- Август Норденшельд (1754-1792)
- Литература
- Парадоксы алхимии. Послесловие
Герметизм — совокупность древних учений с сакральным, религиозно-мистическим содержанием, закрытых для непос- вященных, доступных лишь знати, членам различных каст, древней аристократии. Непосредственно связан с мистериями, чрезвычайно популярными в древнем мире (см. «Золотой осел» Апулея, где описан их типичный образец). Служили носителями идеологического содержания и обслуживали своего рода институты посвящения некоторых общественных слоев, тщательно и особо предуготованных (неофитов) для постижения сокровенных тайн этих доктрин. Производное от имени Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), чьи наставления, подобно высеченным на гранитной доске заповедям Моисея, были залечатлены на Изумрудной скрижали (Tabula Smaragdina).
Термины «Герметицизм» (Hermeticism —англ.) и «Герметизм» (Hermetism —англ.) — это не самоназвания каких-то направлений, движений или традиций, это исключительно научные понятия, которыми стали пользоваться ученые историки, культурологи, египтологи, антиковеды и религиоведы, начиная с конца XIX века, когда исследователей вновь захватил интерес к наследию Гермеса Трисмегиста, происхождению синкретического учения и его влиянию на западную культуру. Таким образом, даже если взять во внимание, что современные последователи герметического учения часто примеряют к себе и своим доктринам оба этих научных понятия, никоим образом это не означает, что в Античности или в какие-либо другие периоды были люди, которые называли себя «герметистами» или «герметицистами» и также применяли к своим учениям подобные названия. Исследователи даже не могут ответить, как именно называли себя те, кто написал и использовал трактаты и магические папирусы, подписанные Гермесом Трисмегистом и его учениками — эта информация не сохранилась. С другой стороны, уже в позднем Средневековье и далее мы видим частое использование некоторых самоназваний, которые применяли к своим работам и к текстам герметического содержания авторы. Это прежде всего термин «Герметика» (Hermetica —англ.) — разрозненное собрание текстов, которое было приписано Гермесу Трисмегисту, написанное его последователями в разные эпохи, или имеет доктринальное отношение или упоминание постулатов учения, изложенных в герметических сочинениях. Конечно, под это понятие подпадает огромное количество сочинений, которые могут быть между собой связаны весьма условно, а также размытость критериев не дает возможным как-либо поместить тот или иной текст под рубрику «Герметика». В дальнейшим мы видим, как «Герметикой» стали называть и целые учения, например, говоря об алхимических или философско-мистических книгах разных авторов — причиной тому стало в том числе изначальное использование этого термина самими авторами.
Герметицизм — одно из подводных течений в западной культурной памяти; он никогда не был основным течением, но и не был ни полностью маргинальным, ни полностью забытым. Общепринятый тезис, что он был переоткрытием эпохи Ренессанса, тем, о чем в Средневековье не имели понятия, убедительно опровергается в этой книге. Безусловно, появление рукописи Герметического корпуса и ее перевод Марсилио Фичино, завершенный в 1463 году, фактически ознаменовали интеллектуальную революцию и установили, по крайней мере во Флоренции и Северной Италии, герметическую традицию со своим собственным характером. Однако были три линии традиции, в которых на протяжении Средневековья существовало герметическое тело мысли: цитаты отцов Церкви (в особенности Лактанция и Климента Александрийского), трактат «Асклепий» на латыни и тексты, переведенные уже в двенадцатом и тринадцатом веках с арабского языка на латинский.
Таким образом, Флориан Эбелинг может выделить два течения герметической традиции. Одно из них, основанное на сочинениях Герметического корпуса, было родом из Италии и распространилось оттуда по всей Европе, а другое, основанное, в частности, на Изумрудной скрижали и на других оригинальных арабских тек стах, имело свой центр к северу от Альп. Итальянский герметицизм понимался как философия, тесно связанная с неоплатонизмом, тогда как за пределами Альп герметицизм рассматривался как практическая алхимико-медицинская наука. Тем не менее обращение к Гермесу Трисмегисту было общим местом для обеих традиций. До сих пор ученые всегда понимали, что заголовок «герметическая традиция» относится к герметицизму флорентийского Ренессанса и к истории его влияния и принятия. Однако теперь открытие Флорианом Эбелингом независимого северного герметицизма коренным образом изменило и расширило наше понимание герметической традиции. Эта книга не только суммирует то, что уже известно о герметицизме, но также делает набросок совершенно новой картины данной темы. В своей гейдельбергской диссертации, основанной на корпусе текстов, состоящем из более чем ста частично известных и частично неизвестных алхимических трактатов семнадцатого века, Эбелинг восстановил очертания обособленного образа Египта, в котором эта земля была не древней мертвой культурой, а живой традицией, которая могла быть унаследована и продолжена. Так, например, Парацельс мог пониматься как новый Гермес. Данный образ Египта — образ розенкрейцеров и масонов, который мы встречаем, например, в Волшебной флейте Моцарта.
Гермес Трисмегист считался египетским мудрецом, факт, который делает герметическую традицию столь чрезвычайно интересной для египтологии. Среди традиций и памятных фигур, сохранивших в западной культурной памяти различные образы древнеегипетской цивилизации, наиболее важным является Гермес Трисмегист, а образ Египта, который он представляет, — самый великолепный. Для Запада, наряду с еврейским Моисеем и греческим Платоном, всегда существовал египетский Гермес Трисмегист, хотя довольно редко на том же уровне. Как архетип третьей позиции между христианством и язычеством, Гермес Трисмегист испытал свой звездный час в эпоху Ренессанса, в рамках традиции prisca theologia (древняя теология), основанной Марсилио Фичино. Более ста лет казалось, что исключительность христианского монотеизма, с его четким отличием религии от идолопоклонства, и ортодоксии от ереси, позволяла себе быть сублимированной в полноценную универсалистскую перспективу. Пока в ходе контрреформации границы не были снова закрыты, и Франческо Патрици с его книгами не оказались в Индексе запрещенных книг, Томмазо Кампанелла — в тюрьме, а Джордано Бруно — на костре. В рамках prisca theologia Гермес Трисмегист был выдающимся, а порой и величайшим носителем откровения, данного Богом не только евреям и христианам, но также язычникам.
Эбелинг Флориан - Тайная история Гермеса Трисмегиста - герметицизм с древности до наших дней
пер. с нем. и англ. А. Р. Двиняниновой; вступ, статья Я. Ассмана; сост., предисл. и послесл. Б. К. Двинянинов; под общ. ред. Б. К. Двинянинова.
СПб.: Издательство РХГА, 2020. — 462 с.: ил.
Герметицизм с древности до наших дней, выл. 2.
ISBN 978-5-88812-658-5
Эбелинг Флориан - Тайная история Гермеса Трисмегиста - герметицизм с древности до наших дней - Содержание
Б. К. Двинянинов Предисловие от издателя серии. Герметизм и герметицизм
Ян Ассман Вступительное слово. Перевод с немецкого А. Р. Двиняниновой
Флориан Эбелинг айная история Гермеса Трисмегиста - герметицизм с древности до наших дней
Введение
I. Предыстория и ранняя история фантазма
- 1. Что такое герметические тексты?
- 2. Герметические тексты поздней Античности
- 3. Гермес как проповедник теологии и философии
- 4. Гермес: астролог, маг и алхимик
- 5. Каким был древний герметицизм?
II. Средние века: Христианское богословие и «допотопная» магия
- 1. Христианский герметицизм
- 2. Арабский герметицизм
- 3. Гермес латинский
- 4. Традиции средневекового герметицизма
III. Ренессанс: первобытная мудрость для Нового Света
- 1. Традиция или переоткрытие?
- 2. Герметицизм и парацельсианство
- 3. Религиозный герметицизм
- 4. Два пути герметицизма в раннем Новом времени
IV. Семнадцатый век: кульминация и закат
- 1. Казобон и датировка герметических текстов
- 2. Герметицизм и современные естественные науки
- 3. Герметицизм и пиетизм
- 4. Угасание герметицизма?
V. Восемнадцатый и девятнадцатый века: между оккультизмом и Просвещением
- 1. Два немецких издания Герметического корпуса
- 2. Гермес Трисмегист в масонстве
- 3. От исторического до систематического герметицизма
VI. Двадцатый век: системы и эзотерика
- 1. Юлиус Эвола и эзотерический герметицизм
- 2. Герметический семиозис Умберто Эко и герметицизм Генриха Ромбаха
Б. К. Двинянинов Послесловие. Герметицизм с конца XIX века по начало XXI века
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Ф. Ф. Зелинский. Гермес и герметика I. Герметический Корпус. Перевод с немецкого Г. А. Борисова
- Ф. Ф. Зелинский Гермес и герметика II. Происхождение герметизма. Перевод с немецкого Г. А. Борисова
- А.-Ж. Фестюжьер Герметика. Перевод с французского А. А. Коробова
- Гэрмес Трижды-Величайший— сыну своему Тату. Кратер (или Монада). Перевод с др.-греческого и комментарии Е. С. Лазарева
- Зосима Панополитанский О букве Омега. Перевод с др.-греческого и комментарии Е. С. Лазарева
Хронология
Глоссарий
Библиография
Индекс
Перед вами третья книга серии «Герметицизм с древности до наших дней», которая не имеет аналогов и охватывает самым подробным образом всю историю астрологии с древнейших времен и по сегодняшний день. Эта книга дополняет две предыдущие фундаментальные работы, которые были посвящены истории алхимии и истории философской герметики. Таким образом, это издание завершает описание основных наиболее древних и значимых направлений герметицизма3. При этом сама тема истории астрологии выходит далеко за рамки герметической астрологии, как и других частных астрологических феноменов, что является отличительной особенностью данной работы.
Автор книги «История астрологии: с древнейших времен до наших дней» Саплин Александр Юрьевич — историк астрономии и астрологии, автор научных трудов в этой области, полноправный член зарегистрированной в России научной Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма (АИЭМ) и преподаватель курса для магистрантов «История астрологии» в рамках религиоведческой программы «Мистико-эзотерические традиции» в Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург). Его широко известная публикация «Астрологический энциклопедический словарь» (первое издание вышло в 1994 году), под разными названиями, выдержала несколько изданий общим тиражом около ста тысяч экземпляров. В 2016 году в издательстве «Шар» (г. Тула) вышел первый том его книги «Небо» посвященной истории небесной картографии, истории созвездий и происхождению названий звезд от каменного века до современности. Это замечательно иллюстрированное издание является не только солидным научным трудом по астрономии, но также произведением современного полиграфического искусства. В новой книге А. Ю. Саплин продолжает знакомить нас с удивительными фактами истории влияния представлений о звездном небе уже в рамках темы астрологии.
«История астрологии» по праву может претендовать на самый подробный систематический труд в историко-культурологическом исследовании данной темы. А около четырехсот иллюстраций поспособствуют живому объемному представлению об астрологии, а также важнейших вехах истории ее развития и влияния астрологических идей на культуры разных эпох и цивилизаций. Энциклопедическое изложение, доступный и понятный язык, удобное разделение глав на параграфы, обширная библиография и тематический словарь позволят погрузиться в материал книги как интересующемуся темой читателю, так и академическому исследователю.
Александр Юрьевич Саплин - История астрологии: с древнейших времен до наших дней
(Герметицизм с древности до наших дней; вып. 3)
СПб.: Издательство РХГА, 2020. — 780 с.: ил.
ISBN 978-5-907309-12-8
Александр Юрьевич Саплин - История астрологии: с древнейших времен до наших дней - Содержание
От автора
Предисловие издателя (Б. К. Двинянинов)
Введение
- Глава 1. ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК. АСТРОЛАТРИЯ
- Глава 2. РОЖДЕНИЕ АСТРОЛОГИИ
- Глава 3. ПРИМИТИВНАЯ ЗОДИАКАЛЬНАЯ АСТРОЛОГИЯ
- Глава 4. ГОРОСКОПНАЯ АСТРОЛОГИЯ
- Глава 5. ЕГИПЕТ
- Глава 6. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
- Глава 7. ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА
- Глава 8. РИМ
- Глава 9. АСТРОЛОГИЯ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ
- Глава 10. ВИЗАНТИЯ
- Глава 11. АСТРОЛОГИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- Глава 12. ВОЗРОЖДЕНИЕ АСТРОЛОГИИ
- Глава 13. АСТРОЛОГИЯ И ХРИСТИАНСТВО
- Глава 14. АСТРОЛОГИЯ И ЦЕРКОВЬ
- Глава 15. РАСЦВЕТ АСТРОЛОГИИ
- Глава 16. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ
- Глава 17. ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗНАНИЕ
- Глава 18. КРИТИКА АСТРОЛОГИИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Глава 19. МОГУЩЕСТВЕННАЯ НАУКА
- Глава 20. РЕВОЛЮЦИЯ В АСТРОНОМИИ
- Глава 21. ЗАКАТ АСТРОЛОГИИ
- Глава 22. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО
- Глава 23. АСТРОЛОГИЯ В РОССИИ
- Глава 24. СОВРЕМЕННАЯ АСТРОЛОГИЯ
Послесловие (М. М. Фиалко)
Словарь
Условные обозначения и сокращения
Библиография
От администрации Эсхатос: На сайте расположена рекламная информация о книгах. Мы не продаем ни бумажных книг, ни файлов, приобрести книги вы можете в издательских проектах:
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: