Гностицизм - это название, данное различным религиозным школам, которые распространились в первые века после Христа, почти став доминирующей формой христианства, но в конечном итоге были заклеймены как еретические зарождающейся христианской церковью. Здесь рассказывается о долгой и разнообразной истории гностицизма, а также о причинах его неизменной актуальности сегодня. Хотя некоторые гностические верования близки к господствующему христианству, другие, рассмотренные здесь, включают в себя то, что мир несовершенен, потому что он был создан злым богом, который постоянно воевал с истинным, добрым Богом; что Христос и сатана были братьями; что реинкарнация существует; и что женщины равны мужчинам.
Несмотря на тексты ранних Отцов Церкви, большинство из которых были истовыми фанатиками, термин «гностический» не имел большого распространения среди самих гностических учителей, вроде Валентина и Маркиона, которые обычно просто называли себя христианами. Именно такие апологеты Церкви, как Тертуллиан и Иреней, часто обозначали их «еретиками». Проблема усугублялась тем, что сами гностики состояли в различных группах, исповедовавших различные верования; поистине, разнообразие тоже можно назвать характерной чертой гностицизма. Боле того, не все гностики принадлежали к христианству - некоторые были иудеями, некоторые язычниками.
Современные исследователи расходятся в том, что следует понимать под термином «гностицизм». В 1966 году несколько ученых собрались в Мессине, Италия, чтобы определить точные рамки гностицизма и гнозиса. Они пришли к выводу, что гностицизм обозначает религиозные системы, возникшие в первые века нашей эры, тогда как гнозис - это получение знания. Следовательно, некто может иметь гнозис, но не быть гностиком (для данной книги мы постараемся придерживаться позиции, выработанной в Мессине). Политолог Эрик Фёгелин впоследствии добавил некоторой путаницы, когда попытался определить гностицизм как общее чувство отчуждения и разобщенности с обществом. В результате, он обнаружил гностицизм в марксизме, коммунизме и нацизме, все из которых, согласно Фёгелину, представляют собой движения, стремящиеся к достижению апокалипсиса (он обозначал это двойным понятием «увековечивание эсхатона»).
Шон Мартин - Гностики - Первые христианские еретики
«Касталия», 2023. - 162 с.
ISBN 978-5-521-23839-2
ISBN 978-5-521-23839-2
Шон Мартин - Гностики - Первые христианские еретики - Содержание
- Пролог: Египет, декабрь 1945 года
- Гностицизм и христианство
- Верования и мифы
- Учителя и традиции
- Гностические религии
- Тексты и евангелия
- Влияние и наследие
Приложение 1: Глоссарий
Приложение 2: Гностицизм и буддизм
Рекомендации для дальнейшего чтения
Примечания
Независимо от того, интересуемся ли мы древними гностиками как источником духовного вдохновения или просто как увлекательным историческим явлением, мы всё же должны признать, что существует единственный источник всех наших знаний о них, и это наука. Несмотря на то, что академическую науку часто критикуют за её заботу о мелочах и непреклонность догм, она предоставляет нам единственную полезную информацию о гностицизме как о самой религии, связанной с особым видом знаний, которые имеют совершенно иной источник и применение, чем те, которые создаются в университетах. Парадоксально, но если мы желаем понять мировоззрение этих групп гностиков, кто сосредоточен на мистических практиках, божественном откровении, великих метафизических прозрениях и толкует Священное Писание таким образом, который идёт вразрез с принципами ортодоксии, то наша лучшая возможность начать с совершенно нового способа мышления, которое подчёркивает рассудительность, критическую методологию, диалектику, экспертную оценку и полное официальное обращение к используемой литературе. Неграмотный египетский крестьянин Мухаммед Али аль-Самман обнаружил тайник с кодексами Наг-Хаммади в декабре 1945 года. Но именно учёные признали их значимость, восстановили и сохранили страницы, переписали и перевели тексты и в результате длительных исследований и дискуссий раскрыли их значение и происхождение.
Конечно, научные публикации и статьи нужны не каждому. Как писатель на тему гностицизма, я считаю своей обязанностью стоять на полпути между академиком и искателем, сообщая результаты исследований, но используя при этом любую духовную интуицию, которую я имею, чтобы дать читателю достоверный отчёт об этих древних еретиках, одновременно углубляя историю личным смыслом. Я бы предположил, что Мигель Коннер видит себя в аналогичной роли, выступая в качестве проводника, чтобы вызвать прорыв в сознании в академическом сообществе, чтобы те вышли из стагнации.
Многие из учёных в этом томе могут напрямую обратиться к широкому читателю, чтобы засвидетельствовать своё присутствие в списках бестселлеров. Остальные – это те специалисты, которые тщательно изучают выбранные ими области знаний. Свидетельством ненавязчивого мастерства Мигеля Коннера как интервьюера и его глубокого знания гностицизма является то, что и специалисты, и популяризаторы, и те, кто одновременно выполняют обе задачи (возможно, большинство в этой книге) говорят в этих интервью ясным и доступным читателю языком.
Мигель Коннер – Голоса гностицизма
М.: Касталия, 2021. – 300 с.
ISBN 978-5-521-16344-1
Мигель Коннер – Голоса гностицизма - Содержание
- Благодарности
- Предисловие
- Вступление
- Интервью со Стеваном Дэвисом
- Интервью с Брюсом Чилтоном
- Интервью с Дэвидом Фидлером
- Интервью с Бартом Эрманом
- Интервью с Биргером Пирсоном
- Интервью с Джоном Тёрнером
- Интервью с Эйнаром Томассеном
- Интервью с Джейсоном БеДуном
- Интервью с Элейн Пейджелс
- Интервью с Карен Кинг
- Интервью с Джейн Шаберг
- Интервью с Марвином Мейером
- Первое интервью с Эйприл ДеКоник
- Второе интервью с Эйприл ДеКоник
- О Мигеле Коннере
Две тысячи лет назад коллективная психэ прошла через основательное обновление, и удивительные параллели этого процесса мы можем видеть и в настоящее время. Это раннее обновление было равнозначным смерти и перерождению живущего Богообраза. Есть основания полагать, что тот же феномен имеет место и сейчас. Историческая драма времен раннего христианства была отыграна в большей степени как конфронтация двух основных противников, Рима и Иудеи. В Риме после десятилетий деморализующих гражданских войн, которые уничтожили Римскую Республику, государство было временно преобразовано в Римскую Империю, с абсолютной властью, принадлежащей императору. Гражданскую мораль, характерную для Республики, заменила жажда богатства и власти. Подлинная религиозная верность и патриотическая преданность, типичные для римской знати Республики, были утеряны в Империи. Религия все более извращалась для того, чтобы служить её лидерам для удовлетворения их личных мотивов.
В противоположность развитию !Jеркви гностицизм сразу разделился на множество сект и сторонников. Он был намного более индивидуалистичным, чем течение церковников. В этом отношении он предвосхитил протестантское движение пятнадцатого и шестнадцатого столетий. Индивидуализм гностицизма подпитывал богатые теологические и космологические фантазии этого движения. Конечно, подобные идеи исходят от людей, и, позволив людям участвовать в теологических фантазиях, можно раз и навсегда забыть об ортодоксальности.
!Jерковь обладала здравым смыслом для создания долговременной организации, строго запретив такие индивидуальные теологические идеи. В современном мире мы сожалеем о такой установке !Jеркви, но это было существенной необходимостью в то время, чтобы !Jерковь была в состоянии выполнить историческую функцию, которая была для неё уготована. У гностиков не было таких задач, и поэтому процветали множество их сект, которые составляли их славу, но в то же время и стали причиной их краха, так как появлялись и исчезали. Они не создали достаточного импульса, чтобы сформировать устойчивую долговременную традицию, не говоря уже о факте, что они не могли восстать против Церкви во времена её становления.
Эдвард Эдингер, Мария-Луиза фон Франц - Психологический анализ раннего христианства и гностицизма
Москва, Клуб Касталия, 2016 г. - 306 с.
Эдвард Эдингер, Мария-Луиза фон Франц - Психологический анализ раннего христианства и гностицизма - Содержание
ЭДВАРД ЭДИНГЕР - ГНОСТИЦИЗМ И РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ИЗДАТЕЛЯ
ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА
- ВВЕДЕНИЕ
- ПАВЕЛ ИЗ ТАРСА
- Симон МАГ (Волхв)
- МАРКИОН
- ВАСИЛИД ИЗ АЛЕКСАНДРИИ
- ВАЛЕНТИН
- КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
- ОРИГЕН
- ТЕРТУЛЛИАН
- МАНИ
- АВГУСТИН
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МАРИЯ-ЛУИЗА ФОН ФРАНЦ - СТРАСТИ ПЕРПЕТУИ
- ВВЕДЕНИЕ
- ТЕКСТ
- ПРОБЛЕМА ОРТОДОКСИИ МУЧЕНИКОВ
- Жизнь Св. ПЕРПЕТУИ
- Видения Св. ПЕРПЕТУИ
- ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЕРВОГО ВИДЕНИЯ
- ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ВИДЕНИЙ
- ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЧЕТВЕРТОГО ВИДЕНИЯ
- ПРИЛОЖЕНИЕ. ВИДЕНИЕ САТУРА
!!! Новое издание 2022 г, исправленное и дополненное
Основные ересиологи поздней античности считали временем появления ересей далеко не уход Иисуса в мир иной. И началось всё не из-за обиды высшего церковного духовенства на искажение слов апостолов Иисуса так, чтобы они удовлетворяли потребностям поздних еретиков; по мнению духовных отцов, ересь существовала с начала человеческой истории на Земле. Ересь появилась в Эдеме при соблазнении Евы Змеем. Защитники ортодоксального христианства, за возможным исключением Климента Александрийского, даже близко не подошли к мысли о возможности существования параллельных культур, невинно развивающихся по всему миру, которые надо уважать и подвергать лишь глубокому сравнительному анализу.
Ни одна концепция культурной относительности или либеральной терпимости не была доступна постижению большинства ересиологов: сама мысль об этом была опасной ересью. Нет, следовало бы скорее понимать, что отцы всего человечества произошли от приключений Адама и его детей, а собственно народы земли произошли от Ноя, чьи дети наводнили собой Землю после того, как Бог смыл грешное человечество в Великом Потопе. Еврейские писания сообщили основы истории человечества — всего вместе. Ведь самым важным в этой истории был Божий план спасения, основанный на заветах Бога с его избранными людьми и остальным человечеством (Завет Бога с Ноем после Потопа). Всегда существовал ковчег для избранных и смерть для остальных.
Конечно же, разрешение замысла — пришествие Сына Божия во плоти — было тайной, на которую указывали пророки Израиля и редкие языческие провозвестники, но главная из них была наиболее охраняемым секретом в видимом и невидимом мирах. Успех этого таинства заставит царя мира сего (именуемого Азазелем среди прочих имён) обмануться, думая, что он сможет отделаться убийством Иисуса, как он уже поступал со многими другими известными пророками. Согласно Павлу, деревянный крест или дерево является ключевым компонентом ловушки, в которую попадали «власти века сего» (1-е Кор. 2:8) и которая приведёт злые империи «мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6:12) к падению, поскольку «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено» (Флп. 2:10).
Всё, что отклонялось от воли Бога, раскрытой Ною, Аврааму и Моисею в законе и Пророках, и истолкованное окончательно и точно Иисусом и его ведомыми Святым Духом апостолами, являлось ересью. Именно поэтому, когда вы читаете «Обличение всех ересей» Ипполита, с самого начала вы встречаете опровержение всех греческих философов до и после Сократа. Эти люди, как может показаться, мудрые, явно не знали о том, что они еретики, любая их защита вряд ли чего-то стоила; их поправили и отправили на покой. Ипполит нападает также на индийских браминов и друидов Галлии и Британии. Знал бы он что-нибудь о Лао-Цзы или Конфуции, они бы тоже были обличены.
В «Панарионе» Епископа Епифания, ереси начинаются с варварства и включают скифство (все нееврейские культуры, исходящие из рода ноева), эллинство, эпикурейство, стоицизм, платонизм, иудейство, фарисейство, садуккейство, книжников, иродиан, оссинов и назореев (христиан-евреев, не веривших в то, что Иисус был воплощённым Богом). Лишь не ранее второй части своей работы он начинает говорить о сектах гностического типа. Культуры мира, если они не согласовывались с апостольской правдой, были неверными и сущностно еретическими в слове и деле.
Такое всестороннее и полное осуждение не было чем-то удивительным для тех, кто унаследовал что-то из взглядов Иисуса и его первых последователей, настоящих назареев (ивр. «нацарим» — «смотрители» или «охранники» в смысле «стражи» или даже «пастухи»: те, кто искренне отстаивали и поддерживали святую традицию как её хранители и предводители). Иисус следовал пророческой традиции, упомянутой в Иер. 4:16, рассматривая нацарим как хранителей полномочий судить тех, кто исказил закон Израиля. Назареи составляли ядро сопротивления чужеродным и зародившимся в Иудее контаминациям, сохраняя веру в Божию волю к праведности (ивр. «цедек»), что касается формы поклонения и милость или милосердие (ивр. «хесед»), что касается отношения к ближнему.
Тобиас Чёртон - Гностические мистерии плотской любви - София Дикая и эзотерическое христианство
Новое издание, исправленное и дополненное
Касталия, 2022 год — 250 стр.
ISBN 978-5-519-60761-2
Тобиас Чёртон - Гностические мистерии плотской любви - София Дикая и эзотерическое христианство - Содержание
- Отзывы
- Благодарность
- Введение
- Гностическая книга секса
ЧАСТЬ I. Гностики плотской любви
- Глава 1. «Похотливые гностики»
- Глава 2. Ересь начинается в раю
- Глава 3. Как быть суперменом
- Глава 4. После Симона хоть потоп
- Глава 5. Грязные люди
- Глава 6. Тантра — примечательные параллели
- Глава 7. Будь моим валентином
- Глава 8. Вопрос семени
- Глава 9. Валентинианский брак
- Глава 10. В поисках тайн Пруникос и Барбело — в Александрию
- Глава 11. Похотливая
ЧАСТЬ II. Гностическая любовь и духовная революция
- Глава 12. Все что тебе нужно — София
- Глава 13. Золотая загадка
Ни время, ни пространство. Он в себе
Обрел свое пространство и создать
В себе из Рая — Ад и Рай из Ада
Он может...
— Мильтон, Потерянный рай
Выводы этой книги безусловно выходят за рамки чисто антикварного интереса, с которым большинство из нас смотрит на гностицизм и другие направления западного дуализма. Введение уже показало нам, что основные теологические споры, приведшие к установлению христианского учения, были играми ума, в которые люди играли друг с другом столетиями, играми, не сильно отличающимися от шахмат (только, возможно, менее сложными), которые не должны были иметь никаких последствий для вовлечённых сторон, в которые нельзя было выиграть, ведь, в отличие от шахмат, в них нет правила мата. Однако, они, тем не менее, привели к моральному и физическому уничтожению многих и к победе посредством применения силы.
Западный дуализм тоже был игрой ума, пересекавшейся с христианской и использовавшей многие её элементы (и персонажей). Это была игра, которая могла не породить внешних последствий, поскольку она существовала в собственном логическом измерении. Однако, больше тысячелетия она приводила своих игроков к гибели от рук людей, обладающих властью. Ранняя христианская теология и западный дуализм были «идеальными объектами» или системами в логическом измерении, внутренне никак не связанными с играми власти, в которые играли от их имени, принадлежавшими к другим измерениям реальности. Как взаимодействие систем происходило в истории — совсем другой вопрос.
Математика хаоса, фрактальная теория и другие математические дисциплины показали упорядоченный характер тех явлений, которые имеют самый анархический облик, и математик Руди Рюкер (Mind Tools, 1987) даже дал математическое определение самому анархическому: индивидуальной субъективности. Потому практически любая сфера мира и человеческого существования может быть определена как игра ума с некоторыми правилами и часто неясными исходами. Среди идеальных объектов или игр ума, в которые играют идеями, не только религия, но и философия и наука предсказуемо оказываются играми, полностью сходными по природе и построенными на том же двоичном принципе. С теми же проблемами, с которыми сталкивались дуалистические мифологии древности, позже столкнулись классическая немецкая философия и современная наука. Данная книга этого продемонстрировать не может, но за ней последуют другие, основной задачей которых будет показать, как работают другие игры ума в науке, а не в религии.
Среди выводов этой книги есть и иные, которые будут изучены далее. Один из них заключается в том, что игры ума имеют с необходимостью сходные механизмы (потому что принципы работы ума и его способности не менялись, по крайней мере, шестьдесят тысяч лет), и потому системы, которые достаточно долго действовали во времени, накладываются друг на друга не только по форме, но и по сути. Имея достаточно сложные данные, мы должны суметь продемонстрировать, что части карты буддистской системы пересекаются с частями христианской системы, частями немецкого идеализма, частями современной научной мысли, поскольку все системы бесконечны и склонны исследовать все данные им возможности. Соответственно, достаточно расширенные, их карты реальности определённо совпадут.
Для многих описание религии как игры ума станет потрясением, и многих верующих оттолкнёт кажущееся умаление их веры. Это не так. Скорее им следует учесть тот поразительный факт, что с системной точки зрения нет противоречия между религией и наукой (которые в одинаковой степени игры ума) и, более того, не должно быть противоречия и среди религий, ведь там, где доступны данные достаточной сложности, можно показать, что религии соответствуют не только на практике (а это операция ума), но и в областях реальности, которые они исследуют. И даже когда религии не пересекаются, их всё равно можно рассматривать как морфодинамическое развитие некоторых базовых правил, полностью умопостигаемых и иногда даже осмысленных.
Если фундаменталисты любой религии встретят эту книгу с меньшей благосклонностью, достаточно того, что её будут приветствовать люди экуменической приверженности и точно те, кто замечают возможные последствия, вероятно, неизбежной волны местного партикуляризма, которая сметает сегодня весь мир. Такая игра, в которую играют неверные умы в неверных местах, может серьёзно подвергнуть опасности два благороднейших завоевания западного ума и общества: что свобода осмысливать всё до предельных последствий не должна ограничиваться никакой властью; и что опасности свободы нельзя приуменьшать её подавлением.
Йоан Кулиану - Древо гнозиса: гностическая мифология от раннего христианства до современного нигилизма
Москва: «Касталия», 2019 г — 314 с.
ISBN 978-5-519.68387-6
Йоан Кулиану - Древо гнозиса: гностическая мифология от раннего христианства до современного нигилизма - Содержание
Предисловие
Благодарности
Введение
- Глава 1. Дуализм: хронология
- Глава 2. Мифы о гностицизме: введение
- Глава 3. Гностический миф 1: Павшая Мудрость
- Глава 4. Гностический миф 2: Невежественный Демиург
- Глава 5. Отмена Закона и действительного Отца: Маркион из Синопа
- Глава 6. Манихейский миф
- Глава 7. Павликианство или народное маркионитство
- Глава 8. Богомильство: псевдодуализм
- Глава 9. Две религии катаров
- Глава 10. Древо Гнозиса
- Глава 11. Современный нигилизм
- Эпилог. Игры, в которые играют люди
Библиография
Чарльз Уильям Кинг был английским писателем и коллекционером гемм. Годы его жизни: 1818-1888. Он был доктором гуманитарных наук и работал старшим преподавателем в Тринити Колледже Кембриджа. Он был рукоположён в священники, но никогда не имел церковного прихода. Долгое время он жил в Италии, где начал собирать античные геммы. По возвращению в Лондон он значительно пополнил свою коллекцию.
Но в связи с резким ухудшением зрения он частично распродал коллекцию, а частично подарил музею Метрополитен Нью-Йорка в 1881 году. Ч. У. Кинг являлся признанным авторитетом по части античных гемм. Кроме того, он хорошо знал греческий язык и латынь и переводил труды древних авторов, особенно Павсания, Плиния Старшего, Плутарха и императора Юлиана. В рассматриваемой нами книге есть отрывки из сочинений греческих и латинских авторов, данные в переводе Ч. У. Кинга.
Считая его специалистом в области греческой и латинской литературы, я следовала его английскому переводу, хотя он несколько расходится с переводом тех же авторов, имеющимся у нас на русском языке, например: сочинения Ипполита и Иринея о ересях, «Пистис София».
Ч. У. Кинг писал в то время, когда его читатель также владел этими «мёртвыми» языками, поэтому автор часто не давал перевода цитат с этих языков. Все последующие издания этой книги на английском языке также не имеют перевода упомянутых цитат. Перевод большинства латинских цитат классических авторов удалось найти; все авторы переводов указаны. Так как гностики пользовались в основном коптским языком, записывавшимся в первых веках нашей эры греческим письмом и имевшим в словаре много ивритских слов, помогло знание греческого языка и иврита. Добавлены некоторые примечания для облегчения понимания терминов, понятий, идиом, личностей или событий, в текст «Пистис Софии» добавлены греческие эквиваленты, а также указаны стихи из Библии.
Кинг Чарльз Уильям - Гностики и их реликвии, древние и средневековые
Серия Библиотека «Тайной доктрины» / Пер. с англ.: О.А. Фёдорова. — М.: Амрита-Русь, 2022. — 548 с.: илл.
ISBN 978-5-413-02478-2
Кинг Чарльз Уильям - Гностики и их реликвии, древние и средневековые - Содержание
- Предисловие переводчика
- Предисловие
- Введение
Часть I. Гностицизм и его источники
- Гностицизм и его происхождение
- Пистис-София
- Книга Еноха
- Гностицизм в его начале
- Влияние иудаизма на древней мир
- Зендавеста
- Каббала и талмуд
- Индийские источники гностицизма, Мани
- Буддизм
- Симонианизм
- Василид
- Офиты
- Структура гносиса
Часть II. Культ Митры и Сераписа
-
Культ Митры
- I. Происхождение митраизма
- II. Таинства митраизма
- III. Римский Митра в своей пещере
- IV. Талисманы митраизма
- V. Гностические таинства и посвящения, и их связь с митраизмом
- Блаженный Августин о гностицизме
-
Культ Сераписа
- I. Изображения Сераписа
- II. Вероятное происхождение Сераписа
- III. Памятники культа Сераписа
- Кадуцей и его символизм
- Смерть и её изображения в древнем искусстве
- Гробницы-сокровищницы
-
Отношение гностиков к суевериям
- I. Сглаз
- II. О керавнии из нефрита, превращённой в гностический талисман
Часть III. Геммы Абраксаса, Абраксастера и Абраксоиды
- Культ Агафодемона
- Змей Хнуфис
-
Абраксас
- I. Абраксастер или заимствованные образы
- II. Абраксоиды или геммы, которые путают с настоящими гностическими геммами
- III. Истинные геммы Абраксаса
-
Гностические диски
- IV. Бог Абраксас в описании христианских отцов
- V. Этимология имени «Абраксас»
- VI. Абраксас - сила его числового значения
- Индийская форма неизречённого имени
- Геммы Абраксаса, их материал, художественный стиль и характер
- Надриси и формулы
Часть IV. Резные памятники гностицизма
- Объяснение гностических сигил, символов и надписей
- Имя IAQ
- Новый образ Абраксаса
- Первоначальная цель настоящих формул
- Гностическая теогония ;
- Диаграмма офитов
- Причина греха
- Посмертное состояние непосвящённых
- Будущие наказания
- Свинцовые свитки-талисманы
Часть V. Тамплиеры, розенкрейцеры, масоны
- Сохранение масонами гностических символов
- Ксилографии в тексте
-
Описание гравюр
- Гравюра А. Различные образы бога Абраксаса
- Гравюра Б
- Гравюра В
- Гравюра Г. Сигиллы змея Хнуфиса
- Гравюра Д. Памятники культа Сераписа
- Гравюра Е. Древние египетские образы, приспособленные для гностических идей
- Гравюра Ж. Египетские образы (продолжение)
- Гравюра 3. Египетские образы (продолжение)
- Гравюра И. Темы, связанные с митраистскими мистериями
- Гравюра К. Митраистские образы (продолжение)
- Гравюра Л. Митраистские образы (продолжение)
- Гравюра М. Талисманы общего характера
- Гравюра H. Талисманы общего характера (продолжение)
- Гравюра О. Индийские символы и кастовые знаки
Библиографическое приложение
Эта книга представляет собой краткое и прочувствованное описание доктрины и духовной составляющей гностической традиции. В двадцатом веке гностицизм уже перестал быть просто древним учением и превратился в тему, интересную для людей во множестве стран и всех сферах жизни. На сегодняшний день многие умы ощущают родство с гностицизмом и сами постигают на опыте знания гностиков, которые не были доступны для ознакомления с тех самых пор, когда гностические мастера изложили свои прозрения во втором и третьем веках нашей эры.
В своих попытках дискредитировать гностицизм его ранние и влиятельные критики изображают эту традицию как некое изобилие бесполезных философствований и продукт чрезмерно развитого воображения. Эти суждения серьезно оспариваются некоторыми ведущими мыслителями девятнадцатого и двадцатого веков. Когда библеистика нашла много ценного в гностических писаниях, философы-феноменологи и экзистенциалисты вынуждены были признать, что разделяют с гностицизмом общие основания. Во многих отношениях наиболее мощные усилия для реабилитации гностической мысли приложил великий психолог К. Г. Юнг, который уловил оригинальные образы коллективного бессознательного в гностических писаниях, тем самым удостоверив подлинность происхождения и содержания гностических откровений.
Настоящая работа публикуется ровно через двадцать лет после моей первой большой книги “Гностический Юнг и семь наставлений мертвым”. В ней я изучил исключительный интерес Юнга к гностицизму, а также отметил многочисленные сходства между аналитической психологией Юнга и гностицизмом. Моя работа в целом была благоприятно воспринята юнгианским сообществом и сейчас в общем смысле рассматривается как новаторское исследование Юнга и гностицизма. (Одна из моих самых дорогих вещей — это письмо, адресованное мне 3 января 1989 года сыном Юнга, Франсом, в котором он любезно поблагодарил меня за то, что я объясняю позицию его отца касательно гностической традиции. Письмо сопровождалось оригиналом, личной копией “Семи наставлений мертвым” Юнга — тем самым трактатом, на котором основана моя книга). Некоторые вопросы взаимосвязи Юнга и гностицизма стали понятными для меня лишь спустя многие годы, и они рассматриваются в настоящей работе.
Юнг воспринимал гностиков как мистиков, сумевших ясно выразить свои соображения в форме мифов. Он хотел восстановить эти мифы, хотя и предпочитал другие мифологические традиции. Эту его задачу подхватили его коллеги — Карл Кереньи, Генрих Циммер и Джозеф Кэмпбелл. Будучи психологом, Юнг предпочитал скорее психологическую, нежели метафизическую интерпретацию религиозных мифов. Это означает, что он выступал против широко распространенного религиозного толкования Библии, которое считал буквальным и редукционистским. Эта позиция Юнга относительно смысла мифов сыграла важную роль в его живом интересе к гностикам. Гностические мифы с большей легкостью выражают себя в символической, нежели буквальной трактовке.
Именно в данном вопросе возникает некоторая трудность. Юнг утверждает, что его символическая интерпретация мифов не претендует на метафизическую истину. Гностицизм, с другой стороны, занимает странную область между религией и тем, что сегодня называется психологией. Эта та область, где душа и дух встречаются, и та, где сновидения и видения становятся опытом освобождения. Гностические мифы с их символами и метафорами наполнены одновременно и психологическим, и метафизическим смыслом. Часто они предстают в виде бесконечных петель, где психологический смысл указывает на метафизический, а тот вновь возвращает нас к индивидуальной психе. Космология и психология, божества и архетипы, метаморфозы, иногда указывающие друг на друга, порой сливающиеся воедино только для того, чтобы затем разделиться вновь. Читатели этой книги могут вновь и вновь сталкиваться с загадочным обстоятельством — истории гностических мифов и их герои одновременно могут относиться и к области глубинной психологии, и к области религии. В отличие от Юнга, гностики предъявляют требования к метафизической истине в толковании своих мифов, хотя они также указывают пути толкования, которые сегодня могут быть рассмотрены глубинной психологией. Наиболее вероятное разрешение этой загадки — это мнение о том, что гностические мифы могут быть интерпретированы в обоих смыслах, интрапсихическом и внешнем, и что обе эти интерпретации могут быть верными, мирно сосуществуя друг с другом. Пожалуй, обе модели, метафизическая и психологическая, с чем бы Юнг, безусловно, согласился, являются лишь попыткой сформулировать, выразить и сформировать невыразимое. Разумно, если читатель сможет помнить о этом в процессе чтения данной работы.
Гностицизм развивался вместе с иудео-христианством более двух тысяч лет назад, но с важным отличием: он подчеркивает не веру, а непосредственное восприятие Бога — гностицизм происходит от греческого слова gnosis, означающего «знание». Учитывая спорную предпосылку о том, что человек может познать Бога напрямую, история гностицизма представляет собой разворачивающуюся драму страстей, политических интриг, мученичества и тайны.
Доктор Хёллер прослеживает эту увлекательную историю во времени и показывает, как гностицизм вдохновил таких великих мыслителей, как Вольтер, Блейк, Йейтс, Гессе, Мелвилл и Юнг.
Стефан Хеллер - Гностицизм - Новый взгляд на древнюю традицию внутреннего знания
Переводчик: Сергей Коваленко
«Касталия», 2024. — 316 с.
ISBN 978-5-521-23882-8
Стефан Хеллер - Гностицизм - Новый взгляд на древнюю традицию внутреннего знания - Содержание
- Предисловие
- Благодарности
Глава 1. Свет из-за завесы
- Опыт гнозиса
- Гнозис и гностицизм
Глава 2. Гностическое мировоззрение
- Бог и Космос
- Человек
- Личное спасение
Глава 3. Творческий взгляд на Творение: пересмотр Книги Бытия
- О змеях и мужчинах
- Мифическое начало гностицизма: Норея и Сиф
- Природа гностической экзегезы
Глава 4. София: гностический архетип женской мудрости
- София: величайшая из изгнанников
- Возвращение из изгнания
- Откуда приходит София?
- Что случилось с Софией?
Глава 5. Гностический Христос: Спаситель или Освободитель?
- Иисус как гностический учитель
- Искупление или освобождение?
- Воскрешение или пробуждение?
- Христос — вечный освободитель
Глава 6. Тайна беззакония: гностический взгляд на зло
- Откуда приходит зло?
- Гностический взгляд
- Умеренный дуализм
- Современные выводы
Глава 7. Освободительные мистерии: гностические таинства посвящения
- Талисманы и таинства
- Таинства и их воздействие
- Брачный Чертог: мистерия мистерий
- Таинства и экстазы
Глава 8. От Самарии до Александрии: некоторые ранние гностические учителя
- Симон Волхв — летающий гностик
- Левкий Харин — гностический хронист
- Менандр, Сатурнин и Моноимус
- Спорные Карпократ и Александра
- Вардесан из Эдессы: гностический политик
Глава 9. Провидцы и пророки: великие мастера гнозиса
- Валентин — гностик на все времена
- Психокосмогония и пневматическое уравнение
- Гностический Спаситель: Создатель Полноты
- Валентин, таинство и видение
- Василид, знаток мистических пределов
- Маркион — первый библейский критик
Глава 10. Гностические религии: мандеи, манихеи и катары
- Мандеизм: религия великого чуждого Света
- Мани и манихейская религия
- Манихейский Иисус
- Основа манихейской доктрины
- Почему манихейство так ненавидели?
- Ересь добрых мужчин и женщин
- Евангелие Чистых
- Уничтожение доброй веры
Глава 11. Наследие гностицизма: гностические возрождения
- Гнозис, Реформация и Пост-реформация
- Гностические семена Просвещения и Революции
- Гностики Просвещения
- От романтизма к оккультному гнозису
- Блаватская как гностик
- К. Г. Юнг и его гностическая психология
Глава 12. Гностицизм Запада и Востока: покажет ли себя истинный гностик?
- Возрождение гностической церкви
- Гностицизм и восточные религии
- Сложность определения гностицизма
- Политическая путаница, традиционалистские фантазии и академические неясности
- В поисках определения
Глава 13. Гностическая литература: миф, истина и повествование
- Крошки с гностического стола
- Новый свет из древней пещеры: писания Наг-Хаммади
Глава 14. Гностицизм и постмодернистская мысль
- Гнозис и нигилизм
- Чем гностики отличаются от нигилистов модерна и постмодерна?
- Гностические перспективы в информационную эпоху
Эпилог. От полудня к полуночному солнцу
- Проигравшие боги
- Встреча с гностиком
Приложение
- Гностический катехизис
Библиография
На протяжении всей долгой жизни Юнга общественность была озадачена любопытными эзотерическими и магическими обертонами его работ. Со времен Эпохи Просвещения подобное было феноменально и неслыханно в мире интеллигенции. Из пыли тысячелетних могил были возвращены к жизни символы и образы тьмы и древней силы. Еретики и алхимики, маги и мистики, даосские мудрецы и тибетские ламы отдали сокровища своих тайных поисков искусству современного швейцарского Гермеса. Личный интерес к раннему психоанализу, связанный с детскими травмами и ребяческими капризами, остался в прошлом, так же как боги и герои старины больше не рассматривались как овеянные славой маски незрелых влечений и страхов.
Архетипы выросли из prima materia коллективного бессознательного, подобно вышедшей из морской пены Венере или Афине, рожденной из чела Зевса; теперь боги снова сопровождали человека. Под первозданными творящими водами души воздвигся дух одного человека — гения Юнга. Теперь и ученые могли удивляться, и просвещенные — изумляться, поскольку пришла новая эпоха разума. Для посвященных в области тайных учений и теорий мистической традиции, которую иногда называли «вечной философией» или «теософией» (божественной мудростью), вскоре стали ясны четкие параллели между учениями Юнга и давно известными путями инициации. Как заметил эзотерический поэт и дипломат Мигель Серрано в своей небольшой, но плодотворной работе «К. Г. Юнг и Герман Гессе»: «под строками всех работ Юнга будто лежит второй язык».
Психиатр-аналитик стал иерофантом таинств, в то время как пациент — новобранцем и последователем. Болезнь показала себя как разобщенное и незаконченное состояние, здоровье же — как духовная целостность. Аналитическая психология установила диалог между индивидуумом и вселенной и, в отличие от моды на Буддизм и Индуизм, не разрушала при этом его личность и эго. Источники работ Юнга уже долгое время остаются предметом гипотез. Всю жизнь Юнг скрывал источники своих открытий под мантией предостережения, часто ссылаясь на Герметическое сообщество. Он снова и снова говорил, что все написанное им основано на эмпирической очевидности, упоминая о незначительности того, откуда взялось в его работах мистическое и эзотерическое, которое всегда основывалось на опыте в психологической области. Многие знали, что Юнг лечил многих пациентов и всегда имел доступ к практическим исследованиям многих своих младших коллег, и тогда уже не вызывало сомнений то, что его книги явились результатом данных, взятых из этих источников. Конечно, ходили слухи и о том, что он был не обыкновенным ученым и общался с астрологами и религиозными людьми. Поговаривали, что он сам проводил оккультные и таинственные ритуалы, видел призраков и советовался с оракулами.
Стефан Хеллер - Юнг и гностицизм
М.: Клуб Касталия. 2018. — 328 с.
ISBN 978-5-519-60767-4
Стефан Хеллер - Юнг и гностицизм - Содержание
ЧАСТЬ I. НАУКА, РОЖДЕННАЯ МИСТИКОЙ
ЧАСТЬ II. МИСТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ ДОКТОРА ЮНГА.
ИСТОЛКОВАНИЕ «СЕМИ НАСТАВЛЕНИЙ»
- Преамбула. Мудрец, Город и Мертвые
- Первое наставление. Пустая Целостность
- Второе Наставление. Гелиос: Лик Бога
- Третье Наставление. Часть 1. Абраксас, Божественный Петух
- Третье Наставление. Часть 2. Неведомый Бог Юнга
- Четвертое наставление. Неопалимая Купина (Горящий куст) и Древо Жизни
- Пятое наставление. Две общины — мать Город и отец Крепость
- Шестое Наставление. Змея и Голубка
- Седьмое Наставление. Скачок Меж Звёзд,Ведущий Домой
- Эпилог, прежний и грядущий гнозис
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Приложение 1. SEPTEM SERMONES AD MORTUOS
- Приложение 2. Стефан Хёллер. Что значит «гностик»?
- Приложение 3. Стефан Хёллер. Гнозис Евхаристии
- Приложение 4. Стефан Хёллер. Д.Р.С. Мид и гнозис. Биографический очерк
- Приложение 5. Стефан Хёллер. Запрещенные учения Гностицизма. Интервью со Стефаном Хёллером
- Приложение 6. Стефан Хёллер. К. Г. Юнг и алхимическое возрождение
- Приложение 7. Краткая Биография Стефана Хёллер (автор неизвестен)
- Приложение 8. Мюррей Стайн. Анализ гностицизма через призму прошлого и настоящего Эго. Иалдабаоф и проблема Зла
- Приложение 9. Был ли Юнг Гностиком
- Приложение 10. Синтия Авене (Cynthia Avens). «Ответ Иову» Юнга
- Приложение 11. Эранос 1968 Жиль Киспель. К. Г. Юнг и Гностицизм
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: