Григорий Нисский - Догматические сочинения - Экзегетические сочинения

святитель Григорий Нисский - Догматические сочинения
От начала впало в заблуждение человечество относительно познания Бога, и оставив Господа твари, одни обольстившись стали служить стихиям мира, другие же начали почитать естество демонов, а многим и рукотворные изображения идолов показались божеством, и для служения сим лжеименным богам устроялись ими и жертвенники, и храмы, и посвящения, и жертвы, и священные рощи, и капища. Но воззрел оком человеколюбия на повреждение естества человеческого Владыка твари и постепенно опять возводит человеческую жизнь от заблуждения к познанию истины.
 
Ибо как те, кои с некоторым знанием врачебного искусства восстановляют силы истощенных долговременным голодом, не вдруг позволяют им насыщаться, щадя их слабость; но когда посредством соразмерного употребления пищи прибудет у них силы, тогда позволяют сколько угодно наполнять себя пищею; таким же образом, когда человеческое естество было истощено страшным гладом, домостроительством (Божиим) установлена была постепенность в приобщении к таинственной пище; так чтобы люди, всегда восходя к совершенству в некотором последовательном порядке, достигли таким образом до предела совершенства. Ибо, что спасает нас, это есть животворящая Сила, которой веруем под именем Отца и Сына и Святаго Духа. Но неспособные к восприятию сей истины вполне вследствие приключившейся им от душевного глада слабости, прежде всего отвлекаемые от многобожия пророками, и законом приучаются взирать на единое Божество, и в едином Божестве уразумевают единую только силу Отца, будучи неспособны, как я сказал, к совершенной пище. Затем для ставших более совершенными при помощи закона открывается чрез Евангелие и единородный Сын; после сего предлагается нам совершенная пища для нашего естества - Дух Святый, в Котором жизнь.
 

святитель Григорий Нисский - Догматические сочинения : в 2 томах - Том 1 

Краснодар : Текст, 2006. 368 с.
ISBN 5-903298-01-X 
 

святитель Григорий Нисский - Догматические сочинения :  в 2 томах - Том 1  - Содержание

  • БОЛЬШОЕ ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
  • К АВЛАВИЮ О ТОМ, ЧТО НЕ «ТРИ БОГА»
  • К СИМПЛИКИЮ О ВЕРЕ
  • ПРОТИВ УЧЕНИЯ О СУДЬБЕ
  • К ЕЛЛИНАМ НА ОСНОВАНИИ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ
  • О ЧРЕВОВЕЩАТЕЛЬНИЦЕ
  • О ДУШЕ И О ВОСКРЕСЕНИИ
  • СЛОВО О БОЖЕСТВЕ СЫНА И ДУХА
  • СЛОВО ПРОТИВ АРИЯ И САВЕЛЛИЯ
  • СЛОВО О СВЯТОМ ДУХЕ
  • ОПРОВЕРЖЕНИЕ АПОЛЛИНАРИЯ (АНТИРРИК)
  • ПРОТИВ АПОЛЛИНАРИЯ
  • СЛОВО НА ДЕНЬ СВЕТОВ
  • СЛОВО О ТРИДНЕВНОМ СРОКЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
  • СЛОВО О ВОСКРЕСЕНИИ
  • СЛОВО НА СВЯТУЮ И СПАСИТЕЛЬНУЮ ПАСХУ
  • СЛОВО НА ВОЗНЕСЕНИЕ
  • СЛОВО О СВЯТОМ ДУХЕ
  • СЛОВО НА ДЕНЬ ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
  • КАНОНИЧЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ К СВ. ЛИТОИЮ МЕЛЕТИНСКОМУ
  • ПИСЬМА

святитель Григорий Нисский - Догматические сочинения : в 2 томах - Том 1 - Св. Григорий Нисский в жизни

 
Не раз богослов Григорий дивился семейству, к которому принадлежал Василий Великий. Отец и мать — благочестивые; дед и бабушка — исповедники; пять братьев — иноки, между ними три епископа, необыкновенные по дарованиям; шесть сестер, «брачные и безбрачные, но все добродетельные», и между ними Макрина, удивительная по уму и высоте духа. Только христианство могло образовать такое семейство, и только оно могло раскрыть дарования до такой степени, до какой раскрыты они были в братьях Василии и Григории, необыкновенных учителях Церкви. Св. Григорий, по месту епископии Нисский, был третьим сыном св. Еммелии. Детское воспитание преподавала ему та же благочестивая бабушка Макрина, которая учила и Василия, и первоначальное наставление в словесности преподавал ему, также как и Василию, отец; дальнейшие же уроки, с 12 года своей жизни, когда умер отец его, он слушал, как вероятно, у кого-либо из неокесарийских наставников красноречия. Григорий готовил себя к званию светского оратора и принял в свое распоряжение родительское имение. Господь устроил судьбу Григория не по его расчетам. При Юлиане (в 360 г.) Григорий лишился звания наставника красноречия и вступил в должность чтеца. Вероятно, тогда, как переменились внешние обстоятельства, Григорий опять обратился было к любимому званию и занятию. Это была слабость, но люди не родятся святыми. Богослов писал к оратору: «Не хвалят твоей, говоря по-вашему, славы бесславной, твоего скорого уклонения к худшему, твоего честолюбия. Что с тобою стало, человек умный, и за что прогневался на себя, бросив священные и назидательные книги, которые прежде читал пред народом? Не красней от стыда, слушая это; ты захотел лучше прослыть оратором, нежели христианином? По мне гораздо лучше последнее, чем первое, и благодарение за то Богу! Не думай и ты иначе... Не говори мне этих нарядных и витиеватых слов: что же, разве я не был христианином, когда был оратором? разве не был верующим, когда занимался науками в кругу юношей? Нет, тут не все правда, хотя отчасти и можно уступить тебе. Для чего тебе своим поведением соблазнять других, и без того склонных к злу?».
 
Григорий обратился всею душою к изучению памятников веры и удалился в пустыню. В пустыне, около 370 г., написал он сочинение о девстве. Великий пастырь Каппадокийский, желая иметь в Григории верного помощника для борьбы с арианством, в начале 372 г. поставил Григория, против его воли, во епископа Нисского. Григорий действовал как истинный пастырь Христов. Благочестивая сестра его Феосевия была при нем диаконисою и весьма много помогала брату в делах церковных. Смерть ее была великою потерею для брата; но св. Григорий, хотя со скорбью, но благодушно перенес эту потерю. «Изумляюсь, — писал ему Богослов, — терпению и любомудрию, какие, как слышу, показал ты при смерти блаженной, святой сестры вашей». Твердость нужна была Нисскому святителю для более трудного и важного подвига. Такой пастырь Христов, каким был брат Великого Василия, был нетерпим для ариан. И вот известный уже нам Демосфен (375 г.) приготовил другого епископа на место Григория; Григория оклеветали в неправильном употреблении церковного имущества и лишили кафедры. Но поборник православия не оставался в бездействии: он переходил из одного места в другое, чтобы утверждать православие и утешать православных. Тяжко было Григорию вести жизнь странническую; но Богослов писал к нему: „Добро, тобою распространяемое, прочно, хотя сам ты и не имеешь прочного места; разве жалуются на солнце за то, что оно обтекает вселенную, проливая лучи свои и оживотворяя все вокруг себя?» По смерти Валента паства нисская с восторгом встретила своего пастыря. Вскоре после того он огорчен был смертью Василия, которого любил и уважал, как наставника своего. В годичную память почтил он его надгробным словом, и из благодарного уважения к наставнику окончил его описание шести дней творения, где недоставало описания творения человека и где другие желали видеть решенными еще некоторые вопросы. То же уважение побудило его приняться за труд важнейший — написать Опровержение новой апологии Евномиевой, в которой Евномий оскорблял истину и имя Великого Василия, не имея однако смелости показать на свет своего сочинения, пока жив был Василий.
 
В 379 г. Собор Антиохийский определил послать опытного в деле веры для обозрения церквей в Аравии и Палестине. Там, между прочим, оскорбляли веру ереси Антикомариан, не чтивших непорочного девства Богоматери, и Коллиридиан, чтивших Богоматерь как божество. Для утверждения мира и веры избран был Григорий. Прежде отправления в это путешествие Григорий посетил блаженную сестру свою Макрину; плодом беседы с близкой к смерти праведницей было впоследствии сочинение Григория О душе и воскресении. По погребении святой сестры, он счастливо окончил поручение в Аравии; но в Иерусалиме, где с благоговейною радостью посетил освященные места, не мог он совершить всего того, что поручено ему было, и со скорбью писал, что грехи и заблуждения и там находят крепкую защиту в сердцах людей. В 381 г., в числе епископов, собравшихся для Вселенского собрания, был и пастырь Нисский. Здесь он участвовал в утверждении Богослова в звании Константинопольского пастыря и читал Богослову и Иерониму свое сочинение против Евномия; почтил память скончавшегося Мелетия надгробным словом, и, не могши вместе со многими разрушить вражды против св. Григория Назианзского, преподал советы о вере и новом звании избранному из оглашенных преемнику Григория, Нектарию. Не без основания приписывают старанию пастыря Нисского, что на сем Соборе дополнен был Никейский символ членом о Духе Святом. В то же время Григорию присвоены были одинакие права и преимущества с Кесарийским пастырем. В следующем году он опять был на Соборе в Константинополе и тогда читал свое сочинение О божестве Сына Божия и Св. Духа. В 385 г. ему как знаменитому оратору поручено было произнесть слово над гробом любимой всеми императрицы Плакиллы. Паству свою Григорий утверждал в вере и благочестии, как пастырь верный и истинный; случалось, что по нескольку дней сряду говорил он ей поучения; и он же был защитником несчастных пред судьями. В последний раз видим его в истории Собора Константинопольского, бывшего в 394 г. по делу Агапия и Багадия, перепиравшихся о кафедре Боцры Аравийской. Имя Григория на сем Соборе поставлено между именами митрополитов Кесарийского и Иконийского. Вероятно, вскоре после сего скончался пастырь Нисский, второй после брата в учении и жизни, заслуживший в общем внимании наименование отца отцов.

 

святитель Григорий Нисский - Догматические сочинения : в 2 томах - Том 2

Краснодар : Текст, 2006. 448 с.
ISBN 5-903298-02-8 
 

святитель Григорий Нисский - Догматические сочинения : в 2 томах - Том 2 - Содержание

  • ПОСЛАНИЕ К ПЕТРУ СЕВАСТИЙСКОМУ
  • ПОСЛАНИЕ ПЕТРА СЕВАСТИЙСКОГО
  • ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЕВНОМИЯ
    • КНИГА ПЕРВАЯ- КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ

Григорий Нисский - Экзегетические сочинения
Что испытывают на себе охотники смотреть на конские ристалища; о ком из состязающихся в скорости бега заботятся они, хотя бы у того не было ни малого недостатка в усердии ускорить бег, из заботливости, однако же, об его победе подают ему голос сверху, следя за ним глазами по всему поприщу, и увеличивают (по их мнению) стремительность ездока, крича в тоже время на коней, протягивая к ним руки и махая ими; а все это делают не потому, что сим действительно способствуют победе, но чтобы из благорасположения к состязающимся в жару усердия и голосом, и телодвижениями выразить свою заботливость; подобное нечто, кажется, делаю и я с тобой, дражайший для меня из друзей и братьев, потому что, когда ты прекрасно подвизаешься в Божественном течении на поприще добродетели, частыми и легкими скачками стремишься достигнуть почести вышняго звания (Флп. 3, 14), и голос подаю тебе, и побуждаю тебя поспешать, и прошу заботливо усилить скорость. Делаю же, не каким-либо неразумным усердием движимый к этому, но, как возлюбленному чаду, желая доставить тебе удовольствие.
 
Поелику письмо, недавно тобой присланное, сообщило мне это прошение, чтобы дали мы тебе какое-либо правило для совершенной жизни, то признал я приличным удовлетворить сему. Хотя иное в сказанном не будет, может быть, и сколько-нибудь для тебя полезным, однако же, не останется, конечно, бесполезным то самое, что послужу для тебя примером благопокорности. Если мы, поставленные заменять собой отцов для стольких душ, признаем приличным для этих седин принять приказ целомудрствующем юности, то тем паче естественно в тебе преимуществовать преуспеянию в благопокорности, когда юность твоя под руководством нашим обучается добровольному послушанию. И о сем довольно. Время уже приступить к предположенному, призвав Бога быть наставником в слове.

 

Григорий Нисский - Экзегетические сочинения

Краснодар : Текст, 2009. 464 с.
ISBN 978-5-903298-06-8
 

Григорий Нисский - Экзегетические сочинения - Содержание

  • О ШЕСТОДНЕВЕ. СЛОВО ЗАЩИТИТЕЛЬНОЕ БРАТУ ПЕТРУ
  • О ЖИЗНИ МОИСЕЯ ЗАКОНОДАТЕЛЯ ИЛИ О СОВЕРШЕНСТВЕ В ДОБРОДЕТЕЛИ
  • О НАДПИСАНИИ ПСАЛМОВ. КНИГА ПЕРВАЯ
  • О НАДПИСАНИИ ПСАЛМОВ. КНИГА ВТОРАЯ
  • НА ПСАЛОМ ШЕСТЫЙ. О ОСМОМ
  • ТОЧНОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ ЕККЛЕСИАСТА СОЛОМОНОВА
  • ТОЧНОЕ ИЗЪЯСНЕНИЕ ПЕСНИ ПЕСНЕЙ СОЛОМОНА
  • О БЛАЖЕНСТВАХ

Григорий Нисский - Избранные творения - Духовная сокровищница
Итак, и мы, восставши от словесного лова, приступим теперь к хлебу, услаждаемому сотами благой надежды, во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.  АМИНЬ. 
 
Бедные люди, любящие праздники и желающие почтить торжества душевным усердием и праздничною одеждою, если сами не имеют достаточных средств приобрести себе светлые украшения, о которых заботятся, собирают всякие дорогие вещи у родных и знакомых и достигают того, что не имеют ни в чем недостатка для предрасположенного употребления.
 
В таком же, кажется, положении нахожусь и я для настоящего дня. Ибо не имея ничего драгоценного, чтобы сам от себя мог собрать для предстоящих славословий, прибегну к священной песни, которую мы недавно воспели. 
 
 

Святитель  Григорий Нисский - Избранные творения - Духовная сокровищница

 
Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 384 с.
ISBN 978-5-7533-0474-2 
 

Святитель  Григорий Нисский - Избранные творения - Духовная сокровищница - Содержание

 
О ТОМ, ЧТО ЗНАЧИТ ИМЯИ НАЗВАНИЕ «ХРИСТИАНИН»
К Армонию 
О СОВЕРШЕНСТВЕ И О ТОМ, КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ХРИСТИАНИНУ
К Олимпию монаху  
О ЦЕЛИ ЖИЗНИ ПО БОГУ. ОБ ИСТИННОМ ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ
Ответ подвижникам, спрашивавшим о цели благочестия, и начертание, как жить и подвизаться в обществе  
О НИЩЕЛЮБИИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 
Слово 1 
Слово 2 на слова Евангелия: понеже сотвористе единому сих и следующие (Мф 25,40) 
ПРОТИВ ОТЛАГАЮЩИХ КРЕЩЕНИЕ  
О ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНОЙ МАКРИНЫ, СЕСТРЫ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
К Олимпию монаху  
О ДУШЕ И О ВОСКРЕСЕНИИ 
Разговор с сестрою Макриною  
О МЛАДЕНЦАХ, ПРЕЖДЕВРЕМЕННО ПОХИЩАЕМЫХ СМЕРТИЮ
К Иерию  
СЛОВО НА СВЯТУЮ ПАСХУ и о тридневном сроке Воскресения Христова  
НА СВЯТУЮ ПАСХУ О ВОСКРЕСЕНИИ 
Сказано в Великий день воскресный 
СЛОВО НА СВЯТУЮ И СПАСИТЕЛЬНУЮ ПАСХУ  
СЛОВО НАДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДА 
НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА  
СЛОВО О СВЯТОМ ДУХЕ  
Алфавитный указатель 

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя brat Vital