Привести к мирствованию мир как некий мир означает: еще раз дерзнуть <связаться> с богами. Но это дерзновение следует замалчивать как рискованное предприятие и заранее надолго положить конец разговорам «о» богах— чтобы привести это к мирствованию, надо просто осуществить это как насильственный поступок. Однако этот поступок должен быть во втором начале демонтирующим — вопрошающим — мыслительным внедрением в постигающее говорение,— а последнее же как устанавливающееся в языке вторжение и извержение — Основывающее прилаживание «здесь» (des Da) — все в простом — жестком — отчужденном — замалчиваемом акте.
Умение отречься от многого, о чем можно сказать; замолчанное говорение, которое заставляет умолкнуть еще только брезжущий не-мир. Второе начало в высшей близи к первому. Второе начало; только сосчитанное и поставлен ное внешне по порядку; но этот порядковый номер здесь лишь сокрытие исторического отношения, которое для нас, начинающих, с необходимостью должно оставаться тайной, хотя и не как просто наличествующей — а как источник насильственного поступка.
Хайдеггер Мартин - Размышления II—VI (Черные тетради 1931-1938)
пер. с нем. А. Б. Григорьева; науч. ред. перевода М. Маяцкий
М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. 584 с.
ISBN 978-5-93255-465-4
Хайдеггер Мартин - Размышления II—VI (Черные тетради 1931-1938) - Содержание
- Намеки и размышления (II) и указания
- Размышления и намеки Ill
- Размышления IV
- Размышления V
- Размышления VI
Послесловие издателя
Хайдеггер Мартин - Размышления II—VI (Черные тетради 1931-1938) - Послесловие издателя
В томе 94 из IV раздела собрания сочинений Мартина Хайдеггера публикуется первая серия «Черных тетрадей» (их название принадлежит самому автору). В «Размышлениях X», напечатанных в томе 95, находим характеристику «Размышлений», развернутых в 15 тетрадях. Это не «афоризмы» как свидетельства «житейской мудрости», а «неприметные аванпосты — и арьергардные позиции в целостной попытке еще невыразимого осмысления для завоевания пути для опять-таки начального вопрошания, которое в отличие от метафизического называет себя Бытийно-историческим мышлением (das seynsgeschichtliche Denken) ». «Решающим является не» то, «что предлагается и составляет в совокупности некое построение из предложений», «а только то, как вопрошается и что вообще вопрошается о бытии». Аналогичным образом Хайдеггер — в том числе и в своей работе «Оглядываясь на <пройденный> путь» (Ruckblick auf den Weg) — отсылает к «записным книжкам прежде всего II, IV и V», т. е. к конкретным «размышлениям». В них зафиксированы «частично также базовые настрои вопрошания и указания на отдаленнейшие горизонты мыслительных попыток». Акцент на «базовых настроях вопрошания» усиливается указанием о том, что речь в «Размышлениях» идет о «мыслительных попытках». Следуя этой логике, я поместил перед первой опубликованной «Черной тетрадью» позднее, предположительно относящееся к началу 70-х годов указание, в котором говорится, что в «Черных тетрадях» речь идет не о «заметках для планируемой системы», а «в сущности» о «попытках простого называния».
Бросается в глаза, что во всех трех обозначениях «Черных тетрадей» слову «попытка» придается важное значение. В качестве «неприметных аванпостов — и арьергардных позиций», т.е. предварительных соображений и ретроспективных размышлений в дискуссионном осмыслении бытия, «Черные тетради» представляют собой форму, еще не встречавшуюся в многочисленных опубликованных текстах философа. Если (также) «решающим» является, «как задается вопрос», то есть в какой форме вопрос о «смысле бытия» обретает языковую оболочку, то в «Черных тетрадях» перед нами — произведение нового «стиля», а в «заметках» это понятие часто обдумывается. Наряду с опубликованными работами 20-х годов, лекциями, семинарскими конспектами, статьями, докладами и трактатами по истории бытия, мы знакомимся в «Черных тетрадях» с дальнейшим путем, каким пошла мысль Хайдеггера в ее записанном виде. Вопрос, как взаимосвязаны все эти способы высказывания, относится, вероятно, к важнейшим задачам мышления, постичь которые стремится Хайдеггер. «Черные тетради» представляют собой форму, по своему типу и характеру уникальную не только для Хайдеггера, но и вообще для философии XX века. Их скорее всего можно сравнить — из общеизвестных видов текстов — с «дневником мыслей». Но если это название вытесняет подпадающие под него работы в основном на периферию творческого наследия, значение «Черных тетрадей» в связи с «путем для начальных вопросов» Хайдеггера еще предстоит рассмотреть.
Хайдеггер Мартин - Размышления VII-XI (Черные тетради 1938-1939)
пер. с нем. А. Б. Григорьева; науч. ред. перевода М. Маяцкий
М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. 528 с.
ISBN 978-5-93255-517-0
Хайдеггер Мартин - Размышления VII-XI (Черные тетради 1938-1939) - Содержание
- Размышления VII
- Размышления VIII
- Размышления IX
- Размышления Х
- Размышления XI
Послесловие издателя
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: