Ведьмовские козни пронизывают русскую историю. Искони враг рода человеческого посягал на жителей и особенно правителей Руси. Форменный беспредел начался сразу после того, как московские князья прекратили междоусобицы и приступили к собиранию страны. Благочестивые государи подвергались непрестанным нападкам. Сами они, находясь под Господним покровительством, были недоступны для дьявольских каверз, но в заботах окружали себя сподвижниками, лишенными исключительной благодати. Через этих сподвижников действовал Сатана. А кроме того, бил по близким родственникам, беспечным женам, неизменно падучим на мед искушения, и детям малым, непричастным святых даров. Прародитель всех бед ранил куда мог, метя в государеву душу, душу страны, душу царствия земного, душу каждого православного христианина. И это вечный бой.
Параллельный мир духов незрим, но бесспорно существует, что подтверждается церковными канонами. Христианин не может сомневаться в его реальности, как и в том, что духи бывают добрыми и злыми, ангелами и демонами. Уже при крещении неофит признает приверженность добру. Святой отец вопрошает: «Отрицаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его?». Ответ: «Отрицаюся!» Эти формулы восходят к первому из «Тайноводственных поучений», приписываемых св. Кириллу Иерусалимскому (IV в.). В частности, там разъясняется: «...ты говоришь: и всею служения твоею. Служение же диаволу есть молитва, совершаемая в капищах: все бывающее для чествования бездушных идолов: зажигание свеч, или каждение при источниках и реках, так как иные, прельщены быв сновидениями или бесами, приходили на оные воды в чаянии обрести уврачевание и телесных недугов: или что иное такого рода: ты к сему не приобщайся. Птицегадание, чарование, предсказывания, или привески на шее против очес призора, или на листах написания, волхвования, или иные злые хитрости, и другие сим подобные непотребства, суть служения диаволу. Итак, бегай сего.» (I, 8)1. Так всегда, но потом проходят годы, человек слаб, а дьявол хитер — верность нарушить легко, он поможет.
Попущением Господним бесы искушают людей, которым ради спасения души необходимо следовать евангельским примерам, внимать предписаниям праведников. Порой бесы буквально захватывают, вселяются в того, кто дал повод или просто слаб. Более того, беса можно наслать, поклонившись ему, потребовав в качестве платы ущерб кому-то. Конечно, не на каждого они способны покуситься. Благочестивые, например, в полной безопасности. Хотя это самые лакомые жертвы.
Денис Григорьевич Хрусталёв - Колдовство на Руси. Политическая история от Крещения до «Антихриста»
(История и наука Рунета)
Москва: АСТ, 2023. — 320 с.
ISBN 978-5-17-147540-6
Денис Григорьевич Хрусталёв - Колдовство на Руси. Политическая история от Крещения до «Антихриста» - Содержание
Введение. Колдовство как политика
1. Время волхвов X–XIV вв.
2. Время ведьм XV–XVI вв.
3. Время чародеев XVI–XVII вв.
4. Время колдунов XVII в.
5. Время волшебников XVIII в .
Заключение. Свет Просвещения в апогее мракобесия
Сокращения
Библиография
Древняя Русь. Что мы знаем про нее? А что нам известно о том, как жили наши предки? Из школьного курса — практически ничего, потому что там рассказывают совсем не об этом и тем более не об этом. На страницах учебников представлена жизнь страны, а ведь, как сказала одна наша мудрая подруга, история на самом деле — это люди, которые жили, влюблялись, работали и воспитывали детей, страдали и умирали, так же как и мы с вами...
И дело не в том, чтобы заглянуть в чужую постель, а в том, чтобы почувствовать, ощутить привкус жизни наших далеких прапрапрапрабабушек и прапрапрапрадедушек. Почувствовать, ощутить — и понять.
Кем была женщина на Руси в те давние времена? Безвольной рабыней, которой, как пишут арабы-путешественники, полагалось уйти за мужем в мир иной? А может, властительницей, соправительницей мужа, обладательницей специальных печатей — той, чье имя значится в договорах с иностранными государствами? Или женщины Древней Руси скорее походили на былинных воительниц, наводивших ужас на иноземцев? Могли ли они сами выбирать себе мужей? Какой была их интимная жизнь в то время? Интимная — это не только связанная с сексом (и кстати, был ли секс в Древней Руси или нет — как в СССР?). Интимная Русь — это Русь заповедная, сокрытая, сакральная.
Надежда Адамович, Наталья Серегина - Интимная Русь - Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство
(Страшно интересная Россия)
Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 326 с. : ил.
ISBN 978-5-00214-133-3
Надежда Адамович, Наталья Серегина - Интимная Русь - Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство - Содержание
Предисловие. Что сокрыто пеленой веков
Часть 1. По обычаю звериному
Часть 2. Три лика женщины
Часть 3. Любовь и страсть
Часть 4. «Сосуд блудной похоти»
Часть 5. Есть мужики на Руси...
Часть 6. Стезя блуда
Часть 7. Брачные уды
Послесловие. Сокровенный мир
Примечания
Список иллюстраций
Откуда берется интерес современного человека к магическим снадобьям и ритуалам? Чего мы лишились, обретя благо современной цивилизации, какую утрату пытаемся восполнить, перебирая (руками или мысленно) пучки сушеных трав?
У нас есть достижения современной медицины, благодаря которым продолжительность жизни заметно увеличилась, а старение замедлилось. Несмотря на это, тема травничества становится все более популярной, а сайты о лечебных и магических свойствах растений множатся как сорняки, заглушая своим обилием научную информацию. Автор этой книги лично находила рассказ о целебных свойствах аконита без упоминания о том, что растение крайне ядовито, — и было бы страшно представить последствия подобного «лечебного» зельеварения. Остается лишь уповать на то, что интерес к целебным свойствам трав у большинства читателей таких статей останется теоретическим.
Причин же этого интереса можно выделить две.
Первая — это всеохватная тоска цивилизованного человека по природе. Как только уровень жизни горожан становится достаточно высок, они немедленно начинают воспевать природу, и в первую очередь — дикую, лишенную следов воздействия человека.
Александра Баркова - Зельеварение на Руси - От ведьм и заговоров до оберегов и Лукоморья
(Страшно интересная Россия)
Москва : МИФ, 2024. — 304 с. : ил.
ISBN 978-5-00214-243-9
Александра Баркова - Зельеварение на Руси - От ведьм и заговоров до оберегов и Лукоморья - Содержание
Введение. «...Он узнаёт наследье родовое»
Глава 1. Ведьмы, колдуны и знахари
Глава 2. Нелюдь и нечисть. И где она обитает
Глава 3. Травология: магия растений
Глава 4. Заклинания: магия слова
Глава 5. Защита от темных искусств и болезней: магия предмета
Глава 6. Защита от темных искусств и болезней: магия действия
Вместо заключения
Источники иллюстраций
В этой книге рассказывается об одной из самых ярких и удивительных страниц в истории человеческой культуры. Мифы сопровождают человека с момента зарождения цивилизации и в фантастических образах отражают его жизнь, страхи и надежды. Со временем они превращаются в сказки, в сюжеты художественной литературы, но не исчезают из памяти.
Мифы мы привыкли воспринимать как сказки, небылицы, которые древний человек придумывал по причине своего невежества. Действительно, нельзя же серьезно относиться к утверждению, что предками людей были волки, медведи или даже вороны, или верить тому, что первые люди появились из пота великана?
Однако к этим историям не стоит относиться пренебрежительно. Мифологическое сознание — первая форма человеческого сознания, а мифы, несмотря на свою фантастичность, являются отражением реального мира. Их образы и события не противоречат законам той реальности, в которой существует человек.
Мифологическое сознание и мифологическое мышление имеет ряд особенностей, отличающих его от логического. Главную роль в мифе играют образы. Они настолько яркие, что человек просто не отличает воображаемое от реального: всё, что возникает в голове, воспринимается как существующее, настоящее. Облеченные в слова, эти образы становятся еще материальнее.
Марина Голубева - Главное в истории мифологии - Ключевые сюжеты, темы, образы, символы
(Главное в истории)
Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 224 с. : ил.
ISBN 978-5-00214-044-2
Марина Голубева - Главное в истории мифологии - Ключевые сюжеты, темы, образы, символы - Содержание
Введение
Как пользоваться книгой
Мифы в истории
Мифологические сюжеты
Системы мифологии
Символика мифов
Алфавитный указатель
Источники иллюстраций
Эта книга называется «Русская фольклорная демонология». Почему именно так?
В этнографии и фольклористике демонологией принято называть ту часть мифологических представлений, которая относится главным образом к духам — хозяевам природного и культурного пространства, к демонам болезней и к неупокоенным мертвецам. Все эти персонажи действуют и вступают в непосредственное общение с людьми «здесь» (в конкретной местности, известной рассказчику и слушателям) и «сейчас» (обычно на памяти трех поколений). В отличие от богов, обитающих в труднодоступных местах, демоны часто живут «по соседству»: в реке, в поле, в лесу или даже непосредственно в человеческом жилище. Соответственно, и контакт с ними можно легко установить, без специального посредничества и сложных ритуалов. «Власть» демонов по сравнению с богами невелика: например, они могут заведовать определенным озером или лесом, влиять на благополучие отдельного человека или семьи.
Следует сказать, что демоны (в том значении, в котором мы будем употреблять это слово) отнюдь не всегда злы или вредоносны. Они часто заключают договор с человеком и честно выполняют условия сделки, бывают благодарны (как севернорусский леший) и даже благожелательны (как домовой).
Владимир Рябов - Русская фольклорная демонология - От оборотней и мертвецов до русалок и огненного змея
(Страшно интересная Россия)
Москва : МИФ, 2024. — 432 с. : ил.
ISBN 978-5-00214-244-6
Владимир Рябов - Русская фольклорная демонология - От оборотней и мертвецов до русалок и огненного змея - Содержание
Введение в русскую фольклорную демонологию
Глава 1. Леший - Глава 2. Водяной - Глава 3. Банник и обдериха - Глава 4. Домовой - Глава 5. Кикимора - Глава 6. Огненный змей - Глава 7. Русалка - Глава 8. Покойник - Глава 9. Колдун и ведьма - Глава 10. Одержимость: кликушество и икота - Глава 11. Проклятые, похищенные, подмененные нечистой силой - Глава 12. Оборотень - Глава 13. Чёрт
Сколько всего демонов? (вместо заключения)
Благодарности
Список литературы
Примечания
Источники иллюстраций
С давних пор люди в разных уголках земного шара верят, что наш мир устроен чудесным образом. В этом чудесном мире есть место не только для обыкновенных людей и животных, но и для особенных, невероятных существ. Таких существ часто называют мифологическими, а истории, которые про них рассказывают, — мифами. Мифологические существа бывают очень разными. Вы наверняка слышали о богах, в которых верили древние греки, египтяне, скандинавы, индийцы, китайцы или японцы. Считается, что в стародавние времена боги творили великие дела, разделяли море и сушу, боролись с первобытными великанами и чудовищами, создавали горы, реки, растения, животных и людей.
И сейчас некоторые люди верят, что в распоряжении богов находится вся вселенная или какая-то существенная её часть. Боги насылают грозы, землетрясения, ураганы и дожди, могут созидать и разрушать, помогать и наказывать, покровительствовать ремёслам и влиять на урожай, насылать эпидемии и исцелять, вселять в сердца людей боевой пыл и любовную страсть. Другими словами, от воли богов зависят судьбы людей и мира в целом. По поверьям, люди могут влиять на богов, общаться с ними — для этого им приносят жертвы, поют гимны и возносят молитвы. Общение с богами — значимая часть жизни практически всех древних и многих современных народов. Люди, которые умеют общаться с богами, часто обладают особыми знаниями и способностями. Таких людей называют жрецами или шаманами.
Но помимо богов мир населяют и мифологические существа помельче, их условно можно назвать демонами. Демоны не совершали великих деяний в первобытные времена, обычно они действуют сейчас или в недавнем прошлом, а последствия их действий не так глобальны. В отличие от богов, демоны влияют не на мир в целом, а на какой-то его «кусочек»: их власть простирается на отдельные горы, леса, реки и озёра, на благополучие отдельной семьи или конкретного человека. Благодаря своему мелкому (по сравнению с богами) масштабу, демоны гораздо ближе к людям, часто буквально живут с ними бок о бок. Для общения с демонами, как правило, нужно меньше специальных знаний, чем для общения с богами, поэтому влиять на поведение демонов, задабривать или запугивать их может даже обыкновенный человек.
Владимир Рябов - Русские мифические существа
(Серия «МИФ. Волшебный мир фольклора»)
Москва : МИФ, 2023. — 117 с.
ISBN 978-5-00214-164-7
Владимир Рябов - Русские мифические существа - Содержание
Книга о мифе и сказке
Герои русских мифов
Леший - Лешачиха - Водяной - Водяниха - Домовой - Банник - Обдериха - Кикимора - Проклятые дети - Духи болезней - Огненный змей - Колдун - Ведьма - Оборотень - Русалка - Полудница - Мертвец - Чёрт - Шуликуны - Клады - Цветок папоротника - Персонажи русских сказок - Баба-яга - Кощей Бессмертный - Змей Горыныч
Заключение
«Бога люби, а черта не дразни» — руководствуясь этим принципом, строили свою жизнь десятки поколений людей; культ злых сил развился и окреп рядом с почитанием единого христианского Бога. Имя черта всячески унижалось церковью, что немало укрепляло веру в его всесильность. Грешного на земле больше, чем святого, в царстве животных, растительности, среди людей — везде рассеяно злое дьявольское семя, требовавшее к себе самого осторожного и уважительного отношения.
Настоящая книга является опытом систематизации русских верований, связанных с домом, лесом, водой, земным, подземным и воздушным пространством. Она названа «Словарем» — отчасти в подражание старинной традиции именовать «словарями» и «лексиконами» обзоры народных поверий, изложенных в алфавитном порядке, отчасти — вследствие установки книги на непредвзятое отношение к фактам, на информативность, не скованную каким-либо методом, теорией или научной школой.
В основу содержания словарных статей положены мифологические рассказы (былички — повествования о столкновениях с нечистой силой самого рассказчика и бывальщины — воспоминания о контактах с нею кого-нибудь другого) и описания обрядов, обычаев, с помощью которых координировались взаимоотношения человека с населенным всевозможными сверхъестественными существами миром. Все эти материалы датируются, в основном, XIX — началом XX столетия, они извлечены из мало доступных широкому читателю источников: архивных рукописей, давно не переиздававшихся книг, старых газет и журналов.
Не претендуя на окончательную полноту информации, касающейся нечистого и колдовского мира, «Словарь» представляет веру в демонов в ее наиболее типичных проявлениях, как они были зафиксированы этнографами и собирателями фольклора в живой народной традиции XIX —- начала XX века. Древнерусские книжные источники привлекаются только для сравнения. Ограниченно используется волшебная сказка: несмотря на обилие в ней всевозможных чудовищ, духов и оборотней, установка этого фольклорного жанра на вымысел («сказка — складка») затрудняет поиск истинных верований в ее текстах.
Т. А. Новичкова - Русский демонологический словарь
СПб.: Петербургский писатель, 1995. — 640 с.
ISBN 5-265-02803-Х
Т. А. Новичкова - Русский демонологический словарь - Содержание
Предисловие
А - Я
Список сокращений
Указатель
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: