Иконы Великого Новгорода XI — XVI веков

Иконы Великого Новгорода XI — XVI веков
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник обладает уникальным собранием русской иконописи, включающим около полутора тысяч памятников XI — начала ХХ века. Основу коллекции составляют произведения, выполненные в лучших иконописных мастерских города, и в первую очередь, — в архиепископской мастерской. Они дают наиболее яркое представление о ведущих направлениях новгородской иконописи на всем протяжении ее развития. Кроме того, в собрании представлены памятники, отражающие вкусы различных слоев городского населения и жителей окраин Новгородской земли. Они свидетельствуют о художественном многообразии живописи древнего Новгорода и широком распространении приемов, выработанных в его ведущих иконописных мастерских.
 
Ранний этап в истории изучения живописи средневекового Новгорода представлен церковно-археологическими описаниями XIX века, среди которых наибольшей полнотой отличается двухтомный труд архимандрита Макария (Миролюбова, 1817-1894), вышедший в 1860 году. В первом томе «Археологического описания церковных древностей Новгорода и его окрестностей» приведены сведения о шестидесяти четырех храмах и монастырях, а в одном из разделов второго тома — о прославленных чудотворных образах и иконах с надписями, об устройстве иконостасов новгородских церквей. Широкое привлечение документальных материалов (летописных свидетельств, церковных и монастырских описей XVI—XVII вв.), точное указание местонахождения памятников и воспроизведение надписей делают исследование архимандрита Макария уникальным источником для изучения новгородских древностей, не утратившим своего значения до настоящего времени.
Ко второй половине XIX столетия относится и начало собирания новгородских икон. Основанный в 1865 году по инициативе секретаря губернского Статистического комитета протоиерея Н.Г. Богословского (1824-1892) Новгородский музей древностей включал в свою разнородную коллекцию и памятники иконописи. В 1880-1886 годах музей располагался во флигеле при Златоустовской башне кремля, где в одном зале «предметы старины были перемешаны с образцами современной кустарной и заводской промышленности».
 
К 1887 году экспозиция музея переместилась в Златоустовскую башню и была систематизирована: «предметам старины» отводился верхний этаж здания, отделу нумизматики и образцам кустарной и заводской промышленности — соответственно, второй и первый этажи; на лестнице находились предметы вооружения.
 

икона с книги

В 1893 году коллекции были размещены в двух специально построенных для музея флигелях при Златоустовской башне, и заняли три зала: «арсенальный», «исторических предметов и памятников быта» и самое большое помещение на втором этаже главного здания «теремного характера», которое было отведено церковным древностям. Под карнизом этого зала, в верхней части стен, единым фризом размещались тринадцать фресковых композиций, перенесенных из церкви Сергия Радонежского в кремле. Здесь же были представлены памятники иконописи, резного дерева, шитья и декоративно-прикладного искусства, колокола, рукописи и старопечатные книги. Такой способ показа икон, не обособленных от других «церковных древностей», был характерен для церковно-археологических музеев второй половины XIX столетия.
 

Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков

(Древнерусская живопись в музеях России)
М.: Северный паломник, 2008.
ISBN 978-5-94431-264-8
 

Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков - Содержание

  • Е.В. Игнашина, Ю.Б. Комарова - История собирания и изучения икон в Новгородском музее
  • Э.С. Смирнова - Иконы Новгорода XI-XV веков
  • E.V. Ignashina, Y.В. Komarova - History of the Novgorod Museum Icon Collection
  • E.S. Smirnova - Novgorod Icons of the 11th-l5th Centuries
  • Каталог
  • Список икон, опубликованных в каталоге. List of illustrations
  • Указатель сюжетов
  • Храмы и монастыри, упоминающиеся в каталоге
  • Список сокращений
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat christifid