Иконами Вседержителя называют те, на которых представлен Иисус Христос как Владыка жизни и Вершитель судеб мира. Этот образ является одним из центральных во всем православном искусстве. Всемогущий Господь, Который воплотился, чтобы спасти человека и даровать ему вечную жизнь в Царстве Небесном, обращается к молящемуся. Он благословляет правой рукой, а в левой держит книгу, символ Благой Вести. Его фигура выступает из золотого фона иконы, наполненного светом, а лик, обрамленный прядями густых волос, прекрасен и полон величия.
Сохранившиеся до наших дней иконы Христа Вседержителя поистине многочисленны — это и самостоятельные произведения, и образы, входившие в составвысоких иконостасов. В росписях храмов фигура благословляющего Спасителя неизменно занимала центральное место высоко в куполе. В доме каждого православного христианина перед иконой Вседержителя, как перед лицом Самого Бога, стояли во время чтения ежедневных молитв утром и вечером.
Иконография Вседержителя не богата вариантами и деталями, однако, каждый образ, создававшийся художниками в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве, был индивидуален, имел свои особенности и трактовку. В некоторых памятниках Христос представлен, прежде всего, как строгий, грозный Небесный Судья, в других — как Утешитель, исполненный милосердия и сострадания.
Образы Бога Вседержителя — это изображения совершенного Богочеловека Иисуса Христа, выражающие Его духовную власть над миром. По учению Церкви, Христос является Мессией, Спасителем, Который был послан на землю Своим Небесным Отцом для искупления людских грехов. Сын Божий родился по плоти от Девы Марии, принял человеческую природу, которая неслитно, нераздельно и неизменно соединилась с Его Божественной Сущностью. Господь пришел, чтобы указать людям путь к спасению, открыть для Них врата Небесного Царства, которые были затворены после грехопадения Адама и Евы. Для этого Христос претерпел страдания и принял мученическую смерть на кресте. На третий день после погребения, преодолев закон смерти, «смертию смерть поправ», Господь воскрес. Телесное воскресение, немыслимое для обычного человека, стало возможным для всемогущего и бессмертного Господа. Не случайно иконы Вседержителя столь торжественны и триумфальны. На них Господь, победивший смерть и даровавший возможность вечной жизни людям, призывает к Себе, указывая путь ко спасению через Евангелие, которое Он держит в руках.
Русская икона - Светлана Николаевна Липатова - Господь Вседержитель
СПб.: Метропресс :ООО «Метропресс», 2013 — 76 с.
ISBN 978-5-00000-008-3
Русская икона - Светлана Николаевна Липатова - Господь Вседержитель - Содержание
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
Лик на полотне, подобном небесной заре. Не написанный красками на этом полотне-плате, не шитый по нему нитями, но как бы выступающий на его фоне твёрдым рельефом. Черты лика совершенны, недвижны, в неестественно больших сверкающих глазах — неиссякаемая духовная сила. Образ являет собой некую высшую божественную реальность.
Таким видели русские мастера чудо — запечатлённый на плате лик Христа. Это изображение, согласно древнему преданию, было сотворено не руками человека. Оно было нерукотворным. Спаситель оставил его человечеству, отерев свой лик полотенцем, на котором отпечаталось изображение. Этот образ повторяли художники веками, представляя его и на сияющем золотом фоне, и на белом или цветном полотне, изображая его в размер человеческого лица или делая его огромным. Нерукотворный Образ стал основным, главным и самым чтимым изображением Христа на русских иконах, крестах и церковной утвари.
Нерукотворный Образ Христа - одна из главных святынь христианского мира. В греческой традиции реликвия называлась «Святой Мандилион» (мандилион по-арабски - полотенце), в церковно- славянской — «Святым Убрусом», в древнерусских источниках её изображение именовалось «Нерукотворным Образом», а с XVI в. — также «Спасом Нерукотворным». Так принято называть и русские иконы, где представлен лик Христа. Предание о плате с чудесным изображением Христа возникло в глубокой древности, может быть, на заре христианства. В конце VI в. о нём упоминает в своей «Церковной истории» греческий писатель Евагрий Схоластик. Но только в X в. предание, причём в нескольких вариантах, было записано в Константинополе, или Царьграде, как называли столицу Византийской империи русские. Была составлена Повесть «Константина, во 'Кристе царе вечного императора ромеев, повесть, собранная из различных историй, о посланном Лвгарю нерукотворном божественном образе Мидса Криста бога нашего} и как из Эдессы он был перенеёен в сей счастливейший Константинополь, царь городов». Автором повести назван византийский император Константин VII Багрянородный (правивший с 945 по 953 г.). Но вероятней всего, её писали трудившиеся по его указанию книжники императорского двора. Согласно Повести, во времена, «когда Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос ради исправления рода нашего поселился с нами», правитель Эдессы в Сирии Авгарь много лет не мог исцелиться от мучивших его страшных болезней. Слуга правителя по имени Анания, «идучи в Египет через Палестину», встретил Христа, творящего чудеса исцеления. По возвращении в Эдессу он рассказал о них своему правителю. Авгарь послал со слугой письмо Христу с просьбой прийти в Эдессу и исцелить его. А самому слуге наказал написать портрет Иисуса.
Русская икона - Евсеева Лилия - Нерукотворный образ Спасителя
СПб.: Метропресс, ООО «Метропресс», 2013, 76 с.
ISBN 978-5-9903069-6-7
Евсеева Лилия - Нерукотворный образ Спасителя - Оглавление
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ (Лилия Михайловна Евсеева)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Лилия Михайловна Евсеева)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Лилия Михайловна Евсеева)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Лилия Михайловна Евсеева)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
«Как долго и как внимательно не изучаешь икону св. Троицы, ее нежная грация, ее вдохновенная мистическая сила не перестают волновать воображение; можно приподнять слой за слоем черты ее стиля, можно раскрыть ее содержание, но и после долгого и тщательного анализа остается еще нечто, что придает этому памятнику очарование, по-видимому, неисчерпаемое; словно жизнь продолжает питать эти линии, эти лики, и каждый новый день ложится на них светом своих лучей, горестью своих забот и тоскою своего умирания. Эта зыбкая небесно-светлая красота сама по себе уже говорит о том, что мы имеем дело с памятником, созданным необычайно высокой творческой личностью».
Так писал о Святой Троице преподобного Андрея Рублева в 1915 году художественный критик Н. Н. Пунин, почувствовавший ее исключительную эстетическую ценность, которая, пленяя и очаровывая, не открывает, однако, самого важного и существенного — того «нечто», что скрыто за художественной красотой линий, форм и красок. Никто из авторов, написавших о рублевской Троице замечательные статьи и книги, не смог сказать, что он все узнал об этом уникальном произведении. Что же сможет увидеть и почувствовать в ней неподготовленный зритель и непросвещенный читатель? Чтобы приблизиться к пониманию этого величайшего творения преподобного Андрея Рублева, нужно попытаться вникнуть в содержание понятия «Святая Животворящая Единосущная Троица» и посмотреть, какие изображения Троицы создавали раннехристианские, византийские и древнерусские художники на протяжении многих столетий до Андрея Рублева и после него.
Людмила Щенникова - Святая Троица - Русская икона
Святая Троица. — СПб.: Метропресс :
ООО «Метропресс», 2014 - 76 с.
ISBN 978-5-00000-022-9
Людмила Щенникова - Святая Троица - Содержание
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
«Страшный суд» — необычная во многих отношениях сюжетная композиция. Она не принадлежит к числу праздников, не является иллюстрацией текста какого-либо церковного песнопения или житийного повествования о святом.
Это, если можно так выразиться, картина-пророчество, картина-размышление о грядущих судьбах человечества. Она вобрала в себя различные символические представления, многие из которых уходят корнями в далекое прошлое. На первых порах достаточно лаконичная по своим изобразительным формам, она со временем превратилась в развернутое повествование, наполненное множеством деталей, сложных для восприятия непосвященного. Вот почему нам так непросто разобраться в этой иконографии.
Рассматривая икону, мы сразу узнаем в ее верхней части Иисуса Христа, окруженного Небесными силами и святыми. От подножия Его престола спускается вниз огненная река, а навстречу ей движется гигантский извивающийся змей. Он достигает ног Адама, коленопреклоненного перед Спасителем, и жалит его в пяту. По сторонам от змея ангелы ведут борьбу с бесами, а в самом низу композиции мучаются в огне грешники. Существует ли связь между всеми этими изображениями? Или они соединены на иконе произвольно? Какие литературные источники положены в основу изображений? На эти и другие вопросы и призвана ответить эта книга.
Надежда Пивоварова - Страшный суд - Русская икона
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014 - 76 с.
ISBN 978-5-00000-023-6
Надежда Пивоварова - Страшный суд - Русская икона - Содержание
- СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СЮЖЕТ
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Ангельские силы нередко упоминаются в Священном Писании, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. В христианском богословии с древнейших времен уделялось пристальное внимание вопросу о бесплотных служителях Божиих. На протяжении веков сформировался целый раздел богословия - ангелология. Христианское учение об ангелах основано не только на библейских свидетельствах, оно опирается и на апокрифическую литературу, а также на писания святых Отцов и авторитетных богословов.
Христианские мыслители древности приходят к выводу, что природа ангелов непостижима для человека. Ее знает один только Создатель. Наши знания очень ограничены, но нам открыто, что ангелы бестелесны, невидимы, что они существуют в ином зоне (измерении), нежели люди. Ангелы — духовные существа, которые непрестанно служат Богу.
Само имя Михаил в переводе с древнееврейского языка означает «кто как Бог». В одном из ветхозаветных апокрифов, первой книге Еноха, говорится: «Он назван Михаил, потому что постоянно заботится о Народе и языках» (т.е. об Израиле и язычниках). Этот древний текст, имевший широкое хождение и в христианском мире, видит служение и богоподобие архангела в его попечении о людях.
Русская икона - Полина Александровна Тычинская - Архангел Михаил
СПб.: Метропресс, ООО «Метропресс», 2013 - 76 с.
ISBN 978-5-00000-003-8
Русская икона - Полина Александровна Тычинская - Архангел Михаил - Содержание
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- ИСТОРИЯ О ОДНОГО ШЕДЕВРА
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Великий святой Иоанн Предтеча возвестил людям о скором пришествии в мир Спасителя - Сына Божия Иисуса Христа. Это событие дало ему имя Предтечи. Быть Предтечей, Предшественником Христовым - таков смысл явления в мир святого Иоанна. Вместе с тем его называют и Крестителем Господним, именно от него воплотившийся Сын Божий принял Крещение. Таково д войное призвание великого святого. В одном из пророчеств Господь открыл людям, что Его пришествие в мир возвестит ангел. Иоанн Предтеча не имел ангельской природы, но перед нами икона, на которой мы видим его с крыльями за спиной, как у Божиего вестника. В руках он держит чашу с собственной главой - за проповедь истины и обличения ему отсекли голову. Вместе с тем, тело Иоанна изображено невредимым. Почему же на иконе мы видим две главы святого?
И почему иконописец изобразил одну из них в чаше? Ведь в Евангелии говорится, что голову Предтечи Господня палачи принесли на блюде. Разве не должен художник во всем следовать Евангельскому повествованию? Понимать иконописные образы современному человеку нелегко, поскольку они нуждаются в истолковании. Церковный образ не только изображает событие, описанное в Священном Писании, богослужебном песнопении или апокрифе, но и художественными средствами раскрывает его внутренний богословский смысл. Своим символическим языком иконы приближают нас ко времени, которое мы называем Священной историей. Рассказ об иконах святого поможет увидеть ветхозаветные и новозаветные события и житие святого Иоанна не только через его жизнеописание, но и через художественные иконописные образы, созданные в разное время великими мастерами.
Белик Жанна - Иоанн Креститель
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2013, 76 с.
ISBN 978-5-00000-001-4
Белик Жанна - Иоанн Креститель - Оглавление
- ЖИТИЕ И ПОЧИТАНИЕ (Жанна Григорьевна Белик)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Жанна Григорьевна Белик)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Жанна Григорьевна Белик)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Жанна Григорьевна Белик)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Илья — один из самых почитаемых во всем христианском мире святых, был особо любим на Руси. Наши предки почитали Илью как повелителя природных явлений и стихий, ему молились как защитнику от грома и пожаров, а во время засухи совершали молебны о ниспослании дождя.
По этой причине Ильинский храм, а иногда и не один, существовал в каждом русском городе. Многие Ильинские церкви возводили по обету в случае различных природных несчастий: засухи, неурожая, а иногда во время эпидемий. Имя Ильи пророка во все времена пользовалось большой популярностью. В честь пророка был назван русский богатырь Илья Муромец, который причислен Русской Церковью к лику святых. Его мощи ныне почивают в Киево-Печерской Лавре. Ильин день, отмечаемый по новому стилю 2 августа, был одним из самых любимых праздников на Руси, который в наши дни приобрел новое звучание. Не так давно Илья пророк стал почитаться еще и как покровитель и небесный заступник десантных войск.
Об удивительной жизни пророка Ильи повествуют его иконы. Особое значение принадлежит русским житийным иконам пророка, в которых иконописцы рассказывают о ней ярким и красочным языком изобразительного искусства.
Русская икона - Елена Саенкова - Илья Пророк
Санкт-Петербург: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014г. - 76с.
ISBN 978-5-00000-034-2
Русская икона - Елена Саенкова - Илья Пророк - Содержание
- ЖИТИЕ И ПОЧИТАНИЕ (Елена Михайловна Саенкова)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Елена Михайловна Саенкова)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Елена Михайловна Саенкова)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Елена Михайловна Саенкова)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Святой апостол и евангелист Иоанн, именуемый Церковью Богословом, был одним из двенадцати апостолов ближайших учеников Спасителя. Господь Сам избрал их и послал благовествовать народам Царствие Божие. Апостолы сопровождали Учителя во время Его земной жизни, возвещали Евангелие, изгоняли бесов, исцеляли от болезней, говорили от Его имени. Греческое слово «апостол» означает «посланник». В этом посланничестве заключалась основная миссия апостолов. Спаситель наделил их большой властью: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня.» (Мф. 10: 40), Церковь христианская ведет свое начало от апостолов; именно они были призваны Господом на ее созидание. Апостол Иоанн написал четвертое Евангелие, поэтому его называют Евангелистом, а за глубокое раскрытие христианского учения, как говорилось, Богословом.
Евангельское учение он продолжил в своих трех Посланиях, которые дышат тем же высоким богословием, что и Евангелие. Святой Иоанн Богослов удостоился видения от Бога, он был восхищен на небо, и ему открылось будущее: приход Антихриста, конец мира, Страшный Суд, Царство Небесное, участь праведников и грешников. Так у христиан еще в первом веке появилось «Откровение святого апостола Иоанна Богослова», по-гречески «Апокалипсис».
Иоанн Богослов был сыном Галилейского рыбака Зеведея и Саломии. Зеведей обладал значительным состоянием и был заметным членом иудейского общества, имел доступ к первосвященнику. Семья жила в Капернауме — крупном городе в провинции Галилея, расположенном на берегу Тивериадского озера (сейчас озеро Кинирет). Зеведей занимался рыболовным промыслом в больших объемах, на что указывает то обстоятельство, что у него были работники (Мк. 1:20). Не менее выдающейся личностью была супруга Зеведея Саломия. В синаксаре третьей недели по Пасхе упоминается, что она была дочерью праведного Иосифа, Обручника Девы Марии. От первого брака у Иосифа-обручника было четверо сыновей — Иаков, называемый в Евангелии «меньшим», Иосиф, Симон и Иуда, и три дочери Эсфирь, Фамарь и Саломия. Синаксарь указывает на значение этого родства: в евангельских словах о «Марии, матери Макова меньшего и Мосии» (Мк. 15:40) речь идет о Богородице, Которая стала матерью детям вдового Иосифа-обручника. Таким образом, через эту родственную связь Иоанн Богослов в некоторых вариантах жития называется племянником Иисуса Христа, как сын Его сестры.
Русская икона - Жанна Григорьевна Белик - Апостол Иоанн Богослов
СП б.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2013 - 76 с.
ISBN 978-5-00000-006-9
Русская икона - Жанна Григорьевна Белик - Апостол Иоанн Богослов - Содержание
- ЖИТИЕ И ПОЧИТАНИЕ
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
На древнем образе запечатлены в торжественном предстоянии святые апостолы Петр и Павел. На первый взгляд композиция иконы предельно проста и немногословна.
Однако в этом лаконизме, строгом отборе изобразительных средств и символов, заключен глубокий смысл. О подобных иконах в старину говорили: «Два живых образа. Стоят как живые». А лучших иконописцев, если верить памятникам русской книжности, с начала XI в. называли премудрыми живописцами. Почему же столь условные изображения и их создатели удостоились таких наименований? Дело в том, что на иконах изображались не обычные люди, а те, которым Бог даровал вечную жизнь в Своем Царстве. Иконописец воплощал в своих произведениях не чувственные формы земной действительности, а свидетельство о мире, где не может быть смерти.
Четко очерченные, слегка удлиненные силуэты апостолов Петра и Павла почти лишены объема, что говорит об их святости, духовном преображении человеческого естества. Святые обращены к людям, однако их глаза направлены не на молящихся, а подняты вверх, к Спасителю, простирающему над ними Свои Руки. Внимая гласу Господа, Петр и Павел словно замерли. Но они не безмолвствуют. Об этом говорят жесты их рук, свиток со священными текстами и Евангелие. Святые апостолы передают Божьи глаголы людям: они не только сами открыты для горнего мира, «но отверзают его другим». Спокойная уверенность Петра и Павла, монументальность их фигур, заполняющих почти все пространство иконы, словно являют мощь и правдивость христианского учения. Строгие ритмические соотношения форм, светлый, лишенный резких цветовых акцентов, колорит иконы, как и плоскостность изображения — усиливают ощущение «надмирности» происходящего.
Русская икона - Нина Михайловна Турцова - Апостолы Петр и Павел
СПб. : Метропресс : ООО «Метропресс», 2013 - 76 с.
ISBN 978-5-00000-009-0
Нина Михайловна Турцова - Апостолы Петр и Павел - Содержание
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: