Книга, которую вы держите в руках, — первая из серии «Русская икона: образы и символы». Ее замысел, инициатива издания, а главное, воплощение задуманного - результат творческого взаимодействия сотрудников медиа-холдинга «Первая Полоса» и людей культуры, точнее, специалистов, изучающих историю христианского искусства, в частности, иконописи. Подобное взаимодействие мы с радостью приветствуем. Во-первых, оно преследует не столько коммерческие, сколько просветительские, воспитательные и потому нравственно достойные цели, что, к сожалению, как показывает человеческий опыт, далеко не всегда совпадает. Во-вторых, плоды этих совместных просветительских усилий в данном случае представляют собой вполне качественную работу.
***
Мы смотрим на древнюю Владимирскую икону Богоматери и видим ее сейчас как бы раздетой, лишенной оклада. Но с первых десятилетий своей жизни на Руси и вплоть до конца 1918 года она была закрыта, подобно другим чтимым иконам, одеждами из золота, серебра и драгоценных камней. Русские люди, следуя обычаям Византии, украшение икон воспринимали как благодарственное подношение земных драгоценностей, ассоциирующихся с красотой Небесного мира, Господу, Богородице и святым заступникам. Князья, цари и бояре вкладывали свое достояние, прежде всего, в убранство святых икон, наполнявших городские и монастырские церкви, домовые храмы и молельни. Оковывая иконы благородными металлами с многочисленными драгоценными камнями и жемчугом, прикладывая к ним пелены с лицевыми и символическими изображениями, боголюбивые вкладчики прославляли святые образы в соответствии с восточно-христианской традицией почитания святынь. Эта уходящая вглубь веков традиция требовала «сокрытия святыни», отношения к ней со страхом Божиим. Поэтому иконы покрывали окладами, завешивали пеленами, помещали в киоты. Золото и серебро окладов, сияющий жемчуг и драгоценные камни не только украшали и закрывали святыни, но символически являли «образ Божественных энергий», исходящих от Первообраза и освящающих как само изображение, так и материал его убранства. Благодаря столь глубокому смыслу и многозначному назначению, оклады стали необходимой составной частью иконного образа. Письменные источники XII—XVII веков изобилуют описаниями богатейшего убранства чтимых русских икон.
Но нам, людям нового времени, привыкшим рассматривать иконы в музеях, может показаться странным, что большинство икон едва ли не с самого начала выглядели по-другому: поля, фон и, конечно, нимбы вокруг голов были покрыты серебром и золотом, усыпанными сверкающими камнями и жемчугом; одежды закрывали разнообразные по форме и художественной обработке подвески — цаты, ожерелья, гривны. И мы задаемся вопросом: «Для чего закрывали иконы окладами, мешающими рассмотреть живопись одежд и цвет фона?». Наш вопрос справедлив, потому что мы смотрим на икону в музейной экспозиции, рассматриваем ее как чистое произведение живописи. Но икона, как уже говорилось, это «духовный портрет» Иисуса Христа, Богоматери или святого, созданный для молитвенного поклонения и почитания в храме или в домашней молельне. Более того, верующий человек видел в иконном образе Божественный первообраз, самого святого, к нему, а не к изображению, он обращался в молитвах за помощью и утешением. Ему — Господу Богу Иисусу Христу, Божией Матери или святому — он приносил самое драгоценное, чтобы выразить свою любовь и почитание. В дар нетленному небесному образу приносили нетленные земные драгоценности: золото, серебро, отборный жемчуг, сияющие самоцветы и другие красивые материалы, превращенные в высокохудожественные произведения ювелирного искусства, поразительные по своему изяществу изделия златокузнецов. Художественное совершенство живописи икон не затмевалось, а, напротив, усиливалось и оттенялось художественным совершенством окладов, венцов, цат и других подвесок из драгоценных металлов, обрамляющих Божественный образ. Таких богато украшенных изображений до наших дней дошло очень мало, так как после закрытия храмов в 1917 году все убранство икон, сохранившееся от ограблений и утрат предшествующих эпох, было снято. Драгоценные камни, золотые и серебряные оклады (даже древние, художественно и исторически очень ценные) были превращены «в деньги на нужды революции». Лишь немногие, особо выдающиеся иконы в окладах удалось спасти; сейчас они находятся, в основном, в Оружейной палате Московского Кремля и демонстрируются как духовные и художественные сокровища, воплотившие миросозерцание и высокое мастерство их заказчиков и создателей.
Русская икона - Щенникова Людмила - Владимирская икона Божией Матери. Главная святыня России
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2013. 76 с.
ISBN 978-5-00000-005-2
Русская икона - Щенникова Людмила - Владимирская икона Божией Матери. Главная святыня России - Оглавление
- ОБРАЗ И СИМВОЛЫ (Людмила Александровна Щенникова)
- СКАЗАНИЯ И ПОЧИТАНИЕ (Людмила Александровна Щенникова)
- ДРАГОЦЕННОЕ УБРАНСТВО (Людмила Александровна Щенникова)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Иконография Казанской иконы Божией Матери, обретенной в 1579 г., уникальна для древнерусской иконописи XVI столетия. Руки Богородицы на иконе не видны, голова склонена к Младенцу Христу. Правая рука Спасителя отведена в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. Особенность положения на иконе Богомладенца, изображенного на иконе прямо, фронтально, стоящим и высоко приподнятым, отличает Казанскую икону от традиционных икон типа Одигитрии. Священномученик патриарх Ермоген (fl612), автор Повести о явлении иконы в Казани и ее чудесах, называет явленную икону Богородицы образом Одигитрии (Путеводительницы) и отмечает необычность ее «перевода». Иконография Казанской иконы относится исследователями к особому типу Божией Матери Одигитрии со стоящим Младенцем Христом.
Казанский образ — лаконичный и ясный, в нем необыкновенная сила и простота: Богородица, склоняясь ко Христу, предстательствует за весь род христианский, Богомладенец благословляет всех. Прямое обращение к людям Сына Божия, спасающего всех людей, с верой обращающихся к Нему, и Заступничество Богородицы за человеческий род зримо явлены в иконе. Именно такой образ Заступницы, предстательствующей за род христианский, явился в Казани, прославился по всей Руси, укреплял и ныне укрепляет людей в верности Православию. Явленная в 1579 г. святыня утрачена в 1904 г., но сохранилось множество списков с Казанского образа, об одном из которых рассказ в конце книги.
Чугуреева Н.Н. - Казанская икона Божией Матери
СПб. : Метропресс: ООО «Метропресс», 2014 — 76 с.
ISBN 978-5-00000-029-8
Чугуреева Н.Н. - Казанская икона Божией Матери – Содержание
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Почитание древней Владимирской святыни выражалось не только в торжественных празднествах, крестных ходах, записях чудесных историй, связанных с этим образом, в украшении его драгоценными окладами, но также в создании и распространении списков (копий). В XV—XVI столетиях великие князья, цари, их приближенные, знатные и богатые лица, а позднее — многие и менее состоятельные благочестивые люди, почитавшие Владимирскую икону Богоматери, заказывали ее изображения для монастырских и городских храмов, для домовых церквей и молелен. В музейных собраниях и действующих храмах находится множество икон «Богоматери Владимирской». В XVII - начале XX века эти Богородичные образы, наряду с иконами Одигитрии, были самыми многочисленными; их можно было встретить едва ли не в каждой церкви. Многие из них были местночтимыми святынями, почитались как чудотворные, об их истории и чудесах складывались сказания, в народной памяти долго сохранялись передававшиеся «из уст в уста» предания. Ни один чудотворный образ не имеет такого количества списков и изображений, как «Богоматерь Владимирская», притом не только в иконах, но также в миниатюрах рукописей и настенных росписях конца XVII-XVIII веков. Со второй половины XVI века получили распространение иконы с изображением Сретения Владимирской иконы Богоматери (ее встречи в Москве в 1395 году), а с конца столетия — иконы с иллюстрациями пространного Сказания XVI века об этом чудотворном образе. В таких иконах в среднике (в середине доски) представлена «Богоматерь Владимирская», а на широких полях, окружающих средник, помещены идущие один за другим миниатюрные изображения (клейма) сюжетов Сказания.
Щенникова Л. А. - Владимирская икона Божией Матери - Чтимые списки
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2013. — 76 с.
ISBN 978-5-00000-011-3
Щенникова Л. А. - Владимирская икона Божией Матери – Содержание
- ИСТОРИЯ И ПОЧИТАНИЕ (Людмила Александровна Щенникова)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Людмила Александровна Щенникова)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Людмила Александровна Щенникова)
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Феодоровская икона Богоматери — самая загадочная в русской истории, и, возможно, неслучайно первое упоминание о ней звучит в «Легенде о граде Китеже» — тексте, долгие годы вдохновлявшем многих писателей, живописцев, композиторов на создание произведений, в которых осмыслялась тема сокрытой до времени тайны русской святости. Феодоровский образ Божией Матери — древнейшая святыня нашего Отечества, одна из великих икон Богородицы, написание которых приписывается св. апостолу Луке.
Долгое время считалось, что Феодоровская икона была лишь местночтимой костромской святыней, и получила всероссийскую известность после 1613 года, когда на русском престоле воцарился Дом Романовых. Необычайные почести, которые воздавались иконе в XVII веке, «затмили» ее древнее почитание. Но остались ранние списки, тексты древней службы, «Сказание о явлении и чудесах...», которые свидетельствуют совсем о другой истории.
Виноградова Е.А., Губарева О.В., Федоров А.В. - Феодоровская икона Божией Матери
СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014 — 76 с.
ISBN 978-5-9903069-9-8
Виноградова Е.А., Губарева О.В., Федоров А.В. - Феодоровская икона Божией Матери – Содержание
- ИСТОРИЯ И СКАЗАНИЕ (Алексей Валентинович Федоров)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Оксана Витальевна Губарева, Алексей Валентинович Федоров)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Оксана Витальевна Губарева)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Плена Анатольевна Виноградова)
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Икона Богородицы, получившая на Руси наименование «Знамение», — это не только особо почитаемый образ в Великом Новгороде, хорошо известный паломникам к новгородской святыне, но и название одного из иконографических типов Богоматери с Младенцем, появившегося в Византии и впоследствии воспринятого на Руси. На этой иконе Матерь Божия изображена по пояс, с воздетыми в молении руками. На Ее груди - образ Младенца Христа, заключенный в медальон.
Запечатленный на древнем произведении XII века этот вариант иконографии встречается и на других ранних памятниках, к которым относятся вислые печати киевских и новгородских церковных иерархов, стенные росписи, рельефы владимиро-суздальских белокаменных храмов. На Руси подобное изображение Богородицы с полуфигурой Младенца Христа в лоне именовалось также «Богоматерь Воплощение», что свидетельствует об особом смысле, которым наделялась эта иконография. С помощью изобразительных средств, наглядно и доступно, она объясняла один из важнейших догматов Православной Церкви о воплощении (вочеловечении) Сына Божия. О зарождении и развитии этой иконографии, о прославленных в России иконах Богоматери «Знамение» и пойдет речь в этой книге.
Русская икона - Пивоварова Надежда - Икона Божией Матери «Знамение»
СПб. : Метропресс : ООО «Метропресс», 2014, 76 с.
ISBN 978-5-00000-017-5
Русская икона - Пивоварова Надежда - Икона Божией Матери «Знамение» - Оглавление
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ
- ОБРАЗ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
В истории христианского искусства немного найдется образов Богоматери, подобных Донской иконе. Она принадлежит к «нерукотворным творениям» православного мира. Создавший ее мастер был не просто талантливым иконописцем, но и созерцателем Горнего мира. Он словно увидел внутренним взором святой лик Царицы Небесной и запечатлел Его на иконе. Невидимый духовный образ превратился под его кистью в «живой портрет», доступный для созерцания каждому неравнодушному человеку. Духовное и душевное, Божественное и человеческое, Небесное и земное, эмоциональное и бесстрастное соединилось в этой иконе в нерасторжимом единстве.
Неувядаемая, непреходящая красота Горнего мира и его небожителей запечатлена на иконе сверкающими лучезарными красками, сияющим золотом и бездонной глубиной лазурита. Богоматерь с нежно прильнувшим к Ней Богомладенцем, пребывая в Небесном мире (Ее взор погружен в Себя), как будто сошла к нам на землю и Своим кротким, ласковым выражением свидетельствует о всепрощающей Божественной любви. Так воспринимали этот образ многие поколения русских людей, почитая его как чудотворный на протяжении пяти веков русской истории. Ныне, находясь среди выдающихся произведений древнерусской живописи в Третьяковской галерее, она по- прежнему остается великой православной святыней. Ее уникальный духовно-художественный образ привлекает внимание каждого посетителя галереи, вызывая в его душе неизменный отклик — в меру его внутреннего устроения и отношения к жизни.
Русская икона - Щенникова Людмила - Донская икона Божией Матери
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014, 76 с.
ISBN 978-5-00000-020-5
Русская икона - Щенникова Людмила - Донская икона Божией Матери - Оглавление
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ (Людмила Александровна Щ енникова)
- ОБРАЗ И СИМВОЛЫ (Людмила Александровна Щ енникова)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Людмила Александровна Щ енникова)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Людмила Александровна Щ енникова)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Перед нами строгий и торжественный образ Богородицы и Младенца Христа на Ее руках. Божия Матерь протягивает руку как бы в молитвенном предстоянии, а Божественный Сын благословляет Ее. В этой иконе нет ничего от нежного образа Богоматеринства, какой мы видим в других Богородичных иконах. Образы Матери и Сына величественны и надмирны, они - Царь и Царица, восседающие на троне.
Смоленская икона Божией Матери по общепринятому мнению считается одной из величайших чудотворных икон России. Она упоминается во всех популярных работах о чтимых Богородичных образах и в многочисленных научных статьях. Едва ли не большинство икон Одигитрии с фронтальным изображением фигур называются «Смоленскими». Какой же образ можно действительно назвать «Смоленским»? Как выглядела великая чудотворная икона и какова ее судьба? На эти вопросы ответит данная книга.
Русская икона - Щенникова Людмила - Смоленская икона Божией Матери
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014, 76 с.
ISBN 978-5-00000-028-1
Русская икона - Щенникова Людмила - Смоленская икона Божией Матери - Оглавление
- СКАЗАНИЯ И ПОЧИТАНИЕ (Людмила Александровна Щенникова)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Людмила Александровна Щенникова)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Людмила Александровна Щенникова)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Людмила Александровна Щенникова)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Перед нами образ Введения младенца Марии во храм. Справа мы видим первосвященника, замершего в поклоне. Напротив него Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы. Между ними видны благочестивые девы. Между этими склонившимися как своды здания взрослыми — маленькая, хрупкая, едва достающая до пояса родителям фигура младенца Марии. Сразу же бросается в глаза, что девочке всего три года, но на ней одеяния Пресвятой Богородицы: мафорий вишневого цвета, темно-красные сандалии. Внимательно присмотревшись, в правом верхнем углу мы замечаем еще одну фигуру Марии в тех же одеяниях. Она восседает, как на троне, а рядом парящий в воздухе Ангел протягивает Ей что-то...
Атмосфера иконы праздничная, радостная: перед нами изображение торжества, собравшего множество народа. Что это за храм, в который входит маленькая Дева Мария? Почему вход в него так торжественно отмечается Ее близкими? Введение во храм - что это за праздник, который до сих пор отмечается христианами как двунадесятый, как один из главных праздников Церкви; какое значение он имеет для христианской культуры; как на протяжении веков он изображался, и с помощью каких художественных символов иконописцы раскрывали его смысл, вы узнаете из этой книги.
Русская икона - Давидова Мария, Лепахин Валерий - Введение во храм Пресвятой Богородицы
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2013, 76 с.
ISBN 978 5 00000 013 7
Русская икона - Давидова Мария, Лепахин Валерий - Введение во храм Пресвятой Богородицы - Оглавление
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ (Валерий Владимирович Лепахин)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Мария Георгиевна Давидова)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Мария Георгиевна Давидова)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Мария Георгиевна Давидова)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
26 июня/9 июля Русская Православная Церковь чествует Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы. Явившаяся в 1383 году на землях древнего Приладожья, икона облюбовала место для своего пребывания на правом берегу реки Тихвины. Именно здесь для нее была построена деревянная церковь во имя Успения Богородицы, а в начале XVT столетия возведен ныне существующий каменный Успенский храм. Немало чудесных знамений и исцелений были связаны с Тихвинской иконой. Рассказы о них передавались из уст в уста, а затем вносились в текст сказания о явлении образа, дополняя его первоначальную основу. Одним из главных исторических событий, прославивших образ, было освобождение Тихвинского монастыря от осады шведов в начале XVII века. Неслучайно список с Тихвинской чудотворной иконы находился с русскими послами при подписании знаменитого Столбовского мира (27 февраля 1617 года), по которому Россия вернула себе Новгород, Старую Руссу и некоторые другие, захваченные шведами территории.
Особым почитанием икона пользовалась не только в среде простых богомольцев, за тысячи верст стекавшихся на поклонение ей в Тихвинский монастырь. С молением о чадородии было связано паломничество в Тихвин в 1526 году великого князя Василия III, а в 1546 году, незадолго до венчания на царство, Успенский храм посетил его сын Иоанн Васильевич. Богатые приношения иконе жертвовали представители знатных боярских и княжеских родов, императрица Анна Иоанновна, великие княгини и княжны. В 1798 году торжественное перенесение Тихвинской чудотворной иконы из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор Тихвинского монастыря совершил император Павел I.
На протяжении пяти с половиной столетий судьба иконы была неразрывно связана с Тихвинским Успенским храмом. Лишь в годы второй мировой войны во время фашистской оккупации Тихвина икона покинула его стены. В начале 1942 года она была вывезена в Псков, в 1944 временно находилась в Риге, а затем, принятая на попечение бывшим архиепископом Рижским Иоанном Гарклавсом, через Латвию, Польшу, Чехию и Германию достигла Американского континента, где пребывала в течение шестидесяти лет. Только сравнительно недавно, летом 2004 года, произошло возвращение образа в Россию. Об истории явления и прославления Тихвинской иконы, об особенностях иконографии чудотворного образа и его списков расскажет эта книга.
Русская икона - Надежда Валерьевна Пивоварова - Тихвинская икона Божией Матери
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014 — 76 с.
ISBN 978-5-00000-035-9
Русская икона - Надежда Валерьевна Пивоварова - Тихвинская икона Божией Матери - Содержание
- ИСТОРИЯ И ПОЧИТАНИЕ
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
День Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемый Русской Православной церковью 1/14 октября, — один из самых загадочных по происхождению и наиболее сложный в плане историко-литургического развития праздник. Исследователи уже более столетия обсуждают вопросы: связано ли его учреждение с Византией или он возник на Руси, в какое время и где он был впервые введен в церковный календарь, наконец, кто был непосредственным инициатором его установления.
Сложность ответа на эти вопросы объясняется не только отрывочностью сведений, содержащихся в старейших исторических и литургических источниках, но нередко и противоречивостью приводимых в них данных. Древнейшие литературные памятники — прологи (сборники кратких рассказов о том или ином событии Священной истории или святом), казалось бы, склоняют к мысли, что праздник имеет русское происхождение, однако этому противоречит свидетельство авторитетного писателя XV века Пахомия Серба (Логофета), сообщающего о заимствовании его Русью из Византии. Приблизиться к разрешению сложных проблем в определенной степени помогает иконография праздника Покрова Богородицы, имеющая многовековую традицию на Руси. Именно ей и посвящена эта книга.
Русская икона - Пивоварова Надежда - Покров Пресвятой Богородицы
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014, 16 с.
ISBN 978-5-00000-019-9
Русская икона - Пивоварова Надежда - Покров Пресвятой Богородицы - Оглавление
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Любая икона, на которой изображено какое-либо событие из земной жизни Спасителя или Пресвятой Богородицы, рассказывает нам, прежде всего, об обстоятельствах, которые его сопровождали. В то же время каждый такой образ наполнен символами, раскрывающими особый смысл праздника в евангельской и всеобщей истории, его значение в Божественном Замысле о спасении человеческой души.
Ложе, на котором возлежит праведная Анна, — всегда в центре икон Рождества Богородицы. Вокруг него служанки с дарами, рядом - женщины, омывающие в большой чаше-купели новорожденного младенца. Сквозь эти бытовые детали проступает радость о появлении на свет девочки, названной престарелыми родителями Марией. Она — долгожданный ребенок, вымоленный у Господа, и именно Ей уготовано стать Матерью Сына Божия Иисуса Христа. О рождестве Богородицы, с благоговением запечатленном древними мастерами на иконах, в храмовых росписях, мозаике и шитье, наш рассказ.
Русская икона - Липатова Светлана - Рождество Богородицы
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2013, 76 с.
ISBN 978-5-00000-002-1
Русская икона - Липатова Светлана - Рождество Богородицы - Оглавление
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ (Светлана Николаевна Липатова)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Светлана Николаевна Липатова)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Светлана Николаевна Липатова)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Светлана Николаевна Липатова)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Сохранившиеся древние произведения и летописи свидетельствуют, что декоративно-прикладное искусство играло важную роль в жизни наших предков. Кроме того, сами памятники показывают древнейшие варианты композиции, очевидно, бытовавшие в раннехристианские времена, но не сохранившиеся в живописи. И только в мелкой пластике мы видим, как именно выглядели древние изводы.
Среди византийских памятников особую группу составляют небольшие пластины из слоновой кости с резными изображениями. Резные произведения необыкновенно красивы и декоративны и создают впечатление теплоты, поэтому слоновая кость использовалась для изготовления резных икон, крестов и других предметов церковного обихода и личного благочестия. Для резьбы использовалась слоновая кость, которая доставлялась в столицу Византии - Константинополь - из Африки и Индии.
Ранние образы Успения Богородицы — несколько резных пластин из слоновой кости, датируемых концом X в. Это время вошло в историю европейского искусства благодаря уникальным рукописям, особенно Евангелиям, созданным для епископов и правителей. Евангелие Оттона III (Баварская государственная библиотека, Мюнхен) прославилось своими миниатюрами; оно было полностью написано золотыми чернилами и является подлинным шедевром ювелирного искусства, изготовленным из золота, слоновой кости, драгоценных камней и жемчуга. Одно из украшений манускрипта - резная пластина с образом Успения Богородицы.
Русская икона - Лепахин Валерий, Белик Жанна - Успение Пресвятой Богородицы
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014, 76 с.
ISBN 978-5-00000-024-3
Лепахин Валерий, Белик Жанна - Успение Пресвятой Богородицы - Оглавление
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ (Валерий Владимирович Лепахин)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Жанна Григорьевна Белик)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Жанна Григорьевна Белик)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Жанна Григорьевна Белик)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Первой книгой издателей мы
Да, а еще 5 нету...
почему ты так решил?
Эх не знал я что вы их
Ну к сожалению пока из нет...
Ну к сожалению пока их нет.... Если попадутся недостающие тома. Можно будет отсканировать.