Есть два пути Боговедения. Один – непосредственная и деятельная вера, которая без сомнений и колебаний, по детски приемлет Истину; другой – путь мучительных исканий и сомнений, нередко разгорающихся в неутолимое пламя скептической «epoche». Сомнение – темный огонь, однозвучная тишина томительного прозябания и мрак, только время от времени пронизываемый светом несомненной Истины, впрочем – сущий именно ею, ибо источник сомнения в несомнительном и жажде его. Деятельна истинная вера. Но в деятельности же выражается и сомнение. Оно дерзко испытует Правду грехом или томится и горит не сгорая в собственном своем ледяном холоде.
Кто-то стонет во тьме и холоде, кричит от невыносимой боли, зовет тебя. А ты… ты не слышишь; или слышишь, но не хочешь слышать, уходишь дальше, чтобы не слышать… Вот теперь ты только вспоминаешь о крике и стараешься забыть о нем. – Так тебе «спокойнее». И ты торопливо захлопнул свою дверь, словно и не подумав: не протянуты ли безмолвные руки на твоем пороге. Ты в тепле и свете, хотя и тусклый у тебя свет и не надолго тебе тепло. Ты «делаешь свое дело». А вместо сердца у тебя кусочек льда, который колет и обжигает… Так и тебя никто не услышит, когда будешь ты кричать от боли и одиночества, когда будут дрожать твои протянутые в безмолвной мольбе руки… – Вихрь и сухой звон холодных сталкивающихся льдинок, ледяная колючая пыль… Ты «делаешь свое дело»… Точно есть у тебя дело, которое бы не касалось других, точно мука других не твое дело!
Лев Платонович Карсавин - О Началах
М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016 год – 475 с.
ISBN 978-5-4475-9024-6
Лев Платонович Карсавин - О Началах - Содержание
- ГЛАВА ПЕРВАЯ
- ГЛАВА ВТОРАЯ
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ
- ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
- ГЛАВА ПЯТАЯ
- ГЛАВА ШЕСТАЯ
- ГЛАВА СЕДЬМАЯ
- ГЛАВА ВОСЬМАЯ
- ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Имя Джордано Бруно известно всем. Всякий знает о его трагической судьбе, о том, что он был заживо сожжен инквизиторами на костре. Однако сведения о том, кем он был и за что его сожгли, имеют у большинства людей поверхностный, а зачастую и превратный характер. Бытует «плакатное», если можно так выразиться, представление о Бруно как о человеке, который «жертвою пал» в борьбе зарождающейся науки Нового времени с консервативным религиозным мировоззрением Средневековья: его сожгли за то, что он был сторонником гелиоцентрической системы Коперника и учил о бесконечности Вселенной. На самом деле все складывалось не так прямолинейно.
Лев Карсавин - Джордано Бруно
СПб. : «Издательство «Наука», 2016, - 265 с.
ISBN 978-5-02-038430-9
Лев Карсавин - Джордано Бруно - Содержание
- Слинин Я. А. Джордано Бруно в истолковании Льва Карсавина
- I. Жизнь Бруно
- II. Схоластика, Николай Кузанский и Бруно
- III. Философская система Бруно
- IV. Бруно и трагедия Ренессанса
Так как тварь несовершенна, но по существу своему всеедина, личное бытие ее моментов выраженое не с одинаковою степенью полноты. Потому-то рядом с актуальными личностями и должны быть и есть зачаточные, и потенциальные – животный и вещный мир.
Саморазъединение, или умирание, твари (т. е. причастие ее жертвенному и за нее умиранию Логоса) выражается в том, что тварь отрицает себя и противопоставляет себе как еще сущей и самодвижной, себя же, как утратившую полноту своего бытия и самодвижности. Это противопоставление входит в противопоставление тварью своего духа своему телу. Плотянеющий дух можно назвать душою: предельную для несовершенства телесность, необходимость и мертвость – вещностью. Единство мира являет себя и в том, что, если некоторые индивидуации твари только вещны, «только-душевные» или органические индивидуации обязательно и вещны, а духовно-человеческие и душевны, и вещны (там же). Поэтому человек – полная (принципиально и потенциально) индивидуация всего бытия, т. е. – микрокосмос и даже сам космос.
Лев Платонович Карсавин - О личности
Моска: Берлин: Директ-Медиа, 2016 г. – 286 с.
ISBN 978-5-4475-9031-4
Лев Платонович Карсавин - О личности – Содержание
- Введение
- I. Индивидуальная личность
- II. Симфоническая личность
- III. Совершенство и несовершенство личности
Лев Платонович Карсавин - Без догмата : избранные работы разных лет
М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016 год – 533 с.
ISBN 978-5-4475-9027-7
Лев Платонович Карсавин - Без догмата : избранные работы разных лет - Содержание
- Мистика и ее значение в религиозности средневековья
- Глубины сатанинские (Офиты и Василид)
- София земная и горняя
- Достоевский и католичество
- Восток, Запад и русская идея
-
Диалоги
- I. Об основных свойствах русского народа и царственном единстве добродетелей
- II. О прогрессе и социализме
- О сомнении, науке и вере
- Путь православия
- О сущности православия
- Церковь, личность и государство
- Веруем во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь
- Без догмата
- Пролегомены к учению о личности
- Лагерные сочинения. Основные тезисы метафизического миропознания (составленные в лагере Абезь, лагерный пункт № 4, в 1950–51 гг.)
- Введение
- О так называемом «бессмертии души»
- Об апогее человечества
- Молитва
Карсавин Лев - Святые отцы и учители Церкви
под ред. Л. М. Суриса
М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. 237 с.
ISBN 978-5-4475-9028-4
Карсавин Лев - Святые отцы и учители Церкви - Содержание
Введение
- Лжеименный гносис
- Василид, Валентин, Маркион
- Мужи апостольские и апологеты
- Св. Ириней Лионский
- Христианский гносис и Климент Александрийский
- Ориген
- Монархиане и лукианисты
- Борьба за единосущие
- Св. Афанасий Великий
- Учение о Троице и каппадокийцы
- Св. Григорий Нисский
- Исход святоотеческого богословия
Лев Карсавин - История европейской культуры - Том 1 - Римская империя, христианство и варвары
Пер. с лит. Т. Алекнене; науч. ред., библиография А. Клементьева
СПб, Алетейя, 2017. - 336 с.
Библиотека средних веков
ISBN 978-5-89329-639-6
ИЗДАТЕЛЬСТВО «АЛЕТЕЙЯ»ПЕРЕИЗДАЕТ СВОИ КНИГИ ПРЕЖНИХ ЛЕТ, СТАВШИЕ НАИБОЛЬШЕЙ РЕДКОСТЬЮ, ТИРАЖОМ В 50 ЭКЗЕМПЛЯРОВ
Лев Карсавин - История европейской культуры - Том 1 - Римская империя, христианство и варвары - Содержание
- I. Социально-политический строй поздней империи
- II. Экономический строй империи
- III. Доминат и гибель Западной империи
- IV. Духовная культура империи
- V. Языческое общество и христианство
- VI . Историческое значение христианства и христианского богословия
- VII. Христианский аскетизм и Церковь
- VIII. Христианское миросозерцание и Церковь на Западе
- IX. Рим, лигуры и кельты
- X. Германцы
- XI. Англосаксы
- XII. Франки, лангобарды и папский Рим
- Библиография
Карсавин Лев - Католичество
под ред. Л. М. Суриса
М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. 150 с.
ISBN 978-5-4475-9029-1
Карсавин Лев - Католичество - Содержание
- I. Христианство, как абсолютная религия. Христианство и наука. Христианство, христианские исповедания и другие религии
- II. Католическая церковь, как единая и вселенская. Единство живых и усопших. Приятие в единство плоти. Расширение его на мир и католическая идея. Единство любви, правды (закона) и истины (знания). Единство теоретической и практической Истины
- III. Проблема видимой церкви. Церковь, как «corpus permixtum». Знание и вера. Писание и Предание. Церковь – хранительница их и fides implicita
- IV. Осуществление видимого единства в развитии церкви. Соборно-епископальная и папская теории. Папская непогрешимость
- V. Претворение теоретической Истины в жизнь, как характерная черта католичества. Общий характер католического богословия
- VI. Католическая догматика. Христология, сотериология, мариология. Учение о спасении. Августинство и Пелагианство
- VII. Идея Божества и учение о спасении
- VIII. Учение о состоянии прародителей в раю и грехопадении. Единство всех в Адаме и Христе. Свободная воля, благодать и греховность. Греховность, грехи и спасение
- IX. Отрицательная и положительная стороны религиозно-морального процесса. Казуистическая мораль. Религиозно-моральный идеал католичества в двух своих проявлениях
- X. Отрицательная и положительная стороны религиозно-морального процесса. Казуистическая мораль. Религиозно-моральный идеал католичества в двух своих проявлениях
- XI. Благодать, таинства и иерархия. Сакраменталии и свободные обнаружения благодати. Молитвы и добрые дела
- XII. Пастырствующая и правящая церковь. Проникновения в жизнь. Проблема принуждения. Цензура. Инквизиция
Лев Карсавин - Монашество в средние века
Монашество — историческая форма осуществления аскетического идеала. В основе же этого идеала лежит дуалистическое мирочувствование и, в более развитом виде его, — миропонимание. Если существует тот или иной вид, та или иная степень дуализма, хотя бы в противопоставлении добра и зла, духа и тела, попытка доставить торжество тому, что признается ценным, необходимо приводит к аскезе.
В этом смысле всякое самоупражнение, духовное самовоспитание, достигаемое путем воздержания от ряда своих желаний или путем устремления к добру (благодаря чему многие желания отпадают сами собой), уже будет аскезой. И нет принципиальной разницы между духовной борьбой со своими «грехами» (прямой — в первом случае, косвенной — во втором) и самобичеванием, какие бы дикие формы оно ни принимало. Разница — в силе борьбы признаваемого положительным с тем, что признается отрицательным, в ожесточенности ее и во внешних ее проявлениях, то есть в средствах борьбы.
Чем интенсивнее дуалистическое мирочувствование, чем сильнее ощущается сила зла, тем ярче проявления аскезы. Наоборот, «прирожденная святость», благодать увлечения добром,при которой преодоление зла является не главной целью, а следствием, вторичным эффектом, делают излишними крайние формы аскезы, легкой борьбу со злом, но не устраняют аскезы, потому что для этого надо было бы стереть само различие между добром и злом.
В христианском учении даны основы дуализма и аскетизма. Их нельзя выкинуть из священных книг, не разрушив содержащегося в них учения. Юноша спрашивал у Христа, что делать, чтобы быть совершенным, и получил ответ: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим... и приходи и следуй за Мною». «И всякий,— прибавил Христос, — кто оставит домы, или братьев,или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Трудно богатому войти в Царствие Божие,и высок поставленный Христом, осуществляемый Им и Его верными учениками идеал. «Лучше не жениться», —толковали слова Иисуса апостолы.
«Не все вмещают слово сие, —отвечал Он им, — но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». Осуществлялся ли идеал Христов «скопцами от рождения» легко и свободно, в силу самопроизвольного внутреннего стремления к добру или же «оскопившими себя» —ценой страданий и борьбы, он предполагал различие добра и зла, был дуалистичен, требовал отвержения зла —был (пассивно или активно) аскетичен.
Понимая высоту своего идеала, Спаситель не требовал от всех полного его соблюдения, снисходя и прощая. Но и неполное осуществление идеала было дуализмом, предполагая сознательное стремление к нему, аскетизмом, требуя отказа от зла. Всех же, кто чувствовал в себе силы, достаточные для того, чтобы поднять бремя неудобоносимое, Христос звал к совершенству, к высшему, что доступно было человеку, — к «следованию за Ним», и, следовательно, к отречению от мира —к высшей степени аскезы или к собственно аскетизму.
Лев Карсавин - Монашество в средние века
Под ред. Л. М. Суриса – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 186 с.
ISBN 978-5-4475-9030-7
ISBN 978-5-4475-9030-7
Также издание:
М. : Ломоносовъ, — 2012. — 192 с.
История. География. Этнография
ISBN 978-5-91678-124-3
Лев Карсавин - Монашество в средние века - Содержание
Глава I. Начала монашества
Глава II. Западное монашество до Бенедикта
Глава III. Бенедикт и его устав
Глава IV. Английские миссионеры и распространение бенедиктинства
Глава V. «Обмирщение» монашества и его «реформы»
Глава VI. Итальянские еремиты
Глава VII. Клюнийское движение
Глава VIII. Цистерцианцы
Глава IX. Каноникаты
Глава Х. Рыцарские ордена.
Глава XI. Новое понимание христианства и Францисканскийорден
Глава XII. Успехи нового понимания христианства и Доминиканский орден
Глава XIII. Церковь и нищенствующие ордена. Судьба апостольского идеала
Глава XIV. Религиозные организации мирян
Заключение
Примечания
Глава III. Бенедикт и его устав
Глава IV. Английские миссионеры и распространение бенедиктинства
Глава V. «Обмирщение» монашества и его «реформы»
Глава VI. Итальянские еремиты
Глава VII. Клюнийское движение
Глава VIII. Цистерцианцы
Глава IX. Каноникаты
Глава Х. Рыцарские ордена.
Глава XI. Новое понимание христианства и Францисканскийорден
Глава XII. Успехи нового понимания христианства и Доминиканский орден
Глава XIII. Церковь и нищенствующие ордена. Судьба апостольского идеала
Глава XIV. Религиозные организации мирян
Заключение
Примечания
Философия истории определяется тремя основными своими задачами. — Во-первых, она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки. Во-вторых, она рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания, т. е. указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию. В-третьих, задача ее заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса.
Поскольку философия истории ограничивает себя первою задачею, она является теориею истории, т. е. теориею исторического бытия и теориею исторического знания. Поскольку она преследует решение второй задачи, она — философия истории в узком и специальном смысле термина «философия». Наконец, в области, определенной третьей задачей, она предстает перед нами, как метафизика истории, причем, конечно, в термине «метафизика» мною не мыслится отвлечение от конкретной эмпирии, но — конкретное познание исторического процесса в свете наивысших метафизических идей. С первого же взгляда очевидна глубокая органическая, нерасторжимая связь проблем теории истории и философии истории.
Лев Карсавин - Философия истории
АО Комплекс С - Петербург, 1993
Текст рукописи подготовлен Хоружим С. С.
ISBN 5-88956-004-6
Лев Карсавин - Философия истории - Оглавление
- ГЛАВА ПЕРВАЯ Основные предпосылки и понятая философии истории
- ГЛАВА ВТОРАЯ Границы истории. Исторический субъект и его моменты
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ Историческое обобщение. Закон развития
- ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Историческое развитие и теория прогресса
- ГЛАВА ПЯТАЯ Настоящее и прошедшее в истории. Причины и личность. История и природа
Некий мудрец выступал (как и положено мудрецу) перед людьми не слишком близкими ему и довольно далекими (что также вполне обычно) от того, о чем он говорил. А говорил он о том, что каждый человек должен иметь перед собой Иисуса Христа и с Ним согласовывать все свои поступки. Ведь каждое слово Мессии было тесно связано со всей Его жизнью и деятельностью. Поэтому любой человек может соотносить с Ним свой внутренний голос, поняв, согласуется ли его решение в конкретной жизненной ситуации с обликом Христа. Такова в общих чертах была его речь, после которой мудрец предложил задать ему вопросы. Но никто не откликнулся. Наступило тягостное молчание... Этим почти тщетно взывавшим мудрецом был Л. П. Карсавин; а история, звучащая как притча, но рассказанная в действительности очевидцем, была не больше (но и не меньше), чем иллюстрацией, раскрывавшей (или скорее зашифровывавшей) чисто карсавинcкое решение проблемы «метафизика и жизнь».
Философы и богословы по-разному подходили к ней. Среди них бывали и те, кто переживал внутреннюю разорванность бытия как его онтическое свойство; ощущал необходимость сохранения дистанции по отношению к окружающему несовершенному миру (в том числе миру людей), пытаясь наладить позитивные связи с ним.
Лев Платонович Карсавин - Путь православия
(Philosophy)
М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. — 557, [3] с.
ISBN 5-17-017991-Х (ООО «Издательство АСТ»)
ISBN 966-03-1739-5 («Фолио»)
Лев Платонович Карсавин - Путь православия - Содержание
Николов П. О. - Метафизика и жизнь в творчестве Л. П. Карсавина
Saligia, или весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке, зле и семи смертных грехах
Noctes Petropolitanae
Об опасностях и преодолении отвлеченного христианства
О личности
Поэма о смерти
Путь православия
Примечания
Содержание
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
спасибо