В предыдущих томах данного исследования затрагивались исторические трансформации тех ментальных образов, которые я обозначил «масками» Бога, к которым люди повсеместно прибегали, стремясь приобщиться к восторгу бытия. В этой связи мифологии и обряды Древнего мира, Востока и ранних этапов развития Западных верований рассматривались нами как величественные этапы развития единой системы. На всём протяжении развития нашего - пока что ещё совсем юного - вида высокое почтение по отношению к унаследованным формам, как правило, преобладало над всякой из форм новшества. Многие тысячелетия сменяли друг друга - без конца переигрывались одни и те же сюжеты, уходящие корнями Бог весть куда.
Однако с недавних пор ситуация на Западе изменилась кардинальным образом. Начиная с 12 века внушительная ортодоксальная традиция, бурно расцветшая в этот период, подверглась нарастающему сопротивлению, и после её падения освобождённый творческий потенциал «гигантов» своего века смог наконец излиться: так мир преисполнился не одной или двумя, но целым созвездием мифологий - по одной на каждого из вдохновляющих их гениев, которые, несомненно, должны быть приняты во внимание при проведении любого исследования, касающегося нашего века титанов. Даже в среде теологии, доминировавшей ранее, однако отошедшей на второй план сегодня, наблюдаются многочисленные разночтения христианского откровения, начало которым положили Лютер и Меланхтон с его «Аугсбургским вероисповеданием», датирующимся 1530 годом. Тем временем действительным источником духовного вдохновения, а также структурирующей силой цивилизации стал прорыв в сферах литературы, светской философии и искусств, которые, лишённые гнёта теологии, смогли развернуться во всей полноте, достигнув необычайных глубин и огромного разнообразия.
Джозеф Кэмпбелл - Маски Бога: созидательная мифология - Том 4 - Книга 1
Касталия, 2023, 410 с.
ISBN 978-5-521-23740-1
Джозеф Кэмпбелл - Маски Бога: созидательная мифология - Том 4 - Книга 1 - Содержание
Часть первая. От древней лозы
Глава 1 Между опытом и наставлением
- I. Созидательная символизация
- II. Откуда слова возвращаются непроизнесёнными
- IV Горы бессмертных
Глава 2 Преображённый мир
- I. На пути благородной любви
- II. Врата Дьявола
- III. Элоиза
- IV Ложе из кристалла
- V Эстетический восторг
- VI. Зелье
Глава 3 Слово; скрытое за другими
- I. Речи, исполненные символизма
- II. Наследие классической эпохи
- III. Кельто-германское наследие
- IV Наследие ислама
- V Гностики
Часть вторая. Бесплодная земля
Глава 4. Любовь-смерть
- I. Эрос, агапэ и амор
- II. Благородное сердце
- III. Анаморфоз
- IV Песнь, доносящаяся из Обители, скрытой под волнами
- V Лунный бык и солярный скакун
- VI. Повесть о прекрасной Изольде
Глава 5. Пламя феникса
- I. О истинно благословенная ночь!
- II. Путь левой руки
- III. Puer Aeternus
- IV Хаос
Глава 6. Равновесие
- I. Противостояние любви и чести
- II. Личность и общество
- III. Эротическая ирония
- IV Идентичность и взаимосвязь
- V Путь красоты
- VI. Алтарь и амвон
- VII. Демократия и террор
- VIII. Рана Амфортаса
Романы артурианского цикла имеют кельтские корни. Сама же кельтская культура, в свою очередь, взросла на плодородной почве мифологического и ритуального наследия неолита и бронзового века, культурное развитие которых проходило поэтапно в период примерно с 7500 по 2500 гг. до н.э. и достигло своего пика и высочайшего выражения в древнейших земледельческих поселениях, а также городах-государствах, раскинувшихся на обширных территориях Ближнего Востока - по такому же пути следовали впоследствии все прочие развитые цивилизации древности.
Вследствие процесса диффузии культурный комплекс, вдохновлённый глубинным интуитивным прозрением о существовании единого уклада, которому подчиняется всё сущее, распространился из этого очага или же, как я назвал его, зоны мифогенизации, перенося богатые смыслами символы во все уголки нашего мира. Ввиду этого кельтские мифы об Обители, скрытой под волнами, Обители юности, Острове женщин (в романах артурианского цикла он фигурирует под названием «Авалон») можно считать вариантами этого изначального мифа о великой Богине и её супруге, который, достигнув этой северо-западной оконечности, претерпел здесь определённые видоизменения, чтобы соответствовать особенностям местного менталитета.
Джозеф Кэмпбелл - Маски Бога: созидательная мифология - Том 4 - Книга 2
Касталия, 2023, 298 с.
ISBN 978-5-521-23741-8
ISBN 978-5-521-23741-8
Джозеф Кэмпбелл - Маски Бога: созидательная мифология - Том 4 - Книга 2 - Содержание
Часть третья. ПУТЬ И ЖИЗНЬ
Глава 7. РАСПЯТЫЕ
- I. Обращение колеса блаженного ужаса
- II. Искалеченный Король-рыбак
- III. Искания за пределами смысла
- Глава 8. ПАРАКЛЕТ
I.Вдовий сын
- II. Первое интермеццо: символы возвращаются к жизни
- III. О рыцаре и прекрасной даме
- IV Озарения
- V Второе интермеццо: секуляризация мифа
- VI. Замок чудес
- VII . Третье интермеццо: Мифогенез
- VIII. Коронация
- IX. Посланец: каждому свой
ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ НОВАЯ ЛОЗА
Глава 9 СМЕРТЬ «БОГА»
- I. Преступление Галилея
- II. Новая действительность
- III. Имена и формы
- IV Новая Вселенная
- V Рыцарь печального образа
- VI. К мифологиям грядущего
Глава 10 РАЙ НА ЗЕМЛЕ
- I. Божества внутри нас
- II. Символизация
Сравнительное изучение мифологий всех народов мира вынуждает нас рассматривать историю культуры человечества как единое целое; ибо такие темы как похищение огня, потоп, царство мертвых, непорочное зачатие и возрождение героя известны по всему миру — они появляются повсюду в новых комбинациях, представляя собой при этом, подобно элементам калейдоскопа, всего несколько неизменных сюжетов. Более того, в то время как в сказках, рассказываемых ради развлечения, эти мифические темы принимаются легкомысленно — очевидно, в духе забавы — они появляются также и в религиозных контекстах, где воспринимаются не только как фактически верные, но даже как истинные откровения, живым свидетелем которых является вся культура, и из которых культура черпает свою энергию для духовного и светского влияния. Не известно ни одного человеческого общества, в котором подобные мифологические мотивы не были бы воспроизведены в литургии; истолкованы провидцами, поэтами, теологами, или философами; представлены в искусстве; возвеличены в песнях; и экстатически прожиты в жизнеутверждающих видениях. Действительно, хроника нашего биологического вида, начиная с самой ранней её страницы, была не просто отчетом о прогрессе человека, создающего инструменты, но — что более трагично — историей излияний полыхающих видений в умы пророков и историей попыток земных сообществ воплотить неземные заветы. Каждый народ получил свою собственную печать и свой знак сверхъестественного предназначения, сообщаемого своим героям и ежедневно подтверждаемого жизнями и переживаниями этих людей. И, хотя многие, кто преклоняется с закрытыми глазами в святилищах своей традиции, критически смотрят на чужие священнодействия и осуждают их, объективное и честное сопоставление сразу же выявляет то, что все они выстроены из материала единого фонда мифологических мотивов — по-разному отобранных, организованных, истолкованных и ритуализованных в соответствии с локальными нуждами, но чтимыми каждым человеком на земле.
Такой предстает захватывающая психологическая, а также историческая, проблематика. Человек, по-видимому, не может утверждать себя во вселенной без веры в некий механизм общего наследования мифа. На самом деле, полнота его жизни, может показаться, стоит в прямой зависимости от глубины и широты его местной мифологии, а не его рационального мышления. Откуда исходит сила этих ирреальных материй, способных возбуждать популяции людей, создавая из них цивилизации, каждая из которых прекрасна и обладает убежденностью в своей собственной особой судьбе? И почему должно быть так, что каждый раз, когда человек ищет нечто надежное для установления основания своей жизни, он выбирает не факты, которыми изобилует мир, но мифы древнего воображения — порой превращая жизнь в ад для себя же самого и своих соседей, во имя некоего жестокого бога, предпочитая это тому, чтобы с благодарностью принимать богатства даруемые миром?
Должны ли современные цивилизации оставаться духовно запертыми и отделенными одна от другой в своих локальных понятиях о смысле общепринятой традиции; или мы все же в состоянии прорваться к более глубоким пункту и контрапункту человеческого понимания? Важным фактом является то, что мифы наших разных культур воздействуют на нас, сознательно или бессознательно, как высвобождающие энергию, мотивирующие к жизни и как направляющие нас факторы; поэтому, даже в случае согласия между нами на уровне рационального мышления, мифы, которыми мы живем — или которыми жили наши отцы — могут вести нас, в тот же самый момент, в диаметрально противоположные стороны.
Джозеф Кемпбелл - Маски Бога. Изначальная мифология. Том 1 - часть 1
М. : «Касталия», 2019. — 236 с.
ISBN 978-5-519-68390-6
Джозеф Кемпбелл - Маски Бога. Изначальная мифология. Том 1 - часть 1 - Содержание
- Пролог К естественной истории богов и героев
- Часть первая Психология мифа - Введение Урок маски - Глава 1. Загадка врожденного образа - Глава 2. Отпечатки опыта
- Часть вторая Мифология первобытных земледельцев - Глава 3. Культурная область высоких цивилизаций - Глава 4. Край обреченных на заклание царей - Глава 5. Ритуал любви—смерти
Ранее мы уже ознакомились с примером поиска своего предназначения в американской индейской легенде о происхождении маиса. Когда Скулкрафт записал эту версию весьма распространенной в Америке легенды у племени Оджибва, оно, по своему культурному уровню, было идентично Натуфийской культуре архаического Ближнего Востока, о. 6000 в до н.э. Это были охотники и воины, принадлежащие в алгонкиноской группе, поэтому основная часть их мифов и сказок принадлежала к охотничьей, а не земледельческой традиции. Однако, в тот период они начали перенимать у земледельческих народов более развитого юга способ культивирования и готовки маиса, который они использовали в качестве добавки к их обычной охотничьей добыче. А вместе с маисом пришел к ним и древний, древний миф о чудесном растении—Дема, с которым мы впервые ознакомились среди каннибалов Индонезии и чей путь проследили вдоль Тихого океана к кокосовой пальме. Сотни племен на территории Южной Америки применяли этот миф по отношению к различным пищевым растениям, которыми богат этот плодородный континент, и здесь, в Северной Америке, мы снова встречаемся с ним, приспособленным не только к представлению маиса, с его зелеными побегами и плюмажем из листьев, но и к чуждому типу мифологического мышления — «видению». Здесь мы не находим великого сообщества, «людей» мифологического века, но перед нами лишь одинокий юноша — такой же мальчик, каким был бы каждый на его месте, отправившийся на поиски своего озарения в том состоянии исключительного уединения, о котором наш эскимосский шаман Игьюгарьюк говорил, что оно «может открыть человеческому сознанию все то, что скрыто от других.»
Джозеф Кемпбелл - Маски Бога - Изначальная мифология - Том 1 - часть 2
М: «Касталия», 2019. — 272 с.
ISBN 978-5-519-68391-3
Джозеф Кемпбелл - Маски Бога. Изначальная мифология. Том 1 (часть 2) - Содержание
- Часть вторая Мифология первобытных земледельцев (продолжение) - Глава 6. Шаманизм - Глава 7. Повелитель животных - Глава 8. Палеолитические пещеры
- Часть третья Археология мифа - Глава 9. Мифологические этапы палеолита - Глава 10. Мифологические этапы неолита
- Заключение Функционирование мифа
По мере того, как мрачные и жестокие ритуалы примитивных народов преобразовывались в мифы и легенды, постепенно распространяясь в Египет, Индию, Китай, Тибет и Японию, они претерпели тысячи перемен, обусловленных особенностями уклада, менталитета и образа жизни различных наций, благодаря чему мы имеем сейчас блистательное многообразие жемчужин Восточной литературы, однако за всеми этими оболочками мы с лёгкостью можно обнаружить тот корень, на котором они все взросли. И именно этим двум вопросам — блистательному многообразию сюжетов и источнику, из которого они вытекают, посвящает Джозеф Кэмпбелл второй том.
Учение о вечном возрождении, заключённое в египетском Сказе о двух братьях; о пустоте, заключённой в «Гирлянде сутр, украшающей Просветлённого» буддистов Махаяны; об Инь и Янь приверженцев Дао; о «взаимовлиянии» китайского коммунизма; и Тантрическом представлении о единстве, о полноте присутствия в каждом до единого, всех граней небес и ада — вся эта совокупность учений, объединённая в Восточной мысли, рассматривается здесь Кэмпбеллом с учётом последних достижений в области изучения стран Востока.
Джозеф Кэмпбелл - Маски Бога - Том 2 - Восточная мифология - Книга 1
М: «Касталия», 2021 - 426 с.
ISBN 978-5-521-15873-7
Джозеф Кэмпбелл - Маски Бога - Том 2 - Восточная мифология - Книга 1 - Содержание
- Введение
- Часть первая. Раскол востока и запада - Глава 1. Отпечатки четырех великих культур - Глава 2. Города бога - Глава 3. Города людей
- Часть вторая. Мифологии Индии - Глава 4. Древняя Индия - Глава 5. Буддизм в Индии - Глава 6. Золотой век Индии
Обнаружение следов расы немонголодного типа в числе древнейших полностью человеческих останков (Homo sapiens) на Дальнем Востоке представляет интерес не только с антропологической, но и с мифологической точек зрения, поскольку это могло бы (и я подчёркиваю, что лишь могло бы) помочь пролить свет на некоторые (подчёркиваю, только некоторые) из параллелей, которые обнаруживаются между мифами и стилями в искусстве индейцев Северной Америки и древнего населения Китая.
Существуют утверждения о том, что [монголоидные] физические особенности строения сформировались в результате пребывания в среде, где преобладающим фактором выступал сильный холод. Подобные погодные условия должны были существовать в Сибири, а также в восточной части Центральной Азии во время четвёртого Ледникового периода, когда свободные от льда области представляли собой подобие спасительных карманов, затаившихся между горными ледниками и сибирскими ледниковыми щитами. В этих областях было чрезвычайно холодно (часто температура падала ниже 20 °С) и там бушевали сильные ветра. Животным и людям, обитавшим в этом регионе, должно быть приходилось вести ужасную борьбу за существование.
Джозеф Кэмпбелл - Маски Боrа - Том 2 - Восточная мифология - Книга 2
М: «Касталия», 2021-178 с.
ISBN 978-5-521-15874-4
ISBN 978-5-521-15874-4
Джозеф Кэмпбелл - Маски Боrа - Том 2 - Восточная мифология - Книга 2 - Содержание
Часть третья. Мифологии Дальнего востока
- Глава 7. Мифология Китая
- Глава 8. Мифология Японии
- Глава 9. Тибет: Будда и вновь обретённое счастье
Географической точкой разделения между сферами Востока и Запада служит иранское плато. К востоку от него находятся духовные области Индии и Дальнего Востока; к западу - Европа и Левант.
В общем и целом последние события в истории мифологии Запада могут быть выражены в качестве величественного взаимодействия двух этих противоположных видов благочестия; в частности это яростное, приливами накатывающее колебание от Востока к Западу, Запада к Востоку, Востока к Западу и снова Запада к Востоку, которое началось во время первой серьезной попытки завоевания Греции персами в 490 г. до н.э. Захват Александром Леванта вызвал прилив левантской волны и сопровождался победами Рима.
Большей частью сложного и жизнеспособного наследия Запада мы обязаны тому противоборству, стороны которого принимаются нами в равной мере, между сторонниками того, что преподносится как Слово Божие с одной стороны и рациональными индивидуумами с другой. Восточный ум никогда не был потревожен ничем подобным, ибо на всей территории к востоку от Ирана древняя иератическая космология вечного круговорота вселенной бронзового века - статичная и, в то же время, пребывающая в вечном движении - сохраняется и по сей день, подобно последнему слову о вселенной и месте человека в ней. Согласно этому видению несмотря на то, что всё в мире пребывает в кажущемся смятении, в основе лежит гармония, как проявление всепоглощающего и поддерживающего всё сущее таинства бытия, которое выходит за пределы мысли, воображения и определения и, в том числе, превосходит возможности научного исследования.
Джозеф Кэмпбелл - Маски Бога - Том 3 - Мифология Запада - Книга 1
М. : «Касталия»; 2022. — 258 с.
ISBN 978-5-521-16371-7
Джозеф Кэмпбелл - Маски Бога - Том 3 - Мифология Запада - Книга 1 - Содержание
Часть первая. ВЕК БОГИНИ
- ВВЕДЕНИЕ. Миф и ритуал: Восток и Запад
- Глава 1. НЕВЕСТА ЗМЕЯ - I. Богиня-мать Ева - II. Кровь Горгоны - III. Ultima Thule - IV. Право Матери
- Глава 2. СУПРУГА БЫКА - I. Матерь Божья - II. Две царицы - III. Мать Минотавра - IV. Победа сынов света
Часть вторая. ВЕК ГЕРОЕВ
- Глава 3. БОГИ И ГЕРОИ ЛЕВАНТА: 1500-500 гг. до н. э. - I. Книга Господа - II. Век мифологии - III. Век Авраама - IV. Век Моисея
- Глава 4. БОГИ И ГЕРОИ ЕВРОПЕЙСКОГО ЗАПАДА: 1500-500 гг. до н. э. - I. Диалог между Севером и Югом - II. Браки Зевса - III. Путь через ночной океан - IV. Полис
Часть третья. ЭПОХА ВЕЛИКОЙ КЛАССИКИ
- Глава 5. ПЕРСИДСКИЙ ПЕРИОД: 539-331 до н.э. - I. Этический дуализм - II. Падение и преображение - III. Царь царей - IV. Остаток - V. Бог любви
Джозеф Кэмпбелл - Маски Бога - Том 3 - Мифология Запада - Книга 2
М. : «Касталия», 2022.— 310 с.
ISBN 978-5-521-16372-4
Джозеф Кэмпбелл - Маски Бога - Том 3 - Мифология Запада - Книга 2 - Содержание
Часть третья. ЭПОХА ВЕЛИКОЙ КЛАССИКИ
- Глава 6. ЭЛЛИНИЗМ: 331 г. до н.э. - 324 г. н. э. - I. Бракосочетание Востока и Запада - II. Синкретический и этнический монотеизм - III. Апокалиптические культы и мистерии - IV. Стражи Мёртвого моря
- Глава 7. ВЕЛИКИЙ РИМ: о. 500 до н.э. - I. Кельты - II. Этрурия - III. Век Августа - IV. Воскресший Христос - V. Видимый Христос - VI. Миссия Павла - VII. Падение Рима
Часть четвёртая. ВЕК ВЕЛИКИХ ВЕРОВАНИЙ
- ВВЕДЕНИЕ. Диалог Европы и Леванта
- Глава 8. КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ - I. Маги - II. Византия - III. Пророк Ислама - IV. Покров Закона - V. Покров мистика - VI. Разрушенные чары
- Глава 9. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ - I. Остров святых - II. Причуды богов - III. ROMA - IV. AMOR
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. На рубеже веков
Цель этой книги заключается именно в том, чтобы обнаружить природу некоторых из этих истин, знакомых нам под масками персонажей религий и мифов, свести воедино множество не слишком сложных для понимания характерных фрагментов, и так выявить их изначальный смысл. Древние учителя знали, что они имели в виду. Как только мы снова сможем прочесть их язык символов, нам потребуется овладеть искусством составителей антологий, с тем, чтобы дать современному человеку услышать, чему они учили. Но прежде нам следует изучить саму грамматику символов, и вряд ли найдется лучший инструментарий, – в качестве ключа к ее тайнам, – чем современный психоаналитический подход. Не стремясь представить этот метод как последнее слово науки, можно, тем не менее, допустить, что этот подход приемлем. Следующий шаг – свести воедино множество мифов и народных сказок со всех концов света и позволить им говорить самим за себя. Так станут непосредственно видны все смысловые параллели, таким образом мы сможем представить весь обширный и удивительный набор фундаментальных истин, которые определяли жизнь человека на протяжении тысячелетий на этой планете.
Джозеф Кэмпбелл - Тысячеликий герой
Санкт-Петербург, Питер, 2018.
ISBN 978-5-4461-0856-5
Joseph Campbell
The Hero with a Thousand Faces
Джозеф Кэмпбелл - Тысячеликий герой
Предисловие
Пролог
Мономиф
- 1. Миф и сновидение
- 2. Трагедия и комедия
- 3. Герой и бог
- 4. Центр мироздания
Часть I Приключения героя
- Глава I Начало пути
- Глава II Инициация
- Глава III Возвращение
- Глава IV Ключи
Часть II Космогонический цикл
- Глава I Эманации
- Глава II Непорочное зачатие
- Глава III Метаморфозы героя
- Глава IV Растворение
Эпилог Миф и общество
Список иллюстраций с примечаниями
Джозеф Кэмпбелл, автор этой книги, воплощает собой высокий уровень коммуникации и интеллектуальности, необходимый для Форума. Он никогда не говорит по бумажке, его речь красива и ярка; он рассказывает прежде всего об идеях, которые наводят мосты между прошлым и будущим, между мирами Востока и Запада. Он прочитал на Форуме много замечательных лекций и даже целых циклов лекций, и слушать их всегда было радостью и наслаждением. Настоящая книга, основой которой стали эти чтения, выражает собой саму жизнь гуманитарных наук и лучшие принципы Форума Куперовского союза. Я горжусь тем, что принимал участие в ее создании.
Джозеф Кэмпбелл - Мифы для жизни
СПб.: Питер, 2018. — 304 с: ил.
Серия «Мастера психологии»
ISBN 978-5-4461-0498-7
Джозеф Кэмпбелл - Мифы для жизни - Оглавление
Предисловие
Предисловие автора
- Глава I. Влияние науки на миф (1961)
- Глава II. На заре человечества (1966)
- Глава III. Значение обрядов (1964)
- Глава IV. Разделение Востока и Запада (1961)
- Глава V. Конфронтация Востока и Запада в религии (1970)
- Глава VI. Вдохновение восточного искусства (1968)
- Глава VII. Дзэн (1969)
- Глава VIII. Мифология любви (1967)
- Глава IX. Мифологии войны и мира (1967)
- Глава Х. Шизофрения: внутреннее путешествие (1970)
- Глава XI. Прогулка по Луне: путешествие во внешний мир (1970)
- Глава XII. Посланник: никаких границ (1971)
В течение нескольких недель после смерти Джозефа Кэмпбелла я вспоминал о нем буквально на каждом шагу. Выходя с толпой пассажиров со станции метро «Times Square» и ощущая энергию этой толпы, я улыбался, вспоминая видение, которое однажды явилось здесь Кэмпбеллу: «Последняя инкарнация Эдипа, продолжающийся роман Чудовища и Красавицы, стоит в этот полдень на углу Пятой авеню и Сорок второй улицы в ожидании, когда загорится зеленый свет».
На предварительном просмотре последнего фильма Джона Хьюстона «Мертвые», снятого по рассказу Джеймса Джойса, я вновь подумал о Кэмпбелле. Одна из его первых серьезных работ была посвящена роману Джойса «Поминки по Финнегану». Кэмпбелл знал: то, что Джойс называл «могилой и постоянством» в человеческих страданиях, на самом деле – главная тема классической мифологии. «Тайная причина всех страданий, – говорил он, – заключается в том, что все мы смертны. Бренность – первейшее условие жизни. Утверждая жизнь, нельзя этого отрицать».
Джозеф Кэмпбелл - Сила мифа
СПб, Питер, 2018
ISBN 978-5-4461-0684-4
Джозеф Кэмпбелл - Сила мифа - Оглавление
Предисловие редактора
Введение
- Глава I Миф и современный мир
- Глава II Внутреннее путешествие
- Глава III Первые сказители
- Глава IV Самопожертвование и блаженство
- Глава V Похождения героя
- Глава VI Дар богини
- Глава VII Истории о любви и браке
- Глава VIII Маски вечности
Недавно я выступал в Институте Эсален в Калифорнии. В зале в основном сидели женщины. Их очень интересовало, можно ли найти в классических мифах персонажей, которые олицетворяли бы женщин в роли солдат или руководителей. Эти роли они сами выполняют в современной жизни — а в мифах таких героинь не было. Так возник вопрос о том, может ли миф в принципе быть примером для подражания.
Я бы сказал, что мифы, бытующие в конкретном обществе, действительно могут служить примерами для подражания людям, которые живут в этом обществе в определенную эпоху. Мифологический образ показывает то, как именно энергия Мироздания проявляет себя в определенный момент времени, — а времена меняются, и способы проявления меняются вместе с ними.
Джозеф Кэмпбелл - Мифы и личностные изменения - Путь к блаженству
Серия «Мастера психологии»
СПб. : ООО Издательство «Питер», 2017
ISBN 978-5-496-02530-0
Джозеф Кэмпбелл - Мифы и личностные изменения - Путь к блаженству - Содержание
- Введение
- Часть I. Человек и миф - Глава 1.Почему необходимы ритуалы - Глава 2. Мифы во все времена
- Часть II. Живой миф - Глава 3. Общество и символ - Глава 4. Миф и собственное Я - Глава 5. Личный миф
- Часть III. Путешествие героя - Глава 6. Собственное Я как герой
- Часть IV. Диалоги - Глава 7. Диалоги
Лекции о богинях, вошедшие в эту книгу, основаны на работах Кэмпбелла, опубликованных в «Историческом атласе мировой мифологии». В этом многотомном издании (первый том вышел в свет в 1974 г.) опубликованы работы Кэмпбелла, где он ставит перед собой задачу сплести из разноцветных этнических и культурных нитей мифов и сакральных традиций ковер, на котором изображено взаимодействие универсальных и архетипических источников духовности в их конкретных культурных проявлениях.
В своих исследованиях он использовал выдающиеся труды Марии Гимбутас о неолитическом мире Древней Европы (7500–3500 гг. до н. э.). Ее работы еще больше убедили Кэмпбелла в том, что он был на верном пути, предполагая, что именно Великая Богиня являлась центральным божеством ранних мифологических представлений о мире. Богини палеолита были самым важным предметом исследования ученого с самого начала его публикаций в «Историческом атласе». Кэмпбелл помещает исследования Гимбутас в контекст развития и проявлений мифологического сознания. Он устанавливает связь глубоких мыслей и фундаментальных исследований Гимбутас с более глобальной историей развития человеческого воображения, которая все еще продолжается.
Кэмпбелл Джозеф - Богини. Тайны женской божественной сущности
Питер.Санкт-Петербург, 2018
ISBN 978-5-4461-0582-3
Кэмпбелл Джозеф - Богини. Тайны женской божественной сущности - Содержание
Предисловие редактора
О собрании сочинений Джозефа Кэмпбелла
Введение О Великой Богине
Богиня древнего каменного века
Женская и мужская магия: их противоборство и согласие
Богиня первых земледельцев
Ее Золотой век
Упадок Богини
Ее возвращение
Заключение
Богини
Глава 1 Миф и божественная женственность
Глава 2 Богиня-Мать как Творец Эпоха неолита и бронзовый век
Глава 3 Индоевропейское вторжение
Глава 4 Шумерские и египетские богини
Глава 5 Богини и боги греческого пантеона
Глава 6 Илиада и Одиссея
Глава 7 Мистерии, связанные с трансформацией
Глава 8 Любовь
Приложение
Предисловие к книге Марии Гимбутас «Язык Богини»
Исследования, посвященные Богине
Благодарности
Библиография Джозефа Кэмпбелла
Об авторе
О Фонде Джозефа Кэмпбелла
Расцвет романов о короле Артуре приходится на тот период истории, когда наиболее активно воздвигались соборы, — в удивительную эпоху между 1150 и 1250 годом. Я полагаю, что этот исторический отрезок — период готики — во многом напоминает времена Гомера. Перед нами две Великие Европы: одна — Европа Древней Греции и Древнего Рима; другая — Европа кельтов и германцев, где главное место отводится личности, где человек выступает не просто в качестве гражданина, подчиненного государству, напротив, государство является воплощением его воли. Таков европейский образ мысли. В истории бывали моменты, когда на этом маленьком полуострове европейского сознания, на великих просторах от Африки до Евразии на первый план выходила личность человека. Задумавшись о греческом сознании времен Марафона и Термофил, вы сможете убедиться, что уже в ту эпоху греки считали, что они очень отличаются от всего Востока. Древних египтян очень уважали, но они были людьми восточными, а на Востоке личности не существует, там есть просто люди, принадлежащие к определенным типажам, которые входят в определенные сообщества, расы и слои общества.
Джозеф Кэмпбелл - Роман о Граале: магия и тайна мифа о короле Артуре
Серия «Мастера психологии»
Санкт-Петербург: Питер, 2019 г. — 304 с.
ISBN 978-5-4461-0844-2
Джозеф Кэмпбелл - Роман о Граале: магия и тайна мифа о короле Артуре - Содержание
О собрании сочинений Джозефа Кэмпбелла
Предисловие издателя
Слова признательности
Часть первая. Основа и происхождение романов о Граале
- Глава I. Связь романов о Граале с культурой неолита, кельтской, римской и германской культурами
- Глава II. Христианство в Ирландии: Святой Брендан и Святой Патрик
- Глава III. Теология, любовь, трубадуры и миннезингеры
Часть вторая. Странствующие рыцари
-
Глава IV. Вольфрам фон Эшенбах и его роман о Парцифале
- Гамурет
- Парцифаль
- Гавейн
- Фейерфис
- Восточные размышления о Парцифале Вольфрама
-
Глава V. Тристан и Изольда
- Происхождение и дальнейшая судьба истории о Тристане
- Кони, свиньи и драконы: король Марк и Тристан
- Японские и южноафриканские образы в истории о Парцифале
-
Глава VI. Рыцари Круглого стола
- Артур
- Галахад, Боре и Парцифаль
- Ланцелот
- Ивейн
- Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь
Часть третья. Темы и мотивы
-
Глава VII. Бесплодная земля
- Наведение чар и их разрушение
- Король лишь на словах
- Рана
- Король-Рыбак
- Грааль
- Авалон
- Приложения
- Приложение А. Исследования мучительной раны
- Список литературы
Приложение Б. Библиотека Джозефа Кэмпбелла
- Книги о средневековых романах о короле Артуре из коллекции Джозефа Кэмпбелла
Ссылки к главам книги
Список иллюстраций
Список книг Джозефа Кэмпбелла
Об авторе
О Фонде Джозефа Кэмпбелла
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Кто изучает религию такие
спасибо