Лобанов - О природе философии

Сергей Лобанов - О природе философии - Монография
Слово в современном мире можно сравнить с вирусом (от лат. virus —  яд) —  универсальным,  проникающим  повсюду  явлением, существующим на границе живого и мертвого, полуреальным носителем различных, прежде всего разрушительных для живого, воздействий. «Полуреальность» слова означает, что оно все более становится частью  символического  обмена  в обществе,  когда посредством всеобщих символов-подобий (пластических движений и материалов)  естественные  явления,  вещи  и события  заменяются на искусственные, например, «живой голос» на его тот или иной вид записи.  Естественное  в этом  процессе  не исчезает,  но становится производным,  зависимым  от искусственного.  Другими  словами, возникает особая, виртуальная (от лат. virtus — качество внешнего проявления,  доблесть,  внутренняя сила),  созданная  человеком  реальность. Слово-знак оказывается элементом неимоверно разрастающейся системы виртуального, прежде всего в средствах массовой коммуникации, настолько, что слово все более «забирает» энергию у природных  стихий,  приобретает  их силу  и,  далее,  превосходит их — становится иным, чем-то «сверхъестественным». Тогда слово из средства отождествления, установления смыслов и значений превращается в постоянно ускользающую от анализа цель. Например, в современном мире панический ужас может быть вызван сообщением о некотором явлении, но не самим явлением, которое, лишенное своей естественности, напротив, может вызывать притягательный  интерес  и любопытство.  С этой  точки  зрения,  современная культура  характеризуется  универсальными  возможностями, по сравнению с прошлыми эпохами, и усилиями сделать все видимым, слышимым — выраженным.
 
Это  обстоятельство  хорошо  передается  формулой:  «Существует то, о чем можно что-то сказать, или что можно как-то выразить».  Эта  формула  усиливается  её  обращением,  а именно следующим положением: «То, о чем сказывается, только это и есть, существует».  Подобные  усилия-усиления-утверждения  ведут к тому, что Слово («Логос») стало языком-словами, а язык — набором  сигналов,  любых материальных  явлений,  меток,  т. е.  следовследствий  некоторых  событий  или  действий.  Поэтому,  например, произнесение, написание, прочитывание слова «философия» вызывает различные ряды воздействий-впечатлений (звуковых, зрительных, моторных и т. д.), которые ведут в качестве следов-меток к различным  представлениям  о философии —  от весьма  скучной и ненужной  вещи  до чрезвычайно  возвышенного  дела.  В случае учебного курса, например, философия — это то, что читается на лекциях преподавателями и сдается (обратно) студентами на экзамене.
 
Предварительная и самая первая встреча с философией происходит при знакомстве с услышанным или прочитанным словом «философия», которая может продолжиться чтением какого-либо словаря для определения значения этого слова. Однако в этом случае всегда будет  сохраняться  ощущение  или  понимание  того,  что  философия здесь только слово-след (код) еще неизвестно чего. В то же время значения слова «философия» скрывают в себе истину того дела, явления, события, которое этим словом обозначается (отмечается). Этимология (учение о значениях слов) входит в учение об истине. Это означает: исследование того, что такое философия, вполне может иметь своей основой-началом анализ слова «философия».
 

Сергей Дмитриевич Лобанов - О природе философии - Монография 

Серия "Дискурсы философской культуры"
Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. — 232 с.  
ISBN 978-5-4499-1224-4 
 

Сергей Дмитриевич Лобанов - О природе философии - Монография - Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ 
Предисловие 
Глава 1. Особенности философии
  • 1.1. Понятие и виды мировоззрения 
  • 1.2. Философия и мировоззрение 
  • 1.3. Философия и наука 
  • 1.4. Понятие предмета. Предмет философии
  • 1.5. Строение (структура) философии 
  • 1.6. Значения (функции) философии 
Глава 2. Основной вопрос философии 
  • 2.1. Философия как вопрошание
  • 2.2. Виды основного вопроса философии
  • 2.3. Строение основного вопроса философии
  • 2.4. Решения основного вопроса философии 
  • 2.4.1. Решения вопроса о сущности мира
  • 2.4.2. Решения вопроса о природе познания
  • 2.4.3. Об общем характере решения основного вопроса философии 
  • Заключение. О дилемме философа 
  • Словарь важнейших понятий 
II. О ПРИРОДЕ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
Предисловие 
Глава 1. Характеристика философской проблемы
  • 1.1. Научные основания философской проблемы  
  • 1.2. Субъект философской проблемы 
  • 1.3. Философский гений 
  • 1.4. Философская школа 
  • 1.5. Идеальный тип философской проблемы 
  • 1.6. Реальный тип философской проблемы 
Глава 2. Топика философской проблемы
  • 1.1. Проблема и исследование
  • 1.2. Проблема и противоречие
  • 1.3. О дидактике философской проблемы 
  • Заключение к разделу 
III. О ФИЛОСОФИИ НАУКИ 
Глава 1. О курсе «История и философия науки» 
  • 1.1. Польза для научных работников 
  • 1.2. Польза для философии
Глава 2. О философии науки 
  • 2.1. Начала науки и культуры: восприятие
  • 2.2. Принципы философии науки 
  • 2.3. Стандартная концепция науки 
  • 2.4. Постмодернистская концепция науки
Глава 3. О дилемме истина/знание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  ОБ АРХИМЕДОВОЙ ТОЧКЕ ОПОРЫ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Aleksey