Первый двунадесятый праздник церковного года. Когда наступает Новый год? Конечно же, — ответим мы, — он приходит в нашу жизнь вместе с нашим радостным, пусть и бессонным, полночным переходом от декабря к январю. Он вступает в свои права посреди холодной снежной зимы — во время уютного семейного торжества, сопровождаемый светом горящих на елках праздничных огоньков, долгожданными подарками, теплыми взаимными пожеланиями. Однако так было далеко не всегда. В Византии (с VII века) и на Руси (с конца XV столетия) новый год наступал 1 сентября, потому что люди верили: моментом сотворения Богом нашего мира было именно начало осени. Так когда же Господь сотворил небо и землю? — спрашивали себя византийцы. Ну, конечно же в сентябре!
Начало нового года являлось для византийцев, так же как и для всех нас, важной точкой отсчета: в их делах, в их надеждах, в их планах на будущее. Правда, сегодня при наступлении нынешнего январского Новолетия современный человек прежде всего думает о земном, ожидая от наступающего года домашнего благополучия, материального достатка, успехов в работе. Для византийцев же наступавший осенний — сентябрьский — Новый год был в первую очередь судьбоносным духовным рубежом, воспринимался ими как значимая веха в их личном духовном обновлении, творческом христианском пересозидании самих себя. Они были убеждены: раз Бог создал небо и землю именно 1 сентября, то и мы, верующие христиане, — подражая Его творческой созидательной силе (ведь человек сотворен по образу Божию), — также призваны, вместе с наступлением Новолетия, к творческому усилию по преображению и обновлению себя во Христе.
Тот наступавший Новый год виделся православным византийцам прежде всего как важная точка отсчета в их борьбе со страстями и грехом, в их устремленности к свету Христовой Истины, в стяжании духовных даров Божественной благодати... Первым по порядку праздником церковного года, следующим за празднованием сентябрьского Новолетия — как прославления Творца за созданный Им мир, — как раз и оказывается двунадесятый (то есть один из двенадцати важнейших) праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
И это не случайно. Рождение от престарелых родителей долгожданной маленькой Девочки — будущей Богоматери — виделось православным богословам, церковным проповедникам как вполне сопоставимое по своей духовной значимости с сотворением Богом мира и человека. Ведь именно в этот момент — в миг Рождества Пречистой Девы — полагается начало нашему спасению. Вместе с Рождением Марии начинается обновление всего, поврежденного последствиями грехопадения Адама и Евы, мироздания; для самого же людского рода открывается путь к скорой победе над грехом и смертью, к благодатной богопричастности в грядущем Христе.
Петр Малков - Рождество Пресвятой Богородицы - Антология святоотеческих проповедей
Издательство — «Никея» — 256 с.
Москва — 2017 г.
ISBN 978-5-91761-777-0
Петр Малков - Рождество Пресвятой Богородицы - Антология святоотеческих проповедей - Содержание
- Петр Малков
- Источник всемирного спасения: святоотеческие проповеди на Рождество Пресвятой Богородицы
- Первый двунадесятый праздник церковного года
- История падшего грехом человечества: путь к Рождеству Богородицы
- Событие Рождества Богородицы
- Церковный праздник
- Рождества Пресвятой Богородицы
- Святоотеческие проповеди на Рождество Пресвятой Богородицы
- Рождество Богородицы: от Закона к Благодати
- Рождество Богородицы: начало спасения
- Святоотеческие гомилии на Рождество Богородицы: догматическое учение о Богоматери
- Святоотеческие гомилии на Рождество Богородицы: нравственный облик Богоматери
- Слава Богоматери: залог, начало и источник славы спасаемых
- Святоотеческие гомилии на Рождество Богородицы: ветхозаветные прообразы Богоматери и пророчества о Ней
- Святоотеческие гомилии на Рождество Богородицы: богословско-поэтические образы Богоматери
- Родители Пресвятой Богородицы: святые и праведные Иоаким и Анна
- Рождество Богоматери: начало земного пути Пресвятой Девы
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О РОЖДЕСТВЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
- Святитель Андрей Критский Две гомилии на Рождество
- Пресвятой Богородицы
- Гомилия первая на Рождество Пресвятой Богородицы
- Гомилия четвертая на Рождество Пресвятой Богородицы
- Преподобный Иоанн Дамаскин
- Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
- Преподобный Феодор Студит Слово на Рождество
- Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
- Святитель Фотий, патриарх Константинопольский
- Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
- Святитель Григорий Палама Беседа на спасительное
- Рождество Пренепорочной Владычицы нашей
- Богородицы и Приснодевы Марии
- Святой праведный Николай Кавасила Слово на Преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
- Священномученик Сергий Мечёв
- Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
- Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
- Преподобный Иустин (Попович), Челийский
- Проповедь на Рождество
- Пресвятой Богородицы
- Список источников и литературы
- Источники
- Литература
Для римлян распятие на кресте было казнью, которой заслуживали самые презренные отребья общества — бунтовщики, убийцы, воры и, разумеется, рабы. Благородный римский философ и велеречивый оратор Цицерон в сочинении «Против Вересса. О казнях» не допускает и мысли о том, что столь ужасной казни может подвергнуться римский гражданин. Распятие для Цицерона — «жесточайшая и позорнейшая казнь, предназначенная для рабов». Крест для него — «омерзительное орудие казни». Нет и не может быть более унизительного и страшного способа умереть, чем оказаться прибитым ко кресту. И само это слово — «крест» — римскому гражданину не пристало ни произносить, ни даже слышать. Ведь, по убеждению Цицерона, при воспоминании об этой казни высокий ум римлянина неизбежно оскверняется, при виде распятия уничижается его благородное зрение, а при слышании предсмертных криков умирающего на кресте оскорбляется его аристократический слух...
Итак, одна мысль о том, что на кресте мог быть распят не просто раб, разбойник или убийца, но Сам Сын Божий и что именно на этом позорном орудии казни Он искупил человеческий род от власти сатаны, смерти и греха, — оказалась неприемлема для многих. Пото- му-то и евангельская весть о распятом Боге Слове сделалась в равной степени соблазном для иудеев и безумием для эллинов, как писал апостол Павел (ср. 1 Кор. 1:23). Известно, что распятие было самой мучительной из всех существовавших в античном мире форм публичной казни. Все начиналось с несения креста. Если крест был новым, только что изготовленным, то осужденный нес его к месту казни целиком. Вес нового креста составлял около 130 килограммов. Если же вертикальная часть креста оставалась на месте распятия с предыдущей казни, вес ноши — горизонтальной перекладины — ограничивался несколькими десятками килограммов (от 30 до 50). Однако для человека, который к этому моменту был уже измучен побоями и пытками, такой вес все равно казался огромным.
Воздвижение Креста Господня. Антология святоотеческих проповедей
Авт.-сост. П. Ю. Малков
М.: Никея, 2018. 368 с.
Серия «Святые отцы о церковных праздниках»
ISBN 978-5-91761-897-5
Воздвижение Креста Господня. Антология святоотеческих проповедей - Содержание
- Петр Малков «Древо спасения»: святоотеческие проповеди на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ВОЗДВИЖЕНИИ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
- Преподобный Ефрем Сирин Слово на Честной и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне
- Святитель Амвросий Медиоланский Слово о Кресте Христовом (spuria)
-
Святитель Иоанн Златоуст Три проповеди о Кресте
- Беседа первая о Кресте и разбойнике, и о Втором Пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов
- Слово на Воздвижение Честного Креста (spuria)
- Слово на поклонение Честному Древу (spuria)
- Святитель Андрей Критский Слово первое на Всеславное Воздвижение Креста
- Преподобный Иоанн Дамаскин Слово о Кресте
- Святитель Иосиф, архиепископ Фессалоникийский Слово на поклонение Животворящему Кресту
- Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский Беседа о Честном и Животворящем Кресте
- Святитель Климент Охридский Похвальное слово на Воздвижение Креста
- Святитель Филарет Московский Слово в Великий Пяток
-
Святитель Феофан Затворник Два слова на Воздвижение Честного Креста Господня
- Слово первое на Воздвижение Честного Креста Господня
- Слово второе на Воздвижение Честного Креста Господня
-
Священномученик Сергий Мечёв Два слова о Воздвижении Креста
- Слово на Воздвижение Креста Господня
- Слово в Неделю по Воздвижении Креста
- Священномученик Борис (Разумов), митрополит Неврокопский Слово о Кресте
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский Слово в день Воздвижения Креста Христова
Список источников и литературы
Источники
Литература
Прославляемое Церковью событие Введения во храм Пресвятой Богородицы исторически связано со знаменитым Иерусалимским храмом, «во Святая святых» которого Пречистая вошла маленькой трехлетней Девочкой, чтобы здесь «воспитатися Господу». Иерусалимский ветхозаветный храм — одно из удивительнейших и наиболее величественных зданий древнего мира. Известно, что он был единственным местом, где в ту эпоху было возможно приносить жертвы Истинному Богу. Храм рассматривался как вместилище особого Божественного присутствия, «Дом Господень», место, где евреи могли встретиться лицом к Лицу со своим Творцом. В самом центре храмового пространства высилось огромное здание святилища со «Святая святых» — как средоточие Божьего пребывания среди Его избранного народа, место, где со времен Соломона хранились главнейшие святыни Ветхого Завета.
Храм царил над Иерусалимом на высоком тридцатиметровом холме. Сюда ежедневно поднимались тысячи и тысячи верующих. Здесь звучали пламенные молитвы к Богу, здесь Ему приносились богатые и обильные жертвы. Толпы людей заполняли пространства многочисленных храмовых дворов, окруженных галереями и колоннадами. Это было маленькое государство в государстве — со своими законами, порядками, даже со своей особой валютой. Жизнь кипела здесь как нигде в Иерусалиме — воздух дрожал от людских голосов и от рева жертвенного скота, густой черный дым поднимался от пламенеющих жертвенников.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей
Авт.-сост. П. Ю. Малков
М.: Никея, 2020. 368 с.
Серия «Святые отцы о церковных праздниках»
ISBN 978-5-907202-67-2
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей
- Петр Малков «Входи, Владычица всех родов»: святоотеческие проповеди на Введение во храм Пресвятой Богородицы
СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ПРОПОВЕДИ НА ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
-
Святитель Герман Константинопольский Две проповеди на Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Слово на Вход в Храм Пресвятой Богородицы
- Слово на праздник Введения Пресвятой Девы Марии во Храм
- Святитель Тарасий Константинопольский Слово на Введение Приснодевы во храм
-
Святитель Георгий Никомидийский Две проповеди на Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Слово на Введение Пресвятой Девы Марии во храм
-
Святитель Григорий Палама Две гомилии на Введение во Святая святых Пречистой Владычицы Богородицы
- Беседа на праздник Введения во Святая святых Пречистой Владычицы нашей Богородицы
- Слово на Введение во Святая святых Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и об Ее богоподобном образе жизни в оном месте
-
Святитель Филарет Московский Два слова на день Введения во храм Пресвятой Богородицы
- Слово на день Введения во храм Пресвятой Богородицы (1814 год)
- Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы (1825 год)
- Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический Слово на день Введения во храм Пресвятой Богородицы
-
Святитель Феофан Затворник Два слова на Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Слово первое
- Слово второе
-
Святой праведный Иоанн Кронштадтский Два слова на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
- Слово на день преславного Введения во храм Пресвятой Богородицы
- Дом Божий. Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы
- Священномученик Сергий Мечёв Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы
Список источников и литературы
Источники
Литература
Праздник Рождества Христова - один из главнейших в богослужебном году. Он относится к числу Господских двунадесятых праздников. Рождество Христово празднуется 25 декабря по старому - церковному - календарному стилю, 7 января по новому стилю. Однако традиция праздновать Рождество Христово именно в этот день была повсеместно принята в Древней Церкви далеко не сразу.
Поначалу на христианском Востоке существовал иной праздник - Богоявление, посвященный целому ряду событий священной истории, связанных с пришествием в мир Спасителя. Здесь вспоминалось не только центральное из них - Рождество Господа, - но также прославлялись и поклонение волхвов Младенцу Христу, и Крещение Спасителя на Иордане. Праздник этот был приурочен не к 25 декабря, а к 6 января. Именно в этот день Богоявление поначалу отмечали на христианском Востоке - например, в Иерусалиме, Александрии, Антиохии, Сирии, Армении, а также и в одной из западных провинций - Галлии. В то же время уже в первой трети IV столетия Рождество Христово отмечалось на христианском Западе (в Римской Церкви и в Северной Африке) именно 25 декабря - в качестве отдельного праздника, вне его связи с другими событиями священной истории.
Петр Малков - Рождество Христово - Антология святоотеческих проповедей
Никея, 2019. - 336 с. - («Святые отцы о церковных праздниках»).
ISBN 978-5-91761-943-9
Петр Малков - Рождество Христово - Антология святоотеческих проповедей - Содержание
Петр Малков - «Бог пришел на землю»: святоотеческие проповеди на Рождество Христово"
- Рождество Христово: жар зимнего Солнца
- Рождество Христово: евангельский рассказ о событии
- Церковный праздник Рождества Христова
- Святоотеческие проповеди на Рождество Христово
- Величие церковного праздника Рождества Христова: святоотеческое понимание
- Родившийся в Вифлееме: истинный Бог и истинный Человек
- Пресвятая Богородица: безмужное зачатие и девственное Рождение
- «Бог пришел на землю»: причины и смысл события Боговоплощения
- Рождество Христово: смирение и слава Вифлеемской пещеры
- Рождество Христово: ангелы и пастухи
- Рождество Христово: звезда, волхвы, Вифлеемские младенцы
- Рождество Христово: мир и меч
- Христианин, роди Христа!
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
- Святитель Григорий Богослов - Слово 38-е. На Богоявление, или на Рождество Спасителя
- Святитель Амфилохий Иконийский - Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
-
Святитель Амвросий Медиоланский - Два слова на Рождество Христово (spuria)
- Слово третье на Рождество Христово
- Слово четвертое на Рождество Христово
- Святитель Иоанн Златоуст - Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа (dubia)
- Блаженный Иероним Стридонский - Гомилия на Рождество Господа
- Блаженный Августин - Слово 192-е. На Рождество Христово
- Святитель Прокл, патриарх Константинопольский - Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа
- Святитель Лев Великий - Слово пятое на Рождество Христово
-
Святитель Петр Хрисолог - Три проповеди
- Слово 147-е. О Таинстве Воплощения первое
- Слово 148-е. О Таинстве Воплощения второе
- Слово 149-е. О Рождестве Христовом и о мире среди христиан
- Святитель Григорий Великий (Двоеслов) - Беседа 8-я. Сказанная к народу в храме Пресвятой Девы Марии в день Рождества Господня
- Преподобный Феодор Студит - Оглашение 32-е. О празднике Рождества Спасителя и о том, чтобы мы ревностно держались подвижнической жизни нашей
- Святитель Феолипт Филадельфийский - Оглашение 9-е. Научение к монахиням о том, что таинство Рождения Христа вполне соответствует монашескому житию
- Святитель Тихон Задонский - Слово на Рождество Христово
-
Святитель Филарет Московский (Дроздов) - Два слова на Рождество Христово
- Слово в день Рождества Христова
- Слово на Рождество Христово
- Священномученик Сергий Мечёв - Слово на Рождество Христово
-
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий ), архиепископ Симферопольский - Два слова на Рождество Христово
- Слово первое в день Рождества Христова
- Слово второе в день Рождества Христова
- Святитель Иоанн (Максимович ), архиепископ Шанхайский и Сан -Францисский - Христос рождается, славите!
- Преподобный Иустин (Попович), Челийский - Бог вошел в недра человеческой жизни
Список источников и литературы
Источники
Литература
Древнейшее название праздника Крещения Господня — Святое Богоявление. Это церковное торжество именуется так не только потому, что во время Крещения Спасителя в водах Иордана нам открылось Его Божественное достоинство, оказалось явлено, что Он — истинный и совершенный Бог Слово, но также и попричине того, что в этот день человеческому роду открылась величайшая из тайн Божественного бытия: тайна Троичности Бога. При этом, как убеждены святые отцы, истина о том, что Бог есть Троица, открылась сегодня человеку отнюдь не впервые: она была ему известна еще в Эдемском саду. Тогда Адам и Ева находились в общении с Богом именно как с Троицей: с Отцом, с Сыном и со Святым Духом. Однако из-за грехопадения, утратив способность богообщения и подлинного богопознания, человек забыл — на очень долгое время — истину о Троичности Бога.
Тем самым, до пришествия на землю Христа, человек, даже почитая Истинного Единого Бога, открывшегося ему в исторической реальности Ветхого Завета, в то же время не знал о Его троичности. Однако и тогда, до Рождества Иисуса Христа, некоторые израильские праведники уже догадывались о существовании Единого Создателя и Творца в Трех Лицах — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Предощущение познания Бога именно как Единой и Нераздельной Троицы коренится еще в Ветхом Завете. Именно об этом свидетельствует история посещения Авраама Тремя Путниками. Связанный с этим библейский сюжет отражен, в частности, на знаменитой иконе «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева, где изображены Три таинственных Ангела, пришедшие под видом путников к ветхозаветному праведнику Аврааму. Авраам, живший у дубравы Мамре (Быт. 18:1), сидя как-то в жаркий день у входа в шатер, вдруг увидел, как к нему приближаются Три Путника. Заметив Их, он вышел навстречу, поклонился и заговорил с Ними. Самым удивительным в этом разговоре было то, что Авраам обращался к Путникам то как к Троим, то как к Одному: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего (Быт. 18: 3-5).
Христос крещается — сойдем с Ним в воды... Церковные толкователи этого библейского сюжета утверждают, что именно здесь, в этот миг, человеку (хотя еще и не вполне явно) открывается — в первый раз в истории падшего мира — истина о Боге как Троице, к Которой можно равно обращаться и в единственном и во множественном числе: как к Единому Богу в Трех Лицах. Ведь тогда Авраама посетил Сам Бог Троица. Потому-то изображение чудесного явления Трех Путников-Ангелов Аврааму и стало иконописным символом Пресвятой Троицы...
Святое Богоявление - Крещение Господне
Антология святоотеческих проповедей
Авт.-сост. П. Ю. Малков
М.: Никея, 2021. 448 с.
Серия «Святые отцы о церковных праздниках»
ISBN 978-5-907307-65-0
Святое Богоявление - Крещение Господне - Содержание
Петр Малков «Христос крещается — сойдем с Ним в воды...»: святоотеческие проповеди на Святое Богоявление (Крещение Господне)
СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ПРОПОВЕДИ НА СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ (КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ)
- Священномученик Ипполит Римский Слово на Богоявление (spuria)
- Святитель Василий Великий Беседа 13-я. Побудительная к принятию Святого Крещения
- Святитель Григорий Богослов Слово 39-е. На Святые Светы явлений Господних
- Святитель Амвросий Медиоланский Слово о благодати Крещения. На день Крещения Господня (spuria)
-
Святитель Иоанн Златоуст
- Три проповеди на Богоявление
- Слово в день Богоявления
- Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 12-я, на слова: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него (Мф. 3: 13)
- Беседа на праздник Святого Богоявления (spuria)
-
Святитель Максим Туринский
- Две проповеди на Богоявление
- Проповедь 64-я. На Богоявление
- Проповедь 65-я. Произнесенная после Богоявления
-
Святитель Прокл Константинопольский
- Два слова на Богоявление
- Слово на Святое Богоявление
- Слово на Святое Крещение Господа нашего Иисуса Христа
-
Святитель Григорий Антиохийский
- Две беседы на Богоявление
- Беседа на Святое Богоявление первая
- Беседа на Святое Богоявление вторая
- Святой Иоанн Экзарх Болгарский Слово на Богоявление Господа нашего Иисуса Христа
- Святитель Григорий Палама Слово 60-е. На Святой Праздник Светов, в день Богоявления
- Святитель Феофан Затворник Слово на Крещение Господне
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский Слово на Крещение Господне
-
Священномученик Сергий Мечёв
- Проповедь на праздник Богоявления
- Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
- Святитель Лука Крымский Слово в день Богоявления
Список источников и литературы
Каждая новая встреча с близким нам человеком после долгой разлуки — большая радость. Вновь оказаться рядом с тем, кого любишь, к кому сердечно привязан, — великое счастье и для любящих супругов, и для родителей и их детей, и для друзей, и для тех единомышленников в вере, которые, по слову святителя Григория Богослова, «влюблены в одно и то же» («Слово 43-е»). И, наоборот, долгая разлука с дорогими людьми — причина для душевной печали, жизненное испытание и сердечная боль. Но тем радостнее тот миг, когда мы снова встречаемся лицом к лицу, заключаем друг друга в объятия и затем ведем разговор о самом главном и важном. Сретение Господне — это праздник встречи. Известно, что слово «сретение» в переводе с церковнославянского и означает «встреча». Внимательно вчитываясь в евангельский рассказ о событии Сретения, мы понимаем: в тот день, когда Богоматерь и Иосиф принесли в Иерусалимский храм новорожденного Спасителя, и в ту минуту, когда Богомладенца Христа принял на руки праведный Симеон, совершилась самая важная и радостная из всех когда-либо происходивших на земле встреч, осуществившаяся после самой долгой и горькой из всех разлук; новая встреча человека с Богом — после нашего древнего расставания с Ним, случившегося по вине наших прародителей Адама и Евы.
Некогда, на заре человеческой истории произошло страшное и гибельное событие — разлука человека с Богом. Первые люди, Адам и Ева, согрешили, самовольно вкусив плод от Древа познания добра и зла и тем нарушив единственный запрет, наложенный на них Творцом (см. Быт. 2: 17; 3: 6). Так, преступив Господню заповедь и отпав от Божественной Правды, Адам и Ева воздвигли между собой и Создателем крепкую стену отчуждения. И с той древнейшей поры — долго, но безуспешно — люди искали новой встречи, нового единства с Богом, блуждая впотьмах, спотыкаясь, сбиваясь с пути, вступая на смертельно опасные земли темных языческих культов. Но и Сам Бог продолжал искать отдалившегося от Него и предавшего Его любовь человека. В самый день грехопадения Господь отыскивал среди святых садов древнего Рая Свое падшее и потерявшееся создание — Адама, взывая к нему: Где ты? (Быт. 3: 9). Конечно же, такой призыв Господа к Адаму не означал, что Бог не знал, где в тот момент физически находился Адам, или же, что Он не мог найти его. Просто подлинное пребывание рядом двух любящих — это не только их взаимная близость друг к другу в материальном пространстве, но и их духовная близость в любви. Именно такой живой и действенной внутренней устремленности к духовному единению с Богом, чувства радостной, доверчивой любви к Нему и не мог тогда найти в сердце Адама Господь. Падший Адам более не предстоял пред Богом в своей прежней открытости и в жертвенности совершенного послушания: напротив, он пытался скрыться в тени райских деревьев; ведь с нарушением воли Божией, с грехопадением на смену прежней любви к Богу в душу Адама вошло ощущение страха и отчужденности от Него.
Сретение Господне - Антология святоотеческих проповедей
Авт.-сост. П. Ю.Малков
М.: Никея, 2021. 416 с.
Серия «Святые отцы о церковных праздниках»
ISBN 978-5-907307-64-3
Сретение Господне - Содержание
Петр Малков «...Выйдем в сретение Христу Богу нашему»: святоотеческие проповеди на Сретение Господне
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О СРЕТЕНИИ ГОСПОДНЕМ
- Священномученик Мефодий Олимпийский Слово о Симеоне и Анне. В день Сретения Господня (spuria)
- Святитель Амфилохий Иконийский Слово на Сретение
- Святитель Кирилл Иерусалимский Беседа на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (spuria)
-
Преподобный Исихий Иерусалимский Два слова на Сретение
- Слово [первое] на Сретение Господа нашего Иисуса Христа
- Слово [второе] на Сретение Господа нашего Иисуса Христа
- Святой Тимофей, пресвитер Иерусалимский О пророке Симеоне и на слова: Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыко (spuria)
- Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский Слово на Сретение Господне
- Святитель Климент Охридский Слово на Сретение Господа нашего Иисуса Христа
- Святитель Димитрий Ростовский Слово на день Сретения Господня
-
Святитель Феофан Затворник Два слова на Сретение Господне
- Слово первое на Сретение Господне
- Слово второе на Сретение Господне
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский Маловерие и холодность христиан к Иисусу Христу
- Поучение в день Сретения Господня
-
Священномученик Григорий Шлиссельбургский (Лебедев) Две проповеди о Свете
- Слово на Рождество Христово
- Слово на Сретение Господне
- Святитель Лука Крымский Слово в день Сретения Господня
Церковное торжество Благовещения подводит нас - гораздо ближе, чем любой другой богородичный праздник - к радостной встрече с грядущим вочеловечиться ради Спасения мира Господом. Ведь именно в евангельском событии Благовещения как раз и совершилось - наитием Святого Духа на Пречистую Деву - Воплощение Слова, как Его вселение по плоти во чрево Богоматери. Однако в миг Благовещения осуществилось не только само Воплощение Сына Божия, отныне и навеки ставшего одним из нас, истинным Человеком. Сегодня также произошло и подлинное примирение двух «полюсов» тварного мироздания: как обновленный союз неба и земли, как новая радостная встреча - в лице Пречистой Девы и благовествующего Ей архангела - рода ангельского и рода людского. Более того: ныне, в миг Вочеловечения Бога Слова и Его вселения в утробу Пречистой Девы, осуществился коренной переворот в иерархическом устроении всей полноты мироздания, где еще совсем недавно ангельские силы имели над человеческим родом предельное и абсолютное превосходство. Но теперь тот прежний иерархический порядок тварного бытия раз и навсегда изменился.
Тайны небесного бытия ангельских сил предельно высоки для человеческого ума, неизмеримы, непостижимы. Однако нам открыто: предстоящие Престолу Творца и верно служащие Господу ангелы существуют и обладают бессмертием именно благодаря их причастности нетварному свету Божественной благодати. Они - «вторые светы», отражающие в себе, подобно духовным и живым зеркалам, вечное сияние Господней Славы. По учению святых отцов, это исходящее из Божественной природы блистание Божественных энергий - пища и питие для небесных сил. Именно здесь - источник их бессмертного и безгрешного бытия, а также и залог способности ангелов к постижению удивительных троичных тайн, открывающихся бесплотным силам в той мере, в какой это угодно Самому Богу.
Петр Юрьевич Малков - Благовещение Пресвятой Богородицы - Антология святоотеческих проповедей
(«Святые отцы о церковных праздниках»)
М.: Никея, 2020. - 464 с.
ISBN 978-5-907307-05-6
Петр Юрьевич Малков - Благовещение Пресвятой Богородицы - Антология святоотеческих проповедей - Содержание
Глава1. Петр Малков «Источник и Корень свободы ... »: святоотеческие проповеди на Благовещение Пресвятой Богородицы
- Благовещение: день преображения вселенной
- Событие Благовещения Пресвятой Богородицы: евангельское свидетельство
- Церковный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
- Святоотеческие проповеди на Благовещение Пресвятой Богородицы
- Святоотеческие проповеди на Благовещение: спасительное значение Боговоплощения
- Святоотеческие проповеди на Благовещение: Боговоплощение - общее дело всей Пресвятой Троицы
- Святоотеческие проповеди на Благовещение: миг Боговоплощения
- Святоотеческие проповеди на Благовещение: ветхозаветные пророчества о Богоматери и Ее библейские прообразы
- Святоотеческие проповеди на Благовещение: чистота, святость и духовная высота Богоматери
- Святоотеческие проповеди на Благовещение: парадоксы Богоматеринства
- Святоотеческие проповеди на Благовещение: архангел Гавриил - вестник воли Божией
- Диалог Богородицы и архангела: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ... (Лк. 1: 28)
- Диалог Богородицы и архангела: Она же ... смутилась ... Не бойся, Мария ... (Лк. 1: 29-30)
- Диалог Богородицы и архангела: Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына ... (Лк. 1: 30-33)
- Диалог Богородицы и архангела: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1: 34)
- Диалог Богородицы и архангела: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя." (Лк. 1: 35)
- Диалог Богородицы и архангела: Вот и Елисавета, родственница Твоя .. . зачала (Лк. 1: 36-37)
- Диалог Богородицы и архангела: Се, Раба Господня (Лк. 1: 38); Благовещение - праздник людской свободы и синергии Бога и человека
- Святоотеческие проповеди на Благовещение: Богоматерь и Иосиф - Благовещение: на пороге Рождества Христова
Глава 2. СВЯТЫЕ ОТЦЫ О БЛАГОВЕЩЕНИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГО РОДИЦЫ
Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Три проповеди о Богоматери (spuria)
- Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии
- Беседа первая на Благовещение Пресвятой Богородицы
- Беседа третья на Благовещение Всесвятой Богородицы Девы Марии
Святитель Прокл Константинопольский Две беседы о Богоматери
- Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы
- Похвальная беседа в честь Пресвятой Богородицы Марии
Святитель Петр Хрисолог Два слова на Благовещение Пресвятой Богородицы
- Слово 140-е. О Благовещении Благословенной Девы Марии
- Слово 143-е. О Благовещении третье
Преподобный Исихий Иерусалимский Слово первое в честь святой Марии Богородицы
Святитель Анастасий Антиохийский Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы (dubla)
Святитель Герман Константинопольский Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
Преподобный Беда Достопочтенный Гомилия на праздник Благовещения Всеблаженной Богородицы Марии
Святитель Андрей Критский Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
Святитель Фотий Константинопольский Беседа первая на Благовещение Пресвятой Богородицы
Святитель Григорий Палама Беседа 14-я. На Благовещение Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Святой праведный Николай Кавасила Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Святитель Филарет Московский Два слова на Благовещение
- Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (1822 год)
- Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы {1842 год)
Святитель Феофан Затворник Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
Святой праведный Иоанн Кронштадтский Две проповеди на Благовещение
- Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
- Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородицы
Святитель Николай Сербский Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила
Праздникам воскрешения Лазаря и Входа Господня в Иерусалим посвящен целый ряд замечательных и богословски глубоких святоотеческих проповедей, раскрывающих перед нами духовное значение двух этих событий священной евангельской истории.
Сохранившиеся святоотеческие гомилии на оба праздника достаточно многочисленны. Впрочем, многие из них, приписываемые авторству того или иного святого отца, все же должны быть отнесены к разряду spuria, то есть не принадлежащих на самом деле этим авторам. Так, например, казалось бы, древнейшая из дошедших до нас гомилий на Вход Господень в Иерусалим, приписывавшаяся авторству священномученика Мефодия Олимпийского (ум. ок. 311 года), на самом деле создана не им, а произнесена много позднее — уже в византийскую эпоху. Среди подобных ярких гомилий, хотя и весьма глубоких по своему богословскому содержанию, но вместе с тем лишь приписываемых авторству тех или иных святых отцов Древней Церкви, — проповеди, фигурирующие под именами святителей Афанасия Великого, Епифания Кипрского, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, блаженного Августина и целого ряда иных восточных и западных авторов. Вместе с тем некоторые из этих проповедей оказались настолько тесно вросшими в корпус святоотеческого гомилетического наследия, что безусловно сделались его органичной и неотъемлемой частью. Именно поэтому ряд из них публикуется и в этой книге.
Петр Малков - Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим - Антология святоотеческих проповедей
Никея, 2018. - 304 с. - («Святые отцы о церковных праздниках»).
ISBN 978-5-917б1-840-1
Петр Малков - Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим - Антология святоотеческих проповедей - Содержание
Петр Малков
- «Все встретим Царя царей»: святоотеческие проповеди на воскрешение Лазаря и на Вход Господень в Иерусалим
- Две весны
- Участники события воскрешения Лазаря:
- Марфа, Мария и Лазарь
- Чудо воскрешения Лазаря
- Событие Входа Господня в Иерусалим
- Церковное празднование воскрешения Лазаря и Входа Господня в Иерусалим
- Святоотеческие проповеди на воскрешение Лазаря и на Вход Господень в Иерусалим
- Победа Христа над адом и чудо воскрешения Лазаря: взаимосвязь событий
- Причины чуда воскрешения Лазаря: святоотеческое понимание
- Христос вдали от Иерусалима: известие о болезни Лазаря
- Вифания: Христос, Марфа и Мария
- На пути к гробнице Лазаря: задающий вопросы и плачущий Бог
- У гроба Лазаря: пещера и камень
- У гроба Лазаря: молитва Бога
- Воскрешение Лазаря: из ада к новому рождению
- Воскресший Лазарь и свидетели чуда призыв к воскресению души христианина
- Вход Господень Иерусалим: земная и небесная слава Христа
- Вход Господень в Иерусалим:
- Христос — Бог и Спаситель
- Вход Господень в Иерусалим: шествие на страсти и на смерть
- Вход Господень в Иерусалим: ослица и осленок — образы двух народов
- Вход Господень в Иерусалим: старцы и дети
- Вход Господень в Иерусалим: ангелы и дети
- Вход Господень в Иерусалим:
- Иерусалим внутренний и Иерусалим Небесный
- Навстречу Пасхе
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ВОСКРЕШЕНИИ ЛАЗАРЯ И О ВХОДЕ ГОСПОДНЕМ В ИЕРУСАЛИМ
- Преподобный Ефрем Сирин - На слова: Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11: 43)
- Святитель Епифаний Кипрский - Слово в Неделю Ваий (spuria)
- Святитель Амвросий Медиоланский - Слово в Неделю Ваий (spuria)
- Святитель Амфилохий Иконийский - Слово на воскрешение Лазаря
-
Святитель Иоанн Златоуст - Две гомилии
- Слово о четверодневном Лазаре
- О вайях (spuria)
-
Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский - Два слова на четверодневного Лазаря
- Слово первое
- Слово второе
- Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский - Беседа в Неделю Ваий
- Святитель Андрей Критский - Беседа на четверодневного Лазаря
- Святитель Кирилл Туровский - Слово в Неделю Цветоносную
-
Святитель Феофан Затворник - Два слова в Неделю Ваий
- Слово первое в Неделю Ваий
- Слово второе в Неделю Ваий
- Святитель Игнатий (Брянчанинов) - Слово второе в Неделю Цветоносную
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский - Слово в Неделю Ваий
-
Список источников и литературы
- Источники
- Литература
Событие Воскресения Христова изображено у всех четырех евангелистов, но самый момент восстания из гроба Христа не описан никем из них. Ведь образ Воскресения Иисуса, тот способ, которым оно совершилось, — по убеждению церковных толкователей — тайна, не доступная человеческому разумению.
Рассказы евангелистов о явлениях Христа по восстании из мертвых, а также о свидетельствах ангелов, благовествующих о Воскресении близким Ему людям — Богоматери, апостолам, женам-мироносицам, — свидетельствуют лишь о том, что Воскресение Господа подлинно совершилось, но каким образом оно совершилось — нам не открывают.
Пасха. Воскресение Христово
Антология святоотеческих проповедей
Авт.-сост. П. Ю. Малков
М.: Никея, 2018. 344 с.
Серия "Святые отцы о церковных праздниках"
ISBN 978-5-91761-839-5
Пасха. Воскресение Христово - Содержание
- Петр Малков - «Праздников праздник»: святоотеческие пасхальные проповеди
Святые Отцы о Воскресении Христовом
- Святитель Григорий Богослов - Слово 45-е. На Святую Пасху
- Святитель Григорий Нисский - Слово на Святую и спасительную Пасху
- Святитель Амфилохий Иконийский - Две проповеди
- Святитель Епифаний Кипрский - Две проповеди (spuria)
- Святитель Амвросий Медиоланский - Два слова на Святую Пасху (spuria)
- Святитель Иоанн Златоуст - Слово на Святую Пасху
- Преподобный Исихий Иерусалимский - Слово первое на Святую Пасху
- Святитель Прокл Константинопольский - Слово на Святую Пасху
- Святитель Лев Великий - Два слова на Воскресение Господне
- Святитель Петр Хрисолог - Слово 77-е. О Воскресении Христовом
- Преподобный Феодор Студит - Огласительное слово во Святую и Великую Неделю Пасхи
- Преподобный Симеон Новый Богослов - Слово 42-е. Что есть таинство Воскресения Христова?
- Святитель Кирилл Туровский - Слово на Святую Пасху
- Святитель Филарет Московский - Слово в день Святой Пасхи
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский - Слово о внутреннем, духовном воскресении человека — христианина и о духовном праздновании Воскресения Христова
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский - Слово в первый день Пасхи
- Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский - Слово на Святую Пасху
Источники и литература
Вознесение - не только один из самых главных праздников церковного года. Наверное, он еще и один из самых парадоксальных. В этом евангельском чудесном событии, совершившемся на сороковой день после Воскресения Христова на вершине расположенной вне городских стен Иерусалима Елеонской горы, удивительно, необычайно и внезапно поистине все. Может ли тот, кто не имеет крыльев, воспарить ввысь, как птица? Может ли облако выдержать тяжесть людского тела? Может ли нога человека бодро и легко ступать по небесному своду, словно по земной поверхности, и опираться на голубую бездну столь же надежно и крепко, как на твердую почву? Но ведь все это как раз и совершается в Вознесении: Господь Иисус Христос, восходя Своей плотью на Небеса, свободно и властно преодолевает, казалось бы, абсолютно незыблемый и непреодолимый закон всемирного тяготения.
Петр Малков - Вознесение Господне - Антология святоотеческих проповедей
Никея, 2019. - 336 с. - («Святые отцы о церковных праздниках»).
ISBN 978-5-907202-10-8
Петр Малков - Вознесение Господне - Содержание
- «Христос зовет нас с Собой на Небо»:святоотеческие проповеди на Вознесение
- Вознесение Господне: радость расставания
- Вознесение Господне: новозаветные свидетельства
- Церковный праздник Вознесения Господня
- Святоотеческие проповеди на Вознесение Господне
- Вознесение Господне:святые отцы о значении и величии праздника
- Ветхозаветные прообразы Вознесения Христова:святоотеческое понимание
- Вознесение Господне: вошедший на Небо Христос -
- Начато к и Первенец человеческого рода
- Вознесение Господне:путь каждого христианина
- Вознесение христиан во Христе - плод бытия Церкви
- Вознесение Господне:окончательная победа Христа над дьяволом
- Вознесение Господне: итог и исполнение
- Христовых Воплощения и Искупления
- Вознесение Господне: залог и началониспослания Святого Духа апостолам и Церкви
- Вознесение Господне: апостолы Христовы
- Вознесение Господне: единение Неба и земли
- Путь Богочеловека на Небеса
- Три Рая и два Неба
СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ПРОПОВЕДИ НА ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
- Святитель Афанасий Великий. Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа (spuria)
- Святитель Григорий Нисский. Слово на день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа
- Святитель Епифаний Кипрский. Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа (spuria)
-
Святитель Иоанн Златоуст. Две беседы на Вознесение Господне
- Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа
- Беседа на Вознесение вторая (spuria)
-
Блаженный Августин. Три проповеди на Вознесение
- Проповедь 262-я
- Проповедь 3 77-я
- Проповедь 395-я
- Святитель Прокл Константинопольский. Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа
- Святитель Лев Великий. Слово на Вознесение Господне
- Преподобный Феодор Студит. Оглашение 8-е. О том, что должнос чистой совестью причащаться Святых Таин,сказанное в день Вознесения
- Святой Иоанн Экзарх Болгарский. Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа
- Святитель Кирилл Туровский. Слово на Вознесение Господне,в четверг шестой недели по Пасхе,и о воскрешении из ада праотца Адама, по свидетельствам пророчеств
- Святитель Григорий Палама. Гомилия 21-я. На Вознесение Господа и Богаи Спаса нашего Иисуса Христа;в ней же говорится и о том, как исполняетсязаконная [ветхозаветная] суббота
- Святитель Димитрий Ростовский. Поучение на Вознесение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
- Святитель Филарет Московский. Беседа в день Вознесения Господняи обретения мощей святителя Алексия
-
Священномученик Сергий Мечёв. Две беседы на Вознесение Господне
- Беседа первая
- Беседа вторая
- Святитель Николай Сербский (Велимирович). Беседа на Евангелие о Вознесении Господа
Некогда, еще до грехопадения, обитавшим в раю Адаму и Еве было открыто множество глубочайших тайн Божественной жизни. Среди них, конечно же, было и знание о Боге именно как о Троице. По словам святителя Григория Паламы, размышляющего об этом в «Гомилии 61-й на Богоявление», Господь при создании первых людей и в начале их пребывания в раю «явил» им «вместе с этим и Триипостасность... Божества».
Были они исполнены и внутреннего присутствия Третьего Лица Пресвятой Троицы — Святого Духа. Как говорит об этом в своей «Беседе 12-й» преподобный Макарий Египетский, в раю «Адам... был... причастником небесного образа... имел в себе и Духа Святого... имел он все». Однако вместе с отпадением человека от Бога эта Божественная тайна — бытие Бога как Троицы, как и многие другие открытые человеку тогда в раю небесные таинства, оказалась людским родом позабыта.
Пятидесятница (день Святой Троицы) и сошествие Святого Духа
Антология святоотеческих проповедей
Авт.-сост. П.Ю. Малков
М.: Никея, 2019. 400 с.
Серия "Святые отцы о церковных праздниках"
ISBN 978-5-907202-15-3
Пятидесятница (день Святой Троицы) и сошествие Святого Духа - Содержание
Петр Малков - «Призывайте же на себя Святого Духа»: святоотеческие проповеди на Пятидесятницу
Святоотеческие проповеди о Пятидесятнице и Сошествии Святого Духа
- Святитель Григорий Нисский - Слово о Святом Духе
- Святитель Амвросий Медиоланский - Слово в день Пятидесятницы (spuria)
- Святитель Иоанн Златоуст - Три беседы на Пятидесятницу
- Святитель Максим Туринский - Две проповеди на Пятидесятницу
- Блаженный Августин - Три проповеди на Пятидесятницу
- Святитель Прокл Константинопольский - Три слова на Пятидесятницу
- Святитель Лев Великий - Слово на святую Пятидесятницу
- Святитель Григорий Великий (Двоеслов) - Беседа 30-я. Сказанная к народу в храме святого апостола Петра в день святой Пятидесятницы
- Преподобный Феодор Студит - Оглашение 9-е. О сошествии Святого Духа
- Святитель Григорий Палама - Гомилия 24-я. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении Божественного Духа и о покаянии
- Святитель Филарет Московский - Два слова
- Святитель Феофан Затворник - Слово на Пятидесятницу
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский - Слово в день Святой Троицы
- Святой праведный Алексий Менёв - Слово на день Пятидесятницы. О благодатных действиях Святого Духа на христиан
- Святитель Николай Сербский (Велимирович) - День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святого
- Святитель Лука Крымский - Два слова в день сошествия Святого Духа
Список источников и литературы
Преображение Господне - одно из важнейших в годичном церковном круге православных торжеств. Оно относится к числу так называемых двунадесятых (то есть двенадцати главнейших) праздников церковного календаря. Праздник Преображения всегда отмечается в один и тот же день - 6 августа (по старому стилю) / 19 августа (по новому стилю). Несмотря на то что Преображение приходится на довольно строгий Успенский пост, длящийся с 14 по 27 августа (по новому стилю), это всегда радостный и светлый летний праздник.
Первые по времени свидетельства о церковном праздновании Преображения - довольно древние, они относятся еще к V столетию. Однако сам праздник получил широкое распространение на Православном Востоке - прежде всего в Византии - все же позднее: в VII-VIII веках. На Западе, в отличие от Византии, праздник Преображения не имел в сознании верующих такого уж большого значения; здесь он оказался установлен как повсеместный лишь в середине XV столетия...
Петр Малков - Преображение Господне - Антология святоотеческих проповедей
М.: Никея, 2018. - 312 с. - («Святые отцы о церковных праздниках»).
ISBN 978-5-91761-884-5
Петр Малков - Преображение Господне - Антология святоотеческих проповедей - Содержание
- Петр Малков - Божественная слава Фавора: святоотеческие проповеди на Преображение
- Фавор: радость восхождения к Богу
- Новозаветное событие Преображения
- Фавор: гора Преображения
- Церковный праздник Преображения Господня
- Древние святоотеческие проповеди на Преображение
- Святоотеческая традиция: всегда современное Предание
- О содержании этой книги
- Путь к Преображению: что случилось до Фавора?
- Место Преображения: вершина горы
- Петр, Иаков и Иоанн: почему они?
- Преображение и молитва
- Преображение Христа: духовные причины и цель чуда
- Фаворский Свет: Христос - свет миру
- Фаворский Свет: сияние нетварных Божественных энергий
- Сияние лица и одежд Христа
- Преображение: перемена во Христе или в апостолах?
- Промежуточный итог: три основания Фаворского чуда
- Предназначение христианина: путь на гору Преображения
- Преображение и окружающий мир
- Преображение как прообраз Второго Пришествия и славы вечной жизни
- Свидетели славы Преображения: Моисей и Илия
- Три горы Богоявления: Синай, Хорив, Фавор
- Ошибка Петра
- Явление на Фаворе Бога Троицы: глас из облака
- Ужас и сон апостолов
- Спуск с Фавора
- Схождение с Фавора как путь на Фавор
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПРЕОБРАЖЕНИИ ГОСПОДНЕМ
- Святитель Иоанн Златоуст - Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 56-я
- Преподобный Ефрем Сирин - Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа (spuria)
-
Блаженный Августин, епископ Гиппонский - Две проповеди на Преображение
- Проповедь 79 А
- Проповедь 78
- Святитель Прокл Константинопольский - Слово на Преображение Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
- Преподобный Иоанн Дамаскин - Слово на Преображение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа
- Преподобный Феодор Студит - Оглашение 20-е. О том, что должно хранить красоту и привлекательность души незапятнанной, и о раскаянии
- Святитель Феолипт Филадельфийский - Оглашение 8-е в честь праздника Преображения Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
- Преподобный Григорий Синаит - Слово на святое Преображение Господа нашего Иисуса Христа
-
Святитель Григорий Палама - Две гомилии на святое Преображение Господне
- Гомилия 34-я. На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- Гомилия 35-я. На то же Преображение Господне
- Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский - Два слова на Преображение Господне
- Слово на Преображение Господне (1820 год)
- Слово в день Преображения Господня (1845 год)
- Святитель Феофан Затворник - Слово на Преображение Господне
- Священномученик Сергий Мечёв - Слово на Преображение Господне
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский - Слово в день Преображения Господня о Свете духовном
Список источников и литературы
Источники
Литература
Вопрос о том, каковы же были обстоятельства последних земных дней Пречистой Девы, поначалу решался в Древней Церкви неоднозначно. Так, задававшийся им в IV столетии святитель Епифаний Кипрский писал в сочинении «Панарион»: «...Пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена... Но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий. Я не дерзаю говорить, но, размышляя о деле, храню молчание. Впрочем, быть может, мы найдем где-либо следы Святой и Блаженной Девы, когда ничего нельзя найти о смерти Ее. Ибо в одном месте Симеон говорит о Ней: и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк. 2: 35), а в другом — в Апокалипсисе Иоанна, говорится: и устремлялся змей на жену, родившую младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, и взята была Она в пустыню, дабы не похитил Ее змей (Откр. 12: 13-14). Может быть, это исполнилось на Ней; но я не утверждаю этого окончательно, и не говорю, что Она осталась бессмертной; но не утверждаю и того, что Она умерла. Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была Сосуд Честный и Превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о Ней. Итак, умерла ли Она и погребена ли, мы не знаем...»
Рассказ о событиях Успения Пресвятой Богородицы, бережно хранимый церковным преданием, дошел до нас благодаря древним апокрифическим сказаниям, посвященным обстоятельствам земной жизни Богоматери после Воскресения и Вознесения Ее Божественного Сына. Прежде всего, это созданное в конце V или же в начале VI века так называемое «Сказание об Успении Святой Богородицы святого Иоанна Богослова». Известны и иные посвященные Успению апокрифические тексты, например, «Сказание об Успении», приписываемое Иосифу Аримафейскому — тому самому, что, в согласии с евангельским рассказом, участвовал в погребении Господа и приготовил для Него гробницу (см. Ин. 19: 38-42).
Петр Юрьевич Малков - Успение Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей
(«Святые отцы о церковных праздниках»)
М.: Никея, 2021. — 472 с.
ISBN 978-5-907307-30-8
Петр Юрьевич Малков - Успение Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей - Содержание
Петр Малков - «Переправа к бессмертию»: святоотеческие проповеди на Успение Пресвятой Богородицы
- Смерть: наказание и дар
- Событие Успения Пресвятой Богородицы
- Церковный праздник Успения Пресвятой Богородицы
- Святоотеческие проповеди на Успение Пресвятой Богородицы
- Святоотеческие проповеди на Успение: Матерь, Родившая Бога
- Святоотеческие проповеди на Успение: чистота, святость и духовная высота Богоматери
- Святоотеческие проповеди на Успение: Богоматерь и ангелы
- Святоотеческие проповеди на Успение: ветхозаветные пророчества о Богоматери и Ее библейские прообразы
- Два Завета: от власти смерти, греха и ада — к успению христианина во Христе
- Святоотеческие проповеди на Успение: умерла или уснула?
- Святоотеческие проповеди на Успение: событие Успения
- Успение и телесное воскресение Богородицы как откровение полноты любви и единства жизни Матери и Сына
- После Успения: трехдневное воскресение Девы
- После Успения: от гроба к Небу
- Святоотеческие проповеди на Успение: Пресвятая Богородица — наша Заступница и Матерь
СВЯТЫЕ ОТЦЫ ОБ УСПЕНИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
- Святитель Герман Константинопольский - Три слова на Успение Пресвятой Богородицы
- Слово первое на всечестное Успение Пресвятой Богородицы
- Слово второе на святое Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- Слово третье на святое и честное Успение Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- Святитель Андрей Критский - Слово третье на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
- Преподобный Иоанн Дамаскин - Три похвальных слова на Успение Всепетой Преславной и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- Первое похвальное слово на Успение
- Второе похвальное слово на Успение
- Третье похвальное слово на Успение
- Преподобный Феодор Студит - Похвальное слово на Успение Святой Владычицы нашей Богородицы
- Святитель Климент Охридский - Похвальное слово на Преставление Святой Владычицы нашей Богородицы
- Святитель Григорий Палама - Слово 37-е. На всеблаженное Успение Всенепорочной Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- Святой праведный Николай Кавасила - Слово на достопоклоняемое и преславное Успение Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы
- Святитель Димитрий Ростовский - Слово на Успение Пресвятой Богородицы
- Святитель Филарет Московский - Две проповеди на Успение
- Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (1851 год)
- Беседа на празднество Успения и в третий день явления Божией Матери апостолам (1852 год)
- Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический - Слово в день Успения Пресвятой Богородицы
- Святитель Феофан Затворник - Слово на Успение Пресвятой Богородицы
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский - Победа над смертью. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы
- Священномученик Сергий Мечёв - Слово на Успение Пресвятой Богородицы
Приложение
- Преподобный Максим Исповедник - Житие Девы (dubia) (фрагменты)
- Похвала и величание и пение Всесвятой, Нетленной и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и сказание о непорочной Ее и блаженной земной жизни от рождения до преставления, описанные блаженным отцом нашим Максимом философом и Исповедником
Список источников и литературы
Источники
Литература
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
спасибо