Маритен - Знание и мудрость

Маритен Жак - Знание и мудрость
Слово “знание” имеет три значения.  В первом, высшем, смысле  оно  имеет в  виду  знание твердое  и  непоколебимое,  разумеется,  не  исчерпывающее  (им  обладает лишь  Бог),  но  дающее уверенность и способное постоянно продвигаться по верному пути. В это понятие знания входит мудрость, образуя его высшую сферу; разве  не  говорят  о  знании  святых  так,  как  говорят  о  мудрости святых?  В  этом,  наиболее  всеобъемлющем  смысле  мы  говорим “наука и знание”.
 
Во втором, среднем смысле, слово “знание” берется как противоположное  высшей  сфере  знания;  это  -   наука  постольку,  поскольку она противопоставляется  мудрости и относится к самым что ни на есть заземленным областям знания: не говорят о мудрости ботаника или лингвиста,  но говорят о  науке ботанике и  о  науке лингвистике.  Мудрость -  это  знание,  получаемое  из  наивысших источников, открывающееся в наиболее глубоком и простом свете; знание в его втором смысле -  это знание детальное, эмпирическое, или очевидное.  В  этом  смысле  мы  говорим  "частное знание  или частные науки”.
 
Наконец,  в  третьем,  низшем  смысле  слово  “знание”  (классическая  philosophia perennis"  не  пользуется  и  не должна  пользоваться им, но оно играет свою роль в совместной деятельности людей) относится уже не к знанию точному и совершенному, а к знанию, рождаемому любознательностью людей и диктуемому их пристрастием  к  мирским  вещам,  к  познанию  вещей  как  бы  в соучастии, или в сговоре, сними. Здесь знание в наибольшей степени противостоит мудрости.  Можно сказать, и я уже говорил, что это -  знание грешника и в то же время, поскольку речь идет о соучастии, знание мага.  И еще, поскольку этот смысл слова шире, чем может показаться, и он вовсе не уничижителен, это -  и знание дегустатора вин, и знание исследователя душ, и знание знахаря. Но в еще  меньшей  степени,  чем  о  мудрости  ботаника  или  лингвиста, можно говорить о мудрости чародея или шамана.
 

Маритен Жак - Знание и мудрость

Пер. с франц. Л.М. Степачева; науч. ред. И.С. Вдовина
М.: Научный мир,  1999. 244 с.
 

Маритен Жак - Знание и мудрость - Содержание

ЗНАНИЕ И МУДРОСТЬ
  • Примечания автора
  • Комментарии переводчика
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
  • Предисловие
  • Введение автора к изданию 1946 г
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • Глава  I. Природа и культура
    • 1. Культура — требование человеческой природы
    • 2. О некоторых неясностях
    • 3. Цивилизация и религия
  • Глава  II. Католическая религия и культура
    • 1. Особенности “современного мира”
    • 2. Антропоцентризм и подлинный гуманизм
    • 3. Политические и экономические отголоски картезианского дуализма
    • 4. Христианство должно оживить культуру
    • 5. Христианство трансцендентно по отношению к любой культуре
  • Глава III. Практические соображения
    • 1.  “Христианский мир” — это не Церковь
    • 2. Злостное обмирщение духовного
    • 3.  Истинная светская деятельность христиан
  • Глава IV. О католическом мышлении и о миссии католицизма
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
  • Глава I
    • 1. О понятии порядка
    • 2. Созидание порядка
  • Глава II
    • 1.  О гуманизме
    • 2. Амбивалентность истории
    • 3. Об историческом манихействе
    • 4. Соблазн Истории
    • 5. Одна трудность антропоцентрического гуманизма
    • 6.  Миф об имманентности
    • 7. Диалектика современной культуры
  • Глава I I I
    • 1.  Культура и религия
    • 2. Опасности обмирщения духовного
    • 3. Церковь и христианский  мир
    • 4. Понятие конкретного исторического идеала
    • 5. Различие, подлежащее пересмотру
  • Глава I V
    • 1. Исторический парадокс
    • 2. Внешняя несостоятельность христианского мира
    • 3. Светская миссия христианства
    • 4.  Масштабы требуемых изменений
  • Комментарии
    • I. Человеческая природа и политическая жизнь
    • II. Плодовитость денег
    • III. Teatrum mundi
    • IV. Цивилизация
  • Примечания автора
  • Комментарии переводчика
О ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Предисловие
  • I. Проблема христианской философии
    • Рационалистическая позиция
    • Позиция г-на Блонделя
  • II. Природа и фактическое положение
    • Природа философии
  • III. “Христианское положение” философии
    • Объективные вклады
    • Субъективные приобретения
    • Выводы относительно христианской философии
  • IV.  Богословие и философия
    • Правильно понимаемая нравственная философия
    • Последние замечания
  • Комментарии
    • I.  О природе апологетики
    • II. О нравственной философии
      • О естественной этике
      • О правильно понимаемой нравственной философии
  • Примечания автора
  • Комментарии переводчика
СВЯТОЙ ФОМА, АПОСТОЛ СОВРЕМЕННОСТИ
  • Примечания автора
  • Комментарии переводчика

Маритен Жак - Знание и мудрость - Об авторе

 
Жак  Маритен  (1882-1973)  является ведущим  представителем неотомизма -  обновленной версии томизма, официальной философской доктрины католической церкви.
 
Выпускник Сорбонны, в 1914 г. избирается профессором кафедры  истории  новой  философии  Католического  института  Парижа; год спустя начинает работу в коллеже Станислас (1915-1916). В  1913 г. публикует работу “Бергсоновская философия”, в  1919 г. организует кружок по изучению томизма, идеи которого получают одобрение видных представителей французской культуры Ж.Руо, Ж.Кокто,  М.Жакоба,  М.Шагала,  Н.Бердяева.  После окончания первой  мировой  войны  Маритен  пишет работы:  “Искусство  и схоластика” (1920), “Антимодерн” (1922), “Размышления о разуме и его жизни” (1924), “Границы  поэзии” (1926) и др.  С  1927 по 1939 годы публикует труды: “Ангельский доктор” (1930), “Религия и культура” (1930), “О христианской философии” (1932), “Знание и мудрость” (1935), “Интегральный гуманизм” (1936) и др.
 
В 1930-е годы сотрудничает с Институтом средневековых исследований в Торонто и рядом американских университетов; в  1940-1945 гг. живет и работает в США, являясь профессором Принстонского и  Колумбийского университетов и  основанной  им  в Нью-Йорке  Свободной  высшей  школы.  В  США  публикует  работы: “Символ веры” (1941), “Сквозь несчастья” (1941), “Мысль святого Павла”  (1941),  “Права  человека  и  естественный  закон”  (1942), “Христианство и демократия” ( 1943), “Принципы гуманистической политики” (1944), “От Бергсона к Фоме Аквинскому” (1944) и др.
 
В  1945-1948 гг. -  посол Франции  в  Ватикане; в  1948-1960 гг. вновь преподает в Принстонском университете. Заслуги Маритена  и  его  влияние  на духовную  жизнь  США  отмечены  в  1958  г. созданием в университете Нотр-Дам штата Индиана томистского центра его имени. В этот период им написаны: “Краткий трактат о существовании и существующем” (1947), “Значение современного атеизма” (1949), “Человек и государство” (1951), “Творческая интуиция в искусстве и поэзии” (1953), “Пути к Богу” (1953), “О философии истории” (1957), “Литургия и созерцание”(1959).
 
С  1960 г.  живет во Франции.  В  1961  г.  ему вручается  премия Французской академии по литературе. Философия культуры мыслителя  получает признание на  II  Ватиканском  соборе,  влияние его идей ощущается в соборной конституции  “О церкви в современном мире”, на его работы Павел VI ссылается в экциклике “О прогрессе  народов”  (1967).  В  последний  период жизни  опубликованы работы: “Философ во граде" (1960), “Философия морали” (1960),  “Записная  книжка”  (1965),  “О  милосердии  и  гуманности Иисуса”(1967), “О церкви Христовой” (1970) и др. Умер Жак Маритен 28 апреля  1973 г. в Тулузе.
 
В центре внимания Маритена - вопросы философии культуры. Ему свойственно экзистенциальное прочтение томистского учения о  бытии,  умеренный  реализм  в  теории  познания,  отстаивание гуманистического  смысла  в  историческом  процессе,  пропаганда идей  солидарности  людей,  “персоналистической  демократии”, христианизации всех сфер духовной культуры, экуменистического сближения религий.
 
В  1994 г. издательством “Высшая школа” (Москва) опубликована работа: Жак Маритен. Философ в мире. В нее вошли переводы на русский язык произведений  мыслителя:  “Символ веры”, “Философ во граде”, “Краткий трактат о существовании и существующем”, “Интегральный гуманизм”.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.3 (3 votes)
Аватар пользователя brat Andron