Марков - Философия упадка

Марков, А.В. - Философия упадка - Здесь научат самому дурному
Слово «софист» обычно употребляется в обыденной речи с презрением — в значении «бесплодный спорщик», «умственный мошенник», «хитрец», «демагог». Но на самом деле это слово означает всего лишь профессионала в таком деле, как мудрость, интеллектуала, человека, зарабатывающего умственным трудом. Мы привыкли к тому, что людей умственного труда вокруг много, и это мешает оценить софистическую революцию в Афинах в конце V в. до н. э.
 
Древние греки понимали мудрость широко, как любое умение, требующее высокой квалификации. Мудрец — это тот, кто умеет построить корабль, основать новый город или примирить сограждан. Софисты оставили за собой только одно значение мудрости — словесный навык, навык убеждения и управления людьми.
 
Они предпочитали не мудрость, которая работает с вещами, — строительство кораблей, изготовление чаш или поварское искусство. Их интересовала мудрость, работающая со словами, способная воздействовать на граждан. Кто умеет управлять словами, тот правит и людьми — вот главный принцип софистики.
 
Поэтому первое, с чего начинали античные софисты, такие как Горгий, Гиппий, Продик и многие другие, — с нового отношения к слову. Они стали понимать слово не как отсылку к вещи или поступку, но как самодостаточную единицу, которая может определять реальность. В слове для них скрывалось целое представление, спектакль, который меняет и наше отношение к реальности, и даже саму реальность.
 
Сейчас бы все эти софисты, конечно, выступали на телевидении и вели каналы в социальных сетях. Но тогда им было доступно словесное шоу: впрочем, тоже очень театрализованное. Например, Гиппий сам делал себе одежду и обувь — и не потому, что любил шить, но потому, что ему нужен был костюм, который очарует всех. Он сделал себе даже золотые кольца, ведь это модно и шокирующе.
 
Тренировки ораторов софисты начинали с постановки голоса, интонаций, с напевности, с умения импровизировать и говорить в рифму — так, чтобы слушатели были настолько увлечены речью, что принимали бы ее за единственный достойный способ разговора о реальности.
 

Марков, А.В. - Философия упадка - Здесь научат самому дурному

Москва: Издательство АСТ, 2024. — 304 с.; ил. — (Тёмная академия. Non-fiction).
ISBN 978-5-17-159794-8
 

Марков, А.В. - Философия упадка – Содержание

Предисловие
  • Глава 1 Софисты, восхваляющие дурное
  • Глава 2 Император Юлиан, античный декадент
  • Глава 3 Аретино, певец порочного мира
  • Глава 4 Свифт, отец черного юмора
  • Глава 5 Гельвеций, или Апология эгоизма
  • Глава 6 Де Сад, или Несчастье либертинажа
  • Глава 7 Лотреамон: злая декламация
  • Глава 8 Бодлер среди бедняков и химер
  • Глава 9 Штирнер, эгоист-теоретик
  • Глава 10 Ницше, или Путешествие за пределы морали
  • Глава 11 Шестов: Бог выше добра
  • Глава 12 Маринетти, экстатический милитарист
  • Глава 13 Альфред Жарри, король и шут богемы
  • Глава 14 Жан-Пьер Бриссе, или Язык есть секс
  • Глава 15 Мигель де Унамуно: огорченный бытием
  • Глава 16 Жорж Батай: жертвоприношение разума
  • Глава 17 Антонен Арто, шут над пропастью
  • Глава 18 Ролан Барт: танец влюбленной речи
  • Глава 19 Делёз: против гуманизма, против истины
  • Глава 20 Кристева: бегство от отвращения
  • Глава 21 Темные теории наших дней
Послесловие
Избранная библиография
Другие книги автора
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Vadim