Майзульс - Идол - защищайся

Михаил Майзульс - Идол, защищайся
Около 200 иллюстраций. Часть из них – средневековые миниатюры, которые никогда не публиковались в России.

Последние десять лет я изучал приемы и знаки, с помощью которых французские, нидерландские, немецкие или английские мастера в Средние века представляли Другого (иноверца или еретика), превращали его во Врага и демонстрировали его связь с Врагом рода людского – дьяволом. Страх, презрение, ненависть и другие эмоции транслировались через визуальные коды, по которым создавали изображение. Они подсказывали зрителю, что он должен чувствовать и как действовать: по отношению к врагам веры, а порой и по отношению к самим образам.
 
В этой книге я хотел бы пойти дальше и поговорить о насилии над каменными, деревянными, металлическими телами, а также телами, написанными краской на стенах, досках, пергаменных или бумажных листах. Что провоцировало такую агрессию? Почему она была (и остается) так распространена? Какую роль она играла в религиозной жизни Средневековья и раннего Нового времени – эпохи Реформации и Контрреформации? Как насилие над телами изображений связано с религиозным насилием над телами живых (или уже мертвых) врагов? Конечно, католики и позже протестанты атаковали статуи или плоские образы, созданные художниками, со множеством разных целей. Однако большинство из них было связано с тем, как человек через изображение выстраивал отношения с миром невидимого, будь то Бог или дьявол, пытался активизировать силу, скрытую в образе, или, наоборот, доказывал, что тот мертв и бессилен.
 
Немалая доля изображений, созданных на средневековом Западе, представляет святых: мучеников, аскетов-пустынников, деятельных епископов, ученых-богословов, праведных королей или нищенствующих братьев-проповедников. Святые – особая категория умерших. Считалось, что после смерти они пребывают на небесах и ходатайствуют перед Богом за тех, кто чтит их память и взывает к их помощи. Они посредники между людьми и далеким, непостижимым Творцом. В них видели модели для подражания, идеал праведности и, что нередко оказывалось важнее, – могущественных патронов, чудотворцев и целителей. Они спасали от засухи, пожаров, саранчи и нечистой силы, освобождали из плена и застенка, лечили от всех мыслимых хворей и телесных невзгод. Св. Аполлония помогала страдающим от зубной боли, св. Маргарита – беременным и роженицам, а св. Себастьян и св. Рох защищали от чумы. Святым посвящали церкви, а по церквям называли кварталы и улицы. Годовщины их мученической гибели или тихого успения заполняли церковный календарь. Их именами нарекали новорожденных. Святые становились покровителями профессий, патронами религиозных братств, городов и королевств. Они воплощали коллективную идентичность множества групп. Их культ был одним из инструментов спасения, на который могли уповать христиане, и одной из ключевых опор власти Церкви. Святые могли быть милостивы и грозны: лечили и спасали, но могли и покарать за ослушание, богохульство, узурпацию их имущества и земель. От их имени клирики принимали дары и управляли огромными владениями, их местью грозили врагам и обидчикам.
 
иллюстрация из книги
 

Михаил Майзульс - Идол, защищайся! - Культ образов и иконоборческое насилие в Средние века

«Альпина Диджитал», 2023. – 392 с.
ISBN 978-5-00-139891-2
 

Михаил Майзульс - Идол, защищайся – Содержание

Введение
Часть I. Образ, культ и насилие
  • Иконоборчество
  • Вандализм
  • Цензура
  • Разрушить и сохранить
  • Iconoclash
Часть II. Зачем «ослепляют» изображения?
  • Дырки в листах
  • «Желая отомстить за оскорбления»
  • Может ли дьявол жить в изображении?
  • Магические фигурки и теория знака
  • Сила и бессилие взгляда
  • «Слепые» идолы
  • Как изобразить, не изображая
  • Тактильное благочестие
Часть III. Наказание святых: Благочестивое богохульство
  • Принуждение к чуду
  • Св. Николай, иудей и грабители
  • Образ как заложник
  • Неприкасаемые святыни
Часть IV. Протестантское иконоборчество: Смех и насилие
  • Покушение на св. Антония
  • Версия 1576 г.
  • Версия 1586 г.
  • Iconomachi и sacrilegi
  • Пародия и насилие
  • Непроходимые обряды перехода
  • Вражеские святые
  • Рукотворная пустота
  • Вера и неверие
Заключение
Экскурс 1
Экскурс 2
Библиография
Рекомендуем книги по теме
 
страшный суд
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя brat Vadim