Эта книга является продолжением «Теологии и социальной теории», и в ней я пытаюсь углубить предыдущий анализ. Как и упомянутая книга, это отчасти попытка обнаружить корни «секулярного». Первая «секвенция» этой книги выдержана в философской перспективе. Предполагаемое продолжение книги — «О божественном правлении» — будет написано в перспективе теологии и истории религии. Вскоре мы увидим, почему наше исследование принимает форму трилогии.
Такого рода генеалогическое предприятие содержит в себе внутреннюю трудность. Человеческое существование разделено на акции и вербальные или иные символические действия, с одной стороны, и рефлексивные вербальные теоретизации (разной степени абстракции), с другой. Понятно, что мы обычно действуем без всякой рефлексии и без отсылок к нашим теоретическим представлениям. Равным образом мы часто предлагаем наши теоретические размышления так, как будто они возникли из пустоты и не имеют отношения к прагматике. Но на самом деле все наши действия совершаются в какой-то мифологической, метафорической или рациональной рамке, тогда как все наши теоретические высказывания и писания суть практические интервенции в человеческую историю, либо сознательные, либо нет.
Это значит, что как деятельность, так и мышление типически совершаются в полумраке, они всегда полускрыты. В результате человеческая история лишь изредка протекает в свете дня, и мы не можем ясно видеть самих себя. Поэтому задача того, кто занимается генеалогией, состоит в том, чтобы проникнуть в этот полумрак и достичь такого уровня, на котором мы можем рассматривать действия с точки зрения их исходных предпосылок, а теории — с точки зрения их практических интенций.
Но именно потому, что это «дневное» измерение сокрыто, попытка его выявить может оказаться еще более глубоким погружением во тьму, отказом от очевидных свидетельств о событиях, с одной стороны, и от экзегезы текстов, с другой. Ибо проблема в том, что предпосылки действий, как правило, не проговариваются, а практические контексты и импликации текстов — туманны. Как следствие, и простой эмпиризм, и простая филология обречены на провал: стремясь выявить свой объект, они не могут достичь реальности.
Милбанк Джон - По ту сторону секулярного порядка: репрезентация бытия и репрезентация народа
Пер. с англ. А. Кырлежева; под ред. А. Гагинского
(Серия «Современное богословие»).
М.: Издательство ББИ; Теоэстетика, 2023. – x + 360 с.
ISBN 978-5-89647-424-1 (ББИ)
ISBN 978-5-6046384-7-7 (Теоэстетика)
Милбанк Джон - По ту сторону секулярного порядка: репрезентация бытия и репрезентация народа - Содержание
Пролог: Скрытое измерение человечества
Секвенция о модерной онтологии
- 1 От теологии к философии
- 2 Четыре столпа модерной философии
- 3 Современная философия: теологическая критика
- 4 Аналогия против унивокальности
- 5 Тождество против репрезентации
- 6 Интенциональность и воплощенность
- 7 Интенциональность и Я
- 8 Разум и воплощение Логоса
- 9 Пассивность модерного разума
- 10 Барочная симуляция космического порядка
- 11 Деконструкция репрезентации и далее
- 12 Пассивность и concursus
- 13 Репрезентация в философии
- 14 Актуализм против поссибилизма
- 15 Влияние против совпадения
- 16 Переход
Секвенция о политической онтологии
- 1 Космос, закон и мораль
- 2 Метафизика и модерная политика
- 3 Судьба разумного животного
- 4 Ирония репрезентации
- 5 О законе и совпадении
- 6 Судьба социального животного
- 7 Репрезентация и смешанное правление
- 8 Бюрократия и формальное различение
- 9 Форма, материя и контракт
- 10 Древность историцизма
- 11 Суверенитет художника
- 12 Евхаристическая креативность и политическая власть
- 13 Головоломка царствования
- 14 Истина политической фикции
- 15 Две соперничающие конструкции
- 16 Творчество и смешанное правление
- 17 Христологический конституционализм
- 18 Судьба делающего животного
- 19 Судьба зверо-ангела
- 20 Смерть каритативной любви
- 21 Три града Августина
- 22 Церковь как сosmopolis
- 23 Фома Аквинский и царство
- 24 Теология правления
- 25 Экуменико-политическая проблема
- 26 Сверхъестественная любовь-каритас и глобальный порядок
- 27 Социализм по ту сторону левого
- 28 Критика всех материализмов
Указатель
Эта книга ставит под вопрос то, что и как делалось на протяжении последних десятилетий в области христианской мысли на русском языке и само существование того языка, тех тем, которые стали за десятилетия привычными, но все еще требующими проверки на соответствие богословскому этосу. Равнодушие к актуальному, конструктивному, развивающемуся из перспективы первого лица богословию характеризует общую ситуацию постсоветской интеллектуальной культуры, которая находится в противоречии между старым и новым, между изобретением традиции и необходимым новаторством. Особенно это актуально для прояснения смысла и содержания понятия «теология», весьма неоднозначно трактуемого и почти утратившего какие-либо семантические рамки.
Джон Милбанк — автор неординарный и нестандартный. Его неисчерпаемая энергия и оригинальная богословская позиция не только положили начало одному из самых заметных и интересных интеллектуальных движений последних десятилетий — «радикальной ортодоксии», — но и создали поле для постоянного диалога с самыми разными взглядами и мировоззрениями.
***
Настоящий кризис, который переживает наша планета, все поставил под вопрос. То, что мы еще недавно воспринимали как неизбежный прогресс, теперь явно приводит к загрязнению природной среды и разрушению человеческой жизни, какой мы ее знаем. Поэтому некоторые задаются вопросом: может быть, что-то не так с самим человеческим существом? Или переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству был ошибкой, следствием которой стали господство, иерархия и война? Многие во всем винят европейское наследие с его сциентизмом, технологизмом, милитаризмом, капитализмом и стремлением к имперским завоеваниям.
В этой книге мы солидаризируемся с теми, кто предлагает более умеренный взгляд, считая, что Запад совершил поворот в неверном направлении и что именно это сегодня ведет весь мир к катастрофе.
Даже если политическому доминированию западноевропейских и атлантических наций сегодня брошен вызов со стороны Азии, все же культурное влияние Запада остается весьма значительным. Хотя призыв к демократии, может быть, и утрачивает привлекательность, но наследие технократизма, индивидуализма и капитализма вместе с упадком религии сохраняет свою силу, а порой и наращивает ее. На место идеи демократии приходят идеологии, также имеющие западное происхождение: национализм, коммунизм, авторитаризм и фашизм, — часто в новых, причудливых, гибридных сочетаниях. Религиозные традиции Азии обнаруживают тенденцию к поддержке этих идеологий; они инструментализиру- ются, чтобы служить национализму и вере в самопомощь и частное просветление.
Поэтому мы пока остаемся в рамках западной траектории развития. И наиболее поразительно, что эта траектория привела к отказу от ее собственных ключевых метанарратива и метафизики, а именно от представления о том, что конечная реальность была сотворена личным Богом; что она онтологически искажена предпочтением, которое ангелы и люди отдали знанию, основанному на власти, вместо знания, основанного на любви; и что она была искуплена этим личным Богом, который восстановил примат любви, прожив человеческую жизнь в нашем историческом времени. Из этого нарратива и этой философии проистекает установка на то, что политические цели справедливости должны быть однозначно подчинены более широким социальным целям примирения и взаимного процветания людей, пребывающих в отношениях друг с другом.
Каждая культура и цивилизация опирается на формирующие ее мифы и верования. Смысл любого человеческого языка требует доверия к главным трансцендентным означающим, которые не могут быть вполне обоснованы разумом. Соответственно, человек — это неисправимо религиозное живое существо. Поэтому, когда цивилизация отвергает свои наиболее важные нарративы и метафизические посылки, она необходимо приходит в упадок. Именно по этой причине, как предвидели некоторые пророки XX века, христианству сегодня бросает вызов ислам, который, как представляется, в большей степени сохранил свои базовые убеждения, а также более целостный и ритуализированный взгляд на человеческую жизнь. В то же время весьма сомнительно, что нынешний ислам свободен как от упадочных тенденций, так и от тенденции к секуляризации, которые являются следствием его встречи с Западом. Его более возвышенные и сложные философские традиции остаются в подвешенном состоянии, а его политизация (необязательно в форме терроризма) часто приводит к некоей смеси элементов секулярной идеологии и пуританского фундаментализма, который сам — слишком модерный по своему характеру.
Поэтому вполне можно говорить о том, что весь мир в настоящее время просто деградирует — именно в силу доминирования в нем наследия западного модерна. Не возникло никакого серьезного альтернативного религиозно-культурного видения, которое могло бы приостановить и поставить под вопрос это доминирование. И потому есть основание говорить, что христианство, действительно, является окончательной религией (как это было для Гегеля): это религия, которая обобщает вечные и универсальные интуиции в представлении о единстве Бога и о Его единстве с миром через понимание того, что это единство является также субъективным,
троичным и потому реляционным и что сама жизнь и триединство Лиц в бесконечном таинственно соединены с жизнью и многоли- костью конечного, хотя в то же время здесь сохраняется и различие.
Таким образом, вполне можно предположить, что нынешний кризис Запада и западно-ориентированного мира связан с отказом от этой окончательной религии и ее откровения о Боге, как также и о человеке, как о событии любви, превышающей любой закон или набор ритуальных предписаний и запретов. И это также отказ от Церкви как окончательного сообщества, чей очищенный язык и ритуалы поддерживают и распространяют таинственный образ всеобъемлющей личности Богочеловека Христа. После этого отказа может прийти только нигилизм и пост-человек. Ибо ныне мы видим, что без представления о том, что люди созданы по образу Божию, чистый, благонамеренный гуманизм утрачивает какую-либо убедительность.
Итак, хотя христианство было отвергнуто, остается верным, что именно христианское богословие может лучше всего диагностировать кризис нашего времени. После отвержения Бога любви мы неминуемо оказываемся в плену у бессмысленной машины, которая признаёт только власть, знание как власть — и лишь ради отправления этой власти. Предприятие, которое улавливает того, кто пытается контролировать происходящее посредством доступных ему устройств: такое самообольщение сегодня грозит стать определяющим для всей нашей повседневности.
Джон Милбанк - Теология и социальная теория - по ту сторону секулярного разума
Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева.
М.: Теоэстетика, 2022. — 736 с.
ISBN 978-5-6046384-4-6
Джон Милбанк - Теология и социальная теория - по ту сторону секулярного разума - Содержание
- О. Давыдов. Долгий путь шедевра
- Благодарности
- Предисловие автора к русскому изданию
- Предисловие ко второму изданию Между либерализмом и позитивизмом
- Введение
ЧАСТЬ I ТЕОЛОГИЯ И ЛИБЕРАЛИЗМ
1. Политическая теология и новая наука политики
- Новый объект политической науки
- Теологическое конструирование светской политики
- Современная (modem) политика как библейская герменевтика
- Циклы Полибия против церковного времени
2. Политическая экономия как теодицея и агонистика
- Введение
- Политическая экономия и моральная экономия
- Макиавеллиевское измерение
- Провидение и непреднамеренные последствия
- Критика гетерогенеза
- Теологическое мальтузианство
ЧАСТЬ II ТЕОЛОГИЯ И ПОЗИТИВИЗМ
3. Социология I: от Мальбранша к Дюркгейму
- Введение
- Социология после Просвещения
- Социальные факты как истины откровения
- Изменения в понимании fait sociale (1)
- Изменения в понимании fait sociale (2)
- Истолкования жертвоприношения
4. Социология II: от Канта к Веберу
- Введение
- Неокантианский метод у Риккерта и Зиммеля
- Макс Вебер и неокантианский метод
- Социология религии Вебера
- Либеральный протестантский метанарратив
5. Надзор за возвышенным: критика социологии религии
- Консенсус по поводу возвышенного
- Парсонс и американское возвышенное
- Религия и функциональность
- Функции перехода
- Религия и эволюция
- Религия как идеология
ЧАСТЬ III ТЕОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА
6. За и против Гегеля
- Введение
- От метакритики к диалектике
- Сфера безразличия
- Истинная и фальшивая нравственность (Sittlichkeit)
7. За и против Маркса
- Введение
- Марксистская критика религии
- Марксистская критика капитала
- Марксизм, христианство и социализм
8. Обосновывая сверхъестественное: политическая теология и теология освобождения в контексте современной католической мысли
- Введение
- Интегралистская революция в современной католической мысли
- Социальные импликации интегрализма
- Спасение или освобождение
- Нуждается ли теология в социальной науке?
- От фаундационного праксиса к сверхъестественной прагматике
ЧАСТЬ IV ТЕОЛОГИЯ И РАЗЛИЧИЕ
9. Наука, власть и реальность
- Введение
- Объяснение, понимание и наррация
- Наррация, наука и вненаучное
10. Онтологическое насилие, или Проблематика постмодерна
- Введение
- Генеалогия
- Онтология
- Этика
11. Различие добродетели, добродетель различия
- Введение
- Добродетель против различия
- Различие против добродетели
12. Иной Град: теология как общественная наука
- Введение
- Контр-история
- Контр-этика
- Контр-онтология
- Судьба контрцарства
Библиография
Именной указатель
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
"Я искренне надеюсь, что эта