Антиох Монах - Всеобъемлющее собрание - Пандекты

Пандекты - Богодухновенных Святых Писаний - Антиох Монах
В мае 2014 года исполнилось 1400 лет трагическим событиям взятия персами Иерусалима в 614 году, сопровождавшимся массовыми убийствами и пленением византийского христианского населения Иерусалима. Издательство «Сибирская Благозвонница» предлагает читателям публикацию перевода известного в древности произведения монашеской письменности «Пандекты Богодухновенных Писаний» преп. Антиоха Монаха, жившего в VI–VII веках в Палестине и ставшего очевидцем тех событий.
 
Сведений о самом авторе сохранилось совсем немного. Преподобный Антиох был монахом (а некоторые его называют даже игуменом Великой лавры святого Саввы в Палестине в первой половине VII века. Родилсяон в селении Медосага, которое находилось в 20 км от Анкиры в Галатии (МалаяАзия). Антиох «принял постриг в Атталинском монастыре в Анкире, затем перешел в Лавру преп. Саввы Освященного близ Иерусалима, где и подвизался до своей кончины».
 

Преподобный Антиох Монах - Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний

Издательство  Сибирская Благозвонница. 2015 г. 752 стр
ISBN: 978-5-91362-901-2
 

Монах Антиох - Всеобъемлющее собрание (Пандекты) - Содержание

П.К. Доброцветов. Преподобный Антиох Савваит как представитель Палестинского монашества и его «Пандекты»
КНИГА, СОДЕРЖАЩАЯ ГОСПОДНИ ЗАПОВЕДИ, А ТАКЖЕ ИХ ТОЛКОВАНИЕ, А ТАКЖЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ИМ И ВЫТЕКАЮЩЕЕ ИЗ НИХ УЧЕНИЕ
Пролог к настоящему сочинению
Послание Антиоха, монаха лавры Святого Саввы, Евстафию, игумену Атталинского монастыря города Анкиры в Галатии, от тамошних святых отцов, содержащее в себе 130 глав, а также молитвенное исповедание
Антиоха Монаха предварительное рассуждение
Слово 1. О вере
Слово 2. О надежде
Слово 3. О вкушении пищи
Слово 4. О чревоугодии
Слово 5. О пьянстве
Слово 6. О воздержании
Слово 7. О посте
Слово 8. О сребролюбии
Слово 9. О страсти к принятию даров
Слово 10. О скаредности
Слово 11. О дающих в долг
Слово 12. О лихве
Слово 13. О многостяжательности
Слово 14. Об озабоченности
Слово 15. О том, чтобы не любить мир
Слово 16. О наглости
Слово 17. Об удалении от женщин
Слово 18. О том, чтобы не оставаться долго с поющими псалмы женщинами
Слово 19. О блуде
Слово 20. О целомудрии
Слово 21. О девстве
Слово 22. О необдуманности
Слово 23. О гневе
Слово 24. О ярости
Слово 25. О печали
Слово 26. Об унынии
Слово 27. Об отчаянии
Слово 28. О ропоте
Слово 29. О злословии
Слово 30. О наушничестве
Слово 31. О том, чтобы не порицать
Слово 32. О пререкании
Слово 33. О празднословии
Слово 34. О любопытстве
Слово 35. О пренебрежении
Слово 36. О безделье
Слово 37. О том, чтобы не спорить с теми, кто облечен властью
Слово 38. О преслушании
Слово 39. О послушании
Слово 40. О клевете
Слово 41. О воровстве
Слово 42. О лжи
Слово 43. О тщеславии
Слово 44. О гордости
Слово 45. О высокомудрии
Слово 46. О том, чтобы не мнить много о себе
Слово 47. О том, чтобы не презирать никого
Слово 48. О том, чтобы не насмехаться
Слово 49. О том, чтобы не осуждать
Слово 50. О том, чтобы не соблазнять
Слово 51. О том, чтобы не порицать, но лучше самому быть порицаемым
Слово 52. О том, чтобы не воздавать злом [за зло]
Слово 53. О том, чтобы не памятозлобствовать
Слово 54. О том, чтобы не враждовать
Слово 55. О том, чтобы не завидовать
Слово 56. О том, чтобы не ссориться
Слово 57. О том, чтобы не ненавидеть
Слово 58. О том, чтобы не злорадствовать
Слово 59. О том, чтобы сорадоваться
Слово 60. О том, чтобы никого не опечаливать
Слово 61. О том, чтобы внимать себе
Слово 62. О добрых речах
Слово 63. О том, чтобы не клясться
Слово 64. О том, чтобы хранить тайну
Слово 65. О том, чтобы не доверять тайн не вовремя
Слово 66. Об истине
Слово 67. О том, чтобы обличать
Слово 68. О том, чтобы быть обличаемым
Слово 69. О том, чтобы стыдиться
Слово 70. О смиренномудрии
Слово 71. О том, чтобы прощать ближнего
Слово 72. О том, чтобы молиться за других и за врагов
Слово 73. О том, чтобы не искать своего
Слово 74. О том, чтобы не вожделеть
Слово 75. О справедливом суде
Слово 76. О правой мере
Слово 77. О покаянии
Слово 78. О терпении
Слово 79. О подвиге
Слово 80. О единомыслии
Слово 81. О помыслах
Слово 82. О наказании
Слово 83. О совете
Слово 84. О снах
Слово 85. О малодушии и двоедушии
Слово 86. О труде
Слово 87. О поспешении
Слово 88. О служении
Слово 89. О нестяжательности
Слово 90. О плаче
Слово 91. О том, что для всякой вещи — свое время
Слово 92. О сострадании
Слово 93. О том, чтобы не относиться с лицеприятием
Слово 94. О том, чтобы жить с немногими добрыми
Слово 95. О том, чтобы не смеяться
Слово 96. О том, чтобы любить ближнего
Слово 97. О гостеприимстве
Слово 98. О нищелюбии
Слово 99. О посещении
Слово 100. О том, чтобы не надеяться на человека
Слово 101. О том, чтобы не полагаться на собственные силы
Слово 102. О том, чтобы избегать ненужных встреч
Слово 103. О безмолвии
Слово 104. О бдении
Слово 105. О псалмопении
Слово 106. О молитве
Слово 107. О сокрушении
Слово 108. О почтении к родителям
Слово 109. О том, чтобы уважать старших
Слово 110. О долготерпении и гневливости
Слово 111. Об игуменах
Слово 112. Об отречении [от мира]
Слово 113. О послушании
Слово 114. О соблюдении заповедей
Слово 115. О кротости
Слово 116. О том, чтобы терпеть несправедливость, а не самому творить несправедливость
Слово 117. О благодарении
Слово 118. О веселии по Богу
Слово 119. О том, чтобы не заботиться
Слово 120. О начатках
Слово 121. Об умилостивлении
Слово 122. Об архиерействе
Слово 123. О назначении в клир
Слово 124. О том, чтобы уважать священников
Слово 125. О чаянии будущего
Слово 126. О Божественном призвании
Слово 127. О страхе Божием
Слово 128. О любви к Богу
Слово 129. Об усыновлении
Слово 130. О Царстве Небесном
 
О молитве и исповедании
Комментарии 
 

Монах Антиох - Всеобъемлющее собрание (Пандекты) - Преподобный Антиох Савваит как представитель Палестинского монашества и его «Пандекты»

 
В то время Византия переживала один из самых драматичных периодов своей истории — войну с Персией (602–628). В начале этой войны персы оккупировали восток империи — Палестину, Сирию, Малую Азию, Египет, и даже осадили Константинополь. В Палестину персы, возглавляемые военачальником Шахрваразом, вторглись в конце 613 — начале 614 года. Им активно помогали внутренние враги византийцев — иудеи, жившие на территории Византии: «Сотрудничество персов и иудеев было полным… Они стекались, чтобы записаться в персидскую армию», многие становились проводниками персов. Из 150–20 тысяч живших в Палестине иудеев, по подсчетам таких авторитетных историков, как Гиббон и Ролинсон, доля записавшихся в персидскую армию иудеев могла составлять от 26 тысяч до 36 тысяч человек, то есть более 10 % от их общей численности.
 
Местные же арабские племена, до сих пор связанные с византийской властью договоренностями, почувствовав ее ослабление и наступивший хаос, стали нападать на жителей этой богатой византийской провинции, начались грабежи. Арабы грабили и монастыри, в том числе захватили и Лавру святого Саввы: «В Великую Лавру преподобного Саввы мародеры ворвались за неделю до падения Иерусалима. Иноков, не пожелавших покинуть обитель (таких было сорок четыре), мучили в течение многих дней, пытаясь выведать, где хранятся сокровища, после чего убили всех до единого».
 
Об этих трагических событиях рассказывается в послании преп. Антиоха к Евстафию, игумену Атталинского монастыря в Анкире, земляку преп. Антиоха («Послание Антиоха, монаха Лавры святого Саввы, Евстафию, игумену Атталинского монастыря города Анкиры в Галатии, от тамошних святых отцов»). Преп. Антиох сообщает, что остальная братия во главе с игуменом Никомедом успела покинуть монастырь и скрыться в Аравии (то есть на территории за Иорданом). Некоторые монахи, как, например, Стратигий, укрылись в Иерусалиме и стали свидетелями и участниками последовавшей катастрофы. Какое-то время спустя братия Лавры святого Саввы, спасшаяся бегством от захватчиков и грабителей в Аравию, вернулась в монастырь и, увидев убитых собратий, с великим плачем и почестями погребла их.
 
В конце апреля — в мае 614 года началась трехнедельная осада Иерусалима, закончившаяся падением города, несмотря на героическое сопротивление его защитников. Иерусалим подвергся чудовищному трехдневному разграблению и разрушению. Разные источники называют разное количество убитых — от 34 тысяч до 90 тысяч. При этом в жестокости местные иудеи превзошли захватчиков. «Иерусалимские евреи были на стороне персов и при взятии ими города принимали деятельное участие в избиении христиан», — пишет А. А. Васильев. Шахрвараз оставшимся в живых жителям города обещал жизнь, но иудеи собрали большую сумму денег (каждый вложил по своему достатку) и на них выкупали пленных византийцев и убивали их. Около 35 тысяч пленников, включая Иерусалимского патриарха свт. Захарию, были собраны на Елеонской горе, а затем через Дамаск отправлены в Персию. Персы завладели и величайшей святыней христианского мира — Крестом Господним. Его также вывезли в Персию. Было разрушено около трехсот монастырей и церковных строений, среди которых храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня), построенный святым императором Константином и святой императрицей Еленой, церковь святого Стефана и др. Управление тем, что осталось от Иерусалима, персы на некоторое время вверили иудеям.
 
Трагедию взятия Иерусалима в христианском мире трудно оценить. Преп. Антиох, как явствует из его «Пандектов», был в числе бежавших с аввой Никомедом и, соответственно, очевидцем произошедших событий.
 
Произведение, известное под названием «Пандекты Богодухновенных Священных Писаний», преп. Антиох составил по просьбе игумена Евстафия около 620 года. Это творение преп. Антиоха, а также «Пасхальная хроника» и повествование Антиоха Стратигия считаются источниками сведений о взятии Иерусалима, современными самим описываемым событиям (другие авторы — Феофан, Михаил Сириец и Агапий писали об этом же позже). Кроме того, «Пандекты», безусловно, яркая страница в истории византийской церковной письменности.
 
Из предисловия преп. Антиоха видно, что братия игумена Евстафия после захвата персами окрестностей Анкиры в Малой Азии (около 619 года), спасаясь бегством, покинула монастырь и вынужденно скиталась по разным местам. Книги из монастырской библиотеки были, по всей видимости, утрачены, и потому преп. Антиох составляет сборник выдержек из Писания и отцов, который мог бы стать источником духовного утешения для странствующих братий и утоления «голода слышания слова Божия» (Ам. 8:11). По словам Дерваса Читти, «Евстафий, игумен одного монастыря возле Анкиры, подобно многим, бежавший еще до прихода персов, обратился к Антиоху с просьбой дать ему краткое изложение содержащегося в Писаниях учения, которое он мог бы носить с собою».
 
Последующие события жизни Антиоха Монаха нам неизвестны, но Греческая Церковь чтит его память в лике преподобных 24 декабря, перед Рождеством Христовым по новому стилю. В Русской же Церкви нет отдельного дня празднования его памяти, и память этого святого совершается в Соборе преподобных отцов, в подвиге просиявших, в субботу сырную перед Великим постом.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя brat Andron