Мы живём в такое время, когда христианская жизнь – жизнь церковная, жизнь приходской общины – строится по не совсем естественному образцу. Если мы обратимся к тому времени, когда формировалась первая в подлинном смысле этого слова христианская община, то есть ко временам евангельским, то увидим, как она складывалась. Вот перед нами апостол Андрей Первозванный, который фактически первым из будущих учеников узнал Христа, – и он идёт и зовет одного, другого, третьего. Мы слышим историю о том, как он находит брата своего Симона и говорит ему: «Мы нашли Мессию» (Ин 1, 41) и ведёт его ко Христу. А потом Господь призывает Филиппа, а тот находит Нафанаила и в ответ на его сомнения убеждает: «Пойди и посмотри» (Ин 1, 46). Точно так же, как можно понять, происходило и в дальнейшем образование общины учеников Христовых.
То есть изначально, в первые столетия жизни Церкви, всё было совсем не так, как в наше время, когда стоит некий храм, в нём совершается богослужение, и туда приходят помолиться те, кого мы называем прихожанами. Для христианской жизни неестественно, что люди, составляющие собой общину, всё остальное время, кроме богослужения, находятся не только вне этого конкретного храма, но и вне самой общины как таковой. Все же верующие были вместе и имели всё общее (Деян 2, 44)… Конечно, сейчас уже не идёт речи о том, чтобы члены одного прихода объединяли всё свое имущество. Но это должны быть люди, которые, по крайней мере, хорошо друг друга знают, у которых общие интересы и в той или иной степени общая жизнь.
В идеале такой семьей должен быть не только один приход, но и вся Церковь Христова, но в реальности мы видим, что даже на уровне храма это либо не совсем получается, либо не получается совсем. Поэтому любому священнику, настоятелю приходится думать о том, каким образом сформировать хотя бы ядро этой общины, собрать вокруг себя «учеников, которые пришли первыми», чтобы уже они – подобно тому, как это совершалось в первые века – приводили за собой в храм других людей и помогали им войти в церковную жизнь. Как возникает такое ядро? По мере того как появляются люди, понимающие, что жизнь храма – это дело, безусловно, не только лишь настоятеля, духовенства, людей, которые в этом храме работают, но и каждого из тех, кто воспринимает этот храм как свой приход. Эти люди, объединяясь в храме, начинают что-то для его жизни делать, и с этого начинается формирование общины. Каковы могут быть формы служения Богу через служение храму, через служение на приходе? Они могут быть очень разнообразными, но прежде всего, наверное, нужно говорить о том, что каждый христианин – и особенно тот, кто уже является членом церковной общины – должен быть в самом простом, самом элементарном смысле этого слова апостолом.
Игумен Нектарий Морозов - Долг любви - Как быть христианином всегда?
Фонд «Традиция»
ISBN 978-5-00152-008-5
Игумен Нектарий Морозов - Долг любви - Как быть христианином всегда? - Содержание
Глава 1
- О христианском служении
- О «нецерковном» в жизни христианина
- О недостатках церковной жизни
- О лжепастырях и пастырских заблуждениях
- О внешней форме и сущности христианства
- О христианском единстве
Глава 2
- Об откладывании дел на потом
- О дисциплине
- О преодолении трудностей
- О принятии решений
- О навыке осмысленной жизни
Глава 3
- Об охлаждении в вере
- Об отношении к здоровью
- О христианском подвиге
- О чтении Священного Писания
- О возгревании духа
Глава 4
- Об искушениях
- И ещё бывает
- О падениях в жизни христианина
- О принципах борьбы со страстями
- Об укреплении души
Глава 5
- О проявлении эмоций
- О неравнодушии
- О культуре общения
- О взаимоотношениях со «сложными» людьми
- О христианском отношении к предательству
- О славе от Бога и славе человеческой
Глава 6
- О молитвенном правиле
- Об отношениях со святыми
- О сокровенном поучении
- О взаимосвязи молитвы и жизни
Глава 7
- О предназначении человека
- О совести
- О жизни как школе смирения
- О даре ученичества
- О безусловной ценности человека
- О святости
Игумен Нектарий Морозов - Одиночество - Пути преодоления - в Церкви, семье и обществе
Москва, «Никея», 2018
Серия "Открывая Православие"
ISBN 978-5-91761-853-1
Игумен Нектарий Морозов - Одиночество - Пути преодоления - в Церкви, семье и обществе - Содержание
- С чего начинается одиночество?
- Одиночество природное и социальное
- Жизненные обстоятельства?
- «Мне люди, в сущности, не нужны»
- Дать человеку то, что он хочет
- «А я хотел, чтобы они со мной играли…»
- Одиночество в семье
- Брак не с Небес
- Перерасти себя – перерасти боль
- Не по инструкциям
- О глубине и скуке
- «Ты меня любишь?»
- Одна у колыбели
- Дом, где не звучит детский смех
- О «стакане воды»
- Одиночество в обществе
- О социальных связях верующего человека
- Странненький, чудненький, христианин
- О «белых воронятах»
- Можно ли знакомиться на улице?
- Христианин на приеме у психолога
- Одиночество в Сети
- Один на один с бедой
- Одиночество в Церкви
- Найти свой приход
- О культуре общения, простоте и сложности
- Близко или не очень? О дистанции в Церкви
- Жизнь после ошибки
- Богооставленность
- Наедине с Богом
Об авторе
Игумен Нектарий Морозов - С надеждой на Встречу
Москва; Издательство Сретенского монастыря; 2015
ISBN 978-5-7533-1011-8
Игумен Нектарий Морозов - С надеждой на Встречу - Содержание
- Основа спасения
- Расстояние между нами и Богом
- Встреча с Богом
- Детская радость Рождества
- Словно младенец на руках у Младенца
- С надеждой на Встречу
- Место встречи – Крест
- Источник жизни вечной и нестареемой
- Одно из имен Его – Утешитель
- Будет счастье
- Скрытая радость
- Цена объятий
- Отцовская ли это вина?
- Образ путешествующего
- Как важно – услышать ответ
- Наши планы и Господни слезы
- Благодарность за искушение
- Слабость как сила
- Трудные круги
- Между двумя крайностями
- Вознесение, но не расставание
- Предательство и Тот, Кто не предает
- Смерть на Пасху
- Самое страшное и самое тяжелое
- Не только «почему», но и «зачем»
- Самостоятельность и самодеятельность
- Спасительные мелочи и пустяки
- Образ неверия доброго
- Правильная расстановка приоритетов
- О счастье – старом и новом
- Важный талант
- Двойные стандарты христианской морали – благословенные и святые
- Что претворяет слабость в силу
- Да это вы сами все сделали!
- Верный способ не грешить
- Умение за всем видеть Бога
- «Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
- Размышления в полете
- Заповедь «непонятная» и «невозможная»
- А апостол все равно говорит: «Радуйтесь!»
- Не могу… или не хочу?
- Прощение – лишь виноватым
- Как пережить предательство?
- Когда нет ни «других», ни «чужих»
- Чтобы уныние заунывало
- Богоугодная пауза
- Мы обязательно будем скорбеть
- Вопросы – детские и взрослые
- Рабоче-христианское
- Вечное хранилище
- Отчего радуется священник на исповеди
- Пастырь добрый – «жестокий»
- Бесполезные разбирательства
- Лишняя тяжесть
- Отданное возвратится
- «Да» и «нет»
- Слово для мух и слово для пчел
- Это мог бы быть каждый из нас
- О фарисее с любовью
- Спасительное мучение
- «Да исправится…» И я – да исправлюсь
- Постимся постом неприятным
- Для чего нужен пост
- Произвольная слепота
- Право на грех
- Зачем мне это было нужно?
- Как же быть?
- Маленькие хитрости
- Один из несекретных секретов
- Удобные неудобства
- Уныние: или найти силы, или пропасть
- Как оживлять свою душу
- Молись!Уникальный инструмент
- От слов твоих
- Удержание неудержимого
- Слово и жизнь
- Чтобы сердце жило в храме
- Отношение к смерти
- Размышления у последней черты
- Когда смерть становится успением
- Боязнь рая
- Рай и скорбь
- Беспокойный день покоя
- Куда и почему уходит пасхальная радость?
- Самый ценный опыт духовной реанимации
- Узнает лишь тот, кто потерпит
- Чуть чище и чуть свободней
- Рука, протянутая Богу
- Как справиться с замиранием
- Величайший из даров
Игумен Нектарий Морозов - Таинство Исповеди - Как научиться каяться и перестать прятаться от Бога
Москва, «Никея», 2018
ISBN 978-5-91761-868-5
Игумен Нектарий Морозов - Таинство Исповеди - Как научиться каяться и перестать прятаться от Бога - Содержание
Предисловие
Часть 1
- Исповедь: зачем она нужна?
- Что значит любить Бога?
- Вина, раскаяние, изменение
- Каким было покаяние святых
Часть 2
- Почему раньше каялись публично?
- Значение исповеди сегодня
- Бог восполняет нашу немощь
- Чудо обновления души: случай из жизни
Часть 3
- Как преодолеть нерешительность
- Нужны ли «пособия» к исповеди
- Дорогу осилит идущий
- Не безжалостность, а любовь к себе
Часть 4
- Господь, я и мой грех
- Кратко или подробно исповедоваться?
- Исповедь – не время для советов?
- Дневник как способ самоконтроля
- Вечернее предстояние Богу
Часть 5
- Фатальная ошибка родителей
- Пожилые люди на исповеди
- Что, если тяжесть не уходит?
- Почему важно верить в исправление
- О правильном отношении к духовнику
- Как преодолеть суету и спешку
- «Я грешу» или «я согрешил»?
Часть 6
- Почему нельзя ничего скрывать
- Когда лучше – без деталей
- Оплакать грех… и идти вперед
- Генеральная уборка души
- Как-нибудь потом
- Не лукавить перед Богом
- Разворот от тьмы к свету
Часть 7
- О помыслах
- Мне сон приснился
- Исповедоваться за себя, не за других
- Епитимьи законные
- Епитимьи незаконные
- Осторожность в паломничествах
- Простил ли Господь?
- Сокровенное изменение души
Часть 8
- Лекция вместо исповеди
- «Я – великий грешник»
- «Грешна во всем»
- Исповедь как работа над ошибками
Часть 9
- На что не стоит обижаться
- Еще раз о перечне грехов
- Исповедь у разных священников
- Психолог или пастырь?
- Место для радости – есть ли?
- Правильное чувство вины
Часть 10
- Не ждать накопления грехов
- Связь с таинством Причащения
- Исповедь в жизни прихода
Заключение
Об авторе
Об издательстве
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: