Мюллер-Функ – Жестокость

Мюллер-Функ, Вольфганг – Жестокость - История насилия в культуре и судьбах человечества
Жестокость невыносима. На самом деле ее не должно быть там, где все обстоит по-человечески. Исследование этой мрачной темы угрожает нашему собственному душевному состоянию, тянет нас в ад невыразимого, который в религии и метафизике описывается как зло par excellence. Тот, кто систематически исследует мучения других людей, индивидов или групп, рискует увлечься ими. Изучать тему жестокости сложно еще и потому, что к ней трудно отнестись непредвзято. Ужас перед ней часто приводит к неправильному восприятию самого понятия. Легко сказать, что жестокость бесчеловечна. Но противопоставление человеческого и нечеловеческого, как и большинство бинарных оппозиций, сомнительно. В действительности поразительным и пугающим образом жестокость соединяет в себе оба этих свойства.
 
Реагировать на жестокость можно по-разному. Моральное возмущение и неприятие — самая понятная реакция, но она приводит к мысли, что с жестокостью не нужно связываться. Далее, жестокость может быть приписана другим — из-за этого не замечают ее в себе. Серийные убийцы, такие как Фриц Хаарман, и штурмовые отряды национал-социалистов почти сразу были демонизированы, что психологически понятно ввиду совершенных ими злодеяний. Однако демонизация быстро приводит к искажению и в итоге к банализации, поскольку сводит существование систематического насилия к чудовищным исключительным случаям. Целенаправленное уничтожение другого становится вызовом морали и разуму Просвещения, которое после смерти Бога 1 хотело окончательно распрощаться со злом.
 
Вопреки всем гуманистическим надеждам, коллективные, политически инспирированные преступления, в которых жестокость играет решающую роль, не исчезли из этого мира. На этом фоне становится понятной провокационная и емкая моральная формула Ханны Арендт о «банальности зла», которую она вывела по итогам судебного процесса над бюрократом-исполнителем, идеологом холокоста Адольфом Эйхманом. Слово «банальный» появляется в немецком языке только в первой трети XIX века, в частности у Гёте, который в 1830 году говорит о «банальных дикостях охоты с гончими». Это слово, заимствованное из французского языка, означает «повседневный», «безвкусный», «заезженный», «плоский». Превращаясь в банальность, зло, а вместе с ним и расчетливое, на первый взгляд беспричинное насилие над другими, становится обыденным фактом и утрачивает ауру экстраординарного. Заслуга Арендт, вопреки настойчивой критике ее позиции, состоит не в последнюю очередь в том, что она лишает человеческую злобу ауры глубокого и великого, в результате чего исполнитель массового убийства становится пугающе нормальным, почти заурядным и совершенно точно ничем не примечательным человеком. С появлением банальности исчезает ореол исключительности. Потенциально зло есть в каждом из нас.
 

Мюллер-Функ, Вольфганг – Жестокость - История насилия в культуре и судьбах человечества

Перевод с немецкого Д. С. Дамте. — Москва : Издательство АСТ, 2023. — 416 с. — (Слово современной философии).
ISBN 978-5-17-152827-0
 

Мюллер-Функ, Вольфганг – Жестокость – Содержание

Введение 
  • 1. Исходная позиция 
  • 2. Люди подобны букашкам: Роберт Музиль 
  • 3. Экономика жестокости. Холодность и дистанция: Эрнст Юнгер 
  • 4. Жестокость как неспособность контролировать аффекты: Сенека и Мишель де Монтень 
  • 5. О жестокости правителя: Элиас Канетти, Геродот, Уильям Шекспир и Ибн Баттута  
  • 6. Где нужна жестокость: Фридрих Ницше 
  • 7. Сексуальность и намеренная жестокость: маркиз де Сад, Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно и Ролан Барт  
  • 8. Жертва, насилие, жестокость: Исмаил Кадаре и Рене Жирар  
  • 9. Этика жестокости: Артур Кёстлер 
  • 10. Колониальные преступления: Марио Варгас Льоса 
  • 11. Перед лицом нацистских пыток: Жан Амери 
  • 12. После Фрейда 
Благодарности  
Библиография  
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Vadim