Один лишь объём сочинений Эдвардса уже составляет серьёзную проблему. Роберт Холл, известный английский пастор, говорил, что мог бы «шестьдесят лет без устали и с превеликим удовольствием читать труды Джонатана Эдвардса», однако биографы не располагают таким количеством времени. Уже ни у кого не вызывает удивления тот факт, что многие авторы, решившиеся на написание биографии Эдвардса, так и не смогли исполнить свою мечту. В 60-х годах XIX века пресвитерианский проповедник и редактор трудов пуритан Александр Б. Гросарт писал, что собрал немало материалов для написания «достойной биографии» Эдвардса. Эта книга так и не увидела свет. Возможно, Гросарт оставил попытки её написать, узнав, что по ту сторону Атлантики профессор Эдвардс Амаза Парк уже взялся за дело.
Успешно составив в 1854 году биографию Сэмюэла Хопкинса, Парк, по-видимому, на протяжении всей оставшейся жизни занимался Эдвардсом. В 1897 году Гросарт писал: «Профессор Парк из Эндовера, Массачусетс, глубокоуважаемый и почтенный богослов и учёный, уже давно занят написанием достойной биографии Эдвардса». Но в 1900 году Парк умер, не завершив биографию, которая так и не была издана.
Редакторы и издатели сталкивались с похожей проблемой и в попытке издать труды Эдвардса. Издательство Йельского университета начало выпуск полного собрания сочинений Джонатана Эдвардса (The Works of Jonathan Edwards)ещё в 1957 году, но на сегодняшний день, много лет спустя, выпущено лишь семь томов, в которых содержится менее половины всех материалов, вошедших в лондонское двухтомное издание 1834 года, которое в настоящее время переиздаётся в издательстве The Banner of Truth. В ближайшем будущем именно это британское издание трудов Эдвардса, скорее всего, будет единственным доступным (в том числе и материально) широким кругам верующих, ведь именно им главным образом и принадлежит духовное достояние Джонатана Эдвардса.
Мы писали эту книгу с целью побудить читателей прочесть труды самого Эдвардса. Поэтому, приводя цитаты, мы даём ссылки на страницы текстов Эдвардса по двухтомному изданию.
Иан Мюррей - Джонатан Эдвардс: Биография
Иан Мюррей; перевод с англ. — Здолбунов: ФЛП Бортнийчук А. В. (Издательство «Левит»), 2023. — 608 с.
ISBN 978-617-8232-11-5
Иан Мюррей - Джонатан Эдвардс: Биография - Содержание
- Предисловие
- Введение. О понимании Эдвардса
- Глава 1. Сын Ист-Виндзора
- Глава 2. Новое ощущение действительности
- Глава 3. Нью-Йорк: стремление к святости
- Глава 4. Преподаватель в Йеле
- Глава 5. Стоддард и Нортгемптон
- Глава 6. Зелёная долина уничижения
- Глава 7. Преодолевая дух бездеятельности
- Глава 8. «Тринадцать часов ежедневно»
- Глава 9. Великое пробуждение
- Глава 10. Личные портреты
- Глава 11. Разделения и неустройство
- Глава 12. В защиту религиозных переживаний
- Глава 13. «Религиозные чувства»
- Глава 14. Перемены в Нортгемптоне и за его пределами
- Глава 15. Международный союз и миссионерское видение
- Глава 16. Спор о причастии
- Глава 17. За кулисами спора о причастии
- Глава 18. Смещение с должности
- Глава 19. Распри в приграничной деревне
- Глава 20. Миссионер среди индейцев
- Глава 21. Глазами Эстер
- Глава 22. «Мой Бог жив»
- Глава 23. Служение продолжается
Приложения
-
Приложение 1. Опубликованные произведения Эдвардса
- A. Прижизненные публикации
- Б. Основные посмертные публикации
- B. Собрания сочинений
- Приложение 2. Рукописи Эдвардса
- Приложение 3. Письмо Сары Эдвардс, 1750 г
- Приложение 4. «Свидетельство Святого Духа». Случай, однажды произошедший с Уайтфилдом
Примечания
Тематический указатель
К девятнадцатому веку Церковь Англии особенно отличалась своим «евангелическим сегментом», и её члены, наряду с теми, кто в других протестантских деноминациях держался такого же приоритета Евангелия, стали считаться приверженцами «евангеликализма». Евангельский альянс, основанный в 1846 году, объединил братьев по обе стороны Атлантики в союз, не претендующий на звание церковной организации. Единство относилось к общению и убеждениям, а не к общей деноминационной структуре.
Но если евангелики девятнадцатого века и довольствовались духовным единством в широких границах, придерживаясь разных взглядов на организацию церкви, это не означало, что беспокоиться им было не, о чем. Под конец века практически во все основные деноминации проник богословский либерализм, и пропасть между библейскими символами веры, которых церкви официально придерживались, и набиравшим популярность учением постоянно расширялась. В этой ситуации евангелики хотя и тревожились о будущем, в целом всё же не видели оснований для того, чтобы покидать свои деноминации, - при условии, что их официальные вероисповедные документы останутся неизменными.
Помимо того, в девятнадцатом веке возникло другое влиятельное движение, которое доставило евангеликам немало неприятностей. Речь идёт о движении за «воссоединение христианского мира», и поначалу евангельские христиане живо им заинтересовались. В конце концов, Новый Завет ничего не говорит о разных деноминациях, и все они равны. Впервые со времён Реформации кто-то всерьёз предположил, что церкви должны отказаться от традиционных отличий и структурного своеобразия, чтобы наконец исполнить, как говорится, молитву Христа о том, «чтобы все были едино». Представители евангелического течения несомненно присутствовали на Всемирной миссионерской конференции в 1910 году в Эдинбурге, которую принято считать началом экуменического движения. Однако настало время показать, что воссоединение вдохновлялось главным образом пониженной потребностью в верности Писанию, которую привнёс либерализм. Задолго до 1910 года ортодоксальные христианские лидеры предвидели, что движение воссоединения наберёт ход по причине равнодушия к учению. К середине двадцатого столетия верность этого убеждения была веско подтверждена. Первый съезд Всемирного совета церквей в 1948 году предложил членство «церквям, которые принимают нашего Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя», однако никоим образом не озаботился пояснить, как следует трактовать эту фразу. Вместо этого прозвучало заверение, что «в основании лежит не вероисповедная формулировка, которая бы судила церкви или отдельных людей». Единственное убеждение, которое казалось священным и незыблемым, заключалось в том, что нельзя подвергать сомнению христианские взгляды членов ВСЦ.
Иан Мюррей - Евангельский раскол. Хроника судьбоносных перемен в период 1950-2000
Сакраменто Grace Publishing International 2015 г. – 415 с.
ISBN-13: 978-1-933508-66-5 (РУС.)
ISBN-10: 1-933508-66-3 (РУС.)
ISBN-10: 978-0851517834 (АНГЛ.)
Иан Мюррей - Евангельский раскол. Хроника судьбоносных перемен в период 1950-2000 - Содержание
- 1. На сцене истории
- 2. Билли Грэм: катализатор перемен
- 3. Высокие цели, неверно расставленные приоритеты
- 4. Новый англиканский евангеликализм против прежнего
- 5. Как была разрушена евангельская плотина в Англии
- 6. Ретроспектива: иной подход
- 7. «Интеллектуальная респектабельность» и Писание
- 8. Рим и новое разделение
- 9. Безмолвный участник
- 10. «Церковь» и нерешенная проблема
- 11. Из каменоломни в храм
Не зная религиозной обстановки, сложившейся в Англии в середине прошлого века, когда началось служение Сперджена, невозможно должным образом оценить значение его жизни. В ту пору страна еще была христианской: воскресенье строго соблюдалось. Библия считалась богодухновеной книгой; везде, за исключением некоторых районов в больших городах, было принято ходить в церковь. Все это было так привычно и обыденно, что духовные перемены, которые в скором времени захлестнули нацию, казались англичанам викторианской эпохи такими же невероятными, как автомобили и самолеты. Тем не менее уже в середине девятнадцатого века церковь перестала быть похожей на церковь Нового Завета: она стала слишком модной, слишком уважаемой, слишком снисходительной к этому миру. Создавалось впечатление, что новозаветные утверждения типа «весь мир лежит во зле» больше не верны.
У церкви было богатство, много членов, уважение в обществе, но, к сожалению, не было помазания и силы. Появилось стремление уничтожить различия между человеческим знанием и истиной, явленной Духом Божьим. С кафедр звучали красноречивые проповеди образованных ораторов, но эти проповеди не сокрушали человеческих сердец. Но хуже всего было то, что мало кто осознавал, что происходит. Внешне церковь благоденствовала. Именно поэтому не было причины менять церковный уклад жизни, складывавшийся годами. Один тогдашний писатель, сокрушаясь по поводу церковного формализма, заметил: «Проповедник проговаривает свое обычное время, люди терпеливо отсиживают его проповедь, поется обычное количество песен, и дело сделано - обычно больше ничего не происходит. Вряд ли кто-то будет оспаривать, что именно так обстоят дела сегодня. Случись проповеднику уронить свой платок на Псалтирь или ударить кулаком сильнее обычного, это сразу же замечают, запоминают и обсуждают. Содержание же проповеди моментально предается забвению».
Сперджену пришлось бороться с этими безжизненными традициями. Он выражался без обиняков: «Вы думаете, что если вещь старинная, значит, она достойна почтения. Любители старины! Вы не хотите мостить дорогу, потому что еще ваш прадед ехал в своем экипаже по этой колее. "Пусть колея остается, - говорите вы, - пусть она всегда будет глубиной по колено. Если мой прадед жил по уши в грязи, почему бы мне не делать то же самое? Если его это устраивало, то устроит и меня". Вам удобно сидеть в церкви. Вы никогда не видели пробуждения, вы не хотите его видеть!» Евангельские церкви не смогли избежать господствующих тенденций тех времен. Уитфилдом и Уэсли восхищались, но за ними не следовали. Лезвие евангельской истины постепенно затупилось. Суровые методистские учения, потрясшие страну столетие назад, еще не забылись (кое-кто их все еще ревностно проповедовал), но обществом уже овладела мысль, что в викторианскую эпоху Евангелие нужно проповедовать более утонченно.
Иан Мюррей - Забытый Сперджен
Пер. с англ. - Мн.: «Евангелие и Реформация», 2003. - 304 с.
Иан Мюррей - Забытый Сперджен - Содержание
Почему «Забытый Сперджен»?
1. Проповедник на Парк Стрит
2. Спор, преданный забвению
3. Арминианство против Писания
4. Арминианство и благовестие
5. Обострение церковного конфликта
6. Богословский либерализм
7. Распространение либерализма
8. От спора о благодати к конфликту с либерализмом
9. «Хотя бы небеса упали...»
10. Дальнейшая судьба Метрополитан Табернакл
Приложение
Эта книга - продолжение книrи «Забытый Сперджен». В ней раскрывается еще одна rрань личности Сперджена. Главная тема первой книги - противостояние Сперджена арминианству, богословию, которое недооценивает библейское учение о всевластии Бога в спасении. Теперь же Иан Мюррей рассматривает противостояние Сперджена крайнему кальвинизму, учению, которое препятствует проповеди Евангелия
всем людям.
Иан Мюррей – Сперджен против крайнего кальвинизма
Пер. с англ. Вязовского Я.Г. – Минск: УП «Минская фабрика цветной печати», 2009. – 160 с.
ISBN 978-985-454-441-0
Иан Мюррей – Сперджен против крайнего кальвинизма - Содержание
Предисловие
ЧАСТЬ 1. Знакомство со Спердженом
- 1. Жизнь свидетельства о Слове Божьем
- 2. Воспоминания миссис Кертис о молодом Сперджене
ЧАСТЬ 2. Противостояние крайнему кальвинизму
- 3. Участники и причины конфликта
- 4. Обвинения против Сперджена
- 5. Библейские основания позиции Сперджена
- 6. Последствия
- 7. Уроки, извлеченные из конфликта
ПРИЛОЖЕНИЕ. Истоки крайнего кальвинизма и примеры здравого кальвинистского учения
- 8. Два примера крайнего кальвинизма: Джон Гилл и Уильям Хантингтон
- 9. Джон Браун о праве на веру
- 10. Т. Крофорд о свободной воле и желании Бога спасти всех
- 11. Отрывок из проповеди Сперджена по 1 Тим. 2:3-4
- 12. Вред, причиненный крайним кальвинизмом и антиномизмом: свидетельство Сперджена
Схема истории Баптистской церкви в Англии
Список сокращений
Примечания
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Любопытненько
Любопытненько
Почему-то ссылка на "Сперджен
уже рабочая