Сборник представляет собой первую публикацию одиннадцати ранее известных лишь в рукописях произведений прп. Паисия Величковского.
Начало изданию рукописного наследия прп. Паисия в России было положено в XIX в. Свято-Введенской Оптиной Пустынью, а все последующие публикации XIX-XX вв. являлись всего лишь перепечаткой вошедших в это издание текстов.
Только в начале XXI в. санкт-петербургскими исследователями творчества прп. Паисия супругами Петром Жгуном и Марией Жгун был подготовлен, а Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем в 2004 г. издан еще один сборник, включающий в себя автобиографию прп. Паисия, его житие, составленное учеником старца — схимонахом Митрофаном, два произведения преподобного («Главы об умной молитве» и «Поучение на пострижение в монашеский чин») и три его послания.
Прп. Паисий Величковский - Полемические произведения - поучения - письма
Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; Общ. ред. О. А. Родионова. М., 2006. — 256 с.
ISBN 5-902824-01-х
Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь
Прп. Паисий Величковский - Полемические произведения - поучения - письма - Содержание
От редакции
П. Б. Жгун, М. А. Жгун. Краткое жизнеописание прп. Паисия (Величковского)
Послание Амвросию, Афанасию и Феофану
Послание к жителям Васильевского и Палехи
Премалое сочинение о крестном знамении
Послание к Никифору Феотоки
Послание отцам Николаю и Онуфрию
Послание к иерею Иоанну об унии
Слово на Рождество Христово
В неделю Сыропустную
Послание к отцам Драгомирнским (из Секулского монастыря)
Послание ученикам Дорофею и Геронтию в Бухарест
Послание братьям, находящимся на жатве на хуторе (метохе) Некшаны
Из диссертации иеромонаха Леонида (Полякова)
Библиография цитированной литературы
Указатель имен
Прп. Паисий Величковский - Полемические произведения - поучения - письма - От редакции
Настоящее издание также подготовлено П. Б. Жгуном и М. А. Жгун и не преследует каких-либо специфически научных целей. Главной задачей публикаторов было сделать доступными для современного заинтересованного читателя доселе неизвестные ему произведения одного из величайших наставников православного монашества и учителей духовной жизни. Все творения старца Паисия публикуются либо по его автографам, либо по спискам с них, созданным его непосредственными учениками. Поэтому предлагаемый читателям текст по своей текстологической точности и новизне, вероятно, окажется интересен как неспециалистам, так и тем, кто профессионально занимается монашеской книжностью XVIII-XIX вв.
Такое издание тем более представляется своевременным, что завершение ведущейся в настоящее время работы по подготовке комментированного критического издания всех славянских произведений прп. Паисия Величковского — дело неопределенного будущего.
В качестве комментария к «Премалому сочинению о знамении...» публикуется посвященный этому произведению преподобного Паисия (Величковского) фрагмент из защищенной в 1956 г. в ЛДА и никогда не издававшейся диссертации иеромонаха (впоследствии митрополита Рижского и Латвийского) Леонида (Полякова) «Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность».
Краткое жизнеописание прп. Паисия (Величковского)
Преподобный Паисий родился 21 декабря 1722 г. в Полтаве в семье соборного протоиерея Иоанна и Ирины Величковских и при крещении был наречен Петром. Через четыре года он остался без отца. С младшим братом Феодором Петр начинает обучаться грамоте. Через два года по преставлении брата Феодора Петр изучает Букварь, Часослов и Псалтирь и начинает с усердием и вниманием читать книги Священного Писания и Святых Отцов.
Отрок остался на попечении своей матери и старшего брата Иоанна (род. в 1704 г.), ставшего взамен почившего отца настоятелем полтавской соборной церкви, где прежде священствовали и дед, и прадед его.
В 1735 г. умирает и этот брат Петра, и он с матерью и дядей едет в Киев к митрополиту Рафаилу (Заборовскому) для подтверждения права наследования Петром священнического места его предков. Митрополит благословляет Петра учиться в Киевской Академии. 1735-1739 ГГ· — время учебы Петра в Киевской Академии. В духовной жизни он советуется с лаврским иеросхимонахом Пахомием, который дает Петру для чтения духовные книги, и уже в это время юноша начинает делать из них выписки. В Киеве он сходится с единомысленными ему людьми, так же как и он сам мечтавшими о монашеской жизни. Каждое лето на каникулах (с 15 июля по 15 сентября) Петр уезжал домой, в Полтаву.
Учебный год 1738-1739 Петр провел не очень усердно: его тяготит резкое противоречие образов и идей, которыми были насыщены изучаемые им в Академии произведения античных языческих авторов с обретаемыми в святоотеческих книгах идеалами монашеской жизни. После этого учебного года Петр не едет домой, но живет на Подоле и посещает святые места
Киева и его окрестностей. Он все больше думает о монашестве и проводит время в душеполезных беседах с друзьями. В это же лето Петр попросил принять его послушником в Китаеву пустынь, но ее настоятель отказался принять его, опасаясь матери ходатая. В итоге, с началом учебного года (сентябрь !739 Г·) Петр почти оставил учебу и думал лишь о том, куда пойти странствовать.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: