НОВЫЙ ПЕРЕВОД
«Триады в защиту священно-безмолвствующих» — самый известный труд отца и учителя Церкви свт. Григория Паламы (1296-1359), направленный против учения Варлаама Калабрийского о Божественных энергиях. Полемика свт. Григория Паламы с Варлаамом привела к созыву серии Соборов, имевших вероучительную значимость наравне со Вселенскими Соборами. В «Триадах» свт. Григорий защищает аскетическую практику и действительность духовного опыта видения Нетварного света монахов-исихастов. И хотя ядром спора явился вопрос о тварности и нетварности Божественных энергий, в ходе спора Палама рассматривает более глубокие вопросы, связанные с православным вероучением о различии сущности и энергии в Боге, и обосновывает возможность причаствуемости человека Божественной энергии, под которой понимается Нетварный свет Божий. И в этом смысле богословие свт. Григория есть продолжение проблематики Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне и Шестого Вселенского Собора.
В связи с этим нужно отметить, что, говоря о соединении с Нетварным светом, свт. Григорий употребляет как Халкидонское определение — «неслиянно-нераздельно», так и дохалкидонский термин «смешение», воспринятый христианской традицией у стоиков, который как образ соединения различных природ был отличен от термина «слияние» и употреблялся в смысловом контексте, синонимичном Халкидонскому определению, но впоследствии был скомпрометирован еретиками и оказался под запретом на Халкидонском и последующих Соборах. Употребление дохалкидонской терминологии обусловлено постоянным обращением свт. Григория к древним дохалкидонским св. Отцам и под их влиянием. Когда же свт. Григорий говорит «со своего голоса», он придерживается языка Халкидона, как более адекватно выражающего православный взгляд на образ соединения тварного и нетварного, тварной природы и благодати. В Триадах свт. Григорием рассматриваются также вопросы о сущности богословского знания как богопознания посредством божественной энергии в противовес научному (внешнему) философскому знанию, и связанный с этим вопрос «научности» богословия, опоры на рацио, актуальные и для сегодняшнего дня.
Перевод данного произведения на русский язык впервые был осуществлен В. В. Бибихиным в 1995 году, но несмотря на свое несомненное литературное достоинство, этот перевод имеет существенные недостатки и неточности. Вниманию читателя предлагается новый перевод этого выдающегося труда, выполненный известным переводчиком святоотеческих текстов Р. В. Яшунским, более текстологически выверенный и дополненный новыми примечаниями. и комментариями. В приложении приводится текст с главами паламитских Соборов из современного издания Синодика Православия Гуйяра, переведенного на русский язык специально для этого издания Д. С. Чепелем.
Святитель Григорий Палама - Триады в защиту священно-безмолвствующих - новый перевод
пер. и коммент. Р. В. Яшунского; сост. О. И. Ласточкин
Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 324 с.
ISBN 978-5-8064-2974-3
Святитель Григорий Палама - Триады в защиту священно-безмолвствующих - новый перевод - Содержание
От составителя (О. И. Ласточкин)
Григорий Палама В ЗАЩИТУ СВЯЩЕННО-БЕЗМОЛВСТВУЮЩИХ
- 1. 1. Первое из первой Триады Слово в защиту священно-безмолвствующих блаженнейшего архиепископа Фессалоникийского Григория: почему и до какой степени полезны занятия науками
- 1. 2. Его же второе из первой Триады Слово в защиту священно-безмолвствующих: о том, что избравшим в безмолвии внимать себе небесполезно держать свой ум внутри тела
- 1. 3. Его же третье из первой Триады Слово в защиту священно-безмолвствующих: о свете, божественном просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе
- 2. 1. Его же Первое из второй Триады Слово в защиту священно- безмолвствующих: пересказ и опровержение написанного философом Варлаамом против священно-безмолвствующих. Что такое истинно спасительное знание, ревностно искомое истинными монахами, или Против тех, кто называет получаемое от светских наук знание истинно спасительным
- 2. 2. Его же Второе из второй Триады Слово в защиту священно-безмолвствующих: о молитве
- 2. 3. Его же Третье из второй Триады Слово в защиту священно-безмолвствующих: о священном свете
- 3. 1. Его же Слово Первое против второго. Обличение нелепостей, проистекающих из второго сочинения философа Варлаама, или об обожении
- 3. 2. Его же Слово Второе против второго. Перечень нелепостей, проистекающих из посылок философа Варлаама
- 3. 3. Его же Слово Третье против второго. Перечень нелепостей, проистекающих из выводов философа Варлаама
Список произведений, цитируемых свт. Григорием Паламой в «Триадах в защиту священно-безмолвствующих»
Приложение 1. Главы паламитских Соборов из Синодика Православия
Приложение 2. Заметки по поводу перевода некоторых мест из Триад в защиту священно-безмолвствующих свт. Григория Паламы
NOTA BENE
1 При подготовке издания Д.Бирюковым была написана статья "УЧЕНИЕ ОБ УМЕ, ЕГО ДЕЙСТВИИ И БЕЗДЕЙСТВИИ В «ТРИАДАХ» ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ. СВЯЗЬ ЭТОГО УЧЕНИЯ С ОНТОЛОГИЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ПАЛАМИЗМЕ, И НЕКОТОРЫЕ ЕГО ИСТОЧНИКИ (ПЛАТОНИЧЕСКАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ЛИНИИ)", которая по неизвестным причинам не попала в печатное издание книги.
Мы ее также решили дать для наших читателей - можно скачать ВСЕМ.
2 Разгромная реакция Дунаева на новый перевод опубликована в его ЖЖ.
Главное сочинение Григория Паламы, византийского богослова и церковного деятеля XIV в., посвящено защите и систематизации исихазма, этико-мистического учения о пути человека к единению с Богом через аскетические и монашеские практики.
Созданное египетскими и синайскими отшельниками еще в IV-VII вв., оно претерпело обновление и развитие в эпоху религиозной реставрации XIV в., став в то время центральным фактором не только церковной, но и светской истории Византии.
Главная заслуга в этом принадлежит Григорию Паламе, давшему теоретическое обоснование исихазма, которое оформилось концептуально в результате полемики с представителями теологического рационализма, адептами западного христианства.
Против одного из них - Варлаама Калабрийского, спор с которым продолжался шесть лет, - и направлены "Триады в защиту священно-безмолвствующих".
По форме это ответы на нападки Варлаама в адрес исихастов, характеризующие Паламу как непревзойденного мастера дискуссии и глубокого философа, автора концепции нетварных божественных энергий, действующих в мире и в человеке.
Итогом идеологического (и политического) противостояния стало торжество Православия - признание исихазма официальной доктриной византийской Церкви на Влахернском соборе 1351 года.
Григорий Палама - Триады в защиту священно-безмолвствующих
Издательство: Академический проект, 2011 г. 279с.
ISBN: 978-5-8291-1309-4
Григорий Палама - Триады в защиту священно-безмолвствующих - Содержание
Триада I
-
Вопрос первый
- Часть 1. Для чего и до каких пор полезно заниматься словесными рассуждениями и науками
- Ответ первый
-
Вопрос второй
- Часть 2. О том, что, стремясь в исихии внимать самому себе, небесполезно держать ум внутри тела
- Ответ второй
-
Вопрос третий
- Часть 3. О свете, Божием просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе
- Ответ третий
Триада II
- Часть 1. Разбор и опровержение сочинений философа Варлаама против священно-безмолвствующих. В чем истинно спасительное знание, к которому должны стремиться истинные монахи, или против думающих, что подлинно спасительно знание внешних наук
- Часть 2. О молитве
- Часть 3. О священном свете
Триада III
- Часть 1. обличение нелепостей, вытекающих из второго сочинения философа, или Об обожении
- Часть 2. Перечень нелепостей, вытекающих из посылок философа Варлаама
- Часть 3. Перечень нелепостей, вытекающих из умозаключений того же философа
Новое служение св. Григория началось с его книги (I Триада) против ученого монаха Варлаама (1290—1348), православного — по крайней мере он сам так себя сначала называл — грека из г. Семинары в Калабрии; эта область в Южной Италии с глубокой древности имеет греческие поселения.
Часто думают, что спор начался только тогда, когда Палама решил защитить исихастов от Варлаама, который назвал их молитвенные состояния фантазиями. Но противостояние наметилось намного раньше.
Св. Григорий обязательно должен был услышать о Варлааме еще в 1330, когда этот сорокалетний блестящий ученый, знаток Евклида, Аристотеля, Платона и Птолемея, плодовитый и острый писатель появился в Константинополе, сразу став знаменитостью и приближенным Андроника III, которому был нужен ученый дипломат для церковных и военных переговоров с папой.
Варлаам даже стал игуменом монастыря Спасителя в Константинополе и получил титул дидаскала богословия. Но он жестоко поссорился с константинопольскими учеными и литераторами, признанный корифей которых Никифор Григора ни за что не хотел уступать первенство пришельцу. Произошли публичные прения, на которых победил Григора; по крайней мере так представил дело он сам в своем диалоге «Флорентий», где Варлаам изображен в виде хвастуна, единственный интерес которого — опорочить других философов.
Григорий Палама - Триады в защиту священно-безмолвствующих
Перевод, послесловие и комментарии В. В. Бибихина.
2-е изд., стер. — СПб.: Наука, 2007. — 429 с.
Серия «Слово о сущем» Том 51
ISBN 978-5-02-026292-8
Григорий Палама - Триады в защиту священно-безмолвствующих
Вопрос первый Всеблаженного архиепископа Фессалоникского Григория Слово в защиту священно-безмолвствующих
1-я часть ТРИАДЫ I
- Для чего и до каких пор полезно заниматься словесными рассуждениями и науками
- Ответ первый
- Вопрос второй
2-я часть ТРИАДЫ I
- О том, что, стремясь в исихии внимать самому себе, не бесполезно держать ум внутри тела
- Ответ второй
- Вопрос третий
3-я часть ТРИАДЫ I
- О свете, Божием просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе
- Ответ третий
1-я часть ТРИАДЫ II
- Разбор и опровержение сочинений философа Варлаама против священно-безмолвствующих. В чем истинно спасительное знание, к которому должны стремиться истинные монахи, или против думающих, что подлинно спасительно знание внешних наук
2-я часть ТРИАДЫ II
- О молитве
3-я часть ТРИАДЫ II
- О священном свете
1-я часть ТРИАДЫ III
- Обличение нелепостей, вытекающих из второго сочинения философа, или Об обожении
2-я часть ТРИАДЫ III
- Перечень нелепостей, вытекающих из посылок философа Варлаама
3-я часть ТРИАДЫ III
- Перечень нелепостей, вытекающих из умозаключений того же философа
Приложение
Краткие сведения о житии и мысли св. Григория Паламы (В. В. Бибихин)
Вашему вниманию представлен перевод ранних трудов сет. Григория Паламы с древнегреческого на русский язык - «Письма свт. Григория Паламы к Григорию Акиндину и Варлааму Калабрийскому». Эти труды являются одним из важнейших источников изучения богословских взглядов сет. Григория на начальном этапе его полемики с Варлаамом Калабрийским.
Письма, помещённые в настоящее издание, были написаны в период с 1336 по 1341 гг. Некоторые из них представляют собой краткие богословские трактаты, раскрывающие значимые для реконструкции богословия сет. Григория темы как в ранний период его литературной деятельности, которая была направлена на разработку проблематики Filioque и возможности доказательности в богословии, так и сформированное ко времени обнародования Святогорского томоса учение о различии сущности и энергии. Что позволяет проследить формирование богословия сет. Григория Паламы на протяжении этого времени. Также в «Письмах» раскрывается тема богословия света и его созерцания, связанная с молитвенными практиками монахов-исихастов, что будет детально развито в 1-й части Триад.
Учитывая тот факт, что Варлаам был представителем Православной Церкви на переговорах с католическими легатами относительно возможной унии, его аргументация воспринималась как выражение православного учения, что побудило сет. Григория к открытой полемике с Варлаамом.
Письма святителя Григория Паламы к Григорию Акиндину и Варлааму Калабрийскому
(Исихастская традиция, т. 1)
Киев: ИД «АДЕФ-Украина», 2021. — 164 с.
ISBN 978-617-7736-77-5
Письма святителя Григория Паламы к Григорию Акиндину и Варлааму Калабрийскому - Содержание
Предисловие к изданию
- Д.С. Бирюков - Формирование паламитской доктрины в письмах свт. Григория Паламы к Григорию Акиндину и Варлааму Калабрийскому
- Письма свт. Григория Паламы к Григорию Акиндину и Варлааму Калабрийскому
- Первое письмо Акиндину. Блаженнейшего архиепископа Фессалоникийского о том, что латинянам, утверждающим, что Дух [исходит] и от Сына, не избежать упреков в том, что они говорят о двух причинах одного Духа, и также о том, что богословские силлогизмы лучше называть аподиктическими, нежели диалектическими. Писано Акиндину, когда он еще числился среди благочестивых и друзей
- Второе письмо Акиндину. Того же тому же Акиндину письмо о различии в догматах у Варлаама
- Первое письмо Варлааму. Его же к философу Варлааму о том, что он назвал «двумя началами», или Против эллинского умозрения
- Второе письмо Варлааму. Его же ответ тому же Варлааму, пишущему, что не бывает доказательства применительно к чему-либо божественному, содержащий опровержение, из коего следует, что в отношении кое-чего - бывает, и что это и есть в собственном смысле слова доказательство, тогда как аристотелево доказательство внутренне противоречиво, а то, что превыше него, - бесполезно
- Третье письмо Акиндину, Redactio А. Письмо Паламы, которое он отправил из Фессалоники блаженной памяти Акиндину
- Третье письмо Акиндину, Redactio В. Его же письмо Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина
Указатель
Раннее сочинение свт. Григория Паламы, посвящено Петру Афонскому - родоночальнику отшельнической жизни на Святой горе Афон.
В книге представлен русский перевод как Слова, так и Жития, написанного в ХIII в. Николаем Монахом. Перевод Слова предваряет обстоятельная научная статья известного итальянского исследователя А. Риг. Все переводы публикуются впервые.
Слово на дивное и равноангельское житие преподобного Петра предваряет статья известного итальянского исследователя Антонио Риго (Rigo 1995, перевод А.Ю. Волчкевич), которая послужила sui generis синтезом его многолетних исследований, посвященных древнейшей традиции почитания прп. Петра.
Текст перевода Слова был откомментирован Д.А. Поспеловым при участии А.Ю. Виноградова, А.В. Маркова и А.С. Егорова.
Перевод древнего жития прп. Петра, составленного Николаем Монахом, был выполнен А.Ю. Виноградовым, снабдившим свой перевод обстоятельной научной статьей. Кроме того, А.Ю. Виноградов сверил греческий текст Слова по изданию П. Христу с московским списком Слова (ГИМ. Син. греч. 212). Эта рукопись не была учтена П. Христу. Позднее к тексту жития были присоединены некоторые схолии из комментария А. Риго.
Свт. Григорий Палама - Слово на житие прп. Петра Афонского
Пер. с древнегреч. А.Ю. Волчкевич и А.О. Крюковой; науч. ред. Д.А. Поспелов
Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2007. — 192 с. — (Smaragdos Philocalias).
Свт. Григорий Палама - Слово на житие прп. Петра Афонского - Содержание
От издателя
Предисловие
Антонио Риго. Житие Петра Афонита (BHG 1506), составленное Григорием Паламой [= Rigo 1995]
Рукописи и издания Слова на житие прп. Петра
Sigla
Του έν άγίοις πατρός ημών Γρηγορίου του Παλαμά του θαυματουργού και αρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης και νέου θεολόγου Λόγος εις τον θανμαστόν και ίσάγγελον βίον του οσίου και θεοφόρου πατρός ημών Πέτρου του εν τω άγίω δρει τω αθω άσκήσαντος
Иже во святых Отца нашего Григория [Паламы] чудотворца и архиепископа Фессалоникийского и Нового Богослова Слово на дивное и равноангельское житие преподобного и богоносного Отца нашего Петра, на Святой горе Афонской подвизавшегося
Приложение
А. Ю. Виноградов. Источники, используемые свт. Григорием Паламой
Житие преподобного и богоносного отца нашего Петра Афонского
Список сокращений
Библиография
Указатель имен и географических названий
Впервые в переводе на русский язык публикуются творения cвт. Григория Паламы, написанные в ранний период его полемики с Григорием Акиндином, приблизительно в 1342 году. "Опровержения" являются самым большим по объему сочинением святителя; вошедшие в настоящее издание первые два слова из семи посвящены, главным образом, защите догмата об отличии в Боге сущности от действия (энергиий).
Святитель Григорий Палама - Полемика с Акиндином
Издание подготовил А. Г. Дунаев
Издание пустыни Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря
Братство святителя Григория Паламы, 2009
Smaragdos Philocalias
ΣΜΑΡΑΓΔΟΣ ΦΙΛΟΚΑΛΙΑΣ
ISBN 978-5-88149-349-3
Святитель Григорий Палама - Полемика с Акиндином - Содержание
Предисловие
Условные обозначения
Первое опровержение Акиндина, содержащее перечисление ересей, в которые рискнули впасть он сам и его сторонники, говорящие, что в Боге совершенно не различаются сущность и энергия
К тому же Акиндину — еретику [и стороннику] дурного мнения Варлаама, написавшему сочинение в защиту этого [зломыслия] после бегства оного [Варлаама] и его соборного осуждения, — опровержение второе 87
Изложение чудовищного множества нечестии Варлаама и Акиндина
Указатель цитат
Именной указатель
Предметный указатель
Сокращения
Господь дарует наследие Царства тем, которые иные добродетели запечатлели любовью: либо своей безупречной жизнью к ней притекли, либо через покаяние нашли в ней убежище. Первых из них я именую сынами, как хранителей таинственного возрождения от Бога; вторых же называю наемниками, поскольку, благодаря многообразным слезам покаяния и смирения, они вновь получили благодать, как бы некую плату за труд.
Поэтому, изложив ранее в Божественных Евангелиях то, что относится к Суду, Он затем привел относящееся к любви, как усовершенствующей в перечисленных выше добродетелях благотворения или возбуждающей к ней. Но праведные в ответ скажут: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? (Мф. 25:37—39). Видите ли тех праведных, стоящих одесную Его? Значит, вследствие праведности и вместе с праведностью им присуще милосердие. Видите ли и иную добродетель, которую имеют праведные в дополнение к полноте любви, как бы благовременно воздвигнутую кольцевую стену, защищающую все добродетели, а именно — смирение?
Святитель Григорий Палама - Омилии - Том 1
Приход храма Святаго Духа сошествия, Москва, 2008
ISBN 978-5-98891-249-1
Святитель Григорий Палама - Омилии - Том 1 - Содержание
- Омилия 1 О сохранении мира друг с другом. Сказана на третий день по прибытии свт. Григория Паламы в Фессалоники
- Омилия 2 В Неделю о мытаре и фарисее
- Омилия 3 На притчу Господню о спасенном блудном сыне
- Омилия 4 На Евангелие о Втором пришествии Христовом, и о милосердии, и благотворении
- Омилия 5 На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Здесь говорится и о целомудрии, и о противоположном ему зле
- Омилия 6 Увещательная к посту. Здесь в кратком изложении говорится и о создании мира. Сказана была на первой седмице поста
- Омилия 7 Иная о посте
- Омилия 8 О вере. Здесь и изложение православного исповедания
- Омилия 9 Во время поста и молитвы
- Омилия 10 Во вторую Неделю Святой Четыредесятницы, заключающая изложение евангельской истории об исцелении Господом расслабленного в Капернауме; в ней также говорится и относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в церкви во время священных богослужений
- Омилия 11 О Честном и Животворящем Кресте
- Омилия 12 В Неделю четвертую Святой Четыредесятницы, заключающая изложение читаемого в тот день Евангелия; в ней же говорится и о радении относительно внутренних помыслов
- Омилия 13 В пятую Неделю Поста; здесь говорится и о милостыни
- Омилия 14 На Благовещение Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- Омилия 15 В Неделю Ваий
- Омилия 16 О домостроительстве воплощения Господа нашего Иисуса Христа и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря этому, для истинно верующих в Него; и о том, почёму Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании дьявола, именно такое домостроительство употребил. Сказана эта беседа была во Святую и Великую Субботу
- Омилия 17 На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресенья), объясняющая тайну Субботы и Господнего Дня
- Омилия 18 В Неделю мироносиц. В ней же говорится также и о том, что Богородица первой узрела воскресшего из мертвых Господа
- Омилия 19 На Евангелие Христово о самарянке, и о том, что долженствует презирать земные блага жизни
- Омилия 20 На восьмое воскресное утреннее Евангелие от Иоанна; здесь говорится и о том, что те, которые до конца с благочестием пребывают во время богослужений в храме, сподобятся великих даров
- Омилия 21 На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней говорится и о том, как исполняется законная ветхозаветная суббота
- Омилия 22 На тот же праздник; здесь говорится о страстях и добродетелях
- Омилия 23 На десятое утреннее воскресное Евангелие; здесь говорится и о предстоящей нам брани, как в чувственной области, так и духовной
- Омилия 24 О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в ней же говорится и о покаянии
- Омилия 25, произнесенная в Неделю Всех святых
- Омилия 26, произнесенная во время жатвы; в ней говорится и о духовной жатве
- Омилия 27, произнесеная также во время жатвы; в ней говорится о духовной жатве, которая должна быть с нами
- Омилия 28, произнесенная в праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла
- Омилия 29, имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме, о котором повествует евангелист Матфей (см. Мф. 9:1—7); в ней говорится и о печали ради Бога
- Омилия 30, заключающая в себе изложение о слепцах, прозревших в доме, о чем повествует евангелист Матфей. В ней говорится и о том, что невозможно истинно иметь веру без наличия покаяния
- Омилия 31, произнесенная на молебном пении, совершаемом в первый день августа
- Омилия 32 На девятое воскресное Евангелие по Матфею; в ней говорится и об искушениях
- Омилия 33 О добродетелях и противоположных им страстях; и о том, что мир, миродержителем которого является дьявол,— это не Божия тварь, а это те, которые вследствие злоупотребления тварью покорились
- ему. Произнесена на молебне
- Омилия 34 На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным
В основу настоящего тома легло переработанное и исправленное нами монреальское издание гомилий святителя Григория Паламы, выпущенное Братством преподобного Иова Почаевского в 1965-1984 годах. Большую часть его (43 беседы из 63) составляют переведенные на русский язык архимандритом Амвросием (Погодиным; † 2004) гомилии святителя, взятые из 151-го тома Патрологии Ж.-П. Миня [2]. Им же переведены 18 бесед и одно Слово из издания С.К. Икономоса [5]. «Исповедание веры», изданное в 1968 году на английском языке [4], мы публикуем также по изданию. Две гомилии святителя, переведенные с греческого Новгородским епископом Арсением (Иващенко), публикуются здесь по изданию [3].
Нами добавлены 4 писания святителя Григория Паламы из русского Добротолюбия в переводе святителя Феофана Затворника [6].
В заголовках гомилий первая цифра отражает порядковый номер беседы в данном издании, а цифра в круглых скобках указывает на порядковый номер гомилии в греческих изданиях Миня и Икономоса, с которых был выполнен перевод.
В основном тексте гомилий пояснения и вставки, заключенные в круглые скобки, принадлежат переводчику — архимандриту Амвросию. Несколько исключений, имевшихся в греческих источниках, особо оговорены в примечаниях. Вставки в квадратных скобках сделаны редактором настоящего издания.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский - Гомилии
Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017.- 703 с.
ISBN 978-5-98599-182-6
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский - Гомилии - Содержание
От издателей
- Священник Георгий Максимов - Святитель Григорий Палама
- Гомилии, сказанные в дни церковных праздников
- Гомилии на воскресные и иные дни всего года
- Гомилии, произнесенные по разным случаям
В XIV веке Византии угрожали три опасности: во-первых, западная схоластика, представленная Варлаамом, который учил тому, что человек не может по-настоящему соединиться с Богом, во-вторых, оттоманские взгляды на Византию и, в-третьих, славянские набеги на Македонию, соединённые с духом эгоцентризма и суеверий, которые господствовали в тех краях. Таковы были обстоятельства, в которых подвизался святой Григорий Палама.
Святитель Григорий почитается нашей Церковью в воскресенье, следующее после Недели Торжества Православия, как образец православной жизни и учения. Действительно, если бы в его эпоху возобладали воззрения Варлаама, то жизнь христианина была бы не путём к обожению, а простым человеческим движением, лишенным свежести веяния Духа Святого. Личность боговидца Григория Паламы и его православное богословие, которое основывается на обожении человека посредством нетварных энергий в Церкви Христовой, делают святого исключительным явлением как его эпохи, так и современности.
Святой Григорий Палама отвечает на основной вопрос каждого христианина: «Могу ли я увидеть Бога?» И его ответ таков: «Да ты можешь увидеть Его в себе, увидеть духовно, если со всем своим покаянием и смирением, с болью душевной, ты обратишь к Нему свою молитву: „Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя“».
Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы
Фрагменты текстов святителя Григория, изложенные для собраний молодёжи Духовного центра митрополичьего собора Салоник
Под ред. архим. Мефодия (Алексиу) 2-е изд.
М.: Орфограф, 2018. 224 с .: ил.
ISBN 978-5-9909754-2-2
Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы - Содержание
- Предисловие к русскому изданию
- Предисловие к греческому изданию Высокопреосвященного митрополита Фессалоникийского Анфима
- Святитель Григорий Палама и митрополичий собор города Салоники, освящённый в его честь
- Введение
- Духовное наследие святителя Григория Паламы и вневременность его учения
- Послание к своей Церкви
- О мире между собой
- Проповедь о естественных и богословских, нравственных и практических вопросах
- Проповедь о вере в Бога и доверии Ему
- Проповедь о добродетелях и противоположных им страстях
- Проповедь о молитве и сердечной чистоте
- Проповедь о Божественных энергиях
- Проповедь на Введение во Святая Святых Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- Проповедь на Благовещение Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- Проповедь о святых и страшных Тайнах Христовых, произнесённая за четыре дня до Христова Рождества
- Проповедь на спасительное по плоти Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- Проповедь, произнесённая на святой праздник Богоявления
- Проповедь о деле человеческого спасения, совершённом благодаря воплощению Господа нашего Иисуса Христа
- Проповедь на Евангелие о десяти прокажённых
- Проповедь на Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- Проповедь на Евангелие о хананейской женщине
- Проповедь на Господню притчу о блудном сыне
- О смерти. (Отрывок из проповеди на Крестном Ходе 1 августа)
- Проповедь на Евангелие о Втором Пришествии Христовом
- Проповедь о посте
- Проповедь о Честном и Животворящем Кресте
- Проповедь в Неделю четвёртую Великого поста
- Проповедь в Неделю пятую Великого поста
- Проповедь в Великую Субботу
- Проповедь на Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- Проповедь о явлении и раздаянии Святого Духа в день Пятидесятницы
- Проповедь об исхождении Святого Духа
- Проповедь о святых
- Проповедь в Неделю всех святых
- Проповедь на праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла
- Проповедь на Евангелие в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, об искушении Петра и хождении по воде
- Проповедь на всечестное Успение Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- Проповедь, произнесённая во время жатвы, в которой говорится и о жатве духовной
- Проповедь на Евангелие от Матфея о двух исцелённых слепцах
- Слово на житие преподобного и богоносного отца нашего Петра, подвизавшегося на Святой Горе Афонской
- Об искушениях
- К тем, кто смущается разнообразными скорбями, в которые в падает
- О подвиге чистой молитвы и о её плодах
- Слово первое в защиту священнобезмолвствующих. О Свете, Божественном просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе
- Слово второе в защиту священнобезмолвствующих. О молитве
- Письмо к монахине Ксении о жизни во Христе
- Письмо к монахине Ксении о страстях и добродетели
- Письмо к монахине Ксении об опыте Божественного Света
Итак, вот что вы думаете хитро ввести в противность евангельским догматам и учениям. Ибо говорящий, что и Сын - причина божества, отвергает Сына, ясно в Евангелии сказавшего: Отецъ Мой болш Мене, не как человека только, но и как Бога - тем, что Он является Причиной божества. Поэтому Он и не "Бог" сказал, но "Отец". Ибо [Он] не как Бог больше Сына, — прочь от нечестия!- но как Причина божества, как и изъяснили нам богоносные отцы.
Итак, вы, как кажется, противоречите сим богоносцам и самому Христу - Богу богоносцев, называющих Сына не равным Отцу по причине.
Но мы знаем и равенство Сына с Отцом по природе, и превосходство исповедуем Отца по причинности, которая объемлет собою и то и другое: рождение и исхождение. И самим же изначально написавшим символ веры - при том, что у них [как раз] была борьба за сращенность Сына с Отцом, то есть за равночестность - он показался достаточным без вашего прибавления.
Григорий Палама - Об исхождении Святого Духа
Краснодар : Текст, 2006. -192 с.
ISBN 5-903298-03-6
Григорий Палама - Об исхождении Святого Духа - Содержание
- Первое Слово блаженнейшего архиепископа Солунского Григория Паламы о том, что Святой Дух исходит только от Отца, а не и от Сына.
- Его же Второе Слово об исхождении Святого Духа, показывающее, что оно не совершается и от Сына, и на приводимое латинянами из божественного Писания якобы в оправдание себе .
- Его же Контраргументы, написанные в форме комментариев к комментариям Векка в защиту латинян на полях собранных им цитат из Писаний, показывающие нечестие этих комментариев и их противоречие собранным речениям святых.
Григорий Палама - Об исхождении Святого Духа - отрывок из "Первого Слова"
... Он говорит: Духъ Истины, иже отъ Отца исходить затем - самовидцамь и самослышателям, ставшим Его учениками и апостолами, прежде же всего - и самому Святому Духу, Который и пришел согласно дарованному им Спасителем обгътовант и Который научилъ ихъ всему, Который не научил их тому, что не от одного Отца Светов Он исходит, но и от Сына? Если же так научил их Он, то и нас они научили подобным же образом.
Затем, наученные и просвещенные, они были посланы для того, чтобы научить так, как были научены; и чтобы просветить так, как были просвещены, чтобы они пропове- дывали в дерзновении, еже во уши слъниаша, то есть - не во всеуслышание; чтобы рещи во свгьтгь то, что глаголано быстъ во тъмгь — как бы я сказал, чрез откровение в пресветлом мраке, хотя бы и притчами, — и что, подобно темному слову у Соломона, проясняется причастившемуся премудрости. Если угодно, тьма раскрывается наедине и сокровенно, и никогда - явно для многих.
Но [обратимся] к тому, о чем у нас сейчас речь, что не было сказано дерзновенно изрекшими истину, что не возвестил Дух, возвестивший всяку истину, о чем не засвидетельствовал и не известил Тот, Кто обо всем, яже слыша отъ Отца известил возлюбленных [учеников], Кто npiuдит, да свидгьтельствуетъ истину. Как вы смеете говорить это, вводя таким образом чуждое прибавление в определение веры, которое избранные отцы, собравшиеся для сего, будучи движимы Духом, вместе, написали и предали всем предъизбранным право править слово истины [в качестве] символа неложной веры (soxhV) в Отца и Сына и Святого Духа, и как пробный камень беспримесного богопознания, и как твердое исповедание?
1. Ибо то, что вы считаете [извиняющим вас] поводом, то есть [будто из-за] говорящих, что Сын не равен Отцу, поскольку Он не имеет также изведения, вы, спеша показать [Его] равным [Отцу], ввели прибавление, не имеет никакого разумного основания. Ибо если некоторые скажут, что Ему нужно обладать и [свойством] рождать, чтобы без этой прибавки не пропало равенство, то необходимо будет приложить и это, слушая неразумных, и вообще не говорить, что по причине Отец больше Сына, дабы не отвергать равенство Сына [по отношению] к Нему
«Антирретики», то есть «Слова возразительные», в которых опровергается учение Григория Акиндина, — одно из самых интересных полемических сочинений святителя Григория Паламы и самое объемное его произведение. В нем мы находим продолжение полемики, с которой читатель настоящей серии имел возможность познакомиться в томе, посвященном избранным трактатам св. Григория.
«Антирретики против Акиндина» представляют собой 7 трактатов (их написание датирует сейчас 1342-1345 гг.). В 1-м из них свт. Григорий, опровергая обвинения, выдвинутые в его адрес Акиндином, стремится доказать родство акиндиновой системы с уже осужденными древними ересями, а также с греческой языческой философией, в результате чего акиндинизм предстает как своего рода «всеересь», объединяющая в себе едва ли не все известные заблуждения, подчас противоположные. Во 2-м «Возразительном слове» главным предметом рассмотрения становится проблема тварности и нетварности благодати. Анализ утверждений Акиндина о тварной благодати приводит Паламу к выводу об арианском характере догматического учения его бывшего ученика. 3-й Антирретик особенно насыщен цитатами и аллюзиями из святых отцов, главным образом — из преп. Максима Исповедника, преп. Иоанна Дамаскина, в чуть меньшей степени — Великих Каппадокийцев.
Григорий Палама - Антирретики против Акиндина
Издательство Текст, 2010 год - 368 с.
ISBN 978-5-03298-07-5
Григорий Палама - Антирретики против Акиндина - Содержание
Предисловие (О. А. Родионов)
- Первое из слов возражения к Акиндину, содержащее в себе перечень ересей, впасть в которые подвергся опасности он, а также и те, кто заодно с ним говорит, что сущность и энергия применительно к Богу — одно и то же и совершенно не различаются друг от друга
- Второе слово возражения к Акиндину, приверженцу ереси варлаамова злославия, писавшему в ее защиту после бегства и соборного осуждения первого
- Третье слово возражения на написанное Акиндином против Божией божественной благодати и еюбожественно облагодатствованных
- На написанное Акиндином против света божественной благодати и ею облагодатствованных божественно слово возражения четвертое
- Еще на написанное Акиндином против света благодати и духовных даров — слово возражения пятое
- Еще на написанное Акиндином против божественного света и общих божественных деятельностей Отца, Сына и Святого Духа слово возражения шестое
- На написанное Акиндином против света благодати и тех, кто им в различные времена был просвещен, слово возражения седьмое
Среди прочих творений свт. Григория Паламы особое место занимают его «Главы» («Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы»). Прежде всего это творение, будучи впервые издано в греческом «Добротолюбии», а затем перепечатанное в «Патрологии» Миня, стало одним из наиболее доступных и известных сочинений святителя (тогда как многие другие его творения оставались долгое время еще не опубликованными). Произведение написано в жанре «глав», который уже имел богатую традицию в христианской письменности: первым его активно использовал (по сути дела, создал) Евагрий Понтийский, большинство сочинений которого написано именно в этом жанре; затем в рамках такого жанра писали некоторые свои творения преп. Марк Подвижник, блаж. Диадох Фотикийский, преп. Максим Исповедник, преп. Симеон Новый Богослов и другие отцы Церкви.
Григорий Палама - Сто пятьдесят глав
Издательство Текст, 2010 год - 224 с.
ISBN 5-903293-04-4
Григорий Палама - Сто пятьдесят глав - Содержание
От переводчика
Часть первая Божественное Домостроительство творения и спасения
Часть вторая Опровержение учения Варлаама и Акиндина
Григорий Палама - Сто пятьдесят глав - Предисловие
Что касается содержания, то общепризнано, что в «Главах» свт. Григорий достаточно систематично излагает самую суть своих богословских воззрений. И действительно, здесь в сжатой и насыщенной форме представлены сущностные черты учения о Святой Троице (в том числе, о различии сущности и «энергий» в Боге), сотериологии, учения о человеке и космологии Паламы. В целом можно сказать, что «Главы» являются одним из самых зрелых творений свт. Григория Паламы, ни в чем не уступая его известным «Триадам», а в ряде моментов и превосходя их .
Р. Синкевич структурно разделяет сочинение на две части: в первой, богословско-систематической (гл. 1-63), рассматриваются космологические вопросы, проблемы человеческого познания и антропологии, а также учение о Домостроительстве спасения, которое составляет стержневой момент этой части; часть вторая (гл. 64-150) преимущественно посвящена опровержению ереси Варлаама и Акиндина, и в ходе этой полемики святитель кратко формулирует сущностные моменты православного учения о Боге. Несколько по-иному видит структуру произведения П. Христу, выделяющий в нем четыре части: 1) естественнонаучные («физические») главы (гл. 1-33), 2) главы богословские (гл. 34-40), 3) главы этические и деятельные (гл. 41-67) и 4) главы полемические, или «очищающие от ереси Варлаама» (гл. 68-150). Намеченная Р. Синкевичем структура сочинения представляется нам более логичной, поэтому в своем переводе мы следуем ей, подразделяя указанные части на более мелкие разделы, каждый из которых имеет свое собственное название.
В скольких значениях [понимается] божественное соединение и разделение, и [также о том] что мы научены [понимать] различие в Боге не по ипостасям только, но и по общим [для них] выступлениям и энергиям, и что мы прияли сообразно каждому соединению и разделению помышлять Его нетварным, хотя бы то и не нравилось Варлааму и Акиндину.
В силу того, что, начиная с 1334/35 года и до самой смерти, Григорий Палама вел полемику поочередно с Варлаамом, Акиндином и Григорой, большую часть его творений составляют тексты богословско-полемического характера. В данный том включены следующие богословско-полемические трактаты.
1. «О божественном единении и различении» (ГПЕ. Т. 2. Е. 69-95); полный заголовок: «В скольких значениях [можно говорить] о божественном единении и различении, и что мы научены, что не только касательно ипостасей существует различение в Боге, но и согласно общим выступлениям и энергиям, и что мы унаследовали [традицию] мыслить Его несотворенным как согласно единению, так и согласно различению, даже если это не нравится Варлааму и Акиндину». Трактат написан летом 1341 г. По мнению издателей, этот и 2 последующих трактата составили «Апологию против Варлаама и Акиндина» — одно из первых сочинений наряду с «Диалогом православного с варлаамитом», написанных свт. Григорием после Собора 1341 г. (ГПЕ. Т. 2. Е. 45-46). Трактат «О единении и различении» посвящен толкованию соч. «О божественных именах» из корпуса «Ареопагитик», которое служило Варлааму и Акиндину источником богословских оснований для обвинения свт. Григория Паламы в двоебожии.
Григорий Палама - Трактаты
Издательство Текст 2007 год - 256 с.
ISBN 978-5-903298-05-1
Григорий Палама - Трактаты - Содержание
- Предисловие
- О божественном соединении и разделении
- О божественных энергиях и их причастии
- О божественном и боготворящем причастии
- Собеседование православного с варлаамитом
- Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом или О божественности и о том,что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо
- том, что Варлаам и Акиндин - дихотомиты
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Интересно, напишет ли кто