Поликин – Концепт «Для Господня»

Сергей Поликин – Концепт «Для Господня» и его социальная составляющая у Малых пророков
Концепт Дня Господня, используемый Малыми пророками, и особенно его социальный потенциал, относящийся к сохранению и восстановлению социальной справедливости, заслуживает особого внимания. Концепт, активно эксплуатируемый Поздними пророками, неразрывно связан с богословием Древнего Израиля, его этической системой и его историей.
 
Еврейский народ — это народ памяти и ожидания, надежды на лучшее будущее. Он обновляет эту надежду, регулярно возвращаясь к своему прошлому. Христианство, стоящее на этих корнях, следует тем же путём: постоянно вспоминая Божье слово и откликаясь на него. Христианская нравственность так же, как и еврейская, выстраивается на основании Божьей инициативы, Его призыва к спасению, то есть к восстановлению изначального совершенного миропорядка, являясь ответом на стремление Бога вступить в отношения с человеком. Таким образом, богопознание строится на подражании Совершенному в делах справедливости и милосердия, а не на слепом следовании букве закона (именно поэтому Писание дано нам не в виде сборника законов, но в виде повествования, изобилующего множеством жанров). Пророк Иеремия писал об этом так: «…Отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь» (Иер.22:15-16).
 
Концепт Дня Господня в контексте истории, раскрываемой Писанием, и в частности в книгах Малых пророков, является индикатором точки перелома исторического процесса, финальной чертой, моментом решения судьбы человечества в отношениях с Творцом на основании принятия личностью и социумом стороны добра или зла в ходе истории. Этический аспект, неизбежно присутствующий в восприятии истории еврейским народом, очевиден и в концепте Дня Господня, где этот аспект становится маркером качества отношений, в которые вступают люди и Бог. То, каким образом присутствие концепта Дня Господня в богословском дискурсе книги Двенадцати должно было повлиять на качество социальных отношений между людьми, а также отношений людей с Богом, и явилось источником нашего интереса к изучению социальной составляющей концепта. Здесь под социальной составляющей мы имеем в виду принцип социальной справедливости, или, иначе, справедливых отношений в социуме.
 
Научная новизна настоящей работы определяется тем, что в ней впервые проводится отдельное исследование составляющей социальной справедливости концепта Дня Господня с привлечением трудов как российских, так и зарубежных библеистов. Актуальность работы заключается в том, что социальная составляющая концепта «День Господень» менее исследована в библеистике, чем другие его аспекты (богословский, политико-экономический) и начала привлекать внимание учёных только в последние десятилетия. Необходимо отметить, что публикаций, посвящённых этой теме, на русском языке на данный момент не существует, и это открывает перед отечественными библеистами широкое поле для дальнейших исследований.
 
В качестве рабочей гипотезы исследования выдвигается тезис о том, что социальная составляющая концепта Дня Господня использовалась Малыми пророками как важное средство установления таких общественных взаимоотношений, которые соответствуют характеру и законам израильского Бога Яхве и основываются на присущем Ему принципе социальной справедливости.
 
Цель диссертационного исследования: показать, что концепт Дня Господня, появившийся у Малых пророков, занимает одно из важнейших мест в пророческой литературе в целом, является действенным инструментом влияния пророков на их аудиторию и имеет явную социальную составляющую, направленную на поддержание Божьего миропорядка и социальной справедливости как в среде израильского народа, так и в более широком, мировом контексте.
 

Сергей Владимирович Поликин – Концепт «Для Господня» и его социальная составляющая у Малых пророков – Магистерская диссертация

Санкт-Петербургский христианский университет
СПб, 2015 г., - 71 с.
 

Сергей Владимирович Поликин – Концепт «Для Господня» и его социальная составляющая у Малых пророков – Магистерская диссертация - Содержание

Введение
Часть 1. Концепт Дня Господня у Малых пророков: происхождение и интерпретация
  • 1.1. Теории происхождения концепта Дня Господня
    • 1.1.1. Теория о дне битвы Господа против врагов Израиля
    • 1.1.2. Теория о связи концепта с внешними древними мифами
    • 1.1.3. Теория о празднике интронизации Яхве
    • 1.1.4. Теория о дне, установленном Яхве
    • 1.1.5. Теория о концепте священной войны
    • 1.1.6. Теория о традиции проклятий за нарушение завета
    • 1.1.7. Теория о полемике Амоса с современниками о теофании
    • 1.1.8. Теория об ожидании Израилем теофании до классических пророков
    • 1.1.9. Выводы о происхождении концепта
  • 1.2. Этимология термина «День Господень»
  • 1.3. Социальная составляющая концепта Дня Господня
  • 1.4. Выводы из первой части
Часть 2. Концепт Дня Господня в ветхозаветной пророческой литературе
  • 2.1. Перикопы, содержащие полную фразу הוהי ם וׄ י
    • 2.1.1. Фраза הוהי ם וׄ י у Исайи
    • 2.1.2. Фраза הוהי ם וׄ י у Иоиля
    • 2.1.3. Фраза הוהי ם וׄ י у Амоса
    • 2.1.4. Фраза הוהי ם וׄ י у Авдия
    • 2.1.5. Фраза הוהי ם וׄ י у Софонии
    • 2.1.6. Фраза הוהי ם וׄ י у Малахии
    • 2.1.7. Выводы о появлении у пророков полной фразы הוהי ם וׄ י
  • 2.2. Перикопы, содержащие синонимы фразы «День Господень»
    • 2.2.1. «День гнева»
    • 2.2.2. «День бедствия»
    • 2.2.3. «День посещения», («дни воздаяния», «день провозвестников»)
    • 2.2.4. «День для Господа»
    • 2.2.5. «День, пылающий как печь»
    • 2.2.6. «Тот день» («те дни»)
  • 2.3. Жанровые особенности передачи концепта Дня Господня
  • 2.4. Выводы из второй части
Часть 3. Историко-богословский анализ книг «Свитка Двенадцати»
  • 3.1. Малые пророки ассирийского периода
    • 3.1.1. Пророк Осия и его вклад в развитие концепта Дня Господня
    • 3.1.2. Пророк Иоиль и его вклад в развитие концепта Дня Господня
    • 3.1.3. Пророк Амос и его вклад в развитие концепта Дня Господня
    • 3.1.4. Пророк Иона и его вклад в развитие концепта Дня Господня
    • 3.1.5. Пророк Михей и его вклад в развитие концепта Дня Господня
  • 3.2. Малые пророки вавилонского периода
    • 3.2.1. Пророк Наум и его вклад в развитие концепта Дня Господня
    • 3.2.2. Пророк Аввакум и его вклад в развитие концепта Дня Господня
    • 3.2.3. Пророк Софония и его вклад в развитие концепта Дня Господня
    • 3.2.4. Пророк Авдий и его вклад в развитие концепта Дня Господня
  • 3.3. Малые пророки персидского периода
    • 3.3.1. Пророк Аггей и его вклад в развитие концепта Дня Господня
    • 3.3.2. Пророк Захария и его вклад в развитие концепта Дня Господня
    • 3.3.3. Пророк Малахия и его вклад в развитие концепта Дня Господня
  • 3.4. Место концепта Дня Господня и его социальной составляющей в тематической структуре «Свитка Двенадцати»
  • 3.5. Аспект темпоральности концепта Дня Господня
  • 3.6. Выводы по использованию концепта Дня Господня и его социальной составляющей Малыми пророками
  • 3.7. Современное значение концепта Дня Господня
Заключение
Библиография
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Ilya