Пулькин - Самосожжения старообрядцев

Пулькин - Самосожжения старообрядцев
Церковный Раскол середины XVII в. стал одним из наиболее трагических событий в российской истории. Современник, неизвестный старообрядческий автор, описывал ситуацию следующим образом: «претвориша бо ся пастырие в волчее естество и разсвирипеша на стадо Христовых овец и разгнаша я по горам и пропастям земным». 
 
Среди всего множества экстраординарных происшествий, связанных со становлением старообрядческого движения, самосожжения по праву занимают особое место. Вызванные церковным расколом многочисленные яркие события и по сей день являются предметом самого пристального внимания историков. При этом в значительной части научной литературы, в той или иной мере затрагивающей проблематику, связанную со старообрядчеством, отразилось априорное представление о самосожжениях как о вынужденной мере, вызванной беспощадными гонениями на сторонников «древлего благочестия».
 
Можно предположить, что авторы оказались в плену у существующего не только в обыденном сознании, но, к сожалению, и в  специальной литературе устойчивого предубеждения. В  соответствии с ним старообрядчество представляется не как чрезвычайно пестрое, многообразное, разнохарактерное общественно-религиозное движение, а как единое, монолитное, внутренне непротиворечивое явление. Этот стереотип нашел отражение как в художественной литературе, так и в произведениях некоторых современных историков.
 
Одновременно существует, поддерживается и тщательно оберегается от посягательств инакомыслящих представление о старообрядцах как сообществе верующих, наделенных несомненными литературными талантами и трудолюбием, хранящих в неприкосновенности культурное наследие старой Руси. 
 

Максим Викторович Пулькин - Самосожжения старообрядцев - середина XVII - XIX в.

Карельский научный центр. Институт языка, литературы и истории, Университет Дмитрия Пожарского
М. : Русский Фонд Содействия Образованию и науке, 2013 . – 334 с.
ISBN 978-5-91244-001-4
 

Максим Викторович Пулькин - Самосожжения старообрядцев - середина XVII - XIX в. - Содержание

Введение. Историография проблемы, характеристика источников
  • Обзор литературы о самосожжениях
  • Задачи исследования, территориальные и хронологические рамки
  • Источники для исследования «огненной смерти»
Глава 1. Старообрядческие дискуссии об «огненной смерти»
  • Оправдания самосожжений
  • Аргументы против самосожжений
Глава 2. Статистика и локализация самосожжений
  • География «огненной смерти»
  • Выбор времени, места, способа ритуального суицида
Глава 3. Правительственные меры против «гарей»
  • Расправы с самосожигателями в конце XVII в.
  • Борьба с «гарями» в первой половине XVIII в.
  • Противодействие самосожжениям во второй половине XVIII в.
Глава 4. «Технология» «самогубительной смерти»
  • Старец-руководитель «самосужденников»
  • «Згорелый дом»
  • Обряды перед самосожжением
  • «Самогубительная смерть»: основные закономерности
Глава 5. Память о гибели старообрядцев
  • Память о самосожжениях в старообрядческой среде
  • Фольклорные данные о самосожжениях
  • Память о самосожжениях среди противников старообрядчества
Заключение
Перечень источников и литературы
Список сокращений
  • Приложение 1. Хронология самосожжений
  • Приложение 2. Старообрядческие публицисты о «гарях»
  • Приложение 3. Дела о самосожжениях старообрядцев
Именной указатель
Географический указатель
 

Максим Викторович Пулькин - Самосожжения старообрядцев - середина XVII - XIX в. - Введение

 
Непросто понять, почему для одних приверженцев  старообрядческого  вероучения  спасение от «мира Антихриста» в огне представлялось единственно возможным путем, а другие смогли адаптироваться в принявшем никоновские реформы российском обществе и занять в нем престижное положение: стать богатыми купцами, знаменитыми меценатами и даже депутатами первых созывов Государственной Думы. Из-
учение старообрядческих произведений, посвященных проблеме массовых самоубийств, а также следственных дел о «гарях», позволяет увидеть иную, зачастую незнакомую современному читателю картину самосожжений – продуманного мероприятия, которому предшествовали серьезные, трагические размышления и напряженная, неустанная деятельность его участников.
 
По поводу «гарей» велись длительные ожесточенные богословские споры образованных и литературно одаренных старообрядческих наставников. При этом далеко не все из них безоговорочно поддерживали зловещую идею организации массовых ритуальных самоубийств. 
 
Развернувшийся в конце XVII в., вскоре после никоновских реформ, богословский спор о допустимости ритуального суицида решал судьбу «древлего благочестия». Одни  наиболее  радикальные  приверженцы старой  веры  погибли добровольной смертью, а многие другие – предпочли жизнь и создали великую старообрядческую культуру. Вероятнее всего, сторонники самосожжений и других менее распространенных способов «самогубительной смерти» оказались в меньшинстве даже в старообрядческой среде.
 
Таким образом, исследование самосожжений позволяет, во-первых, преодолеть стереотипы, существующие в отношении старообрядчества, а во-вторых, – полнее представить сложную, драматическую и многокрасочную палитру религиозной жизни России в середине XVII–XIX в.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.6 (5 votes)
Аватар пользователя constantinus