30 января/12 февраля Православная Церковь отмечает Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Единый день памяти всем троим установлен не случайно — все трое жили почти в одно и то же время (IV — начало V века), были служителями Церкви, авторами многих богословских сочинений. Считается, что святых Василия и Иоанна объединило еще одно деяние — унификация текстов Божественной Литургии, приобретшей со времени их жизни те характерные особенности, которые сохраняются и поныне. Именно поэтому два из употребляемых в Церкви чино- последования Божественной Литургии носят имена святых Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Совместное празднование Вселенским святителям было учреждено в конце XI столетия, когда, как полагают, возник спор между верующими о первенстве среди этих иерархов. Конец разногласиям положило чудесное явление всех троих Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, исполнившему волю святителей: учредить им общий праздник в знак равенства их заслуг. В памятниках церковного искусства святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста изображали и поодиночке, и всех вместе. Их образы можно встретить в мозаиках и на фресках, на иконах и в миниатюрах рукописей, содержащих тексты их сочинений. О многообразной иконографии Трех Вселенских святителей рассказывает эта книга.
Икона, о которой пойдет речь в заключительной главе, хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Ее сюжет носит название «Беседа Трех Вселенских святителей» или «Добрые плоды учения», поскольку трое святых — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст предстают на ней как духовные наставники и проповедники Слова Божия. Каждый из святителей сидит на золоченой скамье или епископском троне за низким столиком, с развернутым свитком в руках. По диагонали композицию пересекает водный поток, исходящий из фонтана-водомета, написанного рядом с фигурой Григория Богослова. Поток огибает стройные горки в верхней правой части композиции и вновь выходит на поверхность земли слева, истекая из второго фонтана, изображенного рядом с фигурой святого Василия Великого. Наряду с тремя святителями в композиции присутствуют три группы людей. Одна из них, состоящая из мужей со свитками в руках, приближается к святителю Григорию. Другая, наполняющая сосуды водой, показана слева вверху рядом с Василием. Наконец, третья группа людей, пьющих из сосудов, изображена справа внизу, у подножия трона Иоанна Златоуста.
Русская икона - Пивоварова Надежда - Три Вселенских святителя
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014, 76 с.
ISBN 978-5-00000-031-1
Русская икона - Пивоварова Надежда - Три Вселенских святителя - Оглавление
- ЖИТИЯ И ПОЧИТАНИЕ
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Человек познает Бога, не только изучая Священное Писание и вникая в богословские трактаты. Богопознание основано на пребывании в Боге — это личный опыт жизни во Христе. Иногда ощущение Божественного присутствия проходит через понимание красоты и гармонии сотворенного Богом мира. Именно так познала Бога великомученица Варвара и возлюбила Его так, что не захотела отказаться от этой любви даже под пытками. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, мученичество — плод истинного познания Бога.
Икона великомученицы Варвары показывает удивительно сильную, красивую и гармоничную личность. Образ святой, написанный яркими открытыми красками, сияет удивительным светом, лучится энергией, захватывает внимание зрителя, приковывая взгляд к вдохновенному лику, обрамленному прядями вьющихся волос. Знатное происхождение святой подчеркивается множеством драгоценных камней на одеждах. Венец на голове и крест в руках символизируют мученическую кончину. Многие не понимают христиан, говоря: зачем вообще нужно мученичество? Согласно гуманистическим представлениям, жизнь — есть высшая ценность, смысл жизни заключается в самой жизни; но Варвара так не считала. Она настолько возлюбила Бога, что жизнь без Христа была для нее невозможна.
Русская икона – Белик Ж.Г. - Святые жены
СПб. : Метропресс: ООО «Метропресс», 2014 - 76 с.
ISBN 978-5-00000-036-6
Русская икона – Белик Ж.Г. - Святые жены – Содержание
- ЖИТИЕ И ПОЧИТАНИЕ (Жанна Григорьевна Белик)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Жанна Григорьевна Белик)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Жанна Григорьевна Белик)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Жанна Григорьевна Белик)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
В русской истории, как древней, так и современной, личность преподобного Сергия Радонежского занимает особое место. «Преподобный» — значит уподобившийся Богу, восстановивший в себе образ Божий, по которому сотворен человек. Преподобного Сергия почитали святым уже при жизни. «Не хотел Святой славы, - говорится в Житии, — но крепкая сила Божия его прославила.». Видевшие преподобного Сергия называли его Небесным человеком и земным ангелом.
Лик преподобного Сергия на иконе — это лик углубленного в молитву «Небесного человека», подвижника и аскета. Молитвенное «умное делание» роднит преподобного Сергия, его учеников и «собеседников» с духовным движением исихастов Православного Востока. Уже современники чувствовали таинственную глубину его подвигов.
Русская икона – Чугреева Н.Н. - Преподобный Сергий Радонежский
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014,—76 с.
ISBN 978-5-00000-030-4
Русская икона – Чугреева Н.Н. - Преподобный Сергий Радонежский – Содержание
- ЖИТИЕ И ПОЧИТАНИЕ
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
«И однажды ночью, когда они молились, вдруг открылся покров темницы, и свет засиял в ней. Они подняли глаза и увидели святых на двух разных конях и отрока перед ними, держащего свечу, и, затрепетав, пали пред ними. Святые же сказали им: "Не бойтесь, знайте, что мы - Борис и Глеб, которых вы призываете в молитве своей. И вот теперь мы пришли освободить вас от этой скорби"». Такими словами описывает преподобный Нестор Печерский одно из чудес, совершившихся по молитве к святым Борису и Глебу. Два юных князя, предпочтя страдание нечестию, приняли мученическую смерть от брата Святополка, за что удостоились от Бога вечной жизни и дара чудотворений. К их помощи и заступничеству не раз прибегалирусские князья, а сама их жизнь и блаженная кончина на протяжении многих столетий оставалась недосягаемым примером для подражания.
Уже с XI века святых Бориса и Глеба начали изображать на иконах. Казалось бы, их иконография не должна была меняться со временем — ведь запечатлены они были в первый раз в том возрасте и в том облике, в котором достигли рубежа земной и небесной жизни. Однако в действительности каждая эпоха вносила в иконографию святых братьев свои коррективы. Их представляли то смиренными мучениками, то храбрыми воинами, то делителями и заступниками обездоленных. Именно об этом и пойдет речь в настоящей книге.
Русская икона - Надежда Валерьевна Пивоварова - Святые князья Борис и Глеб
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2013 - 76 с.
ISBN 978-5-00000-012-0
Русская икона - Надежда Валерьевна Пивоварова - Святые князья Борис и Глеб - Содержание
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Икона святителя Петра, митрополита Московского с житием — одно из самых тонких и проникновенных произведений, созданных в мастерской последнего великого иконописца Древней Руси — Дионисия.
Митрополит Петр запечатлен в полный рост, в праздничном облачении. Правой рукой он благословляет, в левой — держит Евангелие. Самоуглубленный, отрешенный от всего земного взгляд святого Петра придает его образу черты надмирности. Ровный свет, озаряющий лик митрополита всея Руси, пронизывает и всю его фигуру, делая ее легкой и бесплотной. Светлый зеленоватый фон средника, символизирующий мир духовный, и такой же чуть более темный цвет позема, обозначающий землю, разделяются едва уловимой, призрачной границей. Художественный образ передает ощущение единения тварного и Божественного, вечности и земной реальности во время молитвы святителя.
Центральный поклонный образ средника окружает череда небольших клейм, повествующих о житии и деяниях святителя Петра, от рождения до посмертных чудес и исцелений, которые произошли при его гробе. Отсутствие четких границ между сценами, светлые и радостные краски палитры, плавный ритм, объединяющий композиции, превращают житийный цикл в непрерывный рассказ — спокойный и поучительный.
Таково первое впечатление от этой удивительной иконы из Успенского собора Московского Кремля. На этом рассказ о ней не заканчивается. Но прежде, чем его продолжить, мы остановимся на истории жизни митрополита Петра, многовековом почитании его русским народом, отражении образа святителя в памятниках литературы и искусства.
Русская икона - Нина Михайловна Турцова - Святитель Петр митрополит Всея Руси
СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014 — 16 с.
ISBN 978-5-00000-033-5
Русская икона - Нина Михайловна Турцова - Святитель Петр митрополит Всея Руси - Содержание
- ЖИТИЕ И ПОЧИТАНИЕ
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
«Аще и человек, отче, по естеству, но паче человека житие совершил еси», — так в богослужении восхваляется преподобный Кирилл Белозерский. В этих красивых словах, написанных в XV столетии, выражена сущность монашеского подвига - отречение от мира и человеческого естества ради следования по скорбному пути Богочеловека. Не случайно святых монахов именуют «преподобными» - всецело уподобившимися Спасителю. В византийском искусстве их нередко изображали с крестами в руках, уравнивая аскетический подвиг с мученическим. Суровые монашеские ризы не оставляли иконописцам возможности для поиска декоративной выразительности, но помогали сосредоточиться на главном — лике святого, запечатлевшем красоту ипритягательность его внутреннего мира.
В богатой иконографии преподобного Кирилла - основателя прославленного монастыря на Белоозере — есть уникальная, овеянная преданиями икона, которая и сейчас оставляет загадку для ученых. На сияющем золотом фоне написан в рост невысокий, немного сутулый старец в монашеской одежде. Как и на многих иконах северного региона,фигура не совсем пропорциональна, но невероятно выразительна. Во всем живописном строе образа — свободном жесте рук, придерживающих наполовину скрытый свиток, асимметричном рисунке лика и контуре узких плеч, сбитой набок монашеской схиме — ощущается необыкновенная живость и непосредственность авторского взгляда.
В 1614 г. для этого образа были изготовлен особый киот, на створках которого белозерский иконописец Никита Ермолов написал сюжеты из жития преподобного Кирилла. Тогда же на киоте была вырезана памятная надпись, в которой зафиксировали на века бережно сохранявшееся в монастыре предание о том, что древний образ был «списан» преподобным Дионисием Глушицким в 1424 г., «еще живу дщу чудотворцу Кириллу». Если верить этой надписи, перед нами — прижизненный образ или древнерусский портрет наиболее чтимого святого Северной Фиваиды, современника преподобного Сергия Радонежского. Но так ли это? Можно ли говорить о существовании портретных изображений в Древней Руси, об индивидуальности иконописного образа каждого святого?
Русская икона - Яна Зеленина - Елена Романенко - Елена Виноградова - Преподобный Кирилл Белозерский
СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014 - 76 с.
ISBN 978-5-00000-032-8
Русская икона - Яна Зеленина - Елена Романенко - Елена Виноградова - Преподобный Кирилл Белозерский - Содержание
- ЖИТИЕ И ПОЧИТАНИЕ(Елена Владимировна Романенко)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ(Яна Эрнестовна Зеленина, Елена Анатольевна Виноградова)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ(Яна Эрнестовна Зеленина)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Яна Эрнестовна Зеленина)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
В этой книге речь пойдет об иконах блаженных, юродивых Христа ради и столпниках - святых, призванных к уникальному по своей сути и внешнему выражению пути христианского подвижничества. Для обычного человека как юродство, так и столпничество - явления труднообъяснимые и непонятные, а порой и совсем неразумные с житейской точки зрения. Столпник поселяется на столпе, добровольно причиняя себе всевозможные неудобства, истязая себя постом и молитвой. Юродивый же облачается в странную одежду, а случается, обходится и вовсе без таковой; у него непонятная речь, иногда сопровождаемая непристойной жестикуляцией, похабные на вид действия, полное пренебрежение к собственному телу и его нуждам. Кто-то назовет столпника безумцем, юродивого — шутом гороховым, но их церковное и народное почитание свидетельствует о том, что это трудный и высокий христианский подвиг.
Столпничество и юродство Христа ради, наряду с монашеством, возникли в IV веке, то есть в те времена, когда гонения на первых христиан закончились, и христианство стало государственной религией. Можно сказать, что монашествующие, юродивые и столпники с характерной для их подвига крайней степенью аскезы заняли место первых христианских мучеников. Неслучайно их называют добровольными мучениками за Христа. Нельзя не обратить внимания и на то, что среди юродивых и столпников было немало монахов. И столпники, и юродивые жили в миру, своим подвигом свидетельствуя перед людьми о живой истиной вере. Но оставаясь в этом мире, они ему не принадлежали, они отгораживались от него: юродивые — мнимым безумием, столпники — пребыванием на столпе. При этом они находились в непрерывном Богообщении, отдавая всю свою жизнь без остатка Богу и людям. О том, как и какими художественными средствами изображается в иконах сложный духовный подвиг юродства и столпничества, мы расскажем в этой книге.
Русская икона - Корпелайнен Елизавета - Юродивые и столпники
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014, 76 с.
ISBN 978-5-00000-038-0
Русская икона - Корпелайнен Елизавета - Юродивые и столпники - Оглавление
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Святой Димитрий — один из наиболее чтимых святых в православном мире. Димитрия называют Победоносцем из-за множества совершенных им чудес, которые были связаны с оказанием военной помощи. В греческой традиции устойчивый эпитет св. Димитрия — Мироточец, поскольку его мощи источали миро. Основным постоянным его наименованием стало Солунский (Фессалоникийский), что подчеркивало неразрывную связь с местом его мученичества и прославления — Фессалониками. Жители этого города чаще других именовали Димитрия «градолюбец» и «градоспаситель»; вслед за ними веру в спасительную помощь святого при вражеских нападениях и осаде городов обрели и другие жители Византии. Память святого празднуется 26 октября / 8 ноября. В 1912 г. на эту дату пришлось освобождение Фессалоник от турок во время освободительной войны, в связи с чем церковное празднование приобрело характер масштабного национального события.
На Руси Димитрий особо почитается как покровитель воинов и защитник Отечества. После Куликовской битвы установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед праздником святого Димитрия. Позже этот обычай был распространен на всех усопших православных, и день стал называться Димитриев- ской родительской субботой. С древнейших времен до нас дошли русские иконы, на которых святой Димитрий изображается как преславный воин, в полном вооружении и с крестом в руке. Таким он изображен на иконе 1586 г. из Третьяковской галереи. Иконная доска покрыта серебряным окладом искуснейшей работы с пластинами на темы его жития. Подробнее об этом произведении будет рассказано в конце книги.
Русская икона - Герасименко Надежда - Великомученик Димитрий Солунский
СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014, 76 с.
ISBN 978-5-9903069-8-1
Русская икона - Герасименко Надежда - Великомученик Димитрий Солунский - Оглавление
- ЖИТИЕ И ПОЧИТАНИЕ (Надежда Викторовна Герасименко)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (.Надежда Викторовна Герасименко)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Надежда Викторовна Герасименко)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Надежда Викторовна Герасименко)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Образ Николая Чудотворца знаком, наверное, каждому: это один из самых почитаемых святых в мире. Мы привыкли думать о нём как о добром, мудром старце и хотим видеть его таким на иконах.
Но на этой иконе, шедевре древнерусского искусства XIII века, художник представил святого совсем иначе. Образ Николая Угодника подчёркнуто надми- рен и величественен. Правильный, жёстко очерченный силуэт монументальной фигуры скорее напоминает архитектурные формы, чем изображение живого человека. Так же строг и недвижен лик святителя. Он словно вырезан из гладкого камня и искусно тонирован художником. Взгляд больших тёмных глаз под рельефными дугами бровей замер, устремлённый в сторону. Застыла и выпрямленная в благословении рука.
Весь облик святого настолько условен, геометрически выстроен и симметричен, что в нём трудно увидеть любимого всеми Николая Чудотворца, помощника в нуждах, заступника и целителя. Почему древний художник изобразил святителя Николая столь необычно? Ответить на этот вопрос не так-то просто. В Древней Руси Николай Чудотворец был самым почитаемым святым, его образ не отделялся от идей спасения, покаяния и воскресения человека. Несмотря на кажущуюся простоту и повторяемость его иконографии - поясное изображение с закрытой книгой и благословляющей десницей, - каждый из дошедших до нас древних образов святителя писался по индивидуальной символической программе, связанной с той или иной стороной его почитания. И для того, чтобы понять символический смысл одной иконы, важно знать не только символику одежд и жестов, но и историю почитания святителя на Руси, место его изображений в духовной жизни средневекового человека.
Губарева Оксана, Турцова Нина - Святитель Николай Чудотворец
СПб.: Метропресс, ООО «Метропресс», 2013, 76 с.
ISBN 978-5-9903069-7-4
Губарева Оксана, Турцова Нина - Святитель Николай Чудотворец - Оглавление
- ЖИТИЕ И ПОЧИТАНИЕ (Нина Михайловна Турцова)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Нина Михайловна Турцова)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Нина Михайловна Турцова)
- РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Оксана Витальевна Губарева)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Лаконичный и выразительный силуэт всадника на красном фоне, белый конь, попирающий змея, тонкая диагональ копья, пронзающего пасть чудовища, — перед нами яркий и легко узнаваемый образ Георгия Победоносца. Икон великомученика Георгия, доблестного воина Христова, сохранилось великое множество. Он один из самых любимых святых во всем христианском мире. Его образ воплотил в себе идеал стойкого мученика за веру, героя-защитника. Святой стал олицетворением борьбы добра со злом, торжества Божией правды над духом тления и смерти.
На Руси святого называли Егорием Храбрым — устроителем Земли Русской. Божий посланник, несущий светлые идеалы христианства, мучимый злыми язычниками, сделался олицетворением русского народа, судьбы Русской земли, стоящей на пути степных орд и западных иноверцев. Изображение святого мученика, Божьего воина, стало частью Российского герба.
Икона святого Георгия, помещенная на первой странице выпуска, кажется удивительно знакомой. Ее образ словно взят из коллективной памяти нашего народа. Склоненный светлый лик всадника, его уверенная и легкая фигура, летящий по ветру плащ ,...— этот образ узнают все, даже те, кто, кажется, раньше его никогда не видел. И неудивительно: именно это изображение Георгия Победоносца чеканят сейчас на российских монетах. Об этой иконе мы подробно расскажем в последней главе книги, после того, как познакомим читателя с историей жития и иконографией святого.
Русская икона - Оксана Витальевна Губарева - Нина Михайловна Турцова - Великомученик Георгий Победоносец
СПб.: Метропресс, ООО «Метропресс», 2013 - 76 с.
ISBN 978-5-00000-007-6
Русская икона - Оксана Витальевна Губарева - Нина Михайловна Турцова - Великомученик Георгий Победоносец - Содержание
- СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ (Нина Михайловна Турцова)
- ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ(Нина Михайловна Турцова)
- ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ(Нина Михайловна Турцова)
- ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА (Оксана Витальевна Губарева)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: