Сикре Хосе Луис - Введение в библейское пророчество

Хосе Луис Сакре - Введение в библейское пророчество
В этой первой части мы постараемся приблизиться к фигуре пророка и сфокусируемся на ней в разных перспективах. Начну с данности, которая не всегда достаточно оценивается, – с древней связи между гаданием и пророчеством. Пророчество соприкасается с типичными для гадательных практик областями – с загадкой настоящего и с озабоченностью будущим. Изучение сходств и различий гадания по отношению к библейскому пророчеству помогает понять особенность последнего и ту эволюцию, которую оно пережило.
 
Затем я остановлюсь на посредниках – людях, которым Бог, согласно библейской традиции, вверяет сокровенное знание или которых избирает для передачи своего слова: священниках и пророках различного типа.
Третья глава будет посвящена взаимоотношениям Бога и пророка. О существенном моменте – пророческом призвании – я в этой части книги не буду говорить подробно, потому что о самых известных случаях призвания (Исайя, Иеремия, Иезекииль) будет идти речь во второй части. Здесь же я разовью тему формы общения Бога с пророками через видения и слова.
 
Важными для понимания этих людей являются их отношения с обществом, которое так редко их поддерживает и так часто их преследует. Это тема четвертой главы. Последние три главы описывают формы передачи послания: устное слово, символические действия и письменное слово, которое перерастает в книгу. В общем, эта первая часть посвящена рассмотрению пророка в человеческой, божественной, личной и социальной перспективах.
 
1. Гадание и пророчество
 
Есть нечто общее для газет и журналов самых различных направлений и самого разного содержания: гороскопы. По двенадцати созвездиям и четырем разделам (любовь, работа, здоровье, деньги) смертным дается набросок их ближайшего будущего. Почти никто в это не верит. Однако многие это читают. Потому что говорится о самом волнительном для человека – о его будущем. О будущем, наполненном мечтами и неопределенностями, грандиозными планами и маленькими надеждами. Кто размотает клубок нашей жизни? Кому известна наша судьба?
 
Да и настоящее нас порой гнетет своею нестабильностью и нерешенными проблемами. Что является самым подходящим для этого момента? Что я должен делать? В нашу эпоху приемлемы незнание и сомнение, или, когда возможно, мы прибегаем к логическим и техническим решениям. Римские генералы разглядывали перед сражением внутренности жертвенных животных. Перед высадкой союзнических войск в Нормандии «гадателями» были уже метеорологи – от их информации зависел выбор момента высадки. Саул был избран царем, согласно одной традиции, при помощи жребия1. Сейчас избирают президентов, бросая бюллетени в урны для голосования. Земля Израиля распределялась между коленами по жребию. Сегодня территориальные конфликты разрешаются на основе парламентских дискуссий, демонстраций и перекрытий дорог.
 
За последние века наш мир и наша культура претерпели глубокие изменения. Однако это не должно препятствовать нашему пониманию менталитета древнего человека. Этот менталитет остается достаточно схожим с менталитетом некоторых наших современников. Многие люди не способны логически и научно, с холодным рассудком решить жизненные сомнения и ищут помощи в другом мире – в мире богов, духов, звезд, судеб. В мире, окружавшем Израиль, были распространены хорошо организованные для той эпохи религии, и хоть люди и прибегали иногда к духам предков, но все же считали, что только боги могут сообщить им желаемую информацию. Однако готовы ли те открывать свои знания?
 
 

Хосе Луис Сикре - Введение в библейское пророчество

Пер. с исп. (Серия «Современная библеистика»). – М.: Издательство ББИ, 2024. – xxvii + 691 с.
ISBN 978-5-89647-427-2
 

Хосе Луис Сикре - Введение в библейское пророчество – Содержание

От переводчика. Игумен Арсений (Соколов)
Предисловие к русскому изданию
Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Часть I. ПРОРОК
  • 1. Гадание и пророчество
    • 1. Боги и прорицание
    • 2. Прорицание и магия
    • 3. Формы прорицания
      • 3.1. Индуктивное прорицание
        • а) На основании наблюдения за природой
        • б) На основании наблюдения за животными
        • в) На основании жертв
        • г) На основании наблюдений за некоторыми жидкостями
        • д) При помощи различных инструментов
      • 3.2. Интуитивное прорицание
        • а) Ониромантика
        • б) Некромантика
        • в) Оракулы
    • 4. Незапрашиваемые прорицания
    • 5. Заключение
  • 2. Посредники
    • 1. Священник
    • 2. Профетические посредники
      • 2.1. Прозорливец (ro’eh)
      • 2.2. Провидец (ḥozeh)
      • 2.3. Человек Божий (’îš ’elohîm)
      • 2.4. Пророк (nabî’)
      • 2.5. Резюме
  • 3. Бог и пророк
    • 1. Призвание и опыт общения с Богом
    • 2. Средства коммуникации
      • 2.1. Видения
        • а) Различные подходы к каталогу
        • б) Видение, отличное от реальности
      • 2.2. Слова
        • а) Формулы для выражения тайны
        • б) Многообразие слова
        • в) Особенности слова
        • г) Направления слова
    • 3. Экстаз, транс, одержимость
  • 4. Пророк и общество
    • 1. Содействие пророку со стороны общества
      • 1.1. Традиции и истины
      • 1.2. Общественная поддержка
    • 2. Противостояние с обществом
      • 2.1. Пророки и цари
      • 2.2. Пророки и священники
      • 2.3. Другие социальные группы
      • 2.4. Пророки и лжепророки
      • 2.5. Угроза существованию пророка
  • 5. Средства передачи послания: (I) слово
    • 1. Сила и слабость пророческого слова
    • 2. Литературные жанры
      • 2.1. Многообразие жанров у пророков
        • а) Жанры, взятые из племенной и семейной мудрости
        • б) Жанры, взятые из богослужения
        • в) Жанры, взятые из судопроизводства
        • г) Жанры, взятые из повседневной жизни
    • 3. Строго пророческие жанры
      • 3.1. Осудительные пророчества против отдельного человека
      • 3.2. Осудительные пророчества против группы людей
    • 4. Другие важные жанры
      • 4.1. Горе (hoy)
      • 4.2. Судебный процесс (rîb)
      • 4.3. Пророчества спасения
    • 5. Последнее замечание
  • 6. Средства передачи послания: (II) символические действия
    • 1. Самые известные примеры
      • 1.1. Исайя
      • 1.2. Осия
      • 1.3. Иеремия
      • 1.4. Иезекииль
      • 1.5. Захария
      • 1.6. Резюме. Три вида символических действий
    • 2. Вопросы, требующие обсуждения
      • 2.1. Реальные действия или литературный вымысел?
      • 2.2. Совершаются сознательно или бессознательно?
      • 2.3. Символическое действие и магия
  • 7. Средства передачи послания: (III) письменное слово и книги
    • 1. Пророческие книги
    • 2. Формирование книг
      • 2.1. Изначальное слово пророка
      • 2.2. Ученики, комментаторы, соавторы и издатели
    • 3. Книга Исайи
      • 3.1. Сюрпризы
      • 3.2. Три «Исайи»
      • 3.3. Нынешнее состояние
    • 4. Книга Захарии
Часть II. ИСТОРИЯ ПРОРОЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
  • 8. Предшественники библейского пророчества
    • 1. Месопотамия
      • 1.1. Мари
      • 1.2. Пророчество Шульги
      • 1.3. Пророческая речь Мардука
      • 1.4. Новоассирийское пророчество
      • 1.5. «Царь придет»
    • 2. Ханаан
      • 2.1. Путешествие Унамуна (Wen-Amón)
      • 2.2. Стела Закира
    • 3. Дейр-Алла (Трансиордания)
    • 4. Резюме
  • 9. Истоки библейского пророчества
    • 1. Были ли в израильском народе пророки в начале его существования?
    • 2. Эпоха Судей
    • 3. От возникновения монархии до Амоса
    • 4. Илия и Елисей
  • 10. Золотой век пророчества
    • 1. Экспансия Ассирийской империи
    • 2. Израиль во второй половине VIII века
    • 3. Иудея во второй половине VIII века
  • 11. Амос
    • 1. Личность
    • 2. Эпоха
    • 3. Послание
      • 3.1. Наказание
      • 3.2. Обоснование наказания
      • 3.3. Виновные
      • 3.4. Можно ли спастись?
    • 4. От пророка Амоса к книге Амоса
    • 5. Книга Амоса в Новом Завете
  • 12. Осия
    • 1. Эпоха. Политическая и религиозная ситуация
    • 2. Личность
    • 3. Послание
    • 4. От пророка Осии к книге Осии
    • 5. Книга Осии в Новом Завете
  • 13. Исайя
    • 1. Личность
    • 2. Призвание
    • 3. Пророческое служение
      • 3.1. В царствование Иоафама (740–734)
      • 3.2. В царствование Ахаза (734–727)
      • 3.3. Во время малолетства Езекии (727–715)
      • 3.4. Во время совершеннолетия Езекии (714–698)
    • 4. Послание
    • 5. Исайя – пророк спасения?
    • 6. От пророка Исайи к Ис 1–39
    • 7. Ис 1–39 в Новом Завете
  • 14. Михей
    • 1. Личность и эпоха
    • 2. Послание
    • 3. Литературная деятельность
    • 4. Анонимный северный пророк в книге Михея?
    • 5. Содержание книги Михея
    • 6. Книга Михея в Новом Завете
  • 15. Молчание, тихая работа и апогей
    • 1. Последние полвека истории Южного царства
      • 1.1. От 642 до 609 года
      • 1.2. От 609 до 586 года
  • 16. Наум, Софония, Аввакум. Исаианская традиция
    • 1. Наум
    • 2. Софония
    • 3. Аввакум
    • 4. Исаианская традиция в VII веке
  • 17. Иеремия
    • 1. Данные, представленные в книге
    • 2. Жизнь и пророческое служение Иеремии
      • 2.1. Призвание (1:4-10)
      • 2.2. Когда началось пророческое служение Иеремии?
      • 2.3. В царствование Иосии (627?–609)
      • 2.4. В царствование Иоакима (609–598)
      • 2.5. В царствование Седекии (598–586)
      • 2.6. После падения Иерусалима (586–?)
    • 3. Послание
    • 4. Книга Иеремии
      • 4.1. Различные типы текстов
      • 4.2. Процесс формирования книги
      • 4.3. Место последней редакции
      • 4.4. Структура книги
      • 4.5. Соотношение между масоретским и греческим текстом
    • 5. Книга Иеремии в Новом Завете
  • 18. Иезекииль
    • 1. Исторический контекст
    • 2. Эпоха Иезекииля
    • 3. Где пророчествовал Иезекииль
    • 4. Призвание и служение Иезекииля
      • 4.1. Призвание
      • 4.2. Пророческое служение Иезекииля
        • а) От начала изгнания до падения Иерусалима (597–586 гг.)
        • б) После падения Иерусалима (585–?)
    • 5. От пророка Иезекииля к книге Иезекииля
    • 6. Книга Иезекииля в Новом Завете
  • 19. Три реакции на катастрофу
    • 1. Ненависть к иноземцам
    • 2. Самокритика: грехи Иудеи и Иерусалима
    • 3. Вера: надежда на спасение
    • 4. Проблемы, поднимаемые книгой Авдия
    • 5. Осия, Амос, Михей и Софония – книги эпохи плена?
  • 20. Ис 40–55. Прощай, Второ-Исайя?
    • 1. От великого пророка к группе поэтов
    • 2. Эпоха
    • 3. Структура и послание
    • 4. Ис 40–55: обсуждаемые проблемы
    • 5. Песни Раба Господня
  • 21. Пророчество после плена
    • 1. Эпоха возрождения
      • 1.1. Эдикт Кира
      • 1.2. Назначение и миссия Шешбацара
      • 1.3. Возвращение под предводительством Зоровавеля и Иисуса
      • 1.4. Начало реконструкции храма и приостановка работ
      • 1.5. Возобновление и завершение работ
      • 1.6. Ситуация в Персидской империи
      • 1.7. Влияние этих событий на профетизм
    • 2. Столетие спустя. Ездра и Неемия
      • 2.1. Восстановление Иерусалима (Неем 2–4; 7; 11)
      • 2.2. Провозглашение Закона (Неем 8)
      • 2.3. Обряд искупления и обязательства (Неем 9–10)
      • 2.4. Смешенные браки (Езд 9–10. Неем 13:23-30)
    • 3. Завоевание Александра Македонского (332 г.)
    • 4. Последние века профетизма
  • 22. Годы восстановления: Аггей, Захария и Трито-Исайя
    • 1. Аггей
      • 1.1. Эпоха
      • 1.2. Книга: содержание и структура
      • 1.3. Послание
      • 1.4. Книга Аггея в Новом Завете
    • 2. Захария
      • 2.1. Личность и эпоха
      • 2.2. Содержание Зах 1–8
      • 2.3. Послание
      • 2.4. Зах 1–8 в Новом Завете
    • 3. Трито-Исайя (Ис 56–66)
      • 3.1. Общий обзор
      • 3.2. Ис 60–62
      • 3.3. Ис 66:1-2, полемический текст
      • 3.4. Ис 56–66 в Новом Завете
    • 4. Некоторые другие темы
  • 23. V век и конец пророчества (I)
    • 1. Иоиль
      • 1.1. Единство автора
      • 1.2. Время составления
      • 1.3. Книга Иоиля в Новом Завете
    • 2. Иона
      • 2.1. Проблемы книги
      • 2.2. Время составления
      • 2.3. Книга Ионы в Новом Завете
  • 24. V век и конец пророчества (II)
    • 1. Зах 9–11 и 12–14
      • 1.1. Происхождение текстов
      • 1.2. Проблема датировки пророчеств
      • 1.3. Зах 9–11
      • 1.4. Зах 12–14
      • 1.5. Зах 9–14 в Новом Завете
    • 2. Малахия
    • 3. Ис 24–27
    • 4. Другие тексты и темы
      • 4.1. Двойное обетование
      • 4.2. Возвращение на родину и восстановление Иерусалима
      • 4.3. Покорение окрестных народов
      • 4.4. Отвержение идолов
      • 4.5. Возвеличивание субботы
    • 5. Умолкание пророчества
Часть III. ПОСЛАНИЕ
  • 25. Актуальность идолопоклонства
    • 1. Соперники Бога
      • 1.1. Обожествление оружия и империй
      • 1.2. Обожествление богатства
    • 2. Манипуляция Богом
      • 2.1. Манипуляция догмой: исход
      • 2.2. Завет
      • 2.3. Храм
      • 2.4. День Господень
  • 26. Борьба за справедливость
    • 1. Попытки решения социальных проблем до пророков
    • 2. Пророки – обличители социальной несправедливости
      • 2.1. Общий взгляд на состояние общества
        • а) В Самарии
        • б) В Иерусалиме
      • 2.2. Конкретные проблемы
        • a) Отправление правосудия
        • б) Торговля
        • в) Рабство
        • г) Землевладение
        • д) Заработная плата
        • е) Роскошь и богатство
    • 3. На чем основывается социальная критика?
    • 4. Есть ли решение?
    • 5. Была ли польза от пророческой критики?
  • 27. Пророки и культ
    • 1. Культ в древнем Израиле
      • 1.1. Сакральное пространство
      • 1.2. Сакральное время
      • 1.3. Культовые действия
      • 1.4. Культовые служители
    • 2. Пророческая критика культа
      • 2.1. История проблемы
      • 2.2. Критика элементов культа
    • 3. Обратная сторона монеты
    • 4. Сравнение с Новым Заветом
  • 28. Пророческое ви дение истории
    • 1. Слово Божье, творец истории
    • 2. Слово Божье, интерпретатор истории
      • 2.1. Ход истории
      • 2.2. Действие Бога в истории
    • 3. Слово Божье, противостоящее истории
    • 4. Пророческое ви дение и Новый Завет
  • 29. Мессианизм
    • 1. Отправная точка
    • 2. Тексты монархической эпохи
      • 2.1. Пророчество об Еммануиле (Ис 7:1-14)
      • 2.2. «Младенец родился нам»
      • 2.3. Диета Еммануила
    • 3. Эпоха плена
      • 3.1. Отрасль от корня Иессеева (Ис 11:1-9)
      • 3.2. «И ты, Вифлеем...» (Мих 5:2-4)
    • 4. Последняя надежда
      • 4.1. Победоносный и кроткий царь (Зах 9:9-10)
      • 4.2. «Девушка» становится «девой»
    • 5. Заключение
Приложение. Краткая библиография на русском языке
Предметный и именной указатель
Указатель библейских источников 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 8.2 (10 votes)
Аватар пользователя brat Vadim