![Юлия Шабанова - Трансперсональная метафизика мастера Экхарта - В контексте развития европейской философии Юлия Шабанова - Трансперсональная метафизика мастера Экхарта - В контексте развития европейской философии](https://esxatos.com/sites/default/files/7pict/shabanova-transpersonalnaya-metafizika-ekharta-2005_0.jpg)
Говоря о современных философских поисках, трудно выделить единую мистическую линию в поликонцептуальной палитре постнеклассичекого периода. Скорее можно констатировать имплицитное её присутствие в радикальном изменении представления о человеке. Именно через антропологический поворот Шеллера философия XX столетия начинает тяготеть не только к экзистенциально-антропологическому, но и субстанционально-духовному в новом персоналистском его прочтении, трактуя антропос как самоценную компоненту целостного миропорядка.
Так современный поиск обновлений форм и содержания метафизики, органично приходит к необходимости мистической традиции и осмысления её природы как составляющей целостного опыта человека в миропонимании. Если касаться современных мировоззренческих проблем, связанных с кризисом духовности, то и здесь мистическое как форма интровертного самопроникновения в сущностное человека может открыть современному сознанию продуктивные возможности эволюционного самосовершенствования. Так философское понимание мистики как основы духовной практики и составляющей философского метода позволит возродить духовный потенциал человечества для обретения спасительных возможностей экзистенционального сопереживания истинного бытия чистой трансценденции, детерминирующей развитие социума и человека по законам духа.
Юлия Шабанова - Трансперсональная метафизика мастера Экхарта - В контексте развития европейской философии
Дніпропетровськ: Національний гірничий університет, 2005. - 238 с.
ISBN 966-350-013-1
Юлия Шабанова - Трансперсональная метафизика мастера Экхарта - В контексте развития европейской философии - Содержание
- Мистика и метафизика. Философское «поле напряжённости»
- Идейно-концептуальные источники формирования учения Мастера Экхарта
- Философский массив античности как онтологическая основа метафизики Мастера Экхарта
- Апофатизм христианского неоплатонизма в формировании диалектического концепта метафизики Мастера Экхарта
- Мистические учения западноевропейского средневековья как гносео-психологическая основа антропософского модуса учения Мастера Экхарта
- Трансперсональная метафизика Мастера Экхарта
- Парадокс как концептуальный конструкт трансперсональной метафизики немецкой мистики
- Обоснование эквивокации трансцендентного через модус познания в метафизической метаонтологичности Мастера Экхарта
- Апофатическая диалектика динамического единства в учении Мастера Экхарта
- Метафизика света Мастера Экхарта
- Учение об отрешённости как антропософский модус метафизики Мастера Экхарта
- Развития идейных концептов трансперсональной метафизики Мастера Экхарта
- Преломление идейных основ учения Мастера Экхарта в философской школе немецкой мистики
- Рецепция фундаментальных концептов учения Мастера Экхарта в европейском философском контексте
- Основные издания работ Иоганна Экхарта
Юлия Шабанова - Трансперсональная метафизика мастера Экхарта - В контексте развития европейской философии - Введение
Многовековой опыт философского осмысления фундаментальных основ мироздания и места человека в нём базируется на теоретических методах постижения сущности, на стремлении рациональными средствами создать предельно обобщённую картину мира. Метафизика в её традиционной, классической трактовке как учение о сверхчувственных основах и принципах бытия как онто-гносеологическое учение о сущности, зачастую отождествляемая с онтологией, является логико-рациональным умозрительным конструированием картины мира. Так фундаментальным методом как в философии в целом, так и в метафизике в частности является логико-рациональное спекулятивно-рефлексивное умозрение сущностных оснований и закономерностей мира. Предмет метафизических учений, обусловленный самой методологией данного вида философствования, представлен в виде трансцендентной первосущности (Абсолют, Универсум, Бог) объективно альтернативной по своим презумпциям натурфилософии. В силу этого, осмысление трансцендентного как выходящего за границы всякого опыта (в том числе и умозрительного) не может быть ограничено рационально-логическими подходами, что репрезентует в философской методологии целостное единство и взаимодополняемость абстрактного теоретизирования и интуитивно-иррационального постижения истины. Вместе с тем, бытие философского мышления существует на условиях дискурсивного диалога и рационального обоснования фундаментальных категорий и теоретических систем. Так в философской методологии наблюдается абсолютизация рационального, ограничивающая универсально-целостное сознание философствующего субъекта.
История философии демонстрирует различные векторы преодоления этой ограниченности. Это провозглашение невозможности познания трансцендентного Кантом и переключение предмета философствования с трансцендентного на трансцендентальное с фундаментальным поворотом от онтологической к гносеологической проблематике. И гипостазирование бессознательного в метафизике Шопенгауэра, провозгласившего иррациональный тип метафизики. И возникновение феноменологической парадигмы с презумпцией интенциональности сознания, наполнение его бытием исследуемого предмета, что формирует выходы на развитие психологического модуса философствования. И декларативный отказ от сверхэмпирического предмета исследования в позитивизме Конта, приведший к утрате аксеологических оснований формирования бытийственности, в силу чего возникает потребность в репродукции иррационально-чувственных, экзистенциально-ценностных оснований философии. Это и релятивистская поликонцептуальность постмодернистского философствования, которое через деструкцию метафизики продуцирует необходимость формирования нового типа универсальной онтологии и холономного мышления в виде голографической методологии рационально-иррационального симбиоза. И современные поиски новой рациональности в реалиях коммуникативного действия.
Как видно попытка преодоления абсолютизации рационального в метафизической методологии продуцирует возникновение новых направлений и учений в философском массиве, способствуя качественному обновлению концептуального поиска через диалектическое единство рациональнологических и иррационально-интуитивных модусов сознания.
При этом неотъемлемой частью целостного мышления является мистический элемент, присутствующий как иррационально-интуитивный принцип постижения сущего, не только в религиозно-философских системах в виде имплицитного нерационального предчувствия трансцендентного объекта умозрительного теоретизирования. Мистическое, идентифицируемое, как правило, с религиозным миропониманием, мало исследовано в качестве самоценной составляющей метафизического метода. Так альтернативное противопоставление мистики и метафизики, в контексте холономной парадигмы философствования представляется устарелым, что провоцирует потребность философского исследования мистической методологии. Тем более что в иррационально-интуитивистском модусе философствования, представленного феноменологической, религиозно-мифологической, абстрактно-нетеистской трансцендентальной методологией мистический элемент является фундаментальным. При этом значение мистики именно в её философской трактовке недооценено и исследовано больше с акцентом на религиозный концепт.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: