Мир являет собой совокупность наших ощущений, восприятий, воспоминаний. Существование мира удобно считать объективно независимым. Но само его существование определенно не делает мир очевидным. Мир становится очевидным благодаря весьма специфическим действиям, происходящим в весьма специфических местах этого самого мира, а именно, определенным событиям, происходящим в мозгу. Это чрезмерно своеобразный намек, влекущий за собой вопрос: какие именно свойства отличают мозговые процессы — свойства, позволяющие последним «проявлять» мир? Можем ли мы сказать, какие материальные процессы обладают этой способностью, а какие — нет? Или проще: какие материальные процессы напрямую связаны с сознанием?
Рационалист склонен отвечать на этот вопрос кратко, примерно следующим образом. Как следует из нашего опыта, и по аналогии с высшими животными, сознание связано с определенными событиями, происходящими в организованной живой материи, а именно — с функциями центральной нервной системы. Насколько давно или «низко» в царстве животных существует некоторое подобие сознания? Что оно представляло собой на ранних стадиях? Это все бесполезные размышления, вопросы, на которые невозможно ответить и которые следует оставить праздным фантазерам. Еще более бесполезно предаваться размышлениям о том, что, возможно, и другие события — события, происходящие в неорганической материи, не говоря уже о всех материальных событиях— тем или иным образом связаны с сознанием. Все это чистой воды фантазии, настолько же неопровержимые, насколько недоказуемые, и, таким образом, не представляющие ценности для знания.
Тому, кто допускает подобный уход от этого вопроса, следует указать на тот ужасный пробел, который он оставляет в своей картине мира, ибо появление нервных клеток и мозга у определенных видов организмов — исключительное событие, значение и важность которого хорошо известны. Это особый механизм, благодаря которому индивидуум реагирует на альтернативные ситуации соответствующим изменением поведения, механизм адаптации к изменяющейся окружающей обстановке. Это наиболее сложный и замысловатый из подобных механизмов, и где бы он ни появился, он быстро завоевывает доминирующую роль. Тем не менее, механизм не является sui generisБольшие группы организмов, в частности, растения, достигают очень похожего действия совершенно иным образом.
Эрвин Шредингер - Анатомия разума - об интеллекте, религии и будущем
Москва : Родина, 2020. — 208 с.
ISBN 978-5-907255-95-1
Эрвин Шредингер - Анатомия разума : об интеллекте, религии и будущем - Содержание
РАЗУМ И МАТЕРИЯ
- Глава I. Физический принцип сознания
- Глава II. Будущее понимания
- Глава III. Принцип объективации
- Глава IV. Арифметический парадокс. Единственность разума
- Глава V. Наука и религия
- Глава VI. Загадка чувственных качеств
МОЙ ВЗГЛЯД НА МИР
- Предисловие
- Поиски пути
- Глава I. О метафизике вообще
- Глава II. Неутешительный итог
- Глава III. Философское удивление
- Глава IV. Проблема «Я — мир — смерть — множественность»
- Глава V. Основное воззрение веданты
- Глава VI. Общедоступное введение в естественно-научное мышление
- Глава VII. Дальнейшее о немножественности
- Глава VIII. Сознание органическое, неорганическое, мнема
- Глава IX. Об осознавании
- Глава X. О нравственном законе
Что действительно?
- Глава I. Основания для отказа от дуализма мышления и бытия или духа и материи
- Глава II. Мы убеждаемся в общности мира только благодаря языковому взаимопониманию
- Глава III. О несовершенстве взаимопонимания
- Глава IV. Учение о тождестве: свет и тени
- Глава V. Два повода к удивлению. Эрзацэтика
Эрвин Шредингер - Анатомия разума : об интеллекте, религии и будущем - Наука и религия
Может ли наука снизойти до вопросов религии? Могут ли результаты научных исследований принести пользу в выработке разумного и убедительного отношения к тем горящим вопросам, которые рано или поздно одолевают каждого? Некоторые из нас, в частности, здоровая и счастливая молодежь, успешно задвигают их на долгое время; другие, находящиеся в почтенном возрасте, утешились тем, что ответов не существует, и оставили всякие попытки их поиска, в то время как иных всю жизнь преследует странность, загадочность нашего интеллекта, преследуют серьезные страхи, вызванные освященным веками популярным суеверием. Я главным образом имею в виду вопросы, связанные с «миром иным», с «жизнью после смерти» и всем, что с ними связано. Пожалуйста, заметьте, что я, безусловно, не стану пытаться дать ответы на эти вопросы, однако ж попытаюсь ответить на гораздо более скромный вопрос о том, может ли наука дать какую-либо информацию о них или помочь нашим — для большинства неизбежным — размышлениям о них.
Начнем с того, что очень примитивным образом определенно может и уже помогла без особого шума. Я вспоминаю старые печатные издания — географические карты мира, насколько я понимаю — на которых изображены ад, чистилище и рай, первый из которых расположен под землей, а последний высоко в небе. Подобное представление не являлось чистой аллегорией (как это было в более поздний период, например, на знаменитой картине Дюрера Все святые); оно свидетельствует о вере, бытовавшей в то время. Сегодня ни одна церковь не требует от правоверных подобной материалистической интерпретации своих догм, более того, она серьезно осудит такое отношение. Этому прогрессу определенно способствовало познание внутреннего устройства нашей планеты (хоть и скудное), природы вулканов, состава атмосферы, вероятной истории солнечной системы и структуры галактик и вселенной. Ни один культурно образованный человек не стал бы искать эти догматические вымыслы в какой-либо области части пространства, доступной нам для исследований, более того, осмелюсь сказать, что и в областях пространства, недоступных для исследований, он бы придал им, даже будучи уверенным в их реальности, духовный статус. Не стану утверждать, что в случае людей глубоко религиозных подобное озарение произойдет не раньше, чем вышеуказанные открытия науки, но они определенно принесли пользу в искоренении материалистического суеверия в этих вопросах.
Впрочем, все это относится к достаточно примитивному состоянию разума. Существуют вопросы более интересные. Наиболее важным является вклад науки в разрешение сложных вопросов типа «Кто мы на самом деле? Откуда я и куда иду?», или, по крайней мере, в успокоение наших умов. Так вот, наиболее ценная помощь, которую нам оказала в этом наука, с моей точки зрения, — это постепенная идеализация времени. Когда мы размышляем об этом, на ум обычно приходят имена трех человек, хотя многие другие, и не только ученые, внесли свой вклад, например, Блаженный Августин из Гиппона и Бётиус; тех же троих зовут Платон, Кант и Эйнштейн.
Первые двое не были учеными, но их острая преданность вопросам философии, их всепоглощающий интерес к миру произошли из науки. В случае с Платоном это была математика и геометрия («и» кажется неуместным союзом сегодня, но, думаю, в то время было по-другому). Что наделило работу всей жизни Платона таким непревзойденным отличием, что по прошествии более двух тысяч лет она продолжает сиять неослабевающим блеском? Насколько нам известно, ему не принадлежат какие-то великие открытия, связанные с числами или геометрическими фигурами. Его представления о материальном мире физики и жизни одновременно и великолепны, и несовершенны, они уступают представлениям других (мудрецам от Фалеса до Демокрита), живших до него (некоторые более чем на сто лет раньше); по части знаний о природе его сильно превзошел Аристотель, его ученик, и Теофраст. На всех, за исключением ревностных поклонников, длинные фрагменты его диалогов производят впечатление беспричинного слово-плетения, нежелания определить значение слова в расчете на то, что слово само проявит свое содержимое, если его использовать достаточно долго. Его социально-политическая Утопия, которая провалилась и подвергла Платона смертельной опасности, когда тот попытался реализовать ее на практике, находит в наши дни немного поклонников, которые видели нечто подобное. Так что же сделало его знаменитым?
Шредингер Э. - Разум и материя
Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. - 96 стр.
ISBN 5-93972-025-0
Шредингер Э. - Разум и материя – Содержание
ГЛАВА I. Физический принцип сознания
- Задача
- Предварительный ответ
- Этика
ГЛАВА II. Будущее понимания
- Биологический тупик?
- Очевидная безнадежность дарвинизма
- Поведение влияет на отбор
- Мнимый ламаркизм
- Генетическое закрепление привычек и умений
- Угрозы интеллектуальной эволюции
ГЛАВА III. Принцип объективации
ГЛАВА IV. Арифметический парадокс. Единственность разума
ГЛАВА V. Наука и религия
ГЛАВА VI. Загадка чувственных качеств
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо за Шредингера! Этого