Швейцер - Культура и этика

Альберт Швейцер - Культура и этика
Сделано в СССР     bts

 
Из предисловия. «Культура и этика» — эта проблема становится в наше время все более актуальной, ибо развитие цивилизации в XX веке уже подошло к такому рубежу, когда лишенная этического начала культура буржуазного общества все более угрожает благополучию и существованию человека на Земле.
 
Необходимо в полной мере оценить ту опасность, которую представляет для будущего человечества так называемая-«массовая культура» буржуазного общества, не имеющая прочных нравственных основ, пропитанная идеями насилия, разбоя, культом секса и непрерывно медлительно растлевающая человеческое достоинство многих локолений.
 
С другой стороны, в нравственном развитии человечества совершается величайшей важности шаг: разуверившееся в капитализме человечество отворачивается от этики индивидуализма, выродившейся в культ эгоизма и стяжательства, и обращает свои взоры к этике коллективизма, рожденной в новое время пролетариатом и развитой социализмом.
 
В связи с этими процессами, являющимися полярными противоположностями в нравственном развитии человечества, естественно происходит оживление общественного интереса к проблемам этики и культуры.
 
Общеизвестно, что основоположники марксизма-ленинизма нанесли смертельный удар морализирующей критике капитализма, обнажив всю ее бездейственность, бесперспективность и в теоретическом и в организационно-практическом отношении.
 
Морализирующая критика лишь умножала иллюзии и, подобно религии, сеяла несбыточные надежды на моральные средства «излечения» капитализма от его органических «недугов». Отвержение марксизмом морализирующей критики капитализма породило у многих буржуазных ученых неверное представление о том, что марксизму якобы чужда этика воспитания личности, что он довольствуется учением (и в том числе этическим) о воспитании и организации масс.
 

Альберт Швейцер - Культура и этика

М: Прогресс, 1973.
Редакция литературы по вопросам философии и права
 
Перевод с немецкого Н. А. ЗАХАРЧЕНКО и Г. В. КОЛШАНСКОГО 
Общая редакция и предисловие проф. В. А. КАРПУШИНА 
 

Альберт Швейцер - Культура и этика - Содержание

От издательства 
Предисловие

Часть первая. Распад и возрождение культуры 

Вина философии в закате культуры 
Враждебные культуре обстоятельства в нашей экономической и духовной жизни 
Основной этический характер культуры
Путь к возрождению культуры
Культура и мировоззрение

Часть вторая Культура и этика

Кризис культуры и его духовные причины
Проблема оптимисточеского мировоззрения 
Этическая проблема
Религиозное и философское мировоззрение
Этика и культура в греко-римской философии 
Оптимисточеское мировоззрение и этика в эпоху ренессанса и после эпохи ренессанса 
Обоснование этики в XVII и XVIII столетиях 
Закладывание основ культуры в век рационализма 
Оптимистически-этическое мировоззрение Канта 
Натурфилософия и мировоззрение Спинозы и Лейбница 
Оптимистически-этическое мировоззрение И. Г. Фихте 
Шиллер, Гете, Шлейермахер 
Надэтическое оптимистическое мировоззрение Гегеля 
Поздний утилитаризм. Биологическая и социологическая этика 
Шопенгауэр и Ницше 
Исход борьбы европейской философии за мировоззрение 
Новый путь
Обоснование оптимизма через понятие воли к жизни 
Проблема этики в свете истории этики 
Этика самоотречения этика самосовершенствования 
Этика благоговения перед жизнью 
Культуроговорящая энергия этики благоговения перед жизнью
 

Альберт Швейцер - Культура и этика - Из книги

 
Этическое миро- и жизнеутверждение требует от современного государства, чтобы оно стремилось способствовать становлению этической и духовной личности, и требует этого настойчиво. Его не остановить никакими насмешками. Мудрость завтрашнего дня иная, чем мудрость вчерашнего.
 
Только благодаря тому, что в государстве станет господствовать новая мораль, оно может достигнуть внутреннего мира. Только благодаря тому, что новая мораль будет действовать и в отношениях между государствами, будет достигнуто взаимопонимание и будут прекращены всякие акции, направленные во вред другому.
 
Подобных морализующих разговоров о культурном государстве велось уже много. Это верно. Но они приобретают совершенно иное звучание в эпоху, когда современное государство хиреет в нищете, потому что никак не хочет быть духовно этическим. Они приобретают новое значение благодаря тому, что в миро- и жизневоззрении благоговения перед жизнью раскрывается в полном своем объеме и глубине значение этики.
 
Поэтому мы никоим образом не обязаны определять понятие культурного государства в согласии с требованиями национализма и национальной культуры — мы можем вернуться к той глубокой наивности, когда представляют себе государство как управляемое этическими и культурными идеалами. Мы черпаем силы для построения такого культурного государства в вере в силу морали, вытекающей из благоговения перед жизнью.
 
Сознавая всю ответственность за эти взгляды на культуру мы обращаем свои взоры к человечеству, минуя народы и государства. Для того, кто поверил в этическое миро- и жизнеутверждение, будущее человека и человечества становится предметом забот и надежд. Тот, кто не испытывает этих забот и надежд, беден духом. Тот, кто преисполнен этих чувств,— богат. Нашим утешением в это трудное время является стремление проложить пути грядущему культурному человечеству, пусть даже не зная, что мы можем увидеть в этом лучшем будущем, а полагаясь только на силу духа.
 
Кант написал книгу, содержащую правила заключения мира в целях установления прочного мира, под названием «О вечном мире». Он заблуждался. Сами правила заключения мира, как бы хорошо они ни были продуманы и как бы безупречно они ни были сформулированы, бессильны. Только мышление, утверждающее мораль благоговения перед жизнью, способно привести к вечному миру...

 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя Rocit