Начнем с названия книги. Если сегодня провести уличный опрос, то большинство людей затруднится дать ответ на вопрос: кто такие пашковцы. Хотя в российском евангельском сообществе ситуация выглядит лучше, но и здесь трудно рассчитывать на стопроцентную осведомленность. Поэтому начнем с определения.
Пашковцы — сообщество евангельских верующих с центром в Санкт-Петербурге, существовавшее с 1874 по 1920 годы и явившееся одним из истоков возникновения евангельского движения в России. Начало движению пашковцев положил лорд Гренвил Редсток. После Редстока дело проповеди продолжил Василий Александрович Пашков, который сделал движение значительно более масшабным, так что под его именем оно и вошло в историю.
Правда, вопрос названия является непростым. Сами пашковцы, по примеру движения открытых братьев в Англии, изначально отказывались от какого бы то ни было самоназвания, предпочитая говорить о себе как просто о братьях и сестрах, верующих в Господа Тем, кто вопрошал об их вероисповедании, они говорили: «Мы — христиане — и только».
Всё-таки этого было недостаточно. По свидетельству участницы движения Софьи Ливен: «Нас вначале называли Редстокистами, затем Пашковцами, в Прибалтике нас считали Баптистами, и затем мы стали называться Евангельскими Христианами»6. По одним данным, название «евангельские христиане» или «евангелисты» было принято пашковцами еще в самом начале движения и закреплено Петербургской общиной в 1888 году; по другим данным, название евангельские христиане, либо верующие евангельской веры, стало использоваться у пашковцев как самоназвание в 1890-е годы. Позднее в 1908 году оно утвердилось официально при регистрации Санкт-Петербургской общины евангельских христиан.
Следует заметить, что хотя название пашковцы было дана внешними наблюдателями9 и не поощрялось в качестве самоназвания, однако для исторических исследований оно является оптимальным и общепринятым, поскольку позволяет легко отличить исследуемое нами движение от других сообществ верующих, существовавших в одно с ними время. Таким образом, названия «пашковцы» и «евангельские христиане» в целом синонимичны, хотя и с некоторыми оговорками, о которых будет говориться по ходу книги.
Владимир Степанов - Пашковцы - Сборник статей и документов по истории и богословию движения (1874-1920)
Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2023. – 800 с., 8 л. ил.
ISBN 978-5-74541782-5־
Владимир Степанов – Пашковцы – Содержание
Предисловие
Введение
Историки — о находке «Летописи пашковцев»
Часть !..Вступительная статья к «Летописи пашковцев»
- Общая характеристика источника
- Вопрос авторства «Летописи пашковцев»
- Другие авторы
- Причины написания Летописи
- Место, время и процесс работы над Летописью
- Судьба русскоязычной «Летописи пашковцев»
- Судьба англоязычной «Летописи пашковцев»
- Примечательная ошибка Уильяма Стеда
- Другие следы «Летописи пашковцев» в англоязычной историографии евангельского движения
- Новизна и уникальность «Летописи пашковцев»
- Заключение
Часть 2. Летопись пашковцев
- Оглавление «Летописи пашковцев»
- Введение
- Русское общество в [18]60-х годах
- Жизнь преступника Смирнова
- Статья Попова /студента Духовной Академии/
- Письмо Янышева «Религиозные мнения г. Пашкова»
- Письмо Янышева «Еще несколько слов о религиозных мнениях г. Пашкова»
- Сущность учения г. Пашкова, изложенная им самим
- Всепод даннейшая записка Обер-Прокурора Святейшего Синода, представленная Государю Императору в Мае 1880 года
- Письмо Пашкова к Александру II
- Московская выставка в 1882 г. Раздача трактатов гр[афом] Бобринским
- Выписка из конфиденциального отношения Обер-Прокурора Святейшего Синода к Министру Внутренних Дел от 22 Апреля 1882 г. за № 81
- Письмо Пашкова к Победоносцеву (неотправленное)
- Извозчик Никита и жена его Татьяна
- Жизнь г-жи Поповой
- Основание «Нашего кружка»
- Отчет 1 -го года
- Установление преломления хлеба
- Письма Уварова
- Пункты [вероисповедные]
- [Санкт-Петербургская конференция 1884 года]
- Конспект Первой Петербургской конференции, составленный одной из присутствовавших
- Выписка из записной книжки Тифлисского гражданина Василия Гурьева Павлова
- Записка из дел канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода о вредной для Православной церкви деятельности Общества поощрения духовно-нравственного чтения и учредителя сего Общества, отставного Полковника Пашкова
- Выписка из сообщения Епископа Могилевского, от 27 Марта 1884 г. за № 233
- Распоряжение о закрытии О[бщест]ва поощр[ения] духовно-нравств[енного] чтения
- Письмо В. А. П[ашко]ва Императору Александру III
- Письмо [Пашкова] Обер-Прок[урору] Св. Синода К. П. Победоносцеву]
- Гильтон [его высылка, переписка по этому делу]
- [Письма, полученные Пашковым]
- Дело об Орехове
Часть 3. Пашковцы и православие
- Остались ли пашковцы православными?
- Пашковцы в лоне православия (1874-1879)
- Отделение пашковцев от православия (1879-1881)
- Принятие Православной церковью мер против Пашковского движения (1880)
- Публичные собеседования православных и пашковцев (1887)
- Пашковские вопросы Православной церкви (1890-1892)
- Василий Александрович Пашков
- Граф Модест Модестович Корф
- Великосветские дамы
- Официальное оставление православия (1905-1912)
- Заключение
Часть 4. Богословская эволюция пашковцев и ее последствия
- Богословские взгляды Редстока и Пашкова
- Всемирный Евангельский Альянс
- Богословие «открытых братьев»
- Кесвикская конвенция святости
- Община без Пашкова (1884-1888)
- Избрание пресвитеров (1888)
- Отдельное собрание графа А. П. Бобринского (1888-1889)
- Община после избрания пресвитеров (1888-1890)
- Отделение баптистов (1890-1891)
- Разномыслие пашковцев и разделение их на три ветви (1888-1891)
- Иностранные учителя веры (1890-е годы)
- Доктор Фридрих Бедекер
- Пашковцы в поисках самоидентификации (1890-1897)
- Имели ли пашковцы символ веры в 1897 году?
- Дрейф пашковцев в сторону баптизма (1897-1903)
- Установление евхаристического общения между баптистами и пашковцами (1903)
- Объявление баптистами достигнутого единства и их новое имя (1904-1906)
- Единство и различие евангельских христиан (пашковцев) и баптистов: итоги периода (1897-1906)
- Национальная идея И. С. Проханова
- Русский Евангельский Союз (1906-1909)
- Объединенный съезд евангельских верующих в Петербурге (1907)
- Раскол пашковцев и регистрация «С.-Петербургской общины евангельских христиан» (1908)
- Союз христианской молодежи
- Создание Всероссийского союза евангельских христиан (1909)
- Попытка объединения всех евангельских деноминаций на принципах Евангельского Альянса (1909-1910)
- Вероучение евангельских христиан (1910)
- Необходимость церковных институтов
- Церковные институты и жизнь в них Святого Духа
- Несовместимые парадигмы единства у евангельских христиан и баптистов
- Различия евангельского христианства и баптизма
- Критика баптизма видными пашковцами
- Почему добровольное объединение евангельских христиан и баптистов не состоялось?
- Евангельское христианство как новая модель церковного строительства
- Успех реформаторской деятельности Проханова
- Заключение
Часть 5. Жизнь и служение пашковцев
- Как уверовала Елизавета Ивановна Черткова
- Кто пригласил лорда Редстока в Россию?
- Достоевский и Лесков как свидетели евангельского пробуждения в Санкт-Петербурге (1874-1884)
- Санкт-Петербургский съезд евангельских верующих 1884 года: факты, мифы, уроки
- Роль женщин в евангельском движении в Санкт-Петербурге: исторический обзор (1874-1917)
- Случаи отступничества от веры в общине пашковцев (1874-1905)
- Новые сведения о Каргеле
- Каргель в годы веротерпимости (1905-1914)
- Герман Фаст, жизнь и вклад в евангельское движение в России (1860-1935)
- Александра Пейкер как благовестница для Императорской фамилии
- Судьба пашковцев
Послесловие
Приложение
- О записке О. М. Бороздиной «Почему отделяемся от православной церкви и в чем расходимся с ней?» [1891-1892]
- Записка О. М. Бороздиной «Почему отделяемся от православной церкви и в чем расходимся с ней?»
Словарь ключевых терминов и понятий
Список сокращений
Список использованных источников и литературы
Об авторе
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: