Тарасенко Александр - Иисус из Назарета - Послание Иакова - Четвертое Евангелие - Статьи

Александр Тарасенко - Иисус из Назарета - учитель, пророк, Мессия - Некоторые аспекты деятельности Иисуса в контексте мессианских ожиданий в начале новой эры
Via Sacra
Эта книга писалась трудно и долго, более десяти лет, на что были разнообразные причины. Уже сама тема учительского, пророческого и мессианского служения Иисуса из Назарета предполагала продолжительный процесс работы. Данное исследование в сфере поисков исторического Иисуса предложил мне профессор Петрус Грабе (Petrus Grabe) из Университета Южной Африки (Unisa), которому я глубоко признателен за руководство моей магистерской диссертацией. (Она была опубликована под названием «Иисус и "полнота времени"» (СПб., 2001). Весной 2001 г. во время его визита в Санкт-Петербургский христианский университет (СПбХУ), где я тогда работал, мы обговорили план докторской диссертации, которую я должен был написать в Университете Южной Африки. Тема была мне близка начиная еще с курсовой работы, так что это был воистину счастливый и редко выпадающий случай — знакомый материал и умный, достойный человек в качестве куратора диссертации, который к тому же предложил мне пожить у него в Претории. К сожалению, уже осенью того же года Петрус Грабе эмигрировал в США, поэтому в дальнейшем у меня не было тех возможностей для работы над монографией, на которые я рассчитывал.
 
Осенью 2001 г. я начал было делать наброски к книге, но уже в первые дни 2002 г. произошли большие перемены в моей жизни, связанные с кадровыми изменениями в родном вузе при новом руководстве после отъезда в Прагу моего научного руководителя д-ра Петра Пеннера (он был представителем Университета Южной Африки в Петербурге). Такой поворот дел лишил меня возможности пользоваться библиотекой родной школы — лучшей по тем временам теологической библиотеки Петербурга. Мой уход автоматически повлек за собой отмену финансовой поддержки докторских исследований, которая была предоставлена американской организацией «Overseas Counceling» мне и трем другим преподавателям СПбХУ. Тем не менее я продолжил писать эту книгу как монографию, так как Петр Пеннер вместе с моим новым куратором в Претории находил способы оплачивать мое образование. В феврале 2002 г. он пригласил нас с супругой на две недели в Прагу, где я каждый день работал в библиотеке Международной баптистской теологической семинарии (IBTS). Именно с этого момента работа над данной монографией стала регулярной. Лишь с уходом из Университета Южной Африки моего второго куратора д-ра Юджина Боты я оставил учебу и продолжил работу над книгой как самостоятельный исследователь.
 
Исследование древних событий и жизни известной личности всегда сопровождается тщательным вниманием к источникам той культуры, что давно канула в Лету. Греческое слово πρόβλημα («преграда», «загадка», «трудность») как нельзя лучше характеризует временную и культурную преграды между древним событием и его исследователем. Изучение любого древнего текста неразрывно связано с тщательным анализом как эпохи в целом, так и жизни самого автора. Размышление пророка над книгой своего предшественника (Дан. 9:2) показывает, что данная проблема была знакома уже древним. В качестве введения рассмотрим несколько подробнее источники и культуру эпохи Второго Храма.
 

Александр Тарасенко - Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия - Некоторые аспекты деятельности Иисуса в контексте мессианских ожиданий в начале новой эры

СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2017. — 368 с — (Via Sacra. IV).
ISBN 978-5-93762-076-7
 

Александр Тарасенко - Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия - Некоторые аспекты деятельности Иисуса в контексте мессианских ожиданий в начале новой эры - Содержание

От автора 
Введение 
  • I. Источники эпохи 
  • II. Культура эпохи 
Часть I ПАЛЕСТИНСКИЙ ИУДАИЗМ В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЭРЫ И ЕГО МЕССИАНСКИЕ ОЖИДАНИЯ
Глава 1. Еврейские религиозные группы 
  • 1.1.Эллинизм и еврейский религиозный сепаратизм в эпоху Второго Храма 
  • 1.2. Ессеи и фарисеи как наследники хасидеев 
  • 1.3. Ессеи
  • 1.4. Фарисеи 
  • 1.5. Саддукеи 
  • 1.6. Резюме 
Глава 2. Мессианство в античном иудаизме 
  • 2.1. Мессианские чаяния иудеев в начале новой эры
  • 2.2. Портрет Мессии
  • 2.3. Грядущий мир как царство Мессии. Крещение Иоанново 
  • 2.4. Резюме 
  • Заключение к части I 
Часть II ИИСУС КАК УЧИТЕЛЬ В КОНТЕКСТЕ РАВВИНИСТИЧЕСКОГО ИУДАИЗМА
Глава 1. Раввинистический иудаизм в I веке 
  • 1.1. Религиозная культура послепленного иудаизма
  • 1.2. Притча как характерный элемент раввинистической проповеди 
  • 1.3. Появление мудрецов и герменевтики  
  • 1.4. Мудрецы и священники
  • 1.5. Мудрецы, традиция и синагога 
  • 1.6. Мудрецы и толпа 
  • 1.7. Резюме 
Глава 2. Служение Иисуса как еврейского учителя  
  • 2.1. Портрет Иисуса как мудреца 
  • 2.2. Трансформация иудейских галахот в учении Иисуса
  • 2.3. Основные приемы риторики Иисуса 
  • 2.4. Притча о работниках в винограднике и ее исторический контекст 
  • 2.5.Резюме 
  • Заключение к Части II 
Часть III ОППОЗИЦИЯ ИИСУСУ КАК МЕССИИ-ПРОРОКУ
Глава 1. Иисус как пророк  
  • 1.1. Портрет пророка 
  • 1.2. Угасание пророческого движения 
  • 1.3. Пророческое служение Иисуса  
  • 1.4. Резюме 
Глава 2. Иисус и различные религиозные группы Иерусалима
  • 2.1.Мессия и установления иудаизма эпохи Второго Храма 
  • 2.2. Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим 
  • 2.3. Анализ текста и контекста. Политические реалии ..
  • 2.4. Сюжетная канва. Отношения с фарисеями и ессеями
  • 2.6.Резюме 
  • Заключение к Части III  
Заключение
Библиография  
Список сокращений и латинских обозначений  
Oт автора

Монографии по библеистике МинДА
 
Александр Тарасенко - Послание Иакова. Галахическая энциклика иерусалимского «епископа» и еврейский мир начала новой эрыБиблейский журнал «Скрижали», продолжая традицию изданий монографий, рад возможности представить исследование Александра Тарасенко, посвященное новозаветному Соборному посланию апостола Иакова. Публикуемая монография основана на докторской диссертации, защищенной в 2017 г. на Гуситском теологическом факультете Карлова университета в Праге (HTF UK v Praze).

Автор рассматривает Послание апостола Иакова в контексте времени его создания, умонастроений и чаяний еврейского народа на стыке двух великих эпох – эпохи Второго Храма и эпохи возникшего из недр иудейской традиции христианства. Особенностью представляемой библейско-богословской работы является то, что она делает основной акцент на типе религиозного мышления автора послания, которое является продуктом своего времени, отражающим актуальные в то время литературные традиции, а также социальные и этические воззрения. Как отмечает сам исследователь, в данной работе «главный фокус смещен с фигуры писателя, какой бы яркой личностью он на самом деле не оказался, на текст Послания и эпоху, его породившую. Поэтому главный акцент поставлен не на Иакове Праведном, человеке, сделавшем быструю карьеру в первой церкви, но на той форме религиозного мышления, которая подменяет реальность идеалистическим миром, а привычные законы политики, психологии и социологии – метафизическими законами Царства Божьего».
 

Александр Тарасенко - Послание Иакова. Галахическая энциклика иерусалимского «епископа» и еврейский мир начала новой эры

Минск : Издательство Минской духовной академии, 2020. – 396 с. – (Монографии по библеистике, № 4).
ISBN 978–985–7145–37–9
 

Александр Тарасенко - Послание Иакова. Галахическая энциклика иерусалимского «епископа» и еврейский мир начала новой эры - Содержание

ОТ РЕДАКТОРА. Архимандрит Сергий (Акимов)
ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Формат работы
  • 2. Литературный контекст Послания Иакова
  • 3. Герменевтический подход
  • 4. Источники и ограничения
  • 5. Уточнение терминов
ЧАСТЬ 1. ЭПИСТОЛЯРНОЕ ИСКУССТВО В ДРЕВНОСТИ И ЭНЦИКЛИКА ИАКОВА
  • 1.1. Эпистолярный жанр в древности
    • 1.1.1. Греко-римский мир 
    • 1.1.2. Еврейский мир
    • 1.1.3. Предназначение и типы эпистол
    • 1.1.4. Энциклика
  • 1.2. Галаха как новый жанр
    • 1.2.1. Причины появления галахи
    • 1.2.2. Сущность жанра
    • 1.2.3. Трансформация реальности в идеалистический мир галахи
    • 1.2.4. Методология
  • 1.3. Иаков Праведный как историческая личность
    • 1.3.1. Дискуссия об авторстве Послания и еепричины
    • 1.3.2. Свидетельство Нового Завета: лидер первой общины и брат Господа
    • 1.3.3. Свидетельство патристической традиции: праведный епископ
    • 1.3.4. Свидетельство Послания: набожный иудео-христианин
    • 1.3.5. Греческий язык автора на фоне еврейской полилингвичности
  • 1.4. Основные характеристики Послания. Его восприятие в первые века новой эры
    • 1.4.1. Структура: тезисы и их обоснования
    • 1.4.2. Важные темы, отсутствующие в энциклике
    • 1.4.3. Адресаты
    • 1.4.4. Цель и дата
    • 1.4.5. Послание в патристической традиции
ЧАСТЬ 2. ИУДЕЙСКИЙ МИР В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЭРЫ
  • 2.1. Палестина и Диаспора
    • 2.1.1. Историческое разделение «еврейского мира»
    • 2.1.2. Формирование двух типов иудаизма
  • 2.2. Религиозные изменения в иудаизме эпохи Второго Храма
    • 2.2.1. Эллинизация Востока и Израиля
    • 2.2.2. Появление хасидеев как ответная реакция на эллинизацию Израиля
    • 2.2.3. Книжники и мудрецы Израиля
    • 2.2.4. Синагога как религиозный институт в эпоху Второго Храма
    • 2.2.5. Мессианские чаяния и их географическое разделение
    • 2.2.6. Миссия: иудейская и христианская
  • 2.3. Религиозные и политические конфликты
    • 2.3.1. Религиозные лидеры Израиля: фарисеи, саддукеи и ессеи
    • 2.3.2. Новая секта последователей Иисуса из Назарета
    • 2.3.3. Антисемитизм как ответная реакция на еврейскую активность
    • 2.3.4. Гонения на христиан
ЧАСТЬ 3. ГАЛАХА ПОСЛАНИЯ
  • 3.1. Персонажи Танаха как примеры для подражания в контексте аггадической традиции
    • 3.1.1. Авраам
    • 3.1.2. Раав
    • 3.1.3. Иов
    • 3.1.4. Илия
  • 3.2. Аспекты галахической энциклики
    • 3.2.1. Теология
    • 3.2.2. Социология
    • 3.2.3. Этика
  • 3.3. Теологические аспекты
    • 3.3.1. Искушение и награда
    • 3.3.2. Вера и дела
    • 3.3.3. Дружба с миром как вражда с Богом
    • 3.3.4. Сила молитвы
  • 3.4. Социальные аспекты
    • 3.4.1. Социально-экономическое неравенство
    • 3.4.2. Стремление учить и социальное разделение между хахамим и ам-гаарец
    • 3.4.3. Распри внутри общин
  • 3.5. Этические аспекты
    • 3.5.1. Радость в искушении 3
    • 3.5.2. Diakri,nwкак преграда для получения мудрости
    • 3.5.3. Двоедушие как причина неуспеха
    • 3.5.4. Двуязычие как путь к разрушению Божьего шалома
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • 1. Соответствие формы и содержания в Послании
  • 2. Сумма формы и содержания – идеализация праведной жизни
ПРИЛОЖЕНИЕ. Бог не искушает злом: вариант прочтения Иак. 1:13 в контексте древних представлений о Божественной автократии
БИБЛИОГРАФИЯ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Александр Тарасенко - Четвертое Евангелие и его палестинский контекстИсследование посвящено культурно-историческому контексту последнего из Евангелий и рассматривает религиозную жизнь в Палестине и Иерусалиме в I в. н. э. По мнению автора, Четвертое Евангелие появилось как своеобразный ответ на изменившуюся ситуацию после падения Иерусалима в 70 г. и вобрало в себя немало особенностей новой иудейской реальности. Особое внимание уделяется появлению в Израиле нового социального слоя - мудрецов, которые играли важную роль после разрушения иерусалимского Храма и ослабления саддукеев как религиозной и политической партии.
 

Александр Тарасенко - Четвертое Евангелие и его палестинский контекст

Второе издание:
СПб.: Алетейя, 2022. — 328 с. 
ISBN 978-5-91419-358-1 
 
Также первое издание:
Издательство "Алетейя", Санкт-Петербург, 2010 г.
ISBN 978-5-91419-368-1
 

Александр Тарасенко - Четвертое Евангелие и его палестинский контекст - Содержание

Введение. Обзор Евангелия

  • 1. Автор, адресат, дата, цель
  • 2. Стиль, слог и терминология Евангелия

Часть 1. Место конфликта: святой город

  • 1.1. Иерусалим как необходимое место действия
  • 1.2. Царский город и город царя
  • 1.3. Иерусалим и Храм в античных источниках
  • 1.4. Синагоги Иерусалима в Четвертом Евангелии
  • 1.5. Иерусалим и Эрец-Исраэль в Четвертом Евангелии
  • 1.6. Мудрецы как новый социальный класс Иерусалима

Часть 2. Участники конфликта: школы мудрецов

  • 2.1. Гиллель и Шаммай как основоположники конфликта
  • 2.2. Галилеянин Иисус как продолжатель конфликта
  • 2.3. Современники Иисуса как лидеры конфликта
  • 2.4. Пророки как участники религиозного конфликта
  • 2.5. Познание и спасение в раввинистической культуре
  • 2.6. Отношения с римлянами
  • 2.7. Фарисеи и антиримское восстание 66-73 гг
  • 2.8. Мессия и язычники в Четвертом Евангелии
  • 2.9. Скрытые участники конфликта
  • 2.10. Иоанн бен Захария как участник конфликта

Часть 3. Суть конфликта: мессианские знамения

  • 3.1. Критика Четвертого Евангелия на фоне античной критики
  • 3.2. Античная критика истории и мифологии
  • 3.3. Ключевые темы Евангелия
  • 3.4. Теология Евангелия как отражение центральной темы Библии
  • 3.5. Первосвященническая молитва Иисуса
  • 3.6. Экзегетика первосвященнической молитвы Иисуса
  • 3.7. Теологический анализ первосвященнической молитвы
  • 3.8. Антропология Евангелия
  • 3.9. Любовь как центр и смысл учения последнего из Евангелий
  • 3.10. Оборот «во имя» в еврейской литературе
  • 3.11. «Жизнь вечная» в контексте еврейской ментальности

Заключение. Евангелие внутри его культуры

1. Четвертое Евангелие и его литературное окружение
2. Автор и его религиозное окружение

Приложения

  • Приложение 1. Религиозная и геополитическая ситуации в I в. н. э
  • Приложение 2. Эллинизм
  • Приложение 3. Появление римлян в Палестине
  • Приложение 4. Еврейская миссия в эпоху Второго Храма
  • Приложение 5. Греко-римский антисемитизм
Список сокращений
Библиография 

Александр Тарасенко - Иисус и «Полнота времени»Тот, кто собирается передать другим правду об изображаемых событиях, прежде всего сам должен в точности знать о случившемся - либо будучи сам непосредственно свидетелем событий, либо расспрашивая о них людей знающих.

Иосиф Флавий. Против Апиона

 

Александр Тарасенко - Иисус и «Полнота времени»

«БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербург 2000, 173 с.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ХРИСТИАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Магистерское отделение
This manuscript is based on a master thesis in New Testament accepted by the Univ of SA in 2000"
Данная работа содержит материалы исследований, проведенных в магистерской программе на факультете теологии Университета Южной Африки (UNISA).
Научные руководители:   Питер Храбе (ЮАР)
Петр Пеннер (Германия)
Данная монография была защищена на факультете теологии Университета Южной Африки с присуждением степени магистра теологии (MTh).
 

Александр Тарасенко - Иисус и «Полнота времени»- Содержание

ЧАСТЬ I. «Полнота времени»
Введение
ГЛАВА 1. Римское общество в I в. до н. э.-I в. н. э
  • 1.1. Арии против семитов
  • 1.2. Падение нравов
  • 1.3. Религия
  • 1.4. Сравнительный анализ
  • 1.5. Выводы
  • 1.6. Заключение
ГЛАВА 2. Иудаизм в I в. до н. э.-I в. н. э
  • 2.1. Религиозные течения в иудаизме в I в. до н. э.-I в. н. э...
  • 2.2. Наследники хасидеев: ессеи и фарисеи
  • 2.2.1 Ессеи
  • 2.2.2 Фарисеи
  • 2.3. Саддукеи
  • 2.4. Сравнительный анализ
  • 2.4.1. Ессеи
  • 2.4.2 Фарисеи
  • 2.5.Выводы
ГЛАВА 3. Герменевтика в древности
  • 3.1. Определение понятия
  • 3.2. Свидетельства библейских и небиблейских авторов
  • 3.3. Раввинистическая герменевтика
  • 3.4. Герменевтические методы Иисуса
ЧАСТЬ II. Иудеи против Иисуса
Введение
ГЛАВА 4. Конфликт учителей
  • 4.1. Иисус и религиозная культура Его времени
  • 4.2. Притча как характерный признак раввинистического иудаизма
  • 4.3. Притча о работниках в винограднике и ее контекст (Мф. 17:24-20:28)
ГЛАВА 5. Отречение фарисеев от Мессии из Назарета...
  • 5.1. Гармония Евангелий. Екзегетика отрывка
  • 5.2. Анализ текста и контекста. Историко-политические реалии
  • 5.3. Сюжетная канва. Отношения с фарисеями
  • 5.4. Экскурс о мессианской комиссии
  • 5.5. Реконструкция не отмеченных евангелистами событий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ. Отрывки из Трактата Авот
БИБЛИОГРАФИЯ

СТАТЬИ - Библеистика Иудаика

Александр Тарасенко - Еврейская миссия в эпоху Второго Храма – от обрезания к образованию

Тарасенко - Еврейская миссия в эпоху Второго Храма

 
Опубликовано в журнале Богословские размышления № 12, 2011, с. 84-111.
Статью в формате PDF можно скачать по ссылке под публикацией.
 

1. Введение: исторические предпосылки

Несмотря на то, что Библия (как и другая, современная ей религиозная литература) не содержит учения о миссии, она присутствует там de facto. Более того, исторические предпосылки миссии в самой истории Израиля очевидны. До своего расселения в Ханаане избранный народ проделал немалый географический и исторический путь. Выйдя с Аравийского полуострова, семитские кочевники надолго поселились в южной Месопотамии, где они заметно потеснили шумеров и со временем основали доминирующие государства Ассирия и Вавилон. Еще до образования семитской доминанты в Месопотамии часть из аравийских кочевников переселилась в экономически развитый Египет. Именно там, на восточной стороне дельты Нила (Быт. 46:34; 47:6) семиты стали заметным этническим меньшинством: Быт. 45:10; Исх. 1:9-10; Juvil. 46:13. Поэтому, их осознанный исход из Египта был не только политическим, но и  культурно-религиозным событием. Так, Тора запрещает возврат в Египет и подчеркивает особенную, не экономическую основу еврейского государства в Палестине – ср. Вт. 17:16 и 11:10 сл. Ханаан стал обетованной землей Израиля, что поместило евреев на пересечении основных торговых и военных путей Ближнего Востока. Визит царицы Йемена в Иерусалим с целью «испытать загадками» Соломона (3 Цар. 10:1; 2 Пар. 9:1) можно рассматривать как дипломатический ход для налаживания торговых отношений с царем, который посылал совместные морские экспедиции с финикийцами (2 Пар. 9:21). С перспективы миссии такое стратегическое положение Израиля на перепутье так называемого «плодородного полумесяца» выглядит замыслом Божьим. 
 
Именно это удобное географическое расположение на не самых плодородных землях Ближнего Востока сделало евреев народом, открытым для общения с другими культурами. Указание на полусемитские корни евреев в Иез. 16:3, 45 (амореи и хетты) вовсе не случайно – евреи постоянно жили в окружении разных народов и невольно приобщились не только к их традициям, но и (прежде всего) языкам. В этом аспекте показательны слова Иосифа в AJ 20.11.2 §264:
 
Дело в том, что у нас не уважаются те, кто изучил много языков или умеет украшать речь свою красивыми оборотами. Это умение считается принадлежностью не только свободорожденных людей, но и рабов. Лишь те, которые в точности знают закон и отличаются умением толковать Священное Писание, признаются истинно образованными людьми.

 


Александр Тарасенко - Портрет Мессии в литературе эпохи Второго ХрамаАлександр Тарасенко - Портрет Мессии в литературе эпохи Второго Храма

Опубликовано в журнале "Богословские размышления", № 11, 2010 г., с. 30-42.
Статью в формате pdf можно скачать по ссылке ниже.
 

1. Введение

Традиционно принято считать, что в начале новой эры еврейскому народу были присущи мессианские и эсхатологические настроения. С этим можно согласиться только отчасти, так как наши источники сообщают о подобных настроениях лишь в отношении Палестины и особенно Иудеи. К тому же, некоторые события еврейской истории явно не имели мессианской и эсхатологической окраски. Так, например, известно что даже антиримское восстание 66–73 гг. не носило мессианского характера. Неоднократно делались попытки объяснить этот факт политической корректностью авторов. Например, молчание Иосифа Флавия об эсхатологическом мессианизме ессеев объясняется подозрительностью римлян или с целью сделать иудаизм более приемлемым для римлян, а молчание Мишны может быть объяснено той же причиной, а также конфликтом с нарождавшимся христианством. Тем не менее, Четвертое Евангелие (написанное в те же годы, что и труды Иосифа Флавия, а также некоторые тексты Мишны) вовсе не умалчивает о мессианских ожиданиях евреев довоенной эпохи. Известно, что после взятия Иерусалима Помпеем в 63 г. до н. э. мессианская идея все чаще встречается в религиозных текстах на территории Палестины.
 
Еврейские и римские источники эпохи Второго Храма нередко упоминают мессианские чаяния различных религиозных и социальных групп Палестины: Дан. 9:25; Лк. 3:15; 24:21; Ин. 1:19, 25; 4:25, 29; 10:24; Тацит. История 5.13; Светоний. Клавдий 25.4; Веспасиан 4.5; Иосиф. Война 6.5.4 §311-315; Дион 66.1.2-4; М. Берахот 1:5; Сота 9:15; и др. Первая христианская история упоминает споры апостолов с иудеями о мессианском статусе Иисуса: Деян. 2:30-32; 17:3; 18:5, 28. В основном, мессианизм был острой темой для жителей Земли обетованной. В Диаспоре эти чаяния или не существовали вовсе или были настолько слабы, что источники не отметили их – сцена в Деян. 28:22-23 свидетельствует лишь о любопытстве провинциалов к событиям в Эрец-Исраэль. Поэтому понимание событий в Палестине и Иерусалиме в прокураторство Понятия Пилата, описанные Евангелиями, напрямую зависит от знания богатого контекста мессианских воззрений иудеев той эпохи. В силу исторических причин иудаизм до 70 г. неразрывно связан с мессианской идеей, которая расколола религиозные силы Израиля I в. н. э. на враждующие группы. (Несмотря на возражение Religionsgeschichtiche Schule: «“мессианской догматики” не существовало».) Общественная и религиозная жизнь Иерусалима и (отчасти) Палестины была пропитана ожиданием скорого прихода Мессии; при этом Иерусалим как святой город отличался особенным фанатизмом – ср. вспышки ненависти толпы в Деян. 7:57-59; 21:27-34; 22:22-23; Иосиф. Древности 13.13.5 §372 (ср. М. Сукка 4:9; Т. Сукка 3:16; ТВ. Сукка 48б); и др.
 
Ожидание религиозными фанатиками скорого конца было настолько очевидным, что перед крупными еврейскими праздниками (Иосиф. Война 1.4.3 §88: «самое лучшее время для мятежа») прокуратор оставлял  стратегически безопасную Кесарию и лично вводил в Иерусалим дополнительный гарнизон (например, «один легион для подавления всякой попытки иудеев к восстанию» – Иосиф. Древности 17.10.1 §251). Случалось это обычно в Пятидесятницу (Иосиф. Древности 17.10.2 §254; Война 2.3.1 §42-44) или на Пасху. Фраза братьев Иисуса в Ин. 7:3-4 свидетельствует, что и в Суккот, один из трех важных праздников, когда все мужчины должны были собраться в Иерусалиме (Вт. 16:16), евреи ожидали Мессию. Ин. 10:22-24 показывает подобное мессианское ожидание и на Ханукку. Одно из сообщений Иосифа также свидетельствует об обострении религиозного фанатизма евреев, которые закидали царя Александра Янная лимонами именно в Суккот: Древности 13.13.5 §372; ср. М. Сукка 4:9; Т. Сукка 3:16; ТВ. Сукка 48б. На праздники собирались возбужденные и вооруженные (хотя бы камнями) толпы: Пятидесятница – Война 1.13.3 §253; Древности 14.13.4 §337-338; Пасха – Война 2.1.3 §10-13; 2.12.1 §224-225. В галереях Храма располагались римские солдаты (Иосиф. Древности 20.5.3; 20.8.11 §192; Война 2.12.1 §224; 5.5.8 §244), чье присутствие порой приводило к столкновениям с религиозными фанатиками (Иосиф. Древности 20.5.3 §105-112; Война 2.12.1 §223-227). Последствия силового напряжения, вероятно, и отмечены в Лк. 13:1.
Все это подвигает исследователя Нового Завета пристально взглянуть на документальные свидетельства той эпохи, которая стала поворотной в истории Израиля и всего Средиземноморья.

А. А. Тарасенко - Иерусалим и фарисейское доминирование в эпоху Второго Храма
 

А. А. Тарасенко - Иерусалим и фарисейское доминирование в эпоху Второго Храма

Опубликовано:  Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». 2020. Выпуск 20. С. 26–83.
 
Аннотация: В статье проанализирован известный в западной библеистике тезис Мортона Смита о незначительном политическом и религиозном влиянии фарисеев, который на протяжении десятилетий привлекает внимание многих историков и теологов, исследователей Нового Завета. С целью показать эту тему как можно более объемно, автор уделяет большое внимание иудейским и христианским источникам начала новой эры, а также современным исследованиям. Кроме того, он считает, что источники изображают фарисеев обитающими в Иерусалиме не по причине их малой численности и узкого географического распространения, а в силу того, что столица иудейского мира была главным, исключительным центром духовной и интеллектуальной жизни евреев. Святой город притягивал и другие иудейские группы и секты, включая ессеев, так как в нем находился единственный легальный, с точки зрения палестинских евреев, Храм и множество синагог. По мнению автора, фарисеи как широкое движение были достаточно влиятельной группой и оказывали заметное влияние на жизнь Иерусалима и Иудеи до 70 г.
 
Ключевые слова: хасидеи, фарисеи, ессеи, саддукеи, синагога, Иерусалим, Ездра, Ирод Великий, Хасмонеи.
 
Тарасенко Александр Александрович – доктор теологии (Карлов университет); Карловы Вары (Чешская Республика) ([email protected])
 
Для цитирования: Тарасенко А. А. Иерусалим и фарисейское доминирование в эпоху Второго Храма // Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». 2020. Выпуск 20. С. 26–83.
 

 

А. А. Тарасенко - Ин. 12:19 в контексте фарисейского доминирования в эпоху Второго храма

А. А. Тарасенко - Ин. 12:19 в контексте фарисейского доминирования в эпоху Второго храма

Опубликовано: Скрижали. 2021. Выпуск 21. С. 43–89.
 
Аннотация: В статье рассмотрено значение Ин. 12:19 в евангельской истории, точнее – ее финальной стадии. Ее автор предлагает считать это сообщение Четвертого Евангелия кратким описанием встречи представителей фарисейской фракции в Синедрионе с членами их партии. Таким образом, Иоанн своевременно показывает, как – уже после торжественного въезда Иисуса в Иерусалим – они обосновали свое согласие с предложением (саддукейского) первосвященника любой ценой избавиться от «этого человека» как возмутителя общественного спокойствия. Исследователь напоминает читателям о большой политической власти фарисеев, которых сильно задело обличение их как лицемеров и принижение их миссии (Мф. 23). Информация нашего источника – евангелиста Иоанна, сообщающего много интересных деталей, – позволяет предположить, что сами фарисеи были заинтересованы в срочном созыве внеочередной сессии (Малого) Синедриона, которая привела к выгодному альянсу с их старыми противниками саддукеями. О таких альянсах повествует также и еврейский историк Иосиф Флавий.
 
Ключевые слова: фарисеи, саддукеи, миссия, Иерусалим, Синедрион, Иисус, Иосиф Флавий, Пилат, Евангелие Матфея, Четвертое Евангелие.
 
Тарасенко Александр Александрович – доктор теологии (Карлов университет); Карловы Вары (Чешская Республика) ([email protected])
 

Для цитирования: Тарасенко А. А. Ин. 12:19 в контексте фарисейского доминирования в эпоху Второго храма // Скрижали. 2021. Выпуск 21. С. 43–89.

 

Александр Тарасенко - Роберт Эйзенман и его magnum opus «Иаков, брат Иисуса, и свитки Мертвого моря» - РецензияАлександр Тарасенко - Роберт Эйзенман и его magnum opus «Иаков, брат Иисуса, и свитки Мертвого моря» - Рецензия

 
Опубликовано: Скрижали, 15, 2018, с. 158–169
 
Представляемая здесь объемная монография стала итогом многолетних исследований профессора Калифорнийского государственного университета Роберта Эйзенмана и следует в ряду многих других его публикаций, посвященных Иакову Праведному, предположительно – автору Послания Иакова. По сути, она – итог его многолетних исследований, венец целой череды изданий. Эту довольно весомую (во всех смыслах слова) серию книг можно было бы кратко озаглавить «Иаков, Кумран и первые христиане».

Верность профессора Эйзенмана его, как кажется, любимой и главной теме на протяжении многих лет вызывает уважение. Первая работа в сфере поиска исторического Иакова, брата Иисуса, в иудейских текстах I в. вышла еще в 1986 г. под интригующим названием «Иаков Праведный в пешере Аввакума», а через десять лет она была включена как отдельная глава в авторский сборник под мало говорящим названием «Свитки Мертвого моря и первые христиане»; в нем авторитетному представителю иудеохристианства была отведена большая часть монографии. Уже в этом сборнике Р. Эйзенман четко определил свою позицию по отношению к наиболее известным лидерам раннего христианства, что хорошо видно в названиях следующих глав: «Павел как иродианин» и «Окончательное доказательство того, что Иаков и Праведный учитель – одно и то же лицо». В дальнейшем он неуклонно придерживался однажды избранной концепции, заключавшейся в том, что Иаков Праведный, брат Иисуса из Назарета, первый «епископ» Иерусалимской Церкви, аскет и мученик, был настолько значимой фигурой раннего христианства, что именно он упоминается в кумранских текстах под именем Праведного учителя, в то время как его противник апостол Павел – под именем Нечестивого священника.
 
Впрочем, этот исследователь стал широко известен благодаря одной из своих последующих монографий на эту же тему с весьма претенциозным названием – «Иаков, брат Иисуса: ключ к раскрытию секретов раннего христианства и свитков Мертвого моря». Она подоспела уже в следую-   щем году после выхода в свет сборника «Свитки Мертвого моря и первые христиане» и стала своеобразным «научным» бестселлером, «прославившим» (или лучше сказать, ославившим) своего создателя. В этом весьма объемном труде (вполне справедливо названном «magnum opus»1) автор охватил широкий диапазон тем в истории Израиля и раннего христианства, пообещав (уже в Эпилоге) сосредоточиться на самом Иакове как кумранском Праведном учителе во втором томе. Подобную затянутость изложения книги Р. Эйзенмана (а также большую временную дистанцию между выходом в свет первого и второго томов) его критик Дж. Пайнтер объясняет желанием исследователя с помощью обилия деталей защитить свою необычную позицию от нападок оппонентов.
 

А. А. Тарасенко - Эрос vs. агапе: Пир Платона и Ин. 13–17

А. А. Тарасенко - Эрос vs. агапе: Пир Платона и Ин. 13–17

Опубликовано:  Скрижали, 19, 2020, с. 34–80

 
В статье рассматриваются возможные параллели между сценой Тайной вечери в Четвертом Евангелии и платоновским диалогом Пир, который, по мнению ее автора, был знаком читателям из иудейской и христианской среды. По этой причине сам диалог анализируется здесьдовольно подробно; соответственно, внимание уделено не только представленным в нем концепциям эроса, но также и некоторым из ораторов. Кроме того, Тайная вечеря здесь представлена как симпозиум, во многом посвященный теме любви. Частично затронута проблема передачи материала от рассказчика к писателю (редактору). Все точки соприкосновения между двумя известными текстами сведены в таблице в конце статьи.
 
Ключевые слова: Платон, Ксенофонт, Сократ, Иоанн, Иисус, симпозиум, фарисеи, ессеи, синоптики, Четвертое Евангелие, Тайная вечеря, эрос, агапе
 
1. Предпосылки
 
Ко времени написания Четвертого Евангелия Пир Платона – своеобразная ода любви, «первая новелла в истории» – уже имел достаточно широкое хождение и заметное влияние в греко-римском мире, в том числе среди эллинизированных евреев. Лучшее доказательство этому встречается в кратком анализе одноименных диалогов афинян Платона и Ксенофонта, сделанном Филоном Александрийским в трактате О созерцательной жизни (Philo. Vita cont., 57– 62). Известный библейский экзегет разделяет их по содержанию:
 
Среди симпозиумов в Элладе, наиболее нашумевших и примечательных, существуют два, на которых Сократу довелось присутствовать – один у Каллия по случаю победы и венка Автолика, другой же в доме Агафона. ... В самом деле, гедонизм (h`dona.j)2 присущ обоим, человеческое же имеется у Ксенофонта: флейтистки, и танцоры, и кудесники, и сатирики, шутящие и жестикулирующие, премного думающие о себе, и прочие увеселения. Платоновский же почти целиком об Эроте, не о [том, который между] мужчинами [и] женщинами или женщинами [и] мужчинами собственно действует, ибо такое вожделение – естественный закон, но [между] мужчинами и подобными им, различающимися только возрастом (57–59).
 
Под конец, как и прежде (§40–56), он не удержался от обличительной патетики, близкой той, что позже встречается у апостола Павла (Рим. 1:18–32; Флп. 3:19). Этот анализ был сделан задолго до написания Четвертого Евангелия и наверняка отражает мнение античных интеллектуалов и критиков, уже сложившееся к тому времени. Здесь показателен сам выбор произведений языческих авторов, которые по мысли еврейского философа из Александрии лучше других иллюстрировали традицию философской выпивки. А для контраста (avntita,xajв §40) «с симпозиумами других [людей]» он рассказывает с нотками идеализации о пирах египетских терапевтов.
 

А. А. Тарасенко - О древности и популярности жанра фантастикиСтатья представляет собой главу из монографии «Идеализм и реализм вымысла: фантастика de jure и de facto» (в работе). Ее автор считает фантастику древним жанром и причисляет к создателям литературного вымысла не только великого аэда Гомера, но и его критика Платона, а также и других «серьезных» авторов – Цицерона, Лукиана и Апулея. Причиной критики Гомера автор считает профессиональную зависть к талантливому и популярному поэту. В статье использованы многие древние источники, в которых красочный вымысел использован как важный атрибут литературы, включая философскую. Он рассматривает Гомеровские поэмы в качестве скорее социальной или даже научной фантастики, чем фэнтези. В конце статьи помещена таблица, в которой сравниваются основные характеристики мифа, фэнтези и научной фантастики.

 
Было достаточно сказано о пренебрежительном отношении многих поклонников «серьезной» литературы к современной фантастике в целом. Теперь же следует дополнить сказанное несколькими замечаниями, чтобы далее развить тему, заявленную в названии этой главы. Подобное пренебрежительное отношение в немалой степени обосновано тем, что зачастую в фантастике чудесное вольно или невольно отвлекает внимание читателей от реальности бытия и жизненной драмы, уводит его в мир грез. (Именно поэтому фантастику считают формой эскапизма, однако здесь она не сильно отличается от всей художественной литературы, а также от религии, особенно тех ее форм, которые придают большое значение медитации.) Прежде всего это определено самой природой фантастики, которой трудно обойтись без чудесного, а затем – низким качеством многих произведений этого жанра с точки зрения литературной критики, да и требовательных, вдумчивых читателей. Последнее же во многом связано с тем, что по мере развития печатного дела и домашних пишущих устройств, немалое число романтиков и фантазеров, искренне верящих в свое призвание, получили доступ к созданию идеальной и правдоподобной иллюзии. Со временем количество не переросло в качество, но лишь увеличило объем того, что прежде было метко названо «нуль-литературой». Люди, не обладающие ярко-выраженным писательским даром, пошли «по пути наименьшего сопротивления», то есть стали создавать фантастику в чистом виде, а не художественную литературу, доля вымысла в которой в незначительной степени превосходит ту меру, сверх которой в век технического прогресса и начинается фантастика.

 

А. А. Тарасенко - О древности и популярности жанра фантастики

Скрижали. 2023. Выпуск 23. С. 94–155.

Александр Тарасенко - Врачебная ошибкаАлександр Тарасенко (род. 1965, г. Мелитополь Запорожской области). Доктор теологии. Автор монографий и статей по библеистике.
 
В сфере фантастики опубликовал рассказ «Письмо ушельца» («Искатель», 1988) и статью «О древности и популярности жанра фантастики» («Скрижали», 2023).
 

Александр Тарасенко - Врачебная ошибка

Молчаливое Евангелие
Опубликовано в журнале "Млечный путь, 21 век" № 3, 2023 (44), Иерусалим
 

Александр Тарасенко - Врачебная ошибка - Прбуждение

И вот здесь следует напомнить, что обычный поход дальней разведки длится как минимум полгода по земному календарю, но это если не повезет с открытием. Известно, что даже мертвая экзопланета могла задержать возвращение корабля разведки на Землю. Этот же поход затянулся на год с лишним – водные и пищевые запасы пополнялись на месте; после хорошей обработки местные дары не казались опасными, а натуральные, пусть и чужие, продукты всегда приятней походного пайка. Вот и посчитайте: более года пациент находился в глубоком анабиозе, затем после броска домой его передали местной службе, а та через несколько недель переправила камеру со спящим на Землю. В общем вышло, насколько я помню запись в истории болезни, без малого пятнадцать земных месяцев. Но это только срок от начала комы до прибытия на Землю. А там с пробуждением не торопились, желая прежде шаг за шагом выработать верную схему лечения. Случай был неординарным, поэтому начало возвращения к жизни затянулось еще на пару месяцев. Вы же понимаете, конференции, симпозиумы, совещания… Фантасты уже писали всякую чушь о пробуждении комара. Наконецто, консилиум врачей Клиники реабилитации астронавтов и других лечебных центров разработал методологию, и пациента стали выводить из анабиоза.
 
 
Все прошло удачно: пульс и дыхание больного пришли в норму спящего человека, только вот сам спящий не захотел пробуждаться. Он просто продолжал свое небытие, но теперь в виде крепкого сна. Небо свидетель: такого еще в нашей практике не случалось! Как сказала наша шеф-уборщица: «Что-то у него не сконтактировало по пути от правой стопы к левому уху». Вы находите это смешным? Но, между прочим, под ее присмотром роботы-уборщики работали очень квалифицированно. Вы же понимаете, «не боги горшки обжигают»…

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (14 votes)
Аватар пользователя tarasenko