Монографии по библеистике МинДА
Библейский журнал «Скрижали», продолжая традицию изданий монографий, рад возможности представить исследование Александра Тарасенко, посвященное новозаветному Соборному посланию апостола Иакова. Публикуемая монография основана на докторской диссертации, защищенной в 2017 г. на Гуситском теологическом факультете Карлова университета в Праге (HTF UK v Praze).
Автор рассматривает Послание апостола Иакова в контексте времени его создания, умонастроений и чаяний еврейского народа на стыке двух великих эпох – эпохи Второго Храма и эпохи возникшего из недр иудейской традиции христианства. Особенностью представляемой библейско-богословской работы является то, что она делает основной акцент на типе религиозного мышления автора послания, которое является продуктом своего времени, отражающим актуальные в то время литературные традиции, а также социальные и этические воззрения. Как отмечает сам исследователь, в данной работе «главный фокус смещен с фигуры писателя, какой бы яркой личностью он на самом деле не оказался, на текст Послания и эпоху, его породившую. Поэтому главный акцент поставлен не на Иакове Праведном, человеке, сделавшем быструю карьеру в первой церкви, но на той форме религиозного мышления, которая подменяет реальность идеалистическим миром, а привычные законы политики, психологии и социологии – метафизическими законами Царства Божьего».
Александр Тарасенко - Послание Иакова. Галахическая энциклика иерусалимского «епископа» и еврейский мир начала новой эры
Минск : Издательство Минской духовной академии, 2020. – 396 с. – (Монографии по библеистике, № 4).
ISBN 978–985–7145–37–9
ISBN 978–985–7145–37–9
Александр Тарасенко - Послание Иакова. Галахическая энциклика иерусалимского «епископа» и еврейский мир начала новой эры - Содержание
ОТ РЕДАКТОРА. Архимандрит Сергий (Акимов)
ВВЕДЕНИЕ
- 1. Формат работы
- 2. Литературный контекст Послания Иакова
- 3. Герменевтический подход
- 4. Источники и ограничения
- 5. Уточнение терминов
ЧАСТЬ 1. ЭПИСТОЛЯРНОЕ ИСКУССТВО В ДРЕВНОСТИ И ЭНЦИКЛИКА ИАКОВА
-
1.1. Эпистолярный жанр в древности
- 1.1.1. Греко-римский мир
- 1.1.2. Еврейский мир
- 1.1.3. Предназначение и типы эпистол
- 1.1.4. Энциклика
-
1.2. Галаха как новый жанр
- 1.2.1. Причины появления галахи
- 1.2.2. Сущность жанра
- 1.2.3. Трансформация реальности в идеалистический мир галахи
- 1.2.4. Методология
-
1.3. Иаков Праведный как историческая личность
- 1.3.1. Дискуссия об авторстве Послания и еепричины
- 1.3.2. Свидетельство Нового Завета: лидер первой общины и брат Господа
- 1.3.3. Свидетельство патристической традиции: праведный епископ
- 1.3.4. Свидетельство Послания: набожный иудео-христианин
- 1.3.5. Греческий язык автора на фоне еврейской полилингвичности
-
1.4. Основные характеристики Послания. Его восприятие в первые века новой эры
- 1.4.1. Структура: тезисы и их обоснования
- 1.4.2. Важные темы, отсутствующие в энциклике
- 1.4.3. Адресаты
- 1.4.4. Цель и дата
- 1.4.5. Послание в патристической традиции
ЧАСТЬ 2. ИУДЕЙСКИЙ МИР В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЭРЫ
-
2.1. Палестина и Диаспора
- 2.1.1. Историческое разделение «еврейского мира»
- 2.1.2. Формирование двух типов иудаизма
-
2.2. Религиозные изменения в иудаизме эпохи Второго Храма
- 2.2.1. Эллинизация Востока и Израиля
- 2.2.2. Появление хасидеев как ответная реакция на эллинизацию Израиля
- 2.2.3. Книжники и мудрецы Израиля
- 2.2.4. Синагога как религиозный институт в эпоху Второго Храма
- 2.2.5. Мессианские чаяния и их географическое разделение
- 2.2.6. Миссия: иудейская и христианская
-
2.3. Религиозные и политические конфликты
- 2.3.1. Религиозные лидеры Израиля: фарисеи, саддукеи и ессеи
- 2.3.2. Новая секта последователей Иисуса из Назарета
- 2.3.3. Антисемитизм как ответная реакция на еврейскую активность
- 2.3.4. Гонения на христиан
ЧАСТЬ 3. ГАЛАХА ПОСЛАНИЯ
-
3.1. Персонажи Танаха как примеры для подражания в контексте аггадической традиции
- 3.1.1. Авраам
- 3.1.2. Раав
- 3.1.3. Иов
- 3.1.4. Илия
-
3.2. Аспекты галахической энциклики
- 3.2.1. Теология
- 3.2.2. Социология
- 3.2.3. Этика
-
3.3. Теологические аспекты
- 3.3.1. Искушение и награда
- 3.3.2. Вера и дела
- 3.3.3. Дружба с миром как вражда с Богом
- 3.3.4. Сила молитвы
-
3.4. Социальные аспекты
- 3.4.1. Социально-экономическое неравенство
- 3.4.2. Стремление учить и социальное разделение между хахамим и ам-гаарец
- 3.4.3. Распри внутри общин
-
3.5. Этические аспекты
- 3.5.1. Радость в искушении 3
- 3.5.2. Diakri,nwкак преграда для получения мудрости
- 3.5.3. Двоедушие как причина неуспеха
- 3.5.4. Двуязычие как путь к разрушению Божьего шалома
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 1. Соответствие формы и содержания в Послании
- 2. Сумма формы и содержания – идеализация праведной жизни
ПРИЛОЖЕНИЕ. Бог не искушает злом: вариант прочтения Иак. 1:13 в контексте древних представлений о Божественной автократии
БИБЛИОГРАФИЯ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Александр Тарасенко - Послание Иакова. Галахическая энциклика иерусалимского «епископа» и еврейский мир начала новой эры - Бог не искушает злом: вариант прочтения Иак. 1:13 в контексте древних представлений о Божественной автократии
Общепризнано, что Послание Иакова является самым необычным, если не загадочным, документом Нового Завета.
Многие вопросы, возникающие при его чтении, вызвали бурную полемику среди ученых и до сих пор не получили однозначных ответов. Но при таком разнообразии сложных тем краткое утверждение о непричастности Бога к искушению (злом) в 1:13 для современных комментаторов стало настоящим crux interpretum. К сожалению, в своих исследованиях они не объясняют, каким образом это категоричное мнение иерусалимского «епископа» согласуется с информацией Танаха о всевластии Бога, искушающего свой народ.
Вообще же тема искушения человека является одной из важных в библейской теологии. Сама история человечества (в изложении Священного Писания) началась с искушения Адама и Евы змеем, а в результате их грехопадения все трое были прокляты Богом (Быт. 3). В Библии и еврейской литературе эпохи Второго Храма упоминаются различные искушения, перед которыми не устояли как известные люди, включая служителей Божьих, так и малоизвестные, простые обыватели. Ниже перечислены виды искушений и те, кто поддался им, первым же помещено наиболее распространенное.
Вообще же тема искушения человека является одной из важных в библейской теологии. Сама история человечества (в изложении Священного Писания) началась с искушения Адама и Евы змеем, а в результате их грехопадения все трое были прокляты Богом (Быт. 3). В Библии и еврейской литературе эпохи Второго Храма упоминаются различные искушения, перед которыми не устояли как известные люди, включая служителей Божьих, так и малоизвестные, простые обыватели. Ниже перечислены виды искушений и те, кто поддался им, первым же помещено наиболее распространенное.
1. Деньги: Ахан (И. Нав. 7:20–21); Гиезий, слуга пророка Елисея (4 Цар. 5:20–24); некоторые сподвижники Иуды Маккавея (2 Мак. 10:20–22); многие жрецы Второго Храма (Jos. Ant., XX, 181, 206–207; M. Sheq. 1:3–4; Т. Sota 13:8; TJ. Sota 24а.72–76); Иуда Искариот (Мф. 26:14–16; Ин. 12:4–6); Ананий и Сапфира (Деян. 5:1 сл.). Данное искушение было настолько распространено, что послужило основой для известной максимы о невозможности служения одновременно двум господам – Богу и маммоне (Мф. 6:24; Лк. 16:13; о маммоне см.: 3.4.2. Стремление учить и социальное разделение между хахамим и ам-гаарец).
2. Власть: Саул (1 Цар. 13:8–14; 15:17–31); Давид (2 Цар. 8:18, 11), его сыновья и внуки, как то: Авессалом (2 Цар. 15:1–12; 18:18), Адония (3 Цар. 1:5–10) и Ровоам (3 Цар. 12:1–15; 2 Пар. 10:1–15); Озия (2 Пар. 26); Навуходоносор (Дан. 4:26–34); первосвященники Второго Храма (T. Men. 13:21).
3. Женщины: патриарх Иуда (Быт. 38:14 сл.); Самсон (Суд. 16:4 сл.); Давид (2 Цар. 11) и его сыновья, как то: Амнон (2 Цар. 13), Адония (3 Цар. 2:13–25) и Соломон (3 Цар. 11); безымянный юноша (Прит. 7).
Эти свидетельства наводят читателей на мысль о полной человеческой несостоятельности в преодолении искушений, даже тогда, когда речь идет о людях, на первый взгляд, вполне достойных и порядочных. При этом следует отметить, что Бог не был инициатором ни одного из них. А все краткое поучение «раба Господа», взятое целиком (Иак. 1:13–14), гласит, что человек не должен обвинять Бога в обрушившемся на него искушении и при этом даже не видеть собственной вины в случившемся.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо, Александр, за ценный
Спасибо тов. Админу за мое
Еще Т. 2 должен быть (мне уже
Кстати, обратите внимание:
спасибо